Программа Обучение декоративноприкладному искусству
Скачать 222.5 Kb.
|
1 2 Управление по делам культуры мэрии города Череповца Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества« Дом знаний» УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДДиЮ «Дом знаний» _______________________ Н.Н. Хазова «______» _______________ 20_____ г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение декоративно-прикладному искусству» Направленность: художественная Возраст учащихся: 7-13 лет Срок реализации: 9 месяцев Составитель: педагог дополнительного образования Степанец Ирина Юрьевна. Рекомендовано методическим объединением Протокол № _____ от ______________ г. Череповец 2018 г. Пояснительная записка Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение декоративно-прикладному искусству» относится к программам художественной направленности и используется для проведеня занятий в студии декоративно-прикладного творчества «MIX». В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена необходимостью в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Данная программа направлена на одновременное изучение и тематическое пересечение различных видов ДПИ, что позволяет обучающемуся глубже воспринимать изучаемый материал. Синтез нескольких видов ДПИ даёт возможность рассматривать и воплощать каждую тему по-разному, и помогает ребёнку творчески многогранно развиваться. В процессе обучения ребёнок приобретает знания, умения и навыки, которые будут полезны в любой работе и в повседневной жизни. Занятия по декоративно-прикладному творчеству являются эффективным средством приобщения обучающихся к изучению народных традиций. Практическая значимость программы Одним из важнейших параметров полноценного и гармоничного развития ребенка является его способность к творчеству. Развитие творческого потенциала возлагается на дополнительное образование, которое имеет безграничные возможности для художественно-эстетического воспитания детей и подростков, их общественного и духовно-нравственного становления. Образовательная программа студии ориентирована на развитие эстетического вкуса, способностей и склонностей к различным видам изобразительного искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Основным направлением деятельности студии декоративно-прикладного искусства «MIX» является обучение различным видам изобразительного искусства и ДПИ: Живопись; Графика; Бумагопластика; Декоративная композиция; Лепка («солёное тесто»); Коллаж; Граттаж; Батик. Также программа направлена на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучие ребенка; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; укрепление психического и физического здоровья воспитанников; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Педагогическая целесообразность Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение творческими навыками по предметам, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения декоративно-прикладному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно-прикладного искусства у воспитанников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятия в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги); обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий. Основные принципы, определяющие содержание программы: Принцип последовательности, системности, доступности обучения; Принцип наглядности; Установка на чувственное зрительное восприятие; Принцип народности и этнизации процесса обучения; Принцип развивающего обучения - увеличение объема изучаемого. Цель программы: приобщение через декоративно-прикладное искусство к культуре, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: Обучающие: научить замечать и выделять основные средства выразительности изделий; вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки; научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи. Развивающие: приобщать учащихся к народному искусству; реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства; расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе связи с декоративно – прикладным искусством. Воспитательные: воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. Программа рассчитана на 9 месяцев обучения: 68 часов (базовый уровень), 136 часов (творческая группа). Занятия проходят 1-2 раза в неделю по 2-4 академических часа. Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. В основу программы положены следующие принципы: непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования; связи с жизнью; развитие индивидуальности каждого ребёнка; единство и целостность субъект-субъектных отношений; системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого, к сложному»). Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы учащегося. В целом занятия в студии способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания Ожидаемые результаты: По окончании обучения, по данной программе, учащиеся должны знать и уметь: Виды декоративно-прикладного искусства. Уметь стилизовать природные формы. Работать с различными материалами и в разных техниках. Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи. Различать и узнавать виды художественных промыслов. Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов. Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства. Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Уметь применять полученные знания. Содержание и критерии оценки итоговой и промежуточной аттестации
Учебный план
Содержание образовательной программы
Условия реализации программы. Материальное обеспечение. Условия реализации программы. Для успешной реализации программы есть необходимые условия: имеется просторное помещение с хорошим освещением, оснащенное следующим оборудованием: индивидуальный рабочий стол и стул; доска, для наглядного показа; шкафы и полки для хранения материалов, наглядных пособий и литературы; стенды с меняющимся информационным материалом; инструменты и материалы: палитры, стаканчики под воду, кисти, краски, цветная бумага, ножницы, клей. Для хорошей организации занятий у каждого учащегося имеется индивидуальный набор материалов и инструментов. Методическое обеспечение. Рекомендации по ведению занятий. Педагогической основой всех методов обучения является направленность на единство решение воспитательных, образовательных и творческих задач, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики предмета для развития образовательного мышления ребенка. Эффективность освоения образовательной программы достигается при использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных). Каждый занятие включает воспитательные, образовательные и творческие задачи, которые дают возможность расширить понятие детей о многообразии форм искусства и его эмоциональной значимости. Передача социального опыта от педагога обучающемуся формирует отношение ребенка к природе, обществу, культуре своего народа и уважению к культуре других народов. Образовательные задачи решаются на усвоении профессиональных понятий в доступной возрасту форме. Широкие знания, профессиональная терминология с самого раннего возраста входят в понятия учеников не в навязанной форме запоминания, а в процессе всей работы на занятии. Передача творческого опыта постоянно сопровождает практическую деятельность обучающихся на занятии. Это – показ приемов работы разными инструментами, материалами, разной техники работы, решение композиции, пространства и колорита, умение анализировать произведения искусства. Опорные понятия включают то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали, читали, слышали от родителей, узнали друг от друга. Основные понятия формируются на занятии многообразными формами и методами. Они не даются в готовом виде а, в активной беседе, работая с иллюстративным материалом дети подводятся к ним. Распределение времени на занятии зависит от его целей и содержания. Сколько времени отвести на беседу решает сам педагог. При наличии двух часов в неделю вся система занятий сохраняется, только появляется возможность больше времени тратить на практическую работу. Дидактический материал: • Натурный фонд. • Репродукции. • Методические пособия Литература для обучающихся 1. Библиотека программы «Детство». Большое искусство – маленьким. «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с книжной графикой». Из –во «Детство -пресс» 2000. 2. Ежемесячный журнал Союза художников «Юный художник» 3. Иванова О.В. Акварель. Практические советы. Москва. АСТ. Астрель 2001 4. Уроки для начинающих. «Основы цветоведения» Москва АСТ. Астрель 2006 5. Сокольникова Н.М. «Основы композиции». Из –во Титул. 2000 6. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. Москва. Изобразительное искусство. 7. Энциклопедия «500 мастеров зарубежной классики». Москва 1995 Используемая литература 1. Дубровская Н.В. Игры с цветом. С-Петербург, «Детство - Пресс»2005 г. 2. Дрезина М.Игры на листе бумаги. М., «Издательский Дом «Искатель», 1998 г. 3. Колякин В.И.а. Методика организации уроков коллективного творчества. М., «Владос», 2002 г. 4. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом .С-Петербург , «Детство - Пресс», 2004 г 5. Костерин Н.П. Учебное рисование. М., «Просвещение», 1984 г. Трофимов М.В 6 Левин С.Д. Беседы с юным художником .Выпуск 2.М., «Советский художник», 1988 7 Левин С.Д.. Беседы с юным художником .Выпуск 1. М., «Советский художник», 1988 г. 8. Лыкова И.А. Дымковская игрушка. М., «Издательский Дом «Карапуз», 2002 г. 9. Мосин И.Г. Рисование – 1. Екатеринбург, «У - Фактория», 2000 г. 10. Мосин И.Г. Рисование – 2. Екатеринбург, «У - Фактория», 2000 г. 11. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства. М., «Владос», 2003 г. 12. Подборка журналов Юный художник 13. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра изобразительное искусство. Ярославль «Академия развития»1997 г. 14. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М., «Просвещение», 1985 г. Список используемой литературы для педагога: 1. Алексеева В.В. Что такое искусство. М.: Сов. Художник, 1991.- 286с. 2. Алешкина Т.В. Величайшие творения человечества: энциклопедия [разделы о скульптуре, живописи, архитектуре]. М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.-230.с. 3. Базанова М.Д. Пленэр: учеб. Практика в худ. уч-ще: учеб пособие. М.: Изобразит. иск-во, 1994.-465с. 4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.-275с. 5. Берсенева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. М.:ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2001.-320с. 6. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.:Просвещение, 1992.-224с. 7. Большой самоучитель рисования. М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2009.- 192с. 8. Горяева Н.А. и др. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для нач. шк./ под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2001.-64с 9. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебникам Е.И. Коротеевой, Н.А.Горяевой под ред. Б.М.Неменского. Волгоград: Учитель, 2008.- 171с. 10. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1984.-214с. 11. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в нач. школе. М.:Дрофа, 1999.- 305с. 12. Народные художественные промыслы/ под общ.ред. О.С.Поповой. М.: Легкая и пищ. пром-сть, 13. Полный самоучитель по рисованию. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.-256 с. 14. Соколова С. Азбука оригами.- М.: Эксмо; СПб.: Домино,2007.- 432с. 15. Туманов Е.С., Романова Л.Ю., Старостина Т.В. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2009.-222с. 16. Шорохов Е.В. Композиция. М.,1986.-268с. 17. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство (1-3кл.): пособие для учителей. М.: Просвещение, 1984.-218с. ПРИЛОЖЕНИЕ Календарный учебный график к Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Обучение декоративно-прикладному искусству» на 2018-2019 учебный год
1 2 |