Дарина. Программа обучения дарина. Основные задачи первого этапа работы
Скачать 82.57 Kb.
|
Цель: Научить Дарину отвечать на вопрос. Не используя эхо-реакцию. Формирование такт-реакций. Всегда начинаем с одного стимула. Шаг 1: Перед Дариной картинка, на которой Собака. Вопрос: «Кто это?» Сразу же вербальный стимул и эхо-реакция. «Собака». Когда ребёнок произносит: «собака» – «Умница!» хвалим + щекотка.! Применяем эту последовательность действия. Шаг 2. Предоставляем картинку. Собака. «Что это?» Ребёнок отвечает: «собака» - предоставляем только поощрение. Физическое усиление на этом этапе устраняем. Шаг 3. После предоставления картинки ребёнок говорит: «собака». И получает похвалу. Тем самым переносится контроль с эхо на такт, эта процедура широко применяется как при интенсивном обучении, так и в естественной среде. Подсчитываем число правильных реакций при демонстрации картинки без подсказки, через 3 сек. после инструкции. Обучающая сессия 3 мин. Процедура переноса с рецептивных навыков на эхо и такт. Перед ребёнком три карточки с действиями: идёт, сидит, стоит. Шаг 1. Инструкция: «покажи, кто сидит!» При необходимости Дарина получает жестовую или физическую подсказку. Когда она показывает на карточку, то сразу берём карточку изображением действия и произносим: правильно! И немедленно предоставляем поощрение. Шаг 2. «Что делает?» Если реакции нет, взрослый произносит: «сидит», когда ребёнок повторяет, предоставляем поощрение. «Что делает?» Если Дарина произносит «сидит» - получает приз. Если не получилось, переходим к обучению следующей карточки. Шаг 3. Инструкция покажи «кто идёт»? Если девочка произносит: идёт, получает приз. Если эхо-реакция не появилась, то переходим к третьей картинке. Две процедуры скомбинированы таким образом, что обучение представляет собой очень динамичный процесс. 1-рецептивный навык, 2 эхо, 3 навык такт и совершив обратный переход к рецептивным навыкам в случае ошибки или отсутствия реакции. Покажи кто…. Если есть эхо, когда показывает на карточку. Предоставляем усилитель. «Кто идёт?» Дарина показывает. И произносит: «идёт». Если нет эхо, возвращаемся к рецептивным навыкам. «Покажи, кто сидит?» Если есть эхо: сидит, когда показывает на карточку. Дарина получает приз. Цель: Дарина научится завершать цепочку реакций, а также просить недостающий предмет для завершения цепочки. Выкладываем объекты на столе одновременно, стимулы вне досягаемости ребёнка, но видны Дарине. Если девочка наклоняется вперёд или пытается встать не даём никаких подсказок. Не трогаем Дарину руками, не делаем замечаний!!! Если Дарина умеет делать бутерброд. Выбираем объект, необходимый для завершения цепочки «тарелка -> хлеб -> сыр» (например, последний недостающий ингредиент - сыр) Дарина с вопросом смотрит на взрослого: Взрослый произносит: «СЫР». Дарина повторяет «сыр», даём девочке сыр. Тренировать название предмета при определённых условиях. Дарина собирается перекусить. И готовит самостоятельно простой перекус из обычных любимых продуктов. Один из продуктов специально прячем, чтобы спровоцировать девочку искать и обратится к взрослому, взрослый быстро дает подсказку: «колбаса». Дарина повторяет: «колбаса» и получает ломтик колбасы. На столе кукла на ноге куклы один ботинок, второй вне досягаемости… Девочка тянется к ботинку. Моментальная подсказка – взрослый произносит – «ботинок». Если Дарина произносит название: «ботинок» или «туфли» получает доступ к желаемому предмету, который попросила, подсказка не предоставляется. Не получает доступ к объектам, если выражает просьбу иначе, например указывает на стимул или пытается его взять. Если не получается, используем процедуру постепенной задержки подсказок. Первый раз – произносим «ботинок» и незамедлительно, как только Дарина повторяет, получает ботинок и обувает на куклу (при условии, что Дарине нравится одевать куклу). С каждым последующим разом увеличиваем интервал предоставления подсказки. Даём подсказку через 2 сек, через 3 сек, через 5 сек, затем убираем совсем. Цвета Цель: Дарина узнает и называет цвета. Покажите цветной предмