музыка 11 доделать. Программа музыкального развития дошкольников строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предусматривает воспитание у детей восприимчивости,
Скачать 0.51 Mb.
|
Цель: развитие музыкального слуха у детей, знакомство с основами музыкальной грамоты (высота звука, длительность, музыкальные интервалы, аккорды). Игровой материал: маленькие карточки с изображением нот. Методика организации игры: Суть игры состоит в том, что каждый звук как бы становится отдельным существом, которое умеет разговаривать, испытывать чувства и эмоции. Эти звуки часто бывают друг у друга в гостях (играются аккорды), а иногда могут и поссориться (интервалы большая и малая секунды). Далее игра проходит по принципу сказки: однажды звуки (можно назвать конкретные ноты) нашли карту сокровищ (звучит мелодия). На ней отмечено место клада (аккорд Т). Ноты собрались в путешествие на корабле, они плывут мимо островов, к которым должны причалить, чтобы спасти от дракона Волшебный звук, который поможет им добраться до нужного острова. В данном случае жилищем дракона может быть нижний регистр, а Волшебным звуком – трель, звучащая в верхнем регистре. Условия игры зависят от того, на каком этапе проходит игра, а также от того, как ребенок усваивает элементарную музыкальную грамоту и решает поставленную задачу. В ходе игры можно использовать простые легкие мелодии русских народных песен, а также музыку композиторов П.И.Чайковского и М.И.Глинка. ИГРА «СЛОЖИ ПЕСЕНКУ» (5 -7 лет) Цель: развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне). Игровой материал: кружки и прямоугольники разного цвета. Методика организации игры: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребенок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант – выполнение задания несколькими детьми. ИГРА «УЗНАЙ СКАЗКУ» (5 – 7 лет) Цель: развивать умение детей различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа. Игровой материал: две квадратные карточки зеленого цвета, обозначающие первую и третью часть музыки, в которых развивается нежный лирический образ Красной Шапочки. А также один квадрат красного цвета, обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка. Методика организации игры: Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки и показывает его. Если произведение известно ребенку, то он называет имя композитора и название произведения. 5 Комплекс упражнений для формирования певческих навыков. I Артикуляционная гимнастика. 1.Слегка покусать зубами кончик языка. 2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад. 3. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла. 4. Втянув щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть. 5. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц. 6. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать). Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц. 7. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз. 8. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно «не загорится». 9. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот. 10. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперёд и убирать на место. II Дыхательная гимнастика. Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, медленный выдох со счётом активным шёпотом (1,2,3,4,5 и т.д.). Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние рёбра. Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, по руке дирижёра с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала 2-3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние рёбра фиксируются в положении вдоха ладонями рук. Плечи неподвижны. III Фоноритмические упражнения. 1.Звуковые упражнения: «у» - руки с раскрытыми ладонями вытягиваются вперёд на уровне груди с одновременным произнесением звука на выдохе; «а-а» - руки сжаты в кулаки, вертикальное движение «молоточки» с одновременным произнесением звуков.; «о-о» - руки сжаты в кулаки, горизонтальное движение в стороны с одновременным произнесением звуков; «о-и-о-и» - руки на уровне груди, указательный палец вверх. Движение вверх, в стороны, вниз (как бы описывая указательными пальцами круги) с одновременным произнесением звуков; «и-э-и» - руки на уровни груди, развести в стороны и обратно к груди с одновременным произнесением звуков; «п-пом» - руки вдоль туловища свободно опущены, поднимаясь на носочках и опускаясь одновременно произносить звуки; «н» - возьмите большим и указательным пальцами за крылышки носа, издавая звук и выдувая его через нос, делайте небольшие нажатия на крылышки – мягкие и быстрые. 