музыка 11 доделать. Программа музыкального развития дошкольников строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предусматривает воспитание у детей восприимчивости,
Скачать 0.51 Mb.
|
«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ НОМЕР» Дидактическая задача: Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу, развитие творческой фантазии. Игровая задача: Чья команда лучше исполнит коллективный танец. Игровые правила: Придумать танец с интересными движениями. Ход игры. Игра представляет собой конкурс на самый лучший танец. Предварительные приготовления заключаются в том, что все желающие принять в ней участие должны разделиться на две команды числом от трех до восьми. Каждая команда должна продумать свой номер, то есть коллективный танец. Оценивать будут судьи, которых следует выбрать заранее. Конечно же, для того чтобы танцевальный номер был таким, каким он и должен быть, необходимо музыкальное сопровождение. Участники сами определяют, какой именно мелодией они хотели бы сопроводить свой танец, – записью популярной музыки, классических произведений или же, напротив, авангардной музыки. В общем, здесь опять необходима изрядная фантазия. Ведущий может выступить в качестве художественного руководителя. И, конечно же, ему необходимо проследить за временем, отведенным на подготовку танца. Самым оптимальным вариантом является подготовка в течение 10—15 минут. Можно готовить танец специально к какой-то дате, подобно концертному номеру. В своем роде это тоже игра, которую наверняка оценят все веселые люди. Кстати, и сами танцы могут быть шуточными, что только приветствуется. «ХОДИМ КРУГОМ» Дидактическая задача: Развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти. Игровая задача: Внимательно следить за водящим и запоминать движения. Игровые правила: Повторять точно все движения за водящим. Ход игры. Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего: Ходим кругом, друг за другом. Эй, ребята, не зевать! Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет, Будем дружно повторять! Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим. Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону. «ИГРА-ЗАГАДКА» Дидактическая задача: Развития тембрового и динамического слуха. Игровая задача: Кто больше и правильно отгадает поющих игроков. Игровые правила: Слушать и отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса. Ход игры. Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, – поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как исполнить звук «а». Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то – тихо, кому-то – низко или высоко. Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса. Когда все будет отгадано, можно всем пропеть звук «а» с различными музыкальными оттенками. «МЫ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПЕТЬ» Дидактическая задача: Развитие интеллектуальных способностей и памяти. Игровая задача: Чья пара быстрее составит слово. Игровые правила: Найти пару к своему слогу и сложить слово. Ход игры: Дети идут с песней друг за другом по кругу. Каждый держит перед собой плакатик с изображением какого-либо слога. Звучит музыка, и ребята начинают петь: Мы учимся читать и петь! Мы учимся читать и петь! Мы учимся читать и петь! Буква с буквой встали рядом — Прочитать их вместе надо И пропеть, пропеть, пропеть! Как только закончится звучание музыки, ребята должны разбежаться в разные стороны и приступить к поиску пары своему слогу, чтобы получилось слово. Дети, у которых получилось слово, идут парами по кругу и поют песню. А кто не успел найти пару своему слогу, отходит в сторону и хлопает в ладоши, приветствуя победителей. «ШЛИ КОНИ» Дидактическая задача: Воспитывать коммуникативные навыки в игре, развивать быстроту реакции. Игровая задача: Кто быстрее и правильно услышал,когда заканчивается песня. Игровые правила: Вовремя присесть по окончании песни. Ход игры. Все желающие встают в круг. Затем они начинают хором петь следующую песню: А шли кони по улице, Чем они попутаны? Золотым путом Под копытом. Зайка идет, Траву рвет — Что вырвет, То в пучок. Как только игроки заканчивают петь эту песню, они сразу же должны присесть. Кто не успел – тот выходит из игры. «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОШКИ-МЫШКИ» Дидактическая задача: Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу Игровая задача: Уметь защитить «мышку» от «кошки» Игровые правила: Защищать «мышку», чтобы «кошка» как можно дольше ее не поймала. Ход игры. Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку». «Мышка» находится внутри круга, а «кошка» – снаружи и пытается поймать ее. Но игроки защищают «мышку». «Кошка» должна постараться разорвать круг игроков или как-то по-другому проникнуть в круг и достать «мышку». «Мышке» разрешается всячески убегать от «кошки», и когда та проникнет в круг, «мышка» имеет полное право выбежать из него. Игроки, образующие круг и защищающие «мышку», при этом поют: Уж ты, серенький коток, Не ходи ты в погребок По сметану, по творог. У нас скоро придет зять, А сметаны негде взять. Котишко-мурлышко, Серенький лбишко, Не лезь в сметану, Оставь Степану. Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг, а потом все выбирают новых «кошку» и «мышку». 8 ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА» (4 – 5 лет) Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии. Игровой материал: восьмиступенчатая лесенка и фигурка (животного, героя мультфильма и т.д.) Методика организации игры: Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках, рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. ее ступеньки это музыкальные звуки, их можно только услышать. Детям предлагается прослушать движение звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки (педагог поет песенку «Про лесенку»), сопровождая свое пение движением ладони по воображаемым ступеням. Сту-пень-ки зву-ки вверх и-дут, За-тем о-ни нас вниз све-дут. Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми. Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность (например, 8-ступенчатую лесенку из кубиков и фигурку, которая перемещается по ней вверх и вниз). ИГРА «ОЗОРНОЕ ЭХО» (4 – 5 лет) Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада. Игровой материал: короткие фразы, содержащие имена детей, и слова, определяющие настроение. Методика организации игры: Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с мячиком-эхом. Бросая мячик-эхо кому-либо из играющих, педагог пропевает его имя или слово-настроение. Ребенок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу, пропетую педагогом. Можно использовать как обычную, так и ласкательную форму имени, усложняя фразы и таким образом развивая музыкальный слух ребенка (Таня – Танечка, Лена – Леночка). ИГРА «КОЛОКОЛЬЦЫ-БУБЕНЦЫ» (5 – 7 лет) Цель: развитие вокального тембрового слуха. Игровой материал: песенка «Колокольцы-бубенцы», колокольчик. Методика организации игры: Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку «Колокольцы-бубенцы». В центре круга стоит ребенок с завязанными глазами. Четвертую фразу песенки исполняет ребенок, которому педагог вручает колокольчик. Ребенок, стоящий в центре круга должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребенок, звеня колокольчиком, перемещается внутри круга, а водящий с завязанными глазами пытается его поймать, идя на звон колокольчика. В конце этого этапа игры поющий ребенок становится водящим. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом. Не следует добиваться того, чтобы водящий ребенок непременно поймал поющего, так как основной победой в игре является узнавание солиста по голосу, а продолжение игры лишь усиливает удовольствие играющих. Песенка «Колокольцы-бубенцы» Колокольцы-бубенцы Раззвонились удальцы, Дили-дили-дили-дон - Угадай, откуда звон. ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК» (5 – 7 лет) Цель: развитие инструментального тембрового слуха. Игровой материал: «музыкальный домик» - ширма и различные музыкальные инструменты, окружающие детей в повседневной жизни детского сада. Методика организации игры: Педагог устанавливает домик-ширму и объясняет детям, что это необыкновенный домик, в котором живут различные музыкальные инструменты. «Поскольку эти инструменты ваши хорошие знакомые, вы можете узнать их по звучанию», - говорит педагог. Поочередно педагог извлекает звуки из различных инструментов. Дети должны узнать их. Основным условием игры является внимательное сосредоточенное слушание звучащего инструмента, абсолютно исключающее разговоры, выкрикивания, обсуждения, педагог сам решает, кто ответит на вопрос. ИГРА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО» (5 – 7 лет) Цель: закрепление работы над развитием вокального и инструментального тембрового слуха. Игровой материал: аудиозапись со звучанием вокальных (мужских, женских, детских) и инструментальных (инструменты симфонического и народного оркестров) тембров, большие карточки, являющиеся основным полем лото и разделенные на сектора; маленькие карточки, соответствующие каждому сектору. Методика организации игры: Данная игра является продолжением предварительных бесед с детьми о звучании различных тембров. Звучит аудиозапись с ярко выраженным тембром того или иного инструмента или голоса. Дети выбирают соответствующую этому звучанию маленькую карточку и накрывают ею определенный сектор на