Главная страница
Навигация по странице:

  • Что есть знание Что я могу знать Что я должен знать На что мне надеяться

  • Философия. Проблема сознания в философии


    Скачать 377.32 Kb.
    НазваниеПроблема сознания в философии
    АнкорФилософия
    Дата31.01.2021
    Размер377.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #172733

    1. Происхождение и сущность сознания как философская проблема

    Проблема сознания в философии

    Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то, что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа -- это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов.

    Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности, идеальности сознания. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое и т.д. в природе как таковые не существуют, они идеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов. Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро, справедливость и т.д.).

    Поэтому под идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в голове данного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие -- объективную (существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность (стоимость, справедливость).

    Это свойство в неживой природе слабо выражено, например, железо изменяет внутреннюю структуру под воздействием магнита и т.п. У растений -- это уже раздражимость, у животных -- это чувствительность и далее сложная психика у позвоночных, особенно обезьян.

    Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека -- для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этой качественно новой психики -- сознания.

    Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф. Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга. Ф. Энгельс также утверждал, что основной вопрос философии имеет вторую сторону -- это вопрос о познаваемости мира. Наряду с теми, кто признавал возможность безграничного познания мира, существовали и те философы, которые отрицали такую возможность или ограничивали ее. Они получили название агностиков. Такое понимание основного вопроса философии и деления философских учений, исходя из решения в них основного вопроса философии, закрепилось в марксизме.

    В западной философии этот вопрос не считался основным. В качестве основного в разное время признавались другие вопросы. Например, в неопозитивизме основным вопросом и основной задачей философии является логический и лингвистический анализ текста. Экзистенциализм главным считает постижение существования человека и т.д.

    Проблема происхождения сознания

    В основном происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», которая качественно отличается от «поведения» животных.

    То, что нужно человеку, он не застает в мире в готовом виде. Он все должен создать сам, то есть переделать мир. В результате деятельности создается постоянно меняющийся мир. Жить в этом мире на основе только генетической программы нельзя, так как неадекватная реакция может привести к гибели.

    Для существования человека необходимо постоянно создавать образы того, что он хочет. Этот процесс есть целеполагание.

    Этот образ надо удерживать в голове вместе со свойствами, которые не даны в чувственном восприятии, так как человек пользуется уже не природными веществами, а переделанными им. Эти свойства фиксируются в абстрактных понятиях -- зафиксированных в слове. Слово -- это знак понятия.

    Необходимо также определить способ достижения цели. Это делается с помощью абстрактного мышления, в котором устанавливаются причинно-следственные связи между предметами, которые внешне ничем не связаны. Все это объединяется понятием сознание (сознание). Чтобы отделить себя от внешнего мира и результатов своей деятельности, оценить свои возможности и способности достижениями целей, человеку необходимо самосознание. Сознание человека не угасает, так как деятельность человека постоянно меняет мир и заставляет сознание вечно бодрствовать.

    В происхождении сознания много проблем. Например, почему сознание возникло только у человека? Могло ли оно не возникнуть. Одно и то же -- речь и мышление -- или существует мысли без слов? Есть ли мышление и речь у животных? И т.д.

    Структура сознания

    В сознании выделяют следующие уровни:

    -- чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление);

    -- мышление (понятие, суждение, умозаключение).

    Ощущение -- воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие -- воспроизведение предмета в целом. Представление -- воспроизведение предмета в его отсутствии. Существование этой ступени и у животных на первый взгляд не вызывает сомнения, но существует проблема теоретического обоснования. Если ощущение, восприятие и представление -- явления сознания, то значит, и у животных есть сознание. Если у животных сознания нет, то что же они чувствуют? Мы осознаем свою боль, но что же означает боль в отсутствие сознания?

    Мышление невозможно без языка. Естественный язык -- способ существования мышления. Искусственные языки (математические формулы, язык немых, азбука Морзе и т.п.) существуют только на базе естественного.

    Проблемой является наличие этого уровня психики у животных. Некоторые особенности поведения животных указывают на наличие у них интеллекта. Но как он может существовать без языка?

    К сознанию относится также и самосознание. Самосознание -- это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль.

    Кроме сознания, психика включает в себя подсознательное (то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано) и бессознательное (инстинкты).

    В последнее время разрабатывается понятие «сверхсознание» как основа интуиции, творчества. П.В. Симанов определяет сознание как знание человека об окружающем мире и о себе самом, которое с помощью слов, математических символов и художественных образов может быть передано другим, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Все остальное -- неосознаваемая деятельность мозга, в которой можно выделить три группы явлений:

    - бессознательное -- биологические потребности, инстинкты;

    - подсознание -- все то, что было или может быть осознано;

    - сверхсознание -- неосознаваемая перестройка ранее накопленного опыта, которая направляется доминирующей потребностью. Язык сверхсознания -- эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества.

    2

    Период немецкой классической философии называют также немецким идеализмом. Представлен этап развития немецкого философии учениями Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля, Фейербаха.

    Немецкая классическая философия – это рационалистическая теория трансцедентального идеализма. Представлена философскими наработками следующих философов: Кант (критическая философия, субъективный идеализм), Фихте (субъективный критический идеализм), Шеллинг (объективный трансцедентальный идеализм, позднее перешел на иррационалистическую позитивную философию), Гегель (абсолютный идеализм).

    Один из главных вопросов, на которые теоретики немецкой классической философии пытались найти ответ – в чем проявляется реальность внешнего мира, ее истоки.

    Проблема познания внешнего мира, взаимодействие объекта и субъекта привело к великому достижению немецкой классической философии – созданию идеи личной свободы.

    Критический идеализм Канта

    Иммануил Кант разрабатывал систему философского знания, чтобы ответить на волнующие вопросы бытия:


    Что есть знание?


    Что я могу знать?


    Что я должен знать?


    На что мне надеяться?

    Знание по канту начинается с опыта, но лишь им одним не ограничивается. Для мышления на тему перечисленных животрепещущих вопросов нужна логики и критическое восприятия мира. Ограниченность сознания проявляется из-за того, что мир разделен на явления и вещи-в-себе: феномены и ноумены.

    Трансцендентная субъективность Фихте

    Фихте рассматривает деятельность как самостоятельное начало человека. Оно для философа первично. Единственно чистая деятельность – это «Я» или субъект. Высший принцип, регулирующий эту деятельность – нравственный закон. Нравственность – бессознательно присущее человеку, оно не часто проявляется в активной форме, поэтому философ, одним из первых, старается изучить проблематику бессознательного.

    Философия творчества Шеллинга

    Шеллинг в своей философии изучает проблемы творческой деятельность и проявления свободы субъекта. Гносеологическая проблема (познание) у Шеллинга в противоречии между бессознательным или теоретическим и сознательным или практическим у человека.

    Объективный идеализм Гегеля

    Гегель понимает духовную культуру как закономерный процесс – всемирный разум, мировой дух, которые с момента появления чувственно данных вещей формирует знание законов и норм, регулируя изнутри процессом духовного развития через самопознание абсолютного разума или идеи. Заслуга Гегеля в понимании логики познания, теории учения о мире: категории философии пояснены в «Науке Логики».

    Философия любви Фейербаха

    Фейербах стремился к обновлению философии. Он относит себя к материалистам. Для философа природа и есть источник сущего, в том числе и знания, которое мы получаем. Поскольку человек – часть природы, он больше психофизиологическое существо, чем социальное. Критикует Гегеля за объективный идеализм. Также не критикую религиозное сознание вообще, считая, что оно собирает фантастические образы, на чем потом и базируется. Фейербах «проповедует» не любовь к Богу или к высшему началу, а любовь к человеку, из-за чего и назвал свое учение «философией любви».

    Немецкая классическая философия (конец XVIII – начало XIX в.) – одно из самых мощных интеллектуальных течений в истории западной культуры. Ее можно рассматривать как последнюю фазу развития классического европейского философствования. Немецкая классическая философия имеет всемирно-историческое значение в истории философии. Именно с нее в Германии, а во многом и в Европе вообще, получил развитие метод "разумного", теоретического рассмотрения проблем. С этим методом связан поворотный пункт всего новоевропейского стиля мышления: если Средние века характеризовались разрывом мира и сознания на поту и посюсторонность, то философия Нового времени занималась преодолением этого разрыва.

    Важную роль в формировании немецкой философии сыграли

    достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться

    физика и химия, продвинулось вперед изучение органической

    природы. Открытия в области математики, позволившие понять

    процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка

    об обусловленности развития организма окружающей средой,

    астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также

    теории развития человеческого общества – все это со всей остротой

    и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как

    теорию и метод познания действительности

    3.

    Это когда тебе разум говорит сделай плохо, а душа говорит не делай этого. И кто в этой схватке победит решать тебе.

    Душа - это наш внутренний мир. Мы лечим душу, познавая что-то новое, духовное (даже тут корень "дух" = "душа") .

    Это когда тебе разум говорит сделай плохо, а душа говорит не делай этого. И кто в этой схватке победит решать тебе.

    А философия - это наука одновременно о всём, и одновременно ни о чём. Философия собирает в себя знания накопившиеся, собираемые многими поколениями.

    Вот и получается, что познавая что-то новое, познавая философию мы питаем душу, лечим её, развиваем.

    Если рассуждать философски, то ум есть оружие. Инструмент человека для восприятия бытия, для различения явлений, вопрос в том как им правильно воспользоваться? Как раз для этого нам дан разум. В философии разум это форма сознания направленная в превую очередь на постижения себя. А также философы считали, что разум следует различать с умом, рассудком, душой, созерцанием или самосознанием. Так ка только он способен узреть противоречия .


    написать администратору сайта