Главная страница
Навигация по странице:

  • Творческие задания на уроках музыки

  • 2 испр. ВКР Тюбина Е. 33 гр 20201г. Применение творческих заданий на урок


    Скачать 166.46 Kb.
    НазваниеПрименение творческих заданий на урок
    Дата28.05.2022
    Размер166.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2 испр. ВКР Тюбина Е. 33 гр 20201г.docx
    ТипУрок
    #554230
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Глава 2. Виды музыкальной деятельности с использованием творческих заданий на уроках музыки


      1. Виды музыкальной деятельности


    Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображение, ощущения.

    В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песне, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте, а также внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.[7, c.65]

    «Музыкальная деятельность младших школьников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие, и развитие интереса к музыке». [16, с.219]

    В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, пение (хоровое пение), музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. В пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах осуществляется исполнительство и творчество. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие младших школьников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.


      1. Творческие задания на уроках музыки


    Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

    Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

    В нашей работе под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

    Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

    Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

    - не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

    - является практическим и полезным для учащихся;

    - связано с жизнью учащихся;

    - вызывает интерес у учащихся;

    - максимально служит целям обучения.

    Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.[21, c.176]

    Творческие задания при восприятии музыки.При прослушивании музыкальных произведений дети цветными карточками проводят аналогии музыки с цветом. С интересом школьники передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках, используя различные цветовые гаммы, холодные и теплые тона, линии, штрихи, геометрические формы, как средства выразительности. Светлые тона – светлое, нежное, спокойное настроение музыки, темные – тревожность, таинственность, яркие, сочные краски – веселый, радостный характер музыки. Важно не просто изображение музыкальных портретов, внешних обликов, звукоизобразительность, но и проникновение в сущность персонажей. Эти рисунки отличаются нестандартностью ассоциаций. 
    «Для того, чтобы любить музыку, надо, прежде всего слушать», - утверждал композитор Д.Д. Шостакович. И это действительно так. Правда, в своём высказывании он подразумевал классическую музыку, созданную десятки и сотни лет назад, до сих пор вызывающую у слушателя искреннее восхищение своей красотой. Но где современному школьнику предоставляется возможность послушать такую музыку? В большинстве своем домашние радиоканалы не настроены на эфир, передающий классику, а забиты «доморощенными» хитами, «раскручивающими» преимущественно скороспелых эстрадных крикунов. По ТВ же отрывки из музыкальной классики в последнее время чаще всего используются в качестве звукового фона к рекламе. Да и в домашней фонотеке не у всех есть такие записи (хотя сейчас популярна классика в современной обработке). Остаётся одна надежда — на школу с ее занятиями и мероприятиями, которая все еще способна противостоять легкомысленному обращению с музыкой.[13, c.98]

    Главная задача - пробуждать и развивать интерес у школьников к музыке и вызвать яркий эмоциональный отклик на слушаемое. В то же время дети учатся осознавать свои музыкальные впечатления, разбираться в них. Основной путь - словесное высказывание о музыке. Ребята стараются фиксировать чувства и настроения, которые вызывает у них музыка, высказываются о ней, учатся различать на слух и понимать выразительность разных элементов музыкальной речи, понимать их роль в создании образа.

    Чтобы усилить воздействие на память и воображение, при подборе репертуара для слушания часто используются не одиночные произведения, а пары, подобранные по принципу сходства или контраста (условно «тандемы»). Первые символизируют начало какого-то события, вторые - его развитие или окончание. Во время слушания ставится задача придумать сюжетный ход, который мог бы объединить эти произведения (сквозной сюжет, краткий рассказ о происходящем). Например, урок в 4-м классе по «Детскому альбому» П.И. Чайковского — «Болезнь куклы» и «Новая кукла»; в 1-м классе — «Резвушка», «Злюка», «Плакса» Д.Б. Кабалевского; «К Элизе» и «Лунная соната» Л. Бетховена. Восприятие музыки, организованное с помощью тандемных пар, ведёт к более углубленному переживанию музыкального впечатления и, тем самым, к большей заинтересованности детей музыкальным искусством.

    Ещё вариант подбора репертуара для слушания - обращение к образам из мира литературы - сказкам, стихам. С интересом воспринимается музыка антракта к 3-му действию оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» - разнохарактерные отрывки «Море», «Три чуда» (Белка, Богатыри, Царевна Лебедь); «Романс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»; тема родителей из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева; «Мелодия» и хор фурий из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Слушанию каждого из музыкальных фрагментов предшествует чтение и обсуждение содержания соответствующих литературных отрывков.[19, c. 345]

    Задания на активизацию слухового внимания следующие: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов. Безудержное фантазирование по поводу музыки, кроме активизации интереса, мало что даёт музыкальному развитию. Поэтому детскую фантазию настраиваем на выявление формы музыкального произведения, круга его образов. У современных детей, насмотревшихся американских фильмов, круг фантазии нередко ограничен «зрительно обусловленным» содержанием (погоня, перестрелка, «шпион ползёт», «враги бегут», «разбойники веселятся», «дома рушатся» из сферы ужасов). Школьники фантазируют, вращаясь в привычном им круге «ужастиков». Это является серьёзным препятствием к глубокому проникновению в сущность музыки. Но все же, бывает, удается направить детскую фантазию в желаемое русло. Как правило, отвечают те ребята, которым есть что сказать без опоры на образы погони и перестрелок. А остальные, с интересом прислушиваясь к их неординарным ответам, постепенно приобщаются к сфере нестереотипных образов, навеянных музыкой, что обогащает и их фантазию.

    Музыкальное искусство, как утверждал Б.В.Асафьев, испытывает на себе «воздействие немой интонации», пластики и движений человека (включая язык руки). То, что иногда в силу ограниченного словарного запаса дети не могут вовлечь в слова, они показывают с помощью жестов. Эта форма проявления чувств наиболее близка им, доступна и интересна.

    Интересны такие задания: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано (или изображено). «Вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству.[2, c.293]

    С интересом школьники передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках, используя различные цветовые гаммы, холодные и тёплые тона, линии, штрихи, геометрические формы, как средства выразительности. Светлые тона - светлое нежное спокойное настроение музыки, тёмные - тревожность, таинственность, яркие, сочные краски - весёлый, радостный характер музыки. Важно не просто изображение музыкальных портретов, внешних обликов, звукоизобразительность, но и проникновение в сущность персонажей. Эти рисунки отличаются нестандартностью ассоциаций. Даже известные музыкальные произведения, возможно знакомые детям через просмотр фильмов-сказок, видятся ими иначе: снежными образами, озёрами в горах, вихрями, стихией, колдунами.

    Творческие задания при хоровом исполнительстве. Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий
    школьников на уроках музыки. В этом приходится много раз убеждаться при
    опросах ребят: «Почему ты любишь урок музыки? — Потому что мы там поём
    песни».

    К.Д. Ушинский считал «хоровое пение средством воспитания». Как коллективная форма творчества, пение в классе способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей.[15, c.240]

    Школьникам интересны приёмы коллективного пения: запевала и хор «цепочкой», «эхо», «соревнование», «высотный дом», «свет и тень». Элемент заинтересованности и творчества в ход урока вносят распевки, попевки, каноны в игровой форме. Музыкальные приветствия «Прозвенел звонок», «Здравствуйте, ребята», «Солнышко, здравствуй», «Пой, малышка» сразу вводят детей в нужный настрой, способствуя тому, что с первых уроков дети готовятся к предстоящей музыкальной деятельности. Все игры-упражнения нравятся детям и позволяют работать в живой и непосредственной форме над звуком, слухом, строем, ансамблем, ритмом.

    Интересный приём активизации артикуляционного аппарата: «Представьте себе, что перед вами иностранец, и надо спеть так, чтобы он понял ваш русский язык». Школьники спели чётко и ясно, произнеся текст. Добиваясь пения «на зевке», используются образные сравнения: «Откройте рот так, как будто у вас там горячая картофелина», «разогреть горлышко», «горло сделало зарядку».

    Для развития интереса школьников к исполнительским средствам выразительности используются задания: сравни и оцени разное исполнение, расскажи об исполнительском образе, чьё исполнение понравилось больше, почему? [14, c.212]

    Эффективным и интересным средством обучения вокальным навыкам являются творческие задания, использующие приемы импровизации. Импровизация - это мыслительно-музыкальный процесс, проявляющийся в выражении личных чувств, эмоций, настроений и отношений во время исполнения. Это создание нового, придание известному нового качества. Например, «Знакомство» (пропеть фамилию и имя), «Диалог учителя и ученика» (на свободную тему), «Перекличка» (между парами, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь, между классом и учеником»), «Узнай мой голосок», импровизация на звукоподражания, Мини-рассказы (вставить в нужных местах вокальную импровизацию), сочинение мелодии в заданном музыкальном жанре (на слоги тра-та-та - марш, а-а - вальс, ля-ля - полька, м-м - песня). Сочинение собственных песенок, пусть даже примитивных, помогает ребёнку глубже воспринимать музыку, сознательно усваивать средства выразительности, настраивает их на интересное творчество.

    Голосовые игры, речевые упражнения Емельянова, Т. Тютюнниковой с интересом воспринимаются школьниками. Звукоподражания, фонематические загадки эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух. Голосовые игры готовят к управлению своим голосом, интонационным и музыкально-певческим слухом, помогают устранить ряд дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме самый доступный способ профилактики и оздоровления ребёнка. [17, c.15]

    Есть еще одна главная трудность для школьников — в подборе репертуара, разучивание которого «впрок» не надоедало бы и не вызывало «пресыщения». Это хорошие детские песни, в основном малоизвестные, не «запетые» на ТВ и в школьной аудитории (Г. Струве, А. Варламова, А. Усачёва, А.Пинегина, Р. Гуцалюка, М. Протасова, В. Пшеничникова). Это и современная хоровая музыка, которая доступна детям по кругу настроений и образов расширяющая «интонационный багаж», приучающая к современной гармонии. Это и народные песни, которые формируют разносторонность музыкальных интересов («Пошла млада за водой», «Эвие», «А мы просо сеяли», «Варенька»), нетрудные классические, авторские песни, бардовские песни. Большим интересом пользуются эстрадные песни, включающие элементы джаза, хорового театра.

    Интересный репертуар способствует активизации вокальных занятий. Они строятся так, чтобы школьникам нравились, чтобы пение для них стало потребностью. Такая работа способствует сплочению в единый дружный коллектив, выявляет творческую активность. Насыщенная школьная жизнь, обилие мероприятий позволяют использовать разнообразное содержание репертуара в процессе концертной деятельности.

     Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на занятиях музыки. 
    Как коллективная форма творчества, пение способствует раскрепощению стеснительных, неуверенных в себе школьников. Затрудняясь спеть что-то индивидуально, они с радостью присоединяют свой голос к голосам товарищей. 
    Школьникам интересны приемы коллективного пения: запевала и хор, «цепочкой», «эхо», «соревнование» и тому подобные элемент заинтересованности и творчества в ход урока вносят распевки, попевки, каноны в игровой форме. 
    Музыкальные приветствия «Добрый день», «Здравствуйте ребята» и т. п. сразу вводят детей в нужный настрой. Способствуя тому, что с первых занятий дети готовятся к предстоящей музыкальной деятельности. Все игры-упражнения нравятся детям и позволяют работать в живой и непосредственной форме над звуком, слухом, строем, ритмом.

     Эффективным и интересным средством обучения вокальным навыкам являются творческие задания, использующие приемы импровизации. Импровизация – это мыслительно-музыкальный процесс, проявляющийся в выражении личных чувств, эмоций, настроений и отношений во время исполнения. Это создание нового, придание известному нового качества. Например, «Знакомство» (пропеть фамилию и имя), «Диалог учителя и ученика» (на свободную тему), «Перекличка» (между парами, например: «Ау, где ты?» - «Я здесь».), «Узнай мой голосок», импровизация на звукоподражание, сочинение мелодии в заданном музыкальном жанре(на слоги тра-та-та – марш, а-а – вальс, ля-ля – полька, м-м – песня). Сочинение собственных песенок, пусть даже примитивных, помогает ребенку глубже воспринимать музыку, сознательно усваивать средства выразительности, настраивает их на интересное творчество.

    Творческие задания с использованием музыкально-ритмических движений.Младшим школьникам свойственна подвижность, непоседливость. Поэтому на занятиях им нужно дать возможность подвигаться. Вполне приемлемы простые движения у парт – ходьба, марширование, притопывание, подскоки, наклоны, различные движения корпуса, рук, хлопки, щелчки, жестикуляция. Это и элементарные ритмические (танцевальные) движения у парт – полуприседания, шаг с притопом, которые с интересом выполняются школьниками. Конечно, действия детей ограничены условиями кабинета.

    В инсценировках (песен, русских народных обрядах, закличках, сказок, музыкальных игр) класс временно подразделяется на группы, выполняя актерские функции. С интересом имитируются движения знакомых героев песен (ходьба вперевалочку, на цыпочках, движенья крыльев). Пение и прослушивание сочетаются с жестикуляцией или обыгрыванием пантомимических элементов по содержанию. 
     Пластическое интонирование с участием рук, корпуса, ног, наклонов головы воссоздает «пульс» музыкального произведения, его темпа, ритма, динамики, высоты звучания, музыкальной фразировки. Элементы движения, ритмические игры я ввожу для лучшего запоминания ритмического рисунка в разучиваемых песнях (сильная и слабая доли. Затакт, размер, особенности ритма – пунктирный, синкопа). В песнях «Танцуй сидя», «Здравствуйте», «Делай как я», «Лесной хоровод», «Зверобика» - движения заложены самим содержанием и развитием сюжета, они особенно интересны и любимы школьниками. В песне «Веселый музыкант» ребята покуплетно имитируют игру на музыкальных инструментах. Под произведение «Мишка с куклой» дети очень любят имитировать движения самого танца парами

    Учебно-игровая деятельность используется для активизации ребят и формирования у них интереса к музыке. По мере роста и развития их музыкальная деятельность приобретает новые черты. Опыт, объём знаний позволяют не только чувствовать музыку, но и аргументировано судить о характере выразительных средств, направленных на раскрытие определённого жизненного содержания произведения. Постепенно игра приобретает иной характер. Многовариантность музыкального изображения и выражения свидетельствует о том, что музыкальные образы — это не просто «копии» жизненных образов, а образы, возникающие посредством музыки в воображении и представлении слушателей (в данном случае — школьников). Поэтому важно формировать интерес к музыке через игру, так как

    художественная игра активно способствует музыкальному развитию учащихся на различных стадиях их художественного взросления.[23, c.184]

    Творческие задания с использованием игры на детских музыкальных инструментах. Включение в урок игры на музыкальных инструментах всегда является «украшением» занятий. Добавление к голосам необычного тембрового звучания привлекает внимание школьников. Используются в том числе инструменты, которые не имеют чётко выраженной звуковысотности. Сначала идет знакомство (название, способ игры, бережное отношение, хранение, использование). Названия и все другие термины повторяются хоровым ответом по руке учителя. Обсуждается характер тембра инструмента в зависимости от способа игры. Например, если бубен встряхнуть, то звук звонкий, рассыпчатый, а если ударить кулакам по коже, то — глухой, низкий. При знакомстве очень интересна игра «Узнай по звучанию». Показываются инструменты, доминируется их звучание, затем школьники закрывают глаза, и они на слух определяют какой инструмент прозвучал. Можно «поговорить друг с другом задать задание образным (тон-блок и треугольник — это лошадка и кузнечик; собака и белочка — это рубль и коробочка; разговор двух дятлов). Диалог для детей приобретает жизненную конкретность (о чём, как, что). Интересно озвучивание по схеме-партитуре.

    Музицирование используется и в музыкальных сказках, например:«Волк и семеро козлят…», а также после разучивания песен предлагается инструментальное сопровождение (из бубна, тон-блока, маракаса, колокольчиков и треугольника). Дети сами находят нужное звучание и поясняют свой выбор. Играя на детских шумовых музыкальных инструментах, учащиеся подчёркивают наиболее выразительные инновационные особенности каждого предложения. С таким аккомпанементом песня приобретает новое, более интересное звучание. Важно отметить – несмотря на то, что песня бывает очень простая, и может быть выучена за очень короткий промежуток времени, предложенная детям работа вызывает интерес, вносит в занятие игровой элемент и, безусловно, обогащает их музыкально-исполнительский опыт.

    Из такого своеобразного музыкального инструмента, как свистулька (казалось бы, просто детская игрушка), можно извлечь мелодии знакомых детских народных песенок, превратив их в наигрыш.

    Собственно, ручное изготовление детьми музыкальных инструментов - один из способов приобщения их к музыке. Сама природа подаёт «звуковые идеи», подбрасывает материал для изготовления. Подув на зажатую между большими пальцами обеих рук травинку, ребёнок делает из неё звонкую струну-пищалку. Пустой стебелёк-трубка обыкновенного одуванчика легко превращается в пищик, если надрезать его у края. Для подражания маракасам в ход идут пустые банки из-под кофе, стаканчики из-под йогурта, сметаны, колпачки от флаконов, камешки, орешки, болтики. Изображению игры на барабанах способствуют - ведёрки из-под майонеза, старая клеенка. Флейту Пана помогут сымитировать трубочки от высохших фломастеров. Напомнят звучание колокола - чугунные крышки… (и даже качающийся алюминиевый дуршлаг) Вот и загудел целый оркестр подчас в громком, зудящем многоголосном диссонансе. Это всё инструменты-однодневки, но и от них и радость, и творчество, и интерес.

    Интерес, как прекрасный стимул к учению вообще и приобщению в музыке в частности.  При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и конечно не сухое «вдалбливание» песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний. 
    Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребности использования знания, умения на практике (слушание, пение), в самостоятельных занятиях музыкой, то есть в музыкальном самообразовании и самовоспитании. Именно комплекс музыкальных занятий, формирующий ситуацию тождественности музыки и жизни, может обеспечить эффективность деятельности учителя, ориентированной на развитие познавательных интересов детей.

    Обобщив все выше сказанное, мы можем сделать вывод, что познавательные универсальные учебные действия оказывают прямое влияние на интеллектуальный уровень развития ученика, способствуют формированию таких важных навыков, как организация самостоятельного процесса добывания предметных знаний, анализа, систематизации изученной информации, построение выводов и умозаключений, формированию умений решения учебно-познавательных задач. Так же можем сказать, что изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями. Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

    Мы увидели, что каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие младших школьников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Так же именно комплекс музыкальных занятий, формирующий ситуацию тождественности музыки и жизни, может обеспечить эффективность деятельности учителя, ориентированной на развитие познавательных интересов детей.


    1   2   3   4


    написать администратору сайта