уу. Предпринимательство сущность, история, перспективы развития после изучения данной главы вы будете
Скачать 185.14 Kb.
|
Глава 2 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ После изучения данной главы вы будете: знать — истоки возникновения и эволюцию развития теории предпринимательства; — ведущих ученых, внесших вклад в изучение предпринимательства; уметь — выделять новое и видеть преемственность в предпринимательской деятельности; — ориентироваться в основных концепциях предпринимательства; — использовать накопленный и изученный опыт для решения современных коммерческих проблем; владеть — дискуссионными навыками проблемами прошлой и современной деловой Жизни. Начиная изучать экономику предприятия, каждый практически сразу сталкивается с понятием предпринимательства. Возникает вопрос: как соотносятся эти категории? Что в них общего и специфического? И сразу выясняется, что однозначно ответить сложно. Чтобы разобраться в этой проблеме, нужно посмотреть, как она формулируется в экономической литературе. И. П. Бойко предлагает рассматривать экономику предпринимательства в широком смысле как самостоятельную дисциплину, а в узком смысле экономика предприятия и экономика предпринимательства, по его мнению, совпадают. В принципе такой подход имеет право на существование, но, на наш взгляд, точнее соотношение «предприятие» и «предпринимательство» определить как две относительно самостоятельные стороны одного и того же процесса. Предприятие выступает как первичное звено любой экономической. системы, в котором происходит соединение факторов производства с целью создания товара или услуги, удовлетворяющих общественные потребности. Предпринимательство является одной из общественных форм, в которых может существовать предприятие. Как производственный процесс, так и его общественные формы видоизменяются со временем под воздействием развития производительных сил и экономических отношений. Поэтому чтобы получить полное представление о предприятии и предпринимательстве как экономических категориях, нужно рассматривать их в историческом развитии. Научное изучение сущности предпринимательской деятельности началось достаточно давно, но до сих пор нельзя сказать, что создана. более или менее цельная теория предпринимательства, — и это несмотря на то, что многие исследователи и целые научные школы уделяли данному вопросу немалое внимание. Существует довольно большой разброс в подходах и к самому явлению, и к его основным характеристикам. В процессе изучения данного общественного феномена можно выделить ряд этапов, в рамках которых, в свою очередь, существуют разные подходы. Связано это с постоянным развитием общественных отношений и изменением роли и места предпринимательства как фактора развития, а также объективным саморазвитием экономической теории. 2.1. Предпринимательство в период Античности и раннего Средневековья С той поры как предпринимательство попадает в поле зрения ученых, мыслителей, общественных деятелей, можно говорить об отдельных высказываниях, общих оценках данного явления. Человечество в лице основной части интеллектуальной элиты общества изначально негативно относилось к предпринимательской деятельности в целом. Период такого отношения охватывает целые эпохи — Античность и раннее Средневековье, Негативную оценку можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, в указанные исторические периоды предпринимательство не являлось материальным фундаментом общества, каковым оно становится в период развитых рыночных отношений. Утверждение на первый взгляд странное, поскольку экономика — материальная основа существования любого общества. Но не любая экономическая система может быть названа предпринимательской — ею является только та, которая непосредственно направлена на извлечение прибыли, а не просто на удовлетворение каких-либо потребностей. Во-вторых, главные формы предпринимательства в период его появления — торговля и ростовщичество — носили в глазах общества скорее негативный, чем позитивный характер. В античные времена деятельность, например, купца считалась недостойной свободного человека. Более того, по мнению Платона, торговля относится к занятиям, «которые имеют сильную склонность к тому, чтобы делать людей плохими»! Платон считал земледелие главной отраслью экономики, Он обосновывал идею о том, что горожан следует наделять земельными наделами, но при этом не допускать их чрезмерного обогащения. Если стоимость имущества в четыре раза превышает стоимость надела, то излишек должен передаваться в собственность государству. Платон настаивал на сохранении натурального хозяйства, которое не приводит к расслоению и более справедливо. Историческая справка. Платон: «Свободные люди, добровольно примыкающие к сословию слуг, поставляющие друг другу плоды земледелия и других ремесел и распределяющие их между собой, одни на рынках, другие, переезжая из города в город по суше и по воде, в также обменивающие деньги на товар и на другие товары, — иначе говоря, люди, которых мы называем менялами, купцами, владельцами судов и мелочными торговцами, станут ли считать себя причастными искусству государственного правления? Аристотель также отрицательно относился к торговле, как впрочем, и к любой деятельности, связанной с наживой и разрушающей натуральное хозяйство. Экономическую деятельность он делит на два вида — естественную, связанную с созданием жизненных блат, и деятельность, направленную на приобретение денежного богатства. Науку о создании первого вида богатства он называет экономика, а второго — хрематистика (от греч. «крема» — имущество, владение). Первый вид деятельности, представленный земледелием, ремеслом и мелкой торговлей, должен всячески приветствоваться, поскольку направлен на удовлетворение жизненных потребностей общества. Второй связан с бесчестными крупными торговыми, посредническими и ростовщическими сделками, которые направлены на достижение корыстных целей. Отрицательным отношением к предпринимательской деятельности характеризуется и раннее христианство, которое не в пользу этого явления истолковывало учение Иисуса Христа о богатстве. Раннее христианство безоговорочно осуждало как воровство, так и богатство: «Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый в царство небесное» (Евг. от Матфея, 19:24); «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим» (Евг. от Матфея, 19:24); «Давай взаймы, ничего не ожидая взамен» (Евг. от Луки, \1, 35). Следует отметить, что католическая церковь, в период Средневековья отрицательно относясь к предпринимательству, сама небезуспешно занималась деятельностью, направленной на обогащение, систематическое извлечение дохода. Ей принадлежит, возможно, самый блестящий предпринимательский проект всех времен и народов. Речь идет в продаже индульгенций. Затраты минимальные, высокая прибыль и ни одной рекламации на качество оказанной услуги, Принципиально меняются взгляды на место и роль предпринимательства в жизни общества с появлением капиталистических экономических отношений. Это понятно уже из тех соображений, что синонимом капиталистической экономики является предпринимательская экономика. Господство рыночных отношений, развитие торговли и на ее основе появление промышленных форм производства заставили по-новому взглянуть на предпринимательство. Преимущественно негативное отношение к этому явлению сменяется на достаточно позитивное, но для этого должен был произойти серьезный перелом за сознание народных масс. Огромную роль в становлении новых экономических отношений сыграло возникновение протестантства. Вполне понятно, что в Средние века, когда менталитет основной массы населения формировался на основе религиозных догматов, отношение церкви к тому или иному общественному явлению играло если не определяющую, то существенную роль. Упомянутое в основном негативное отношение католической церкви к предпринимательству не могло не оказывать тормозящего воздействия на формирование капиталистических экономических отношений. Трудно сказать, что в этих процессах является первичным, а что вторичным, как в известном споре о том, что появилось раньше, курица или яйцо, но возникновение нового христианского учения, с одной стороны, стало реакцией на принципиальные изменения в общественных отношениях, а с другой — мощным катализатором их становления и развития. Невозможно переоценить значение общественного сознания в период появления новых революционных идей. Идеи становятся господствующими, когда их воспринимает подавляющее большинство населения, которое может как тормозить, так и увеличивать скорость преобразований. Так было всегда и везде в мировой истории. Й. Шум-петер приходит к выводу, что социальная среда всегда оказывает противодействие новому. Особенно активно оно со стороны тех, чьи интересы новатор вольно или невольно ущемляет. Сопротивление может проявляться как в виде препятствий правового или политического характера, так и в общественном осуждении. Сопротивление оказывается всегда, но в разной степени — в зависимости от того, насколько общество привычно к отклонениям. Когда социум находится на более примитивном уровне развития культуры, сопротивление сильнее. Это может погубить новатора, потому что даже удивление, даже пристальное внимание оказывают на него давление. А выражение неодобрения или обструкция вовсе могут заставить человека отказаться от какой- либо деятельности. Когда мы говорим о благотворном влиянии протестантства на формирование предпринимательской экономики, то, естественно, речь идет не о религиозных догматах, а о протестантской этике, которая по своему содержанию в наибольшей степени соответствовала процессу первоначального накопления капитала. На это одним из первых обратил внимание М. Вебер в своем знаменитом исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» (1905)1. Но, внеся основательный вклад за изучение факторов появления предпринимательской экономики, М. Вебер впадает в крайность, определяя протестантскую этику как чуть ли не единственную и решающую причину появления капитализма. М. Вебер считал, что стремление к получению дохода присуще всем обществам и само это стремление не является имманентной чертой только капитализма. Но до его появления главными средствами наживы были неэквивалентный обмен, насилие, войны и другие неэкономические средства. Капитализм дал возможность получения дохода за счет мирных, общественно признанных способов получения дохода. Каким же образом возникает капитализм с его рациональной организацией свободного труда? Сравнительный анализ условий существования человеческого общества до и в момент появления предпринимательской экономики привел Вебера к выводу, что единственным крупным фактором, различающим эпохи, является появление в средневековой Европе протестантизма, который и стал основой формирования духа капитализма. Отсюда следует вывод, что сам по себе человек не обладает никакой капиталистической природой, а капиталистический дух является результатом воспитания человека в обществе, в котором рационализм и самоограничение в интересах дела становятся высшими ценностями, т.е. в обществе, где господствует протестантская этика аскетизма. Труд в этом обществе имеет высшую ценность и становится смыслом жизни, обязанностью каждого добропорядочного члена общества. Богатство, полученное в результате трудовой деятельности, в протестантской этике воспринимается как признак избранности, а его создатель — как праведник. «На этой основе у отдельного человека возникал импульс к методическому контролированию своего поведения (для того чтобы обрести уверенность в своем избранничестве) и тем самым к его аскетическому преобразованию, — писал М. Вебер. — Этот аскетический стиль жизни сводился... к ориентированному на божественную волю рациональному преобразованию всего существования»2. Предпринимательство представлялось, с одной стороны, как смысл жизни, а с другой — как религиозный долг. Выводы М. Вебера косвенно подтверждает и процесс зарождения капиталистических экономических отношений в дореволюционной России. Можно без всяких преувеличений сказать, что официальная православная идеология была тормозом в развитии капиталистических отношений. Европейское протестантство утверждало, что богатый: человек угоден Богу, а бедным быть грешно. Русские предприниматели, исходя из догматов православной церкви, ориентировались не столько на земную жизнь и земные ценности, сколько на идею Царства Небесного. Православные каноны утверждали, что богатство Бог дает человеку в пользование и потребует по нему отчета. Практически национальной чертой стало осознание греховности богатства. В. Шуберт в книге «Европа и душа Востока», наблюдая парадоксальное с точки зрения европейца отношение русских к богатству и нищете, отмечал: «Среди европейцев бедный никогда не смотрит на богатого без зависти, среди русских богатый часто смотрит на бедного со стыдом. В русском живо чувство, что собственность владеет нами, а не мы ею, что владение означает принадлежность чему-то, что в богатстве задыхается духовная свобода». В становлении капиталистических экономических отношений в России не последнюю роль сыграло старообрядчество. Одной из специфических особенностей первоначального накопления капитала в нашей стране было крестьянское предпринимательство, которое как исторический казус встречалось в других странах, но нигде не приобретало, такого размаха. Так, среди крестьян наибольшей предрасположенностью к предпринимательской деятельности обладали староверы. Их религиозные убеждения (аскетизм, абсолютная честность, неприятие алчности, искупление греха каждодневным все очищающим трудом) в полной степени соответствуют идеям протестантской этики и в соответствии с концепцией М. Вебера — духу капитализма. В результате из староверов вышло значительное количество наиболее успешных российских предпринимателей первой волны. Историческая справка «Парадокс и урок русского раскола в том, что испугавшаяся европеизации часть народа, вынужденная жить религиозно и экономически самостоятельно, как бы вне и помимо государства, раньше и органичнее пришла к западному пути, чем оставшаяся с правительством, Морозовы, Третьяковы, Мамонтовы, Щукины, Гучковы, Рябушинские — из старообрядцев»?, Следует отметить, что протестантская этика хороша именно в период, первоначального накопления капитала, но теряет свое значение в современных условиях, когда аскетизм никак не отнестись к характеристикам современного предпринимателя. Поэтому, отдавая должное исследованиям М. Вебера, только на их основе определить сущность предпринимательской деятельности не представляется возможным. |