Главная страница
Навигация по странице:

  • Приобщение детей старшего дошкольного возраста к восприятию художественной литературы. 2 Содержание

  • 1. Теоретическое обоснование Актуальность темы

  • Цель и задачи Изучая теоретический материал по теме и, видя перспективу своей работы, я поставила перед собой конкретную цель

  • Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

  • Сотрудничество с семьей.

  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  Формирование познавательных интересов и познавательных

  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

  • Формы педагогической деятельности

  • Чтение и рассказывание художественной литературы Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий

  • 1. Чтение или рассказывание одного произведения. 12 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой

  • ОПЫТ РАБОТЫ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к восприятию художественной литературы. ОПЫТ РАБОТЫ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к вос. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к восприятию художественной литературы


    Скачать 6.58 Mb.
    НазваниеПриобщение детей старшего дошкольного возраста к восприятию художественной литературы
    АнкорОПЫТ РАБОТЫ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к восприятию художественной литературы
    Дата11.12.2022
    Размер6.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОПЫТ РАБОТЫ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к вос.pdf
    ТипКнига
    #839131
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы
    «Центр развития ребенка – Детский сад № 38»
    ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя
    Андреяновой Ирины Вячеславовны за 2014 – 2019 гг.
    Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к
    восприятию художественной литературы.

    2
    Содержание
    Введение ……………………………………………………………………3 1. Теоретическое обоснование
    Актуальность темы ………………………………………..........................4
    Научное обоснование………………………………………………………6
    Цель и задачи……………………………………………………………….7
    Ожидаемые результаты……………………………………………………8
    Принципы деятельности…………………………………………………...9 2. Технологическая часть
    Методы и приемы работы с детьми……………………………………...10
    Формы педагогической деятельности…………………………………...11
    Необходимые условия……………………………………………............23
    Ежедневная организация и осуществление деятельности………………………………………………………………25
    Практический результат…………………………………………………49
    Перспективы работы……………………………………………………...51 3. Список литературы………………………………………………………………52 4. Приложения……………………………………………………………………...54

    3
    Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
    думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.
    В. А. Сухомлинский
    Введение
    Значение книги в жизни человека очень велико. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребёнок в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Потом родители читают своим детям, ребёнок, подрастая начинает учить буквы и слоги и опять читает. В школе ученик читает букварь, азбуку, внеклассное чтение, летнее чтение. Во взрослой жизни мы можем читать то, что выберем сами.
    Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
    Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Она учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
    В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
    Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей. Книга не дает готовых рецептов, как научит ребенка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, переживать их. Только любящий книгу ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Прочитанная в детстве книга оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
    Задача взрослого – открыть ребенку всё то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, прежде всего должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

    4
    Сопереживая героям художественных произведений, дети начинают замечать и настроение окружающих людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
    Особенностью читателя-дошкольника является то, что он не умеет читать. Его читательская деятельность базируется на ином типе восприятия искусства – слуховом. При этом ему доступны такие подвиды читательской деятельности, как слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в художественном тексте.
    Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
    Приобщение к чтению – это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации.
    Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.
    1. Теоретическое обоснование
    Актуальность темы
    Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением.
    Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги.
    Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает.
    Печатные издания отходят на второй план, уступая место устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу можно найти в сети Интернет. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – направить детей на правильный выбор источника информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус
    «читающего человека».

    5
    Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка в детском саду?
    На этот вопрос мы можем ответить, обратившись к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где приобщение детей к художественной литературе рассматривается как часть двух направлений развития: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяется как:
    - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
    - формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства);
    - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
    (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
    Таким образом, знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.
    Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад — первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники — скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, совместно они раскрывают идею, проникаются переживаниями за героев. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения: уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.
    Ребенок – слушатель – это уже читатель. Только читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. Именно поэтому считаю, что проблема приобщения ребенка к чтению сегодня особенно актуальна и значима. Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой.

    6
    Научное обоснование
    С чего начинается литературное воспитание ребёнка? Согласно ФГОС
    ДО, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.
    Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.
    Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
    Исследования наших учёных помогают определить основные черты такого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней.
    Читателя должен привлекать не только сюжет произведения, но и авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам. Психолог О. Никифорова выделяет такие особенности, как умение читателя уверенно отличать художественное произведение от не художественного, оценивать форму литературного произведения, а также способность к восприятию метафорического языка искусства. Психологи подчёркивают, что высокий уровень осмысления не отрицает, а наоборот, обязательно предполагает эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбе героев.
    Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

    7
    В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В.А. Жуковского, А.С. Пушкина,
    П.П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, С.Я. Маршака, К.И.
    Чуковского, А. Линдгрен и многих других. С теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
    Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него раннее содержание знакомых книг. В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого – педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р. Эскарпи утверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения и что значительной части молодёжи, покидающей школу, грозит возврат к
    «нечтению», если они не овладели привычкой к чтению еще до школы.
    Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя.
    Цель и задачи
    Изучая теоретический материал по теме и, видя перспективу своей работы, я поставила перед собой конкретную цель: создание условий для успешного литературного развития воспитанников через приобщение детей к книжной культуре, детской литературе и пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы.
    Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
    Задачи, направленные на улучшение достижений воспитанников:
     Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
     Развивать умение улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
     Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
    Воспитывать потребность общения с книгой, культуры чтения, бережного отношения к книге.

    8
    По отношению к себе как педагогу (и применительно к коллегам):

     Повысить собственную компетентность в вопросе приобщения детей к художественной литературе с перспективой дальнейшей трансляции опыта.
    Приоритетной задачей для родителей считаю:
     Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников.
     Обогатить опыт родителей в вопросах организации семейного чтения и воспитания читательской культуры детей.
    Задачи в организации семейного чтения следующие:

    Расширять представление родителей о детской литературе.
     Приобщать родителей к семейному чтению произведений.
     Вызывать интерес у родителей к данной теме как способу развития у воспитанников речи, любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир.
     Привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных для успешной работы в данном направлении.
    Ожидаемые результаты
    Эффективность работы по приобщению дошкольников к книжной культуре зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода обучения.
    Выбрав тему педагогического опыта и начав работу с воспитанниками, предполагала достичь следующих результатов:
    У воспитанников:
     Осознанное желание слушать произведения художественной литературы, чтение вызывает положительные эмоции.
     Обогащенные (по сравнению с начальным этапом работы над темой) представления детей об окружающем мире.
     Сформированность у детей знаний о жанрах литературы, умение их определять и различать.
     Способность понимать и чувствовать настроение произведения.
     Обогащение словарного запаса.
     Стабильный интерес к заучиванию потешек, прибауток, стихотворений.
     Стремление и умение пересказывать произведения, додумывать,
    творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации.
     Сформированность потребности общения с книгой, культуры чтения, бережного отношения к книге.
    - По отношению к себе, как к педагогу:
     Повышение педагогических компетенций в вопросах формирования у детей интереса к книге и потребности в чтении, обобщение и трансляция опыта работы.

    9
    - В отношении родителей:
     Расширение представление родителей о детской литературе.
     Способность родителей понимать важность семейного чтения.
     Проявление интереса к данной теме как способу развития у воспитанников речи, любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир.
     Стремление участвовать в мероприятиях, организованных для успешной работы в данном направлении, инициатива в организации и проведении мероприятий.
    Принципы деятельности
    Основными принципами формирования у детей восприятия художественной литературы являются (в соответствии с ФГОС ДО):
    Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства,
    обогащение детского развития. При реализации данного принципа необходимо максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности.
    В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, в работе над приобщением дошкольников к книге использовала литературные игры.
    Построение
    образовательной
    деятельности
    на
    основе
    индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
    ребенок становится активным в выборе содержания своего
    образования, становится субъектом образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности детей.
    Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
    полноценным
    участником
    образовательных
    отношений.
    Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
    Для реализации данного принципа были выполнены следующие условия:
     Создание условий для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам.
     Оказание помощи (при необходимости) детям в решении проблем организации игры.
     Создание в группе положительного психологического микроклимата, в ровной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям.
     Проявление уважения к индивидуальным вкусам и привычкам детей.
     Учитывать индивидуальные особенности детей, стремясь найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным и т.д. детям.
    Сотрудничество с семьей. Суть этого принципа заключается в тесном сотрудничестве педагога и детей. Успешность деятельности при этом во многом обуславливается качественным взаимодействием с родителями
    (членами семей) воспитанников: реализация

    10 совместных проектов, мастер-классы, различные совместные мероприятия, литературные гостиные, открытые просмотры деятельности и т.д.
    Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
    общества и государства.
    Формирование познавательных интересов и познавательных
    действий ребенка в различных видах деятельности. Для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления - очень важное значение имеет выбор методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе.
    Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
    условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
    При реализации данного принципа необходимо учитывать возрастные особенности детей, создать условия, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого ребенка. Использовать те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы.
    Учет этнокультурной ситуации развития детей. В наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. Очень важно приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям. Эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей. Знакомя детей с произведениями разных народов, они познакомятся с их национальной самобытностью, культурой, обычаями и традициями.
    2. Технологическая часть
    Методы и приемы работы с детьми
    Результативность процесса обучения зависит от методов. Методы определяют творчество воспитателя, эффективность его работы, усвоение материала и формирование качеств личности ребенка. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия, при этом отдаю предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.
    Мною использовались следующие методы ознакомления детей с художественной литературой:
    Метод
    Приемы
    Наглядный
     Показ иллюстраций, картинок, игрушек
     Элементы инсценировки
     Движение пальцами, руками

    11
     Схемы
     Алгоритмы
     Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов
     Оформление выставки
    Словесный
     Чтение произведений по книге или наизусть
     Чтение с продолжением
     Рассказывание
     Словесное рисование
     Вопросы к детям по содержанию произведений
     Пересказ произведения
     Заучивание наизусть
     Выразительное чтение
     Беседа по произведению, о книге, после чтения
     Прослушивание аудиозаписей
    Практический
    (включая игровой)
     Графическое рисование
     Составление картинного плана текста
     Составление модельного плана
     Рассказывание по ролям
     Рассказывание от лица героя
     Инсценирование
     Игры-драматизации
     Дидактические игры
     Театрализованные игры
     Использование разных видов театра
     Игровая деятельность
    Использование данных методов и приёмов позволяет сделать занятия разнообразными и интересными для детей.
    Формы педагогической деятельности
    Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду (Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика
    развития речи и обучения родному языку дошкольников):
     чтение и рассказывание художественной литературы; заучивание стихотворений на занятиях;
     использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
    Чтение и рассказывание художественной литературы
    Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:
    1. Чтение или рассказывание одного произведения.

    12
    2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта