Предпосылки появления антикафе и его история
Скачать 2.96 Mb.
|
Эргономические и функциональные требования при проектировании интерьеров антикафе Задачей дизайнера при проектировании общественного заведения является способ организовать целенаправленное движение в интерьере таким образом, чтобы помочь человеку во время движения увидеть то, что является объектом целенаправленного внимания, сократить усилия, направленные на ориентацию в пространстве, а также на преодоление различных препятствий, связанных с физическими параметрами движения (расстояние, подъем, мебель и т.п. Эргономичный подход предполагает наличие в архитектурной системе объекта исследования и проектирования трех системообразующих компонентов: Человек – «мотиватор» системы, которая определяется своими характеристиками (физиологическими, психологическими, медицинскими и т.п.), антропологическими параметрами и основными требованиями к мебели и оборудованию, а также и к внутреннему пространству помещения, в котором происходит функциональный процесс; «Технологическая» подсистема – мебель, оборудование и т.д., которые обеспечивают как выполнение данного функционального процесса, так и выполнение других функциональных составляющих подсистемы «человек» – антропометрических, физиологических, психологических особенностей человека (работника, посетителя); Архитектурная среда, характеристиками которой является объем (кубатура), габариты (длина, ширина, высота и т.п.) и обусловленной как особенностями «подсистемы-мотиватор» (человека, группы, населения и т.п.), так и необходимым оборудованием, и мебелью. Структурная организация плана и упорядоченность целенаправленного движения в интерьере антикафе требует обязательного учета ряда условий: четкая дифференциация планировочной структуры плана на площади: конструкций и оборудования, коммуникационные, функциональные, подготовительные, остаточные (полезные и бесполезные); определение количества источников целенаправленного движения; раскрытие качества и характера обязательных и желательных связей между функциональными зонами; интеграция и дифференциация функциональных зон по принципу функциональной и психологической совместимости; устранение пересечения потоков, необоснованных спусков-подъемов; сокращение расстояний между основными функциональными участками, выбора прямолинейного графика движения, достижения простоты и ясности архитектурного решения. Количество взаимодействующих функциональных зон (главный вход, гардеробная зона, туалетные комнаты, зона ресепшена и т.д.) определяют количество функциональных связей. Увеличение функциональных зон влечет за собой увеличение маршрутов целенаправленного движения в арифметической прогрессии. В архитектурно-планировочной структуре интерьера взаимодействие функциональных зон определяется требованием функционального процесса. В этой связи следует различать обязательные, желательные и нежелательные функциональные связи. Сокращение расстояний между функциональными зонами являются непременным условием упорядоченности целенаправленного движения в антикафе. Психологические предпосылки целенаправленного движения обусловлены практической необходимостью и желанием поскорее достичь своей цели. Отсюда сокращение расстояний между функциональными зонами помещения антикафе. Принцип упорядоченности взаимодействия функциональных зон во времени основан на том, что во взаимодействии функциональных зон, если их много, существует определенная технологическая последовательность. В зонах целенаправленного движения важным фактором является создание условий быстрой ориентации, за счет сокращения напряжения внимания, путем структурной организации композиции интерьера. Структурность является важнейшим качеством композиции интерьера, облегчает и ускоряет процесс восприятия. При многократном восприятии отдельных элементов интерьера в воспринимающей системе осуществляется отбор образцов и формируются некоторые обобщенные «эталоны». Процесс восприятия неизбежно включает операцию сравнения виденного в данный момент предмета и хранится в памяти «эталоном», который является типичным образцом вариантов данной формы. Образцы типовых форм обладают наибольшим постоянством. Эта рационализация осуществляется за счет того, что наблюдатель сам поставляет себя информацией, которой не хватает в физических объектах интерьера. К проектированию мебели, как одного из наиболее существенных элементов оборудования искусственно созданной внутренней среды, обеспечивающей оптимальные условия труда и отдыха, применимы антропометрические, гигиенические и психологические требования эргономики. Разработка интерьера и его оборудования базируется на всестороннем изучении условий, влияющих на физиологическое состояние человека. Воздействие окружающей среды учитывают через такие показатели, как пульс, частота дыхания и кровяное давление при комфортных условиях. Разрабатывая внутреннюю среду и ее оборудование, стремятся добиться того, чтобы человек мог эффективно работать в течение коротких и продолжительных промежутков времени. Таким образом, для обеспечения нормального функционального процесса взаимодействующие функциональные зоны должны размещаться в пространстве в определенной технологической последовательности и быть приближены друг к другу. Несоблюдение технологической последовательности во взаимодействии функциональных зон во времени ведет к пересечению людских потоков, увеличивает маршруты целенаправленного движения, усложняет ориентацию. Анализ аналогов дизайна интерьеров антикафе В связи с тем, что первые заведения, работающие в формате концепции «третьего места» появились не в России, создатели российских «свободных пространств» предпринимают попытки адаптировать данные заведения под особенности российского менталитета и русской культуры. Открывая антикафе, создатели ориентируются в первую очередь на опыт уже функционирующих антикафе России. В процессе создания антикафе организаторы часто берут за основу лишь элементы, которое лежат на поверхности (форму оплаты, элементы организации досуга и т.д.), не понимая значимости каждого из элементов для российских потребителей. Это обстоятельство приводит к тому, что потребительская ценность, которую несет в себе антикафе и потребительская ценность, которую, по мнению посетителей, должно нести в себе антикафе, не совпадают. Как следствие – непонимание посетителями формата заведения и ограниченность потока (трафика) клиентов. В конечном итоге данный факт приводит к неокупаемости, нерентабельности существования заведения. В 2012 году началось масштабное открытие антикафе и распространение их по миру. Хотя подавляющее большинство антикафе на данный момент находится на территории Российской Федерации, их формат широко распространен в странах СНГ и выходит на европейский рынок. Интерьер тайм-кафе «The Book Club», расположенный в Лондоне, Великобритания, является уникальным по нескольким причинам, ведь его оформление – это сочетание современных решений в интерьере с классическим английским стилем, в соответствии с рисунком 1. Дизайнером Шай Акрам помещения создан как аллюзия на стиль Нью-йоркских баров и кафе. Зал на первом этаже, где расположился бар, столовая и комнаты для настольного тенниса – это большое светлое помещение. Большие панорамные окна условно его соединяют с улицей. Старые кирпичные стены гостиной – это наследие викторианской эпохи, оставленное нетронутым. Большие круглые окна в них позволяют чувствовать окружающее пространство. Обилие зелени на стенах в сочетании с индустриальным дизайном – деталь, придающая атмосфере домашнего уюта. Этому же способствуют роскошные ткани для штор и обшивка мебели. Разделены на зоны места отдыха, а также длинные столы, за которыми в стильной столовой может расположиться достаточно большое количество людей – еще одно современное решение. Дизайн интерьера тайм-кафе «Среда» в Москве ориентировано на молодежную аудиторию, гостей-единомышленников, студентов и творческих личностей, которые могут похвастаться своей динамичностью, плодотворно и с интересом проводя свободное время. Среди гостей заведения фрилансеры и представители самых разных профессий. Именно для них и был разработан нестандартный дизайн интерьера, противоположный первому примеру тайм- кафе в Великобритании, оснащенный минимализмом во всех его проявлениях без лишнего декора. Большое пространство практически полностью открыто со всех сторон, дополнительному эффекту простора соответствуют белый цвет в интерьере. Также мебель всего антикафе поддерживает идею простоты и лаконичности форм, выполненная в абсолютно минималистичном решении. Также можно упомянуть дизайн интерьера тайм-кафе «Мансарда» в Санкт-Петербурге как антипример. Это место рассчитано на большое количество развлечений, но в плане дизайна имеет некоторые недочеты. Например, обилие разноцветных фактур и разностилевых элементов интерьера скорее напоминает не домашний уют или место для развлечений и досуга, а скорее старый чердак, в котором находится множество вещей прошлых эпох разных периодов, то есть отсутствует гармоничное сочетание стилевого решения. Таким образом, на основе выявленных аналогов антикафе разных стилистических решений можно отметить самые значимые черты, которые должны быть присуще каждому антикафе для привлечения как можно большего количества людей. Такими чертами являются: простота и лаконичность дизайна интерьера; функциональное разделение зон; уютная дружеская обстановка; современные технологии; совмещение досугового пространства с некой активной деятельностью; стилистически обоснованное решение всего интерьера; но в то же время индивидуальность данного дизайн-п |