2.Речевые игры с движениями: а) Белый пух, снежный пух, - движения рук сверху вниз, перебирая пальцами. Всё-всё-всё в пуху вокруг. Пух на шапках, - показывая руками по тексту. Пух на шубках, Пух на бровках, Пух на губках. Как щекотно – ух! - встрепенуться, резко руки вверх. Кто щекочет? Пух. – вопросительное движение, затем сверху вниз. б) Шуршат осенние кусты, - круговые движения, ладошка трётся о ладошку. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь шурша, В нору спешит. в) Плакса-туча прибежала, - шлепки по коленям; Горько-горько плакать стала. – указательным пальцем ударять по коленям; А потом она пропала, - раскрыть ладони; Солнышко вдруг засияло! – вверх ладони с растопыренными пальцами. IV Интонационно-фонетические упражнения. «Страшная сказка». У СЛУШАЙ… УО СЛУШАЙ ШОРОХ… УОА СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ… УОАЭ СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… УОАЭЫ СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩЧ ЛЕСА ДЫШИТ. Ы ВЫШЕ… ЫЭ ВЫШЕ ВЕТЕР… ЫЭА ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК… ЫЭАО ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ… ЫЭАОУ ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО. И. П: рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица испуганное. Перевод гласного в гласный без атаки (легато). У! 2. «Попрошайка». хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ П ы ! хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ П ходит, ходит попроШАЙКА, х х х х х х просит,просит попроШАЙКА, х х х х х х дайте, дайте попроШАЙКЕ, х х х х х х всё, что просит попроШАЙКА! х х х х х х И.П: мышцы лица расслаблены, рот слегка приоткрыт. Выражение лица полусонное, глаза прикрыты. Руки, согнутые в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз. Переводить штро-бас в грудной режим на гласных. Артикуляция гласных – за счёт губ, без участия челюсти. «Вопросы – ответы». У---П---у?, у---П---У, У---П---о?, у---П---О, О---П---а?, о---П---А, А---П---э?, а---П---Э, Э---П---ы?, э---П---Ы, Ы---П---ы?, ы ---П---Ы. У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО-П----ос? ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-П----ост? ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ-П---ы ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ-П---ы! И.П: как в №1. Скользящие восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно с порогом. Стихотворный текст в грудном режиме с переходом в фальцетный через порог. 4. «Бегемот». Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]. Видит он во сне морковку и компот – [ХР], [ХР]. Спит он широко разинув рот – [ХР], [ХР]. И во сне он громким голосом поёт – [ХР], [ХР]. Издавать вибрант мягкого нёба в конце каждой строки текста, произносимого учителем. 5. «Инспираторная фонация». а---А, а—а. Инспираторная фонация – звук на вдохе (удивление, радость, всхлип). V Упражнения в грудном режиме. «Шип-голос». 3 шага. Интенсивным шёпотом «спеть» гласный «А»; активная пауза на вдохе; спеть последовательность гласных. «Пульсация». 3 шага. И.П: сидя, туловище слегка наклонено вперёд, локти опираются на колени, кисти расслаблены. Исполнять варианты попевок со звуком «Г-придыхательный». 3. «Выдувание». 5 шагов. 1 шаг – губы плотно сомкнуты, исполнять на гласном «У с выдуванием»; 2 шаг – перевести в имитацию гласного «О»; 3,4 и 5 шаги отличаются от 2 соотношением времени звучания гласного «У с выдуванием», имитации гласного «О» и ступенью перехода. VI Попевки. 1. Прима – «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока». Секунда – «Уж как шла лиса». Терция – «Ходит зайка по саду». Кварта – «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка». Квинта – «Пойду ль я, выйду ль я, да». «Родина моя» - нисходящий мажорный звукоряд в объёме квинты. «Утром я встаю, песенку пою» - мажорный звукоряд в объёме квинты вверх вниз. «Упражнения» - Сб. «Мир вокального искусства», с.110-120. «Потешки» - «Муз.рук.» 8/7, с.41. Приёмы исполнения: «Эхо» - сначала громко, затем тихо. «Перекличка» - исполнение по группам. «Соревнование» - кто точнее спел. ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА Чтобы ребенок чувствовал себя свободно, а голос звучал естественно, нужно принять правильное положение. Сесть или встать прямо, голову не поднимать слишком высоко, плечи свободно опущены. Игровые упражнения -установки: 1. Упражнение «Спинка- тростинка» Мы проверим спинку, Спиночку-тростинку. Вот она какая- Спиночка прямая! 2. Упражнение «Сидит дед» Сидит дед, ему сто лет. А мы детки маленькие, У нас спинки пряменькие. ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий (вдох, задержка, выдох). Эти навыкипрививаются в процессе игр: 1. «Душистый цветок!» На солнечной полянке расцвел прекрасный цветок, подносим его к носику и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом, плечи спокойные. 2. «Не погаси свечу». Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил. 3. Надуваем шарик!»« Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха. 4. «Петушок» Дети стоят прямо, руки опущены вдоль туловища, ноги врозь. Проговаривают стихотворение, выполняя наклоны головы вправо,влево: Петя,Петя,Петушок Целый день учил стишок. Наклоны головы вперед-назад: А запомнил он строку Лишь одну: «Ку-ка-ре-ку!» На вдох, сделанный через нос, медленно поднимают руки вверх; задерживают дыхание; затем хлопают руками по бедрам,произнося на выдохе:»Ку-ка-ре-ку!» 5.»Комарик» Дети ставят ладони на плечи(«крылышки», машут ими. Двигаясь по залу и произнося звук «з-з-з…» в динамике от «пиано» до «форте», постепенно усиливая и уменьшая силу звука. 6.«Лягушки! Педагог читает стихотворение. Дети кладут ладони на живот и делают энергичный выдох на слово «ква», активно работая мышцами. Мы лягушки-кваксы, Ночь чернее ваксы…. Шелестит трава. КВА! Красным помидором Месяц встал над бором, Гукает сова… КВА! Под ногами кочки, У пруда цветочки. В небе – синева КВА! Месяц лезет выше, Тише. тише, тише, Чуть-чуть-чуть,едва: КВА! 7.»Музыка дышит» Под звучание любого вальса делаем равномерные вдох и выдох. На усиление звучания- вдох, на ослабление звука – выдох. Ладони лежат на животе – почувствовать как живот «идет вперед» на вдохе. А на выдохе возвращается РАБОТА НАД ИНТОНИРОВАНИЕМ . Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Работу над интонированием следует начинать с понятия высоты звука Можно использовать дидактические игры, картинки, игрушки, шагающие по лесенке и т. п., чтобы образно показать повышение и понижение мелодии. 1. Попевка «Скок- поскок» Скок, скок, поскок, Молодой дроздок, По водичку пошел, Молодичку нашел. (Низходящая поступенная мелодия, игрушкой птички - дрозда, образно можно показать движение вниз) 2. Попевка «Зимние забавы» Я на горку поднимусь (поступенное движение вверх) И на саночках скачусь (поступенное движение вниз, быстрее темп) (Для наглядности можно использовать зимнюю картинку с катанием с горы) 3. Сказка «Лесенка» Автор В. Шейн В одной деревне жили- были веселые друзья. Каждый вечер они собирались на лесенке.На нижней ступеньке сидел Щенок и пел свою песенку: «Гав-гав!» (дети поют ре1)На второй устраивался зеленый Лягушонок и радостно квакал.Вот так: «Ква-ква!» (дети поют ми1).На третью забирался Утенок и важно крякал: «Кря-кря!» (дети поют фа#). Четвертую ступеньку облюбовал пушистый Котенок, который всегда ласково мяукал,-вот так: «Мяу-мяу!» (дети поют соль1) А на самую высокую ступеньку садился Воробей, ведь у него был самый тонкий и звонкий голосок,и он высоко пел: «Чирик-чирик!»(дети поют ля1) Так сидели они каждый вечер и пели. Получалась у них вот такая песенка. Все поют песенку. (Гав-гав,Ква-ква, Кря-кря. и т. д.) 4. Игры- повторялочки Педагог пропевает фразу – дети в точности стараются повторить музыкально. 5.«Мелодическое эхо» Педагог играет небольшой мотив, дети на слог «Ле» стараются повторить. Для закрепления навыков интонирования нужно систематически пропевать выученные песни а капелла. ПРОТЯЖНОЕ, НАПЕВНОЕ ЗВУЧАНИЕ ГОЛОСА Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. 1.»Ниточка» . Песенка – это ниточка, она должна тянуться без узелков, ровно-ровно. Пропеваем звуки или отдельные фразы и показываем, будто тянем невидимую ниточку. 2. «Карниз» Краской крашу я карниз вверх-вниз, вверх-вниз Вот и выкрашен карниз вверх-вниз, вверх-вниз 3. «Игра с мячом» Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования |