Главная страница
Навигация по странице:

  • Недостатками формационного подхода

  • Недостатками цивилизационного подхода

  • Исторические типы цивилизаций

  • Первобытное общество. Переход от первобытности к цивилизации. Древний Восток

  • Эпоха позднего палеолита

  • Античность: древняя Греция, эллинистические государства, древний Рим.

  • Эллинистические государства

  • Страны Европы и Византия в средние века (

  • Государство Особенности строя Политического

  • Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность и познавательный потенциал


    Скачать 0.78 Mb.
    НазваниеПроблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность и познавательный потенциал
    Дата03.04.2023
    Размер0.78 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkz_Istoria-2.docx
    ТипЗакон
    #1033664
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. Проблемы исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к истории, их сущность и познавательный потенциал

    Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

    Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а также то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

    Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по-разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей.

    Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития. С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход. Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы, и минусы. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во-первых, в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно, пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во-вторых, сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация".


    1. Исторические типы цивилизаций

    Восточный тип цивилизации - первый тип, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

    1. Традиционализм

    2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности

    3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека

    4. Нравственно волевая установка не на преобразование мира, а созерцательность

    5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма

    6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий

    7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

    Западный тип цивилизации - систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по Веберу, являются следующие:

    1) динамизм, ориентация на новизну

    2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности

    3) индивидуализм, установка на автономию личности

    4) рациональность

    5) идеалы свободы, равенства, терпимости

    6) уважение к частной собственности

    7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. На определенном этапе развития ЗЦ приобретает характер техногенной цивилизации.

    Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.


    1. Первобытное общество. Переход от первобытности к цивилизации. Древний Восток

    Первобытное общество возникло примерно 40 тыс. лет назад и существовало до IV тыс. до н.э. Оно охватывает несколько периодов каменного века — поздний палеолит (40-10 тыс. до н.э.), мезолит (10-6 тыс. до н.э.) и неолит (6-4 тыс. до н.э.).

    Эпоха позднего палеолита

    В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры. Человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык.

    Эпоха мезолита

    Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой. Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша. Человек приручает собаку. Продолжает развиваться культура, значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы.

    Эпоха неолита

    Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной. Также переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей (земледелие, скотоводство. Помимо этого, возникают новые ремесла — прядение, ткачество, гончарное дело, а вместе с ним — использование глиняной посуды. При обработке каменных орудий применяются сверление и шлифовка. Значительный подъем переживает строительное дело.

    В культуре первобытного общества были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры.

    Основными занятиями людей на протяжении сотен тысяч лет были охота, рыболовство и собирательство. Неолитическая революция: на подступах к цивилизации. Переход к производящему хозяйству, появление земледелия и скотоводства были в этом смысле подлинным прорывом, для определения которого используют понятие неолитическая революция.

    Переход от первобытности к цивилизации.

    Становления производящего хозяйства: Выращивание пшеницы, бобов, проса, фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец, ослов, свиней, позднее — крупного рогатого скота. Возрастание роли семьи в общине, которая постепенно переставала быть родовой и становилась соседской. Появление поселений нового типа с прочными и большими домами. Возникновение крупных поселений, похожих на города.

    Цивилизации Древнего Востока: для них характерно

    1. Первобытно-общинный строй

    2. Находились в поймах крупных рек, речных долинах.

    3. Основа хозяйственной деятельности - ирригационные работы при государственной собственности.

    4. Очень важны астрономические знания, в них включена система храмов и жречество.

    5. Общество сословное, его структура связана с развитым разделением труда.

    6. Основное занятие - сельское хозяйство, но руководящую роль играл город.

    7. Государство имело ориентированную и измеренную землю.

    8. Характер власти деспотический, жёсткая централизация и сакрализация власти.

    9. Формирование государства сопровождалось развитием письменности.
    Древний Восток

    Древний Восток - историко-географическое понятие, под которым понимаются древнейшие общества Восточной Африки и Азии.

    Первые государственные формирования сложились в IV тыс. до н. э. в долинах великих рек Нила, Евфрата, Инда, Янцзы. Необходимость взаимодействия жителей нескольких сельскохозяйственных общин способствовала укрупнению общин. Высокая урожайность почв обеспечивала быстрый рост прибавочного продукта, который. концентрируясь в руках части общинников, способствовал классовому расслоению общества. Два вышеперечисленных фактора предопределили возникновение на данных территориях государственности.

    1. Античность: древняя Греция, эллинистические государства, древний Рим.

    Древняя Эллада – так изначально называлась Греция. В 1-веке до н.э. Элладу покорили римляне и дали ей латинское название «Греция», а её жителей стали называть «греками». Территорию Греции можно разделить на Южную, Среднюю и Северную: Южная часть страны была занята героической Спартой, Среднюю Грецию занимали Афины – сердце Эллады, Северная территория принадлежали Фессалии и Македонии.

    -Минойский этап

    Относится к самому раннему периоду развития Греции. На этом этапе на острове Крит возникает морское государство царя Миноса, по имени которого назван и весь период.

    -Ахейский этап

    Ахейцы создали ахейскую цивилизацию, но сами были уничтожены племенами более диких и отсталых дорийцев. После этого Греция погрузилась в так называемый «темный век».

    -Архаический период развития

    Греческая цивилизация поднимается на новую ступень развития. Именно в это время возникают независимые города-государства, которые получают название «полисы. Самые известные города-государства – это Афины, Спарта и Фивы.

    Афины становятся центром культуры Древней Греции, здесь выступают знаменитые поэты, ораторы и философы, что значит «любители мудрости». Именно в Афинах появляется первая демократия. Однако, демократия эта была не полная, так как рабы и женщины не имели в ней права голоса. Спарта же являлась полной противоположностью Афинам. Это было государство воинов, в котором не было места демократии. Интересно, что управляли Спартой сразу два царя: один из них командовал армией и водил её на войну, а второй занимался административными вопросами. Экономику Спарты обеспечивали рабы – илоты.

    Эллинистический период развития

    Походы Александра Македонского привели Грецию к зениту славы, после чего последовал спад могущества греческой эпохи. После смерти Александра его необъятная империя распалась так же быстро, как и была завоевана. Её территорию разделили между собой четыре заместителя Александра. На смену греческой цивилизации пришла железная империя Рима, и Греция стала одной из римских провинций.

    Эллинистические государства – это Эллинистическая эпоха Древней Греции (Эллинизм). От Классической эпохи она отличается тем, что на смену городам-государствам (полисам) пришли могущественные державы, включающие в себя много городов и сельских поселений. Во главе этих государственных образований стояли цари, а начало новому историческому витку положили завоевания Александра Македонского. Официально считается, что Эллинизм начался в 301 году до н. э., а закончился в 30 году н. э. со смертью египетской царицы Клеопатры.

    Древний Рим В 753 году до н. э. поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов – латинов, этрусков и древних греков.

    Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

    Царский. Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний – Луций. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

    В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме.

    Республиканский. В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья.

    Римская империя. Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель – Император. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

    Культура Древнего Рима

    Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. Римляне очень любили развлечения, среди которых наибольшим спросом пользовались гладиаторские бои, гонки на колесницах и охота на диких зверей. Римские зрелища стали альтернативой невероятно популярным в Древней Греции Олимпийским играм.


    1. Страны Европы и Византия в средние века (V-первая половина XVII в.).

    Европа:

    Деление Европы на Западную и Восточную усилилось после Падения Западной Римской империи в V веке, в результате завоевания тюрками Аттилы и Германскими племенами, в то время как Восточная Римская империя (называемая также Византийская империя) просуществовала ещё тысячу лет. Римская империя была уже разделена на греко-говорящие и латинско-говорящие регионы в течение многих столетий[25].

    В VII и VIII столетиях арабская экспансия принесла исламскую культуру к южным Средиземноморским берегам (от Сирии до Сицилии и Испании), все более увеличивая различия между различными Средиземноморскими цивилизациями. Были утеряны многие знания и технологии, торговля пришла в упадок и люди возвратились к местным аграрным сообществам-общинам. В том же самом столетии, тюрки-болгары создали государство в Европе — Болгария, впоследствии ставшим одним из первых славянских государств.

    Феодализм создал новый порядок в мире без городов и заменил централизованную римскую администрацию, которая была основана на городах и высокоорганизованной армии.

    Единственным учреждением, пережившим крах Западной Римской империи, была римско-католическая Церковь, которая сохранила часть римского культурного наследия и осталась первичным источником обучения в его области по крайней мере до XIII столетия.

    Епископ Рима, известный как Папа римский, стал лидером западной церкви, при этом на востоке его превосходство признано не было.

    Священная Римская империя возникла около 800 года, когда Карл Великий, король франков, был коронован Папой как Император. Его империя основывалась на территориях современной Франции, Бенилюкса и Германии расширяясь на современную территорию Венгрии, Италии, Богемии, Нижней Саксонии и Испании. Он и его отец получили существенную помощь от союза с Римским папой, который хотел получить помощь против Ломбардов. Римский папа официально являлся вассалом Византийской империи, но Византийский император не мог сделать ничего против Ломбардов.

    В конце IX и в X столетии Северная и Западная Европа чувствовала расцветающую мощь и влияние викингов, которые совершали набеги, торговали, завоёвывали и заселяли стремительно и эффективно с их передовыми мореходными судами, типа галеры.

    Венгры грабили материковую Европу, а Арабы — юг.

    В X столетии независимые королевства были основаны в Центральной Европе, например Польша и Венгрия. Последняя прекратила свои грабительские набеги.

    В последующем периоде, закончившимся приблизительно в 1000 году, произошёл дальнейший рост феодализма, который ослабил Священную Римскую империю.

    После Раскола христианской церкви в 1054 году западное христианство было принято в новых созданных королевствах Центральной Европы: Польше, Венгрии и Богемии.

    Римская Католическая Церковь превратилась в лидирующую силу, что привело к конфликтам между Папой и Императором.

    Области под властью римской католической церкви непомерно расширились в связи с обращением в христианство языческих королей Скандинавии, Литвы, Польши, Венгрии и благодаря крестовым походам. Большая часть Европы стала романо-католической в XV столетии.

    Византия

    Византийская (официально Ромейская) империя была продолжением Восточной Римской империи, в которой в VI – VIII вв. латинский язык, как государственный, заменился греческим, а в населении все более и более важное значение стали получать эллинизированные инородцы (особенно славяне). В Византии сохранились и основные черты старой империи – социальное господство поземельной аристократии и политический абсолютизм императорской власти, управлявшей страною посредством чиновничества.

    Но в империи не выработалось правильного порядка престолонаследия, и из-за обладания властью постоянно происходила борьба между честолюбцами, сопровождавшаяся придворными интригами и дворцовыми переворотами, заговорами и восстаниями, убийствами и всякого рода жестокостями. К борьбе за власть примешивались и религиозные распри, порождавшиеся разными ересями, да и само население столицы отличалось наклонностью к бунтам и переворотам. Законодательство и управление империи были прямым продолжением соответственной деятельности прежних римских императоров.

    Самым замечательным царствованием в Византии в начале Средних веков было правление Юстиниана Великого, сделавшего в середине VI столетия попытку восстановлении императорской власти на Западе. Кроме того, он был истинным родоначальником византийской системы управления, основанной на подчинения авторитету власти всех проявлений общественной жизни, не исключая и религии. Своей кодификацией римского права Юстиниан завершил его многовековое развитие и создал основу для дальнейшего развития права уже чисто византийского.

    С IV по IX в. Византию раздирали новые религиозные раздоры, вызывающиеся появлением ересей. Такова была в VIII в. борьба иконоборцев и иконопочитателей.

    В отличие от романо-германского Запада, Византия не подверглась феодальному раздроблению. При Македонской династии (с середины IX до середины XI в.) византийские императоры продолжали борьбу с знатью, но обычай наделять служилых людей населенными имениями при династии Комнинов (с середины XI до конца XII в. снова привел крестьянскую свободу в упадок.

    Извне Византийскую империю теснили с севера болгары (в IX – X в.), с востока турки-сельджуки. Последние заставили её правительство искать помощи на Западе, откуда с конца XI в. через её территории стали двигаться в Азию крестоносные ополчения.

    Четвертый крестовый поход окончился даже завоеванием Византии крестоносцами, которые образовали из неё Латинскую империю, просуществовавшую, однако, лишь полстолетия. Новой византийской династии Палеологов удалось восстановить прежнюю греческую империю, но уже не в прежнем объеме и очень ослабленною. В середине XIV в. большая часть Балканского полуострова была во власти Сербии, но тогда же началось и завоевание его турками-османами, которые в середине XV в. взяли и самый Константинополь. И латинское завоевание начала XIII в., и покорение турками в середине XV в., конечно, ухудшили быт коренного населения империи.
    6.Средневековый Восток: особенности политического, социального и экономического строя в Китае, Индии, Японии и арабских странах.


    Государство

    Особенности строя

    Политического

    Социального

    Экономического

    Китай

    Китай в Средние века развивался без длительных войн и междоусобных столкновений, но часто испытывал смену власти. В VII в ходе дворцового переворота династию Суй сменила династия Тан. Ее правители занимались активной захватнической деятельностью. В результате победоносных войн Китай получил в свои руки Великий шелковый путь и установил власть над Тибетом, Кореей и Индокитаем. 
    Для средневекового китайского общества был характерен большой аппарат чиновников и огромная сильная армия, на которых опиралась власть. Все чиновники всегда назначались только из центра империи.

    Основу государства, как и в других странах Востока, в Китае составляла община. Почти 90% населения были крестьянами и обрабатывали землю. О них власти особо заботились, поскольку крестьяне были главными налогоплательщиками. В Китае существовала очень мудрая система земельных наделов. Одинаковый участок земли получал каждый работоспособный китаец. 


    В Средние века в Китае происходили большие сдвиги в хозяйстве. В сельском хозяйстве стали применяться водяные мельницы, крестьяне обрабатывали землю большим количеством разнообразных плугов. Китайцы начинают производить фарфор и изготавливать сахар.
    К концу средневековья, к XVII веку, Китай представлял собой мощную державу с хорошо развитой системой управления.


    Индия

    Индия в Средние века обладала крайне неустойчивой политической властью. Слабые и кратковременные династии сменяли одна другую, постоянно враждуя с такими же неустойчивыми государственными образованиями. Таких государств в Индии в разное время существовало около 70.


    В Индии существовало строгое деление на касты (варны). Каста – это группа людей со своими особыми правами и обязанностями.  Высшие касты – это брахманы (служители богов) и кшатрии (цари). Они управляли страной и защищали ее от врагов. Низшие касты обрабатывали землю, изготовляли изделия, прислуживали знати. Переход к средневековью привел к изменению в кастовом строе индийского общества. Касты стали делиться на более мелкие группы людей, объединенных одной профессией. Брахманы разделились на врачей, учителей и аптекарей. Невозможно было перейти из одной касты в другую. Выйти замуж или найти себе жену можно было только среди своих.
    Люди, входящие в высшие касты, избегали всяческого соприкосновения со всеми остальными. Они жили отдельно, в центральной части города, обычно огороженной стеной от остальных районов, где проживали низшие касты. Наличие кастового строя не отменяло главной основы жизни общества и государства – общины. В Индии она существовала так же, как и в других восточных странах. 
    Индия в Средние века кратко говоря, была страной веротерпимой. В ней вполне мирно уживались сразу три религии: иудаизм, буддизм и ислам. Наряду с ними существовало еще множество местных культов.

    Совершенства достигли городские ремесленники в изготовлении украшений, оружия, хлопчатобумажных и шёлковых тканей и т. д. В это время индийцы уже умели строить суда, способные перевозить сотни пассажиров. Высокого совершенства достигло строительное искусство, причём всё больше распространяется строительство зданий из камня, тогда как ранее здания строились в основном из дерева и кирпича. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю. Из Индии вывозились ткани, украшения, слоновая кость, жемчуг, перец, благовония. Ввозились драгоценные и цветные металлы и изделия из них, вина, рабы (музыканты и танцоры). Индийские моряки плавали в Китай, а также через Аравийское море в Красное. Оживлённые отношения поддерживались со странами Средиземноморья. Античные писатели отмечали, что огромное количество драгоценных металлов уходит в Индию, чтобы никогда больше не вернуться в Средиземноморье. Хотя в самой Индии золота и драгоценных камней добывалось не столь много, как это обычно думают (многие из драгоценных камней, которыми славилась в то время Индия, добывались на Цейлоне и в Бирме), рабовладельческая знать со временем накопила в своих сокровищницах огромное количество драгоценностей. Золотая монета, которая появилась, вероятно, ещё при Маурьях, отличалась при кушанах и Гуптах полноценностью и высоким качеством исполнения.

    Япония

    Для политической системы Японии было характерно:
    1.     централизация власти;
    2.    Вся земля в стране находится в руках государства;
    3.     существование общин.


     1192 году происходит очень значимое событие – император теряет часть своей власти, уступая ее сегуну (военному правителю). Сегунат существовал 7 веков, вплоть до 19 века. Императорская власть в стране оставалась, но она не была теперь единоличной. 
    В 16 веке правители Японии решают изолировать ее от остального мира, чтобы ничто не могло повлиять на самобытную культуру страны. Она становится самой закрытой цивилизаций. Покидать пределы японских островов было запрещено. Нарушителей запрета казнили. Иностранцам, кроме голландцам и китайцам, путь в страну также был закрыт. Из страны были изгнаны представители католической и христианской религии.
    Период средневековья для Японии закончился с момента восшествия на престол юного императора Мицухито в 1866 году.

    Основную массу населения составляли крестьяне. На них приходилась вся тяжесть налогов. Главным из них была рента на землю. Кроме того, в Японии жили неполноправные (иноземцы) и рабы.


    Начиная с 6 века, Япония начинает стремительно развиваться. Для восточных стран такой динамичный темп развития совсем несвойственен.  Дело в том, что Япония охотно перенимала чужой опыт и, в первую очередь, соседних стран. 
    Японские правители старались заимствовать только самое лучшее. В страну приглашались ремесленники, а молодые японцы отправлялись в Китай для учебы. Иероглифическое письмо, буддизм и даосизм – это тоже пришло из Китая.
    Сначала Япония в Средние века, кратко говоря, была классическим восточным государством. 


    Арабские страны

    Первоначально арабские племена были кочевниками, среди которых с первой четверти VII в. выделяется племя курайшитов. Ислам стал той идеологической базой, которая нс только объединила арабские племена, но и стала политической основой нового государства — арабского халифата, созданного в 632 г. 

    В целом история арабского средневековья делится на три периода: меккано-мединский — домусульманская Аравия и возникновение ислама (VI–VII вв.); дамасский (сирийский) — правление династии Омейядов, активная завоевательная политика (661–750); багдадский (ирано-месопотамский) — правление династии Аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата (750–1055).

    Результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из Индии в Европу через Иран. Поэтому города Южной Аравии оказались не у дел. В сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. Ситуация была осложнена обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. Таким образом, в начале VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. Многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта