Главная страница
Навигация по странице:

  • Предварительная работа: Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри ». Рассматривание панно «Русские богатыри»

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Книжная выставка: О. Тихомиров «На поле Куликовом»

  • «Русские богатыри» ). Л.Обухова «Званко – сын Добрилы».

  • , Атлас «Страна, в которой я живу».

  • Беседа о Богатыре – Стихии.

  • Горыня

  • Богатырь – человек. Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри – великаны». Беседа о Богатыре – Человеке.

  • Динамическая пауза: Нивка, нивка

  • Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

  • Продолжение беседы по картине «Богатыри». Вопросы

  • Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

  • Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле.

  • проект россия родина моя оригинал. Проект "Россия Родина моя" подготовительная группа


    Скачать 475.52 Kb.
    НазваниеПроект "Россия Родина моя" подготовительная группа
    Дата16.01.2022
    Размер475.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроект россия родина моя оригинал.docx
    ТипДокументы
    #332442
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Хохломской орнамент


    Легенда о хохломе гласит, что жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.

    Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

    Хохлома появилась в 17 веке в Заволжье Нижегородской губернии. Это декоративная роспись по деревянной посуде, мебели. Этот вид промысла объединил бедных крестьян и староверов. Хохлома пользуется большой популярностью. В 19 веке этот вид промысла был представлен на большом количестве ярмарок в иностранных государствах. Хохломские изделия покупают по все Западной Европе и Индии.

    Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды.

    Роспись под хохлому – это особенный художественный стиль, так называемый «растительный орнамент». Самый любимый – «травяной». Этот стиль напоминает осоку, которая растет вокруг озера, луга, поэтому некоторые орнаменты называются «осока».

    Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок.

    Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.

    Но художники стремятся улучшать не только глубину красоты орнаментов. Они хотят обогатить сами виды и формы предметов. Эти изменения помогают древнерусскому орнаменту хохломы по-новому заблистать в современных городских пейзажах, не быть чуждым предметом в нашем урбанистическом мире.

    Былинные богатыри земли Русской


    Программное содержание:

    1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

    2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.

    3. Сформировать представление о Богатыре – Стихиии оБогатыре – Человеке.

    4.  Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

    5.  Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

    Активизация словаря:

    Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

    Предварительная работа:

    1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

    2. Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

    3. Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

    4. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

    Книжная выставка:

    1. О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.

    2. Чтение отрывков о былинных героях (см. вкладыш-панно «Русские богатыри»).

    3. Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.

    4. Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.

    5. Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу».Изд. «Росмэн», Москва, 2004.

    6. Альбом «Россия».

    7. Картина В.М.Васнецова «Богатыри».

    – Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили несколько лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

    Слава русской стороне!
    Слава русской старине!
    И про эту старину
    Я рассказывать начну,
    Чтобы дети знать могли
    О делах родной земли.

    – Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

    Силён, как вольный ветер,
    Могуч, как ураган.
    Он защищает землю
    От злобных басурман!
    Он силой доброю богат,
    Он защищает стольный град.
    Спасает бедных и детей
    И стариков и матерей!

    Вопросы:

    1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

    – Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

    2. Что такое Былина?

    Былина произошла от слова быль, было.

    3. Кто слагал Былины о богатырях?

    – Сказитель.

    4. Как сказитель рассказывал Былину?

    – Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    – Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

    И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

    Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

    – Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.

    1. Смелость силе воевода.

    2. Кто смел, тот на коня сел.

    3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

    4. На Руси не все караси, есть и ерши.

    5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

    Беседа о Богатыре – Стихии.

    – Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатырь – человек).

    – Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня).

    – Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

    1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.

    2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.

    3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.

    4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Как былина рассказывает о нём?

    Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

    – С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

    С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит побратались? (стали как братья)

    – Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить).

    – Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы).

    – Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч - кладенец, чтобы он владел силой богатырской).

    – Куда же исчезли богатыри – великаны?

    В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

    Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри – великаны».

    Беседа о Богатыре – Человеке.

    – Ребята, на смену богатырям – великанам пришёл богатырь – человек.

    – Каких богатырей вы ещё знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович).

    – Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин).

    – Расскажите об одном из этих богатырей. (Рассказы детей о богатырях).

    – Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Это былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

    – Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.

    Прослушивание фрагмента былины в грамзаписи «Илья Муромец и Соловей-разбойник», или чтение отрывка из былины:

    Подъехал он ко городу Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано врагов черным-черно,
    Он как стал-то эту силу великую
    И конём топтать и копьём колоть
    – И побил он эту силу великую.

    – Какой подвиг совершил Никита Кожемякин?

    – Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).

    Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.

    – Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря?

    Богатыря-пахаря на Руси называли Оратай, Оратаюшко. Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб. Микула Селянинович обладал невероятной богатырской силой. Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Когда воинам-ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича:

    «Ой же ты, оратай – оратаюшко
    Ты поди – ка с нами во товарищах

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    – Как вы думаете, ребята, какой труд легче: ратный или земледельческий, а какой тяжелее?

    Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь – оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится». Когда Микула Селянинович землю пахал, ходил по полю да приговаривал:

    Динамическая пауза: Нивка, нивка(дети идут по кругу, взявшись за руки).

    Яровая жинка. 
    Уроди пшеничку
    Горох да чечевичку. (делают взмахи руками снизу вверх).
    На поле копнами (руки вверх).
    На столе пирогами (лепят пироги).
    Нивка золотая (идут по кругу).
    Добра, медовая
    Принеси нам хлеба
    Стебелёк до неба. (руки вверх).
    Матушка рожь,
    Встань стеной сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх).
    Стебель в оглоблю 
    Колос в дугу. (наклоны вправо–влево).
    Встань рожь большая
    Вот такая. (руки вверх).
    Расти копна золотая, –
    Вот такая. (присели, медленно встают, поднимая руки вверх).

    Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

    – Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

    Вопросы:

    Кто изображён на картине художника Васнецова?

    Три богатыря.

    Кто находится в центре картины?

    Илья Муромец.

    Как вы догадались, что это Илья Муромец?

    Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

    Кто слева от Ильи Муромца?

    Добрыня Никитич.

    Расскажите о нём.

    Кто справа от Ильи Муромца?

    Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

    Какими качествами обладал Алёша Попович?

    Хитростью, смекалкой, дерзостью.

    Куда смотрит каждый из богатырей?

    Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

    Что охраняют богатыри?

    Землю русскую, её границы.

    Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

    Уздечка, стремена, седло.

    Как одним словом можно назвать этих богатырей?

    Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.

    Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:

    «О Витязь! Делами твоими
    Гордится великий народ.
    Твоё громоносное имя
    Столетия все перейдёт».

    Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

    Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

    1. Не родом богатырь славен, а подвигом.

    2. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

    3. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

    4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

    Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

    Продолжение беседы по картине «Богатыри».

    Вопросы:

    1. Как одеты богатыри?

    На тело надета кольчуга – железная рубашка.

    Зачем она нужна богатырям?

    Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

    2. Что надето на головы богатырей?

    Шлем.

    На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

    3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

    Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

    Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

    Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

    Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

    – Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

    Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

    – Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

    Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

    Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

    Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

    «Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

    Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

    Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

    Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб.Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта