развитие творческих способнгостей. Содержание. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии 6
Скачать 0.57 Mb.
|
Глава 2.Диагностика творческих способностей ребенка2.1. Виды диагностирования детской одаренностиСоставляющие творческого мышления были определены Дж. Гилфордом, одним из первых, кто пытался раскрыть его суть. Последующие определения творчества и его составляющих опирались на выводы Гилфорда. Особенности развития одаренного ребенка описаны Джоан Фримен. Среди критериев, предложенных ею в ходе изучения творческих способностей, «оригинальность» и «художественные возможности». Среди отечественных исследователей, занимавшихся проблемами определения творческих способностей - В.И. Киреенко (1959 г.), К.К. Платонова (1972 г.), Т.И. Артемьева (1977 г.). В разное время изучением творческих способностей детей к изобразительной деятельности занимались Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, И.Н. Ростовцев, А.А. Медик-Пашаев, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова. Исследователи называют общие свойства личности ребенка, которые необходимо развивать в процессе обучения: творческое воображение, зрительное восприятие и зрительную память, целенаправленность действий, которая определяет успешность любой продуктивной деятельности, умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания, с развитием которого связано умение самостоятельно и творчески мыслить. Диагностические подходы к изучению творческого потенциала разделяются на: изучение с помощью стандартизированных методик (тестов) и изучение с помощью проблемных ситуаций, то есть непосредственно в деятельности. Тесты для диагностирования художественных способностей разрабатывались многими практическими психологами, среди них П. Торренс, Г.Ю. Айзенк, Д. Векслер, Д.Б. Богоявленская и др. Тестовые методики не являются абсолютным показателем развития личности. Они фиксируют достигнутый уровень в довольно узком диапазоне способностей человека. При этом творчество оценивается в целом, а не применительно к особенностям способностей в изобразительной или другой художественной деятельности. Уровень диагностики снижает неоднозначная интерпретация результатов. Ученые и практики считают, что никакой тест в единственном числе не может претендовать на исключительную роль Но тестовые методики все-таки широко применяются, т.к. дают достаточно объективные результаты. Второй диагностический подход представлен методиками для специальных (углубленных) исследований и методиками для педагогов и родителей, которые разработаны и адаптируются для различных условий, разрабатываются по аналогии для различных видов творческой деятельности. Как считает А.М. Матюшкин, разработавший в конце 80-х годов «концепцию творческой одаренности», в систему диагностической программы должны быть положены различные методики и учтены различные уровни диагностики. Психолого-педагогическая диагностика предполагает исследование динамики развития творческих способностей. Диагностика способностей позволяет педагогу прояснить уровень овладения детьми тем содержанием, которое заложено в образовательные программы для каждой возрастной группы. 2.2.Формирование системы диагностики способностей детейПри разработке системы диагностических мероприятий в нее необходимо включать задания, позволяющие исследовать разные стороны личностного развития: задания по диагностике эмоционального развития как основы творческих способностей (эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций, эстетической эмпатии, эмоциональной памяти, эмоциональной гибкости, способности к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому; задания по диагностике общих художественных навыков (диагностируются: - богатство воображения, которое характеризуется эффектом новизны, неповторимостью образов, продуктивностью, способностью к конструированию новой художественной реальности; яркостью образов, их реалистичностью; духовной содержательностью; интуитивностью; - способность к синестезии: объединению; - ассоциации на основе словесно-логического, цветового, музыкального, двигательного сопоставления с художественным образом; легкость установления ассоциативных связей; сложность ассоциативно-семантического пространства (разнообразие классов, на которые разделяются ассоциативные образы: природные явления, растения, животные, человек, знак, фантастические образы, предметы окружающего быта, техника и пр.); неординарность мышления, уникальные отражения связей и отношений; степень отдаленности ассоциаций, способность ассоциировать по типу противоположностей (ассоциации с минимальной степенью контраста, по аналогии, типу антонимов, связь противоположностей, «соединение несоединимого»); психодиагностику креативности (мышление: дивергентное, конвергентное); диагностику специальных (музыкальных, художественных, театральных, речевых) способностей. Современные методики проведения диагностики творческих способностей многообразны и не обосабливаются от воспитательно-образовательной практики, а осуществляются непосредственно в процессе работы с детьми. Среди методик диагностирования творческих способностей, проводимых в ходе занятий: моделирование художественного образа (цветовое, графическое, пластическое моделирование эмоционального содержания художественного произведения); сопоставление художественных произведений; эмоциональное проживание художественных образов произведений, «вхождение» в образ; игровые методы (путешествие, фантазирование, отождествление и т.п.). К методикам диагностики относятся также: педагогическое наблюдение за детьми в процессе работы; просмотр творческих работ и обсуждение детьми каждого занятия; выставки детских творческих работ; открытые занятия для родителей. Примерами могут служить педагогические методики диагностики для различных видов деятельности. Синестезия диагностируется на основе ассоциативных методов-«Определи, какого цвета звуки», «Передай в музыке настроение картины» «Определи цвет, характерный для настроения героя произведения» и др. Для изучения воображения используется методика «Пиктограмма» («Нарисуй слово»), которая выявляет уровень его развития, позволяет определить с помощью классификации изображений (абстрактное, знаково-символичное, конкретное, сюжетное, метафорическое) типы мышления ребенка: «мыслитель» (обобщение, синтез в информации, высокий уровень абстрактно-логического мышления); «художественный» тип (высокий уровень абстрактно-образного мышления); «практик» (конкретно-действенное практическое мышление). Уровень развития творческого воображения ребенка возможно изучить при использовании метода музыкально-образной графики. Детям предлагается, закрыв глаза, в соответствии с музыкальным восприятием рисовать линии на листе бумаги, затем найти в них образы и обозначить их маркерами разного цвета. Теоретическое обоснование данного метода заключается в эвристической функции музыки, т.е. в ее способности мотивировать творческую деятельность ребенка. Диагностическое задание «Натюрморт» для определения уровня творческого воображения предлагает нарисовать натюрморт на определенную тему, опираясь на воображение. В зависимости от возраста и уровня креативности, темы могут предлагаться как педагогом («Бабочки и лампа», «Яблоки на снегу»), так и детьми. Задание «Неоконченный рисунок» построено на основе проявления богатства воображения и предполагает дорисовать незаконченный образ так, чтобы каждый новый вариант не повторял предыдущий (для этого необходим лист бумаги с изображением незаконченного образа, повторяющегося 5—7 раз). Задание «Волшебники» проводится по аналогии с предыдущим заданием, но в данном случае ребенку необходимо дорисовать две одинаковые фигуры волшебников, превратив одну в доброго, другую — в злого. Задание «Цветовая композиция» заключается в рисовании композиции из трех цветов по выбору и придумывании как можно большего количества названий к рисунку. Задание «Сочинение рассказа» требует составления логически связного рассказа на основе использования предлагаемых ключевых слов (7—10 имен существительных в единственном числе). Тест-игра «Закорючка» для индивидуального тестирования. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, дорисовать закорючку, чтобы получился узнаваемый образ. Результаты теста отражают возможности воображения и образной памяти. Тест «Игра в прятки» предлагает в цветовом пятне увидеть «спрятанный образ». Пятно можно поворачивать и дорисовывать с использованием минимума средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения. Тест-задание «Отыщи картинку» предъявляет цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность. В работе образовательного учреждения форма проведения диагностики способностей детей обусловлена важностью мониторинга образовательного процесса. Психолого-педагогическая диагностика предполагает исследование динамики развития творческих способностей. Диагностика позволяет педагогу прояснить уровень овладения детьми тем содержанием, которое заложено в образовательные программы для каждой возрастной группы. С помощью средств диагностики проверяется результативность педагогических воздействий, устанавливается обратная связь, отслеживается процесс развития творческих способностей ребенка, осуществляется эффективная коррекция методов, форм, средств педагогической деятельности. Многие диагностические методы могут использоваться в педагогическом процессе в качестве развивающих технологий, средств активизации и познавательной мотивации. Интерпретация результатов может быть разной. Это бальное оценивание, экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д. Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других. В оценке творческих способностей у разных авторов устойчивы следующие критерии сформированности творческого потенциала: – быстрота и легкость - проявляются в скорости выполнения задания и определяются путем подсчета количества ответов, идей или решений задачи за отведенный промежуток времени; – гибкость – количество переключений с одного вида объектов на другие; – оригинальность - оценивается по частоте данного ответа в однородной группе; - тщательность разработки идеи – детализация решений. Эти критерии возьмем за основу при формулировке критериев развития способностей в методике начальной и конечной диагностики в детском саду «Одуванчик». |