основном поле лото. Звучание музыкальных фрагментов должно длиться не более 30 секунд. Игра предполагает сосредоточение на процессе узнавания различных тембров. Комплект карточек должен быть у каждого ребенка. ИГРА «ТИХО-ГРОМКО» (4 – 5 лет) Цель: развитие динамического слуха. Игровой материал: песня Е. Тиличеевой «Тише-громче в бубен бей» (сб. «Музыка в детском саду». М.: Музыка, 1982. Вып.1), бубен. Методика организации игры: Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с бубном в руках. Педагог исполняет песню Е. Тиличеевой «Тише-громче в бубен бей» с использованием бубна для контрастной характеристики образов грома и ручейка. В процессе исполнения песни в определенных смысловых моментах педагог подключает детей к изображению этого контраста на бубне. Усложнять игру можно, предлагая детям самим исполнять песню, т.е. выбирать на роль водящего ребенка. Очень важно, чтобы дети органично сочетали изображаемое с пением водящего. Пение водящего должно быть ярким, выразительным, но при этом не крикливым и не форсированным. ИГРА «ИГРА С ПЛАТОЧКАМИ» (4 – 5 лет) Цель: развитие у детей реакции на смену динамических оттенков. Игровой материал: аудиозапись вариаций В.А.Моцарта из оперы «Волшебная флейта». Методика организации игры: Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое – прячут платочки за спину. Невнимательные к смене динамики - громкости звучания дети выбывают из игры. Педагог решает в зависимости от ситуации, сколько туров игры ребенок пропускает, при этом он должен утешить ребенка и дать ему надежду на победу в следующий раз. ИГРА «КОЛОБОК» (4 – 5 лет) Цель: развитие динамического слуха в сочетании с чистотой интонирования в пении. Игровой материал: любая знакомая песня, которую можно петь без музыкального сопровождения, игровое поле, молоточек и несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник и елку. Методика организации игры: Педагог расставляет фигурки на игровом поле в любом порядке. Дети рассматривают фигурки и выбирают вместе с педагогом водящего. Водящий выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут «колобок» и зовут водящего: Укатился колобок, колобок – румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабкой привести? Ну-ка, Лена, по дорожке походи, походи, И по песенке веселой колобочек отыщи. Дети поют знакомую песенку, а водящий в это время берет молоточек и водит им по игровому полю от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко – громко. Во время исполнения песни педагог следит за тем, чтобы дети чисто интонировали, пели ласково, выразительно, не форсировали звук. ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД» (5 – 7 лет) Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха. Игровой материал: набор детских музыкальных инструментов и озвученных игрушек, вырезанный из картона силуэт поезда с несколькими пустыми окошечками, карточки с нарисованными на них музыкальными инструментами (по размеру окошечек). Инструменты располагаются за ширмой. Методика организации игры: Педагог обращает внимание играющих на красочный поезд, в котором едут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон веселого поезда. Педагог исполняет знакомую мелодию поочередно на разных музыкальных инструментах. Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками, на которых изображены инструменты, и выбирает нужную ему, ею он закрывает пустое окошко поезда. Затем задание выполняет другой ребенок и т.д., пока не закроются все окошки вагончиков. Чтобы картинки с изображением инструментов хорошо держались на окошках поезда рекомендуем использовать двусторонний скотч. ИГРА «ГДЕ МОИ ДЕТКИ?» (3 – 5 лет) Цель: развитие певческих навыков и звуковысотного слуха у детей. Игровой материал: маленькиекарточки с изображением гусят, утят, цыплят, большие карточки с изображением гуся, утки, курицы. Методика организации игры: Дети сидят полукругом, у каждого в руках одна карточка с изображением или гусят, или утят, или цыплят. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами и утка с утятами. Однажды подул сильный ветер, пошел дождь и все спрятались, мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает карточку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря! (поет на нотах «ре» и «фа» первой октавы) Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь!» (поют на звуке «ля» первой октавы) Педагог забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят! Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко-ко! (поет на нотах «ре» и «фа» первой октавы). Цыплята отвечают: «Ко-ко-ко, мы здесь!» (поют на звуке «ля» первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей. ИГРА «ЖИЛИ-БЫЛИ ЗВУКИ» (5 – 7 лет) |