ОПЫТ РАБОТЫ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к восприятию художественной литературы. ОПЫТ РАБОТЫ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к вос. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к восприятию художественной литературы
Скачать 6.58 Mb.
|
Мимика - выражение лица. Она облегчает слушателям восприятие смысла материала. Лицо рассказчика выражает то, о чем он говорит. Необходимое выражение лица появляется само, если тот, кто читает, хорошо понял текст. Читать и рассказывать с лицом, которое ничего не выражает, нельзя: это отталкивает слушателей от исполнителя, а детям просто мешает осознавать смысл текста, создает ложное представление о том, что услышали. Жест - движение рук. Используется как выразительное средство при правильном условии его применения. Простые, внятные, внутренне содержательные жесты должны выполняться в соответствии с душевными побуждениями рассказчика. Таким образом, выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, я стараюсь соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень 36 громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Стараюсь выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Читая детям литературное произведение, помогаю им понимать, что главным является не столько сюжет, сколько смысл, авторский замысел. Если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которые интересуются только сюжетами примитивного уровня. - Вводная беседа. Далее я стала включать в деятельность по произведениям художественной литературы вводную беседу, которая готовила детей к предстоящей встрече с произведением, вызывала активный интерес к нему, помогала войти в мир, созданный писателем. Для этого я использовала загадки, чтение отрывков из знакомых детям произведений, близких по жанру и идее к тому, с которым предполагала их познакомить. Для этого я использовала загадки, чтение отрывков из знакомых детям произведений, близких по жанру и идее к тому, с которым предполагала их познакомить. Например, во вводной беседе, предшествующей знакомству детей с произведениями Корнея Ивановича Чуковского, обобщила представления дошкольников о личности писателя и его книгах. С детьми мы вспомнили о том, что Чуковский – писатель, автор известных книг «Мойдодыр», «Айболит», «Тараканище». В его книгах действуют люди, животные, насекомые, различные вещи. У всех книг весёлый добрый, хороший конец. Сообщила новые сведения о писателе и его книгах: «У К. И. Чуковского было четверо своих детей; Мурочка – младшая дочка, о ней он написал в стихотворении «Чудо –дерево». Чуковский любил играть с детьми, был весёлым, добрым, в Переделкине открыл для ребят библиотеку, устраивал весёлые костры. Чуковский сочинял стихи, загадки, сказки». Для того чтобы вызвать у детей интерес к личности писателя и его книгам, я предложила послушать аудиозапись стихов К. Чуковского в исполнении автора, а затем в исполнении артистов. Пояснениями настраивала детей на восприятие определённого содержания. Подготовив детей к восприятию, я выразительно читала или рассказывала текст произведения. - Беседа о прочитанном. В качестве средств активизации познавательной деятельности использовала произведения искусства. Например, в ходе беседы по стихотворению С. Маршака «Усатый- полосатый» показала детям репродукции картин В. Ефимова «Кошка с шаром», В. Домогацкого «Кошка». Особое внимание уделяла подборке вопросов, так как они помогали детям правильно построить предложение при ответе. Я использовала 37 следующие категории вопросов, задаваемых в ходе беседы по тексту фольклорных и литературных произведений. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение воспитанников к описанным событиям, героям в произведении: -Кто больше всех понравился? Почему? - В каком месте сказки (рассказа) вы больше всего волновались? Почему? -Что вас рассмешило? -С какими описанными событиями вы не согласны? - Как бы вы сочинили этот эпизод? Например, в беседе по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» дети выступили против хитрого и коварного поступка волка. Ребята дали совет Красной Шапочке накормить злого волка пирожками и предложить ему свою дружбу, отчего волк станет добрым. И главное – дети отметили поступок волка как неправильный (волк съел бабушку и Красную шапочку) и дали ему совет заботиться о пожилых людях и детях. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить, как дети усвоили суть проблемы, насколько им понятно содержание произведения. Например, после чтения мордовской народной сказки «Как собака друга искала» для того чтобы выяснить отношение детей к персонажам сказки, задавала следующие вопросы: -Какое желание было у собаки? Почему собаке было скучно? -Кому собака предлагала дружбу? -Почему собака не могла найти друга среди зайца, волка, медведя? -Кто стал для собаки другом? Как человек заботится о собаке? Вопросы, которые помогают детям связать события, понять сюжетно –смысловые ситуации: Почему всем героям сказки В. Сутеева нашлось место под грибом? Вопросы, которые помогали детям раскрыть особенности персонажей произведения: их внешний вид, чувства, мысли, действия, оценить поступки героев, выразить своё отношении к ним. Вопросы подобного характера заставляли детей размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявлять внутренние пробуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий. -Кто главные герои сказки В. Сутеева «Под грибом? -Кто из них больше понравился? -Что было бы, если муравей не пустил остальных под гриб? -Можно ли героев назвать добрыми и дружными? Как вы понимаете поговорку «В тесноте, да не в обиде»? Вопросы, побуждающие детей к определённым выводам, обобщениям: -Зачем писатель В. Сутеев рассказал нам эту сказку? - Что он хотел показать? - Как бы вы назвали эту сказку по – другому? 38 Вопросы, обращающие внимание на жанровые особенности произведения? -Почему вы думаете, что это произведение сказка? Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности: эпитеты, метафоры и пр., которые помогают заметить красоту художественной речи, образность языка. - Как вы понимаете строки стихотворения А. Прокофьева? Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Таким образом, совместное обсуждение произведения, показывало отношение дошкольников к событиям и героям, стимулировали проявление нравственных и эстетических чувств. При формировании интереса к художественной литературе старалась использовать дидактические игры, проблемные ситуации. Например, в ходе беседы по сказке Л. Толстого «Три медведя» я предложила детям поиграть. Предложила кружки большого, среднего и малого размеров, описывала внешний вид медведя, а ребята поднимали фигуру, соответствующую по их представлению, Михайло Иванычу, Настасье Петровне, Мишутке. Предложила детям рисунок домика и ведущие к нему 3 дороги: длинную, короче и самую короткую. Дети определили, по какой дорожке пойдёт к дому каждый медведь, и ответили на вопрос: «Какой медведь быстрее доберётся до домика?» По рисунку с силуэтом медведя дети с удовольствием рассказывали об образе жизни, характере, повадках медведей. Вместе с детьми мы обращали внимание на то, как важно следовать советам старших. Для этого делала добавление в начале сказки: «Говорила мама девочке»: «Не ходи, дочка в лес одна, ты ещё маленькая, в лесу можешь заблудиться». Не послушала она маму, пошла в лес и заблудилась». Совместно с детьми разбирали проблемные ситуации. Дети объясняли: «Правильно ли вела себя девочка в чужом домике? Как надо было поступить?». Предлагала детям рассказать, как бы они себя вели, если бы заблудились в лесу. В своей работе я старалась научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации. Например, я предложила ребятам придумать счастливый конец сказки «Жихарка» для всех героев. Дети придумали другой вариант окончания 39 сказки, в котором лиса осталась жива, а Жихарка стал ей другом. В ходе совместной деятельности по сказке Ш. Перро «Красная шапочка» мы с ребятами преобразовали ход повествования, придумали другую концовку, ввели непредвиденные ситуации, что обеспечило более глубокое переживание детей действиям и поступкам героев. Особое место в педагогическом процессе уделяла детскому экспериментированию, вытекающему из содержания произведений художественной литературы. В результате созданной проблемной ситуации при чтении у детей возникала потребность в новых способах знаний или ещё неизведанных способах действий. Проблемные ситуации использовала для того, чтобы вызвать интерес к факту, событию, описанному в произведении или направить на активные поиски ответа, подвести к самостоятельным выводам. При знакомстве со сказкой Ш. Перро ставила перед детьми проблему: как донести до бабушки пироги, чтобы они остались тёплыми? После проведённого эксперимента дети сделали вывод, что пироги необходимо плотно накрыть полотенцем, чтобы не проникал холодный воздух. Во время знакомства со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович» предлагала детям подумать, почему зелёная травка не погибает под снежной периной. Перед прогулкой вместе с детьми мы наливали горячую воду в две одинаковые бутылки, закупоривали их. Я предлагала детям потрогать бутылки и убедиться в том, что вода в них одинаково горячая. На прогулке одну из бутылок ставили в открытое место, другую закапывали в снег. Спустя некоторое время обе бутылки ставили рядом и сравнивали, в какой из них вода остыла меньше. Вывод: в бутылке, закопанной в снег, вода остыла меньше, значит снег сохраняет тепло, выполняя ту же роль, что и шуба для человека. Очень эффективным методом, позволяющим выявить содержание и последовательность действий, определённые отношения между персонажами, считаю метод моделирования. Я замещала реальные объекты условными. В качестве заместителей использовала кружки, квадратики, различающиеся по цвету, форме, величине (Приложение 7) . Учила детей оперировать моделями, изображающими предметы сюжета сказки, вовлекала ребят в составление фрагментов сказки. Каждому ребёнку нужно было рассказать один эпизод сказки. Позднее предложенные детям непосредственно – образовательные ситуации усложнились, и дети смогли рассказать по моделям всю сказку. Когда сказка была хорошо усвоена детьми, проводила с ребятами д/и «Угадай эпизод сказки и расскажи его сюжет». Применение метода моделирования помогало детям легко запоминать песенки, стихи, загадки, пословицы, используемые в сказках. Далее ведущим для меня в работе по приобщению детей к художественной литературе стало развитие у детей способности самостоятельно организовывать режиссёрскую игру. Поэтапно развивала у детей умение воспроизводить сюжеты знакомых сказок, привносить в них 40 изменения, возникающие при осуществлении игровой деятельности, выбирать необходимые материалы и игрушки для создания обстановки режиссёрской игры, использовать предметы- заместители, самостоятельно передвигать игрушки по игровому полю, озвучивать события, происходящие в игре. Ребята подбирали необходимые материалы, игрушки, предметы в соответствии с хорошо знакомыми детям сюжетами, например, «Три медведя», «Колобок», «Жихарка», также использовали в игре предметы - заместители. Затем вместе с детьми вспоминали сюжеты произведений, развивала у детей умения: - Представлять целостную картину происходящего. Например, в ходе режиссёрской игры по сказке «Как собака друга искала» спрашивала у детей: «Как выглядела собака? Что она делала, когда жила одна? Что почувствовала собака ночью, когда увидела мышку, лягушку, ужа? Как она стала лаять? Покажи! Как изменится её голос при встрече с другими героями? Расскажи». - Высказывать свои предположения о том, что может произойти. Предлагала детям задания: «Что должен был сказать кот, чтобы Жихарка не забыл запереть дверь? Покажи! Как надо было спрятаться Жихарке, чтобы лиса не нашла его?» -Предлагать свои варианты развязки сюжета. -Включать в игру персонажей различных произведений: «Познакомь всех зверюшек и людей из сказок, которые ты услышал(а). Кто с кем быстрее подружится? Почему? Как? Покажи. Им понравится друг с другом дружить? Что они будут делать? Покажи. Выбери себе друга, чтобы сделать это вместе». Старалась включить детей в сотрудничество друг с другом в режиссёрской игре. Учила детей придумывать завязку и окончание истории, представлять её зрителям с позиций «актёра», «режиссёра», «сценариста». Далее начала работу по освоению детьми театрализованных игр: имитации, импровизации, инсценирования, драматизации. Я учила детей выразительно передавать образ героя средствами вербальной (интонационной) и невербальной (мимика, жесты, движения) выразительности. Например, предлагала детям показать, как будут пить чай три медведя из рус. нар. сказки, как будут пить чай дедушка и внучек из одноимённого рассказа Л. Н. Толстого - учила детей передавать старость деда и предупредительность внука, его желание помочь своему старому дедушке; показать, как будут накрывать на стол Ленивица и Рукодельница из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Когда основы игры –имитации были освоены большинством детей, я стала учить детей игре-импровизации под музыку и по текстам коротеньких стихотворений, сказок и рассказов. При этом я или кто-то из ребят читал, рассказывал текст, а другие дети импровизировали с помощью движений, передавая образы героев. В 2015 году (он был объявлен в России «годом литературы»), я реализовывала проект «Мир сказок В. Г. Сутеева». Я знакомила детей с 41 творчеством Сутеева. В день открытых дверей мы пригласили родителей, где вместе с ними путешествовали по сказкам писателя, а затем дети инсценировали сказку «Под грибом» (Приложение 8) - Разучивание стихотворений. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе. Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно- иллюстративный материал. Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк. Для облегчения запоминания стихотворений использовала дополнительные приемы, т.е. дети учили стихи с опорой на наглядно- иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогал ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Переводим словесную информацию в образную форму. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание. Для детей старшей группы каждое стихотворение изображалось 4—5 картинками, для детей подготовительной к школе группы — 7—8. Покажу это на примере стихотворения И. Токмаковой «Осень» (Приложение 9) : Опустел скворечник- (скворечник) Улетели птицы, (стая птиц) Листьям на деревьях (листья) Тоже не сидится. (дерево, стул) Целый день сегодня (солнце, луна) Всё летят, летят… (самолет) Видно, тоже в Африку (пальмы) Улететь хотят. (птица) 42 Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность запоминания. На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок — зрительных образов отражается его содержание (Приложение 10) . На последующих этапах работы с целью усложнения стих—иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки — фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность. Таким образом, дети учились быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации, что обеспечивало осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью зрительных опор, позволяет поддерживать у детей интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т.е. качество кратко- и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас. Кроме того, зрительные опоры в виде картинок — иллюстраций позволяют сократить энергетические и временные затраты со стороны детей, педагогов и родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы. В своей работе использовала такие правила заучивания стихотворений: 1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д. 2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обращала внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает, то это 43 свидетельствует о том, что он их не понимает. Моя задача — доступно их объяснить. 3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным. Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если ободрять ребенка, у них обязательно все получится. Кстати, вспомните, а вы сами быстро запоминаете? Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, мы тренируем долговременную память и наполняем поэтический «сундучок» ребенка. - Пересказ литературного произведения. Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Для того чтобы работа велась последовательно и в системе, мной была изучена литература по данному вопросу. Пересказ — это творческое воспроизведение литературного образца. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Подбирая произведения для пересказа, я учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность; идейную направленность; динамичность; лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания действия; занимательность содержания; доступность содержания литературного произведения и его объем. 44 Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, небольшие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки. План занятия по пересказу: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставила следующие задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. В работе над пересказом литературного произведения активно использовала мнемотехнику (Приложение 11) Использование приемов мнемотехники предполагало следующую последовательность в работе: введение элементов, символов (формы, величины, действия); использование опорных схем на всех видах деятельности (для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален); сочетание символов, чтение их цепочки; самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество; творческое создание детьми опорных схем. Дидактическим материалом работы на данном этапе служили мнемотаблицы, мнемосхемы, мнемодорожки, коллажи, в которые заложена определенная информация. В качестве условных заместителей выступали символы разнообразного характера: силуэтные и предметные картинки, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры. После того как я убедилась, что практически все дети овладели навыком действий замещения, мы научились с детьми строить наглядную модель к знакомым сказкам, и пересказывать их связно, последовательно и выразительно. Далее я перешла к знакомству детей с особенностями композиции произведения, развивала умение озаглавливать, выделять смысл каждой части, пересказывать текст от лица героев сказки. Деятельность по пересказу сочеталась с формированием умения пересказывания с элементами творчества. Дети овладевали доступными приемами творческого преобразования сюжета: рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей и некоторых существенных деталей обстановки и т.д. Формировала у детей умение последовательно воспроизводить эпизоды сказки, закрепляя представления о композиционном строении (зачин, 45 середина, концовка). Развивала умения работать не только с условными обозначениями персонажей сказки, но и составлять мнемосхемы результатов действий героев. Ребята упражнялись пересказывать текст от лица литературного героя. В игре-фантазировании по сказке «Колосок» дети, используя ранее составленные схемы–подсказки действий героев, учились придумывать сказку «наизнанку», где петушок ленивый, а мышата – трудолюбивые и драматизировали её, упражняясь в выразительном исполнении принятой на себя роли. В процессе работы над умением детей пересказывать по определенной сюжетной линии использовали мнемотаблицы, включающие схематические, символические картинки с изображением предметов и объектов к выбранному рассказу. Обучение построению такой наглядной модели развернутого высказывания способствует развитию умений правильно выстраивать сюжет рассказа, формирует элементарные представления о композиции связного высказывания, стимулирует поиск и актуализацию наиболее точных и образных лексических средств, умение использовать разнообразные средства связи между предложениями и смысловыми частями текста. Опорные картинки, являясь зрительным планом, напоминали детям о так называемых «ключевых словах» рассказа и помогали пересказывать близко к тексту, без пропусков и повторений, интонационно передавать диалоги действующих лиц; рассказывать связно, последовательно, логично. Умения пересказа по опорным картинкам закреплялись в самостоятельной деятельности детей. Пользуясь наборами символических картинок по пройденным темам, ребята раскладывали их в нужной последовательности и упражнялись в составлении связных рассказов с элементами творчества: придумывали предшествующие и последующие события рассказа. С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения при самостоятельном пересказе и составлении рассказов, проводилась индивидуальная работа в вечернее время. В ходе проведения дидактических игр и упражнений «Что сначала, что потом», «Выбери начало», «Выбери концовку рассказа» – велась работа по закреплению у детей представлений о структуре повествования, способов соединения предложений в тексте, развитию умения подбирать необходимые слова и строить предложения для окончания (начала) рассказа или сказки. В качестве наглядного плана, отражающего структурные элементы и связи повествования, использовали и картинно-схематическую модель (Приложение 12) . Данная модель представляет линейное изображение схематических мнемоквадратов, условно изображающих персонажей. В каждом мнемоквадрате, отражены события отдельного эпизода. Мнемоквадраты связаны между собой стрелкой, показывающей последовательность развития событий. Достоинство подобного вида работы заключается в том, что ребенок наглядно представляет структуру 46 повествования, доказывает, что первый мнемоквадрат – это начало рассказа, а середина рассказа может состоять из одного или нескольких эпизодов (нескольких мнемоквадратов), последний мнемоквадрат – это концовка рассказа. Сначала детей обучали конструированию таких схем на известных детям текстах («Заюшкина избушка»), затем учили воспринимать, анализировать и пересказывать новые тексты на основе построения наглядной схемы. При составлении пересказов предлагала к использованию такой приём, как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный приём способствует повышению интереса к речевой деятельности и вообще к занятию. По окончании деятельности у детей имеется продукт их речевой деятельности – рисунок, который можно рассмотреть, показать вечером родителям, прокомментировать происходящие события. Активно в своей работе использую фланелеграф и магнитную доску. Использую их как иллюстративное панно, которое можно использовать при пересказе текстов, где присутствуют повторяющиеся сюжетные моменты, события развиваются в логической последовательности, есть главный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами. На иллюстративном панно дети видят всех действующих лиц сказки, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они основное внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которое они пересказывают. Иллюстративное панно просто необходимо при обучении детей пересказу сказки «Вершки и корешки» (в обработке К.Д. Ушинского). Текст сказки делили четко на две части: сначала мужик и медведь сажали и делили репу, затем сеяли пшеницу и тоже делили её. Детям обычно трудно запомнить, что кому досталось в первой части сказки, что – во второй. Наглядное панно всё расставляет по своим местам. Вверху фланелеграфа прикрепляем картинки с изображением мужика и медведя. Выросла репа – мужик взял корешки, а Мише отдал вершки (под мужиком прикрепляем картинки с изображением самой репы, под медведем – её ботву). Поспела пшеница – мужик взял себе вершки, а Миша – корешки (рядом с репой прикрепляем картинку с колосками, а около картинки с ботвой репы поместили изображение тонких корней колоса пшеницы). В итоге проведенной работы по обучению пересказу, я наблюдала общие положительные изменения как в умении составлять полные, связные, последовательные пересказы текстов с помощью мнемотехнических приемов, так и самостоятельно составлять мнемотаблицы к собственным творческим пересказам. Повысился интерес детей к данном виду деятельности. 47 Взаимодействие с родителями В том возрасте, когда ребенок является в основном слушателем, роль взрослых в его приобщении к книжной культуре особенно важна, поэтому работу осуществляю в тесном контакте с родителями. Чтобы увлечь детей книгой, усилий одного только детского сада мало. Важным фактором, стимулирующим интерес ребёнка к чтению, является читающая семья. Если в доме много книг, если ребёнок видит родителей, держащих в руках книгу, если ему каждый день читают сказки перед сном, он обязательно заинтересуется книгой. Но, к сожалению, традиции семейного чтения исчезают, всё реже можно встретить в семьях домашние библиотеки, интерес к бумажной книге пропадает. Ей на смену приходит книга электронная. Поэтому очень важной я считаю работу по приобщению родителей к книжной культуре, по осознанию ими ценности детского чтения, по привлечению их к совместным мероприятиям по приобщению детей к художественной литературе. В своей работе я использовала следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников: Анкетирование помогло мне выявить интересы и потребности родительской аудитории, а также определить возможности трансляции опыта семейного воспитания (Приложение 13) Индивидуальные и групповые консультации «Приобщаем ребёнка к миру художественной литературы», «Как научить ребёнка бережному обращению с книгой», « Советы по организацию детской домашней библиотеки», «Воспитание сказкой», « Секреты Книжного Шкафа или как вырастить настоящего читателя» (Приложение 14) , « Значение совместного с детьми чтения» и др. Создание памяток: «Как организовать домашнее чтение», «Формирование детской домашней библиотеки», «Как стать хорошим читателем?», «Что читать дошкольникам?», «Читайте вместе с детьми», «Как учить стихи с ребенком? Практические советы», «Учите вместе с нами» (Приложение 15) Родительские собрания: «Роль книги в жизни ребенка», «Традиции семейного чтения», «Воспитываем будущего читателя». Оформление информационных стендов: «Круг чтения Вашего ребенка», "Читаем дома", «Книга на выходные», «Мы - читающая семья»; папки –передвижки «Читайте детям книги!» (Приложение 16) ; выставок детского творчества по мотивам художественных произведений (Приложение 17) ; информирование родителей о ходе образовательного процесса. Совместная деятельность: привлечение родителей к участию в акциях, флэш-мобах, к организации литературных вечеров, досугов, проектной деятельности. Обмен опытом семейного воспитания по вопросам: «Книга в нашей семье», «Традиции нашей семьи»; круглые 48 столы: «Отношение детей к книге», «Роль книги в семейном воспитании». Данное взаимодействие принесло свои результаты. Родители с удовольствием откликались на акции, например, «Подари книжку». Мною была организована акция «Книжкина больница», где не только я совместно с детьми ремонтировала книги, но и родители брали книги домой и приводили их в порядок. Родители вместе с детьми активно участвовали в флешмобах. Флешмоб – это такая спланированная заранее акция, где множество людей делают одно и то же. В нашем случае читают. Но не просто читают, а на заданную тему. Например, мною были проведены флешмобы на такие темы: «Читаем русские народные сказки», «Читаем стихи А. Л. Барто» и др. Обычно флешмобы предлагались на выходные дни. После выходных дети рассказывали какие произведения они послушали, какие им больше всего понравились, а также дети приносили творческие работы по прочитанным сказкам и стихотворениям. Родители активно откликались на помощь в подготовке и проведению литературных вечеров. Они помогали мне в подборе литературного материала, а также подготавливали детей, разучивая с детьми стихотворения по определённой теме. Родители воспитанников с желанием присутствовали на таких мероприятиях. Например, мною ежегодно проводятся литературные вечера, посвящённые Женскому Дню 8 Марта и Дню Победы. Родители воспитанников активно участвуют в проектах. Как сообщалось выше, в 2015 году (он был объявлен в России «годом литературы»), я реализовывала проект «Мир сказок В. Г. Сутеева». Я знакомила детей с творчеством писателя. Родители приняли активное участие в данном проекте, они помогли в организации выставки книг. Дома продолжали знакомить детей с творчеством писателя, читали его произведения. Совместно с детьми рисовали рисунки к произведениям, делали поделки и изготовили книжки- самоделки. В день открытых дверей я пригласила родителей, где вместе с ними и детьми мы путешествовали по произведениям писателя, а затем дети инсценировали сказку «Под грибом». Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду. Они читают детям много произведений, обсуждают их. Совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Проведённая работа дала положительные результаты: проведённый мною анализ показал, что уровень развития интереса к художественной литературе повысился: дети стали часто выказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия и обсуждения текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в 49 воспроизведении сюжета, создании образов героев, при этом используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности. Таким образом, вся система работы способствовала развитию у детей формированию интереса к художественной литературе. Это, в свою очередь, положительно отразилось на решении поставленных задач. Практический результат деятельности Таким образом, систематическая работа по приобщению детей к художественной литературе с использованием разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, совместной работы с родителями воспитанников дает результаты: - В отношении детей: У детей появился устойчивый интерес и желание к общению с книгой. Чтение вызывает у детей яркие положительные эмоции. Расширились представления детей об окружающем мире, дети узнали много нового о многообразии живой природы, об образе жизни людей на Руси, узнали немало интересного о природе и ее тайнах, о жизни животных и растений. Значительно шире стал кругозор детей о художественной литературе, дети знают разные жанры, могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра, чувствуют красоту и напевность стихотворения; дети способны чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Дети стали внимательнее слушать произведение и активнее участвовать в его анализе. Дети способны понимать и чувствовать настроение произведения. Дети с интересом заучивают потешки, прибаутки, стихотворения. Способны осмысленно, последовательно и связно пересказывать произведения, с отсутствием существенных пропусков, нарушающих логику изложения. Воспитанники с большим интересом додумывают, творчески преобразовывают ход повествования, с лёгкостью придумывают различные концовки, вводят непредвиденные ситуации. Заметны, также, изменения в развитии речи: у детей стал богаче словарный запас, улучшилась диалогическая и монологическая речь; при пересказе произведения заметна плавность воспроизведения, отсутствие длительных пауз. Сформировалась потребности общения с книгой, культура чтения, бережное отношение к книге. - По отношению к себе, как к педагогу: Повысились педагогические компетенции в вопросах формирования у детей интереса к книге и потребности в чтении, а именно: 50 - самостоятельно планирую процесс литературного образования детей дошкольного возраста посредством определения целей и задач деятельности приобщения ребенка к книге; - анализирую текст художественного произведения; - определяю репертуар литературы для чтения; - демонстрирую свои литературные предпочтения; - знаю различные приёмы использования иллюстраций; - объясняю значение непонятных для ребенка выражений; - умею выразительно читать или рассказывать произведение; - разбираюсь в видах и жанрах литературы; - умею отбирать высокохудожественные произведения для чтения; - знаю принципы формирования круга детского чтения; - разбираюсь в тематическом многообразии произведений; - знаю художественные особенности построения произведения и художественные приемы, простейшие понятия из теории литературы; - создаю условия для воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении. - В отношении родителей: У родителей воспитанников расширились представления о детской литературе; родители воспитанников владеют рациональными методами и приёмами ознакомления дошкольников с детской литературой; имеют практические навыки взаимодействия с детьми; умеют работать с книгой. Родителей понимают важность семейного чтения. Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Читая своему ребёнку, родители побуждают его к разговорам, дают возможность соучастия и проявления чувств. Это помогает ребёнку расти эмоционально, а также духовно сближает родителей и детей. Семейное чтение – прекрасное домашнее занятие. И самое главное условие для приобщения детей к чтению - собственный пример. Проявился интерес к данной теме как способу развития у воспитанников речи, любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир. Присутствует желание к участию в мероприятиях, организованных для успешной работы в данном направлении. Родители воспитанников посещают родительские собрания, где освещаются вопросы приобщения детей к книге; с желанием приходят в детский сад в День открытых дверей; участвуют в акциях и флешмобе; активно участвуют в литературных проектах. Таким образом, целенаправленная и глубоко продуманная работа по ознакомлению ребенка старшего дошкольного возраста с художественной литературой оказывает действенное влияние его развитие. Ознакомление 51 детей дошкольного возраста с художественной литературой имеет самое прямое отношение к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, поскольку при правильной, методически грамотной организации педагогического процесса художественная литература является мощным средством решения задач социально –коммуникативного, речевого, познавательного, художественно –эстетического развития. Перспективы работы Тема приобщения детей к художественной литературе привлекает меня своей сложностью и многогранностью. В будущем я намерена продолжить данный опыт в педагогической практике. А именно: Обогащать «читательский опыт» Приобщать дошкольников к социально-нравственным ценностям. Обеспечивать совершенствование умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов. Транслировать опыт работы на разных уровнях, в том числе публикациями материалов. Данный опыт может применить любой педагог, которому интересна данная тема, независимо от уровня профессионализма и материальных условий ДОУ. Опыт может применяться как в целом, так и отдельные фрагменты в педагогической деятельности: перспективный план, игры, направленные на развитие творческих способностей детей, игры – драматизации. В данном опыте работы раскрывается важность дошкольного периода литературного развития ребенка, воспитание будущего «большого, талантливого» читателя. Кроме того, на данном этапе дошкольники успешно овладевают богатством, красочностью и точностью родного языка при выражении своих мыслей и чувств. Подводя итоги работы над данной темой, я вижу важность формирования у дошкольников культуры общения, умением вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками, пользоваться речевым этикетом. Я начала работу по самообразованию на тему: «Формирование основ культуры общения и речевого этикета детей старшего дошкольного возраста». 52 Список использованной литературы 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007. 2. Ахтырская Ю.В. Современные аспекты формирования интереса к книге у детей. Личность и общество: актуальные проблемы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно-практической конференции, 27.11.2012 г. 3. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — М., 2009. 4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970. 5. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с. 6. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г. 7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003. 8. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 320 с. 9. Гурович Л. М. О теоретических основах методики ознакомления дошкольников с художественной литературой // Герценовские чтения. Дошкольное воспитание: Научные доклады. - Л., 1976. 10. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992 г. 11. Евграфова И. В. Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №5. — С. 14- 19. 12. Зябкина В.В., Микляева Н.В. и др. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой: метод. пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2010. 13. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. 14. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 15. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. 16. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2009. – С. 485 – 497. 17. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. 53 18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 19. Пантелеева, Н. Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – 2015. – №8. – С. 52-60. 20. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 64 с. 21. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г. 22. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. 23. Фишер, В. Я. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования / В. Я. Фишер, М. А. Кухар // Вестник ТГПУ – 2014 – №11 – С. 147-153 54 Приложение 1 Уголок книги 55 Приложение 2 Альбом «Художники-иллюстраторы детских книг» 56 Приложение 3 Театральный уголок 57 Приложение 4 Мини-музей «Книга, книжка, книжечка» 58 59 Приложение 4 Детская библиотека ДОУ 60 Приложение 6 Мнемотаблицы для запоминания загадок и скороговорок. 61 Приложение 7 Моделирование 62 Приложение 8 Проект «Мир сказок В. Г. Сутеева» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №38» Проект Разработали воспитатели группы №9 компенсирующей направленности для детей с ОНР: Андреянова Ирина Вячеславовна Петрова Татьяна Евгеньевна 2015г. 63 Актуальность проекта. Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник и писатель, кинорежиссёр и сценарист. Наше время зачастую называют сухим, чёрствым и бездушным. Но ведь самые добрые начала формируются с пелёнок. С первой книжкой, с первой картинкой, с первой улыбкой. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: «Всё, что не сказано, будет нарисовано». Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий запоминающийся образ. Вырос ли хоть один малыш без картинок Сутеева? Небо там голубое, трава зелёная, цыплёнок жёлтый, котята белые, чёрные, серые, а персонажи своим поведением удивительно напоминают самого малыша и этим вызывают любовь и доверие. Художник хотел, чтобы ребёнок рос среди шуток и веселья, «тогда и трудиться будет легче». «Чем больше улыбок, тем больше пользы», - говорил себе В. Г. Сутеев, сочиняя очередной сюжет. Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации. Искусство В. Г. Сутеева обращено самым маленьким читателям - зрителям. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке. Добросердечие и улыбка художника, классическая ясность его рисунков целеустремлённо, спокойно и просто ведут читателя к постижению справедливости, человечности, нравственной чистоты. И он будет актуален всегда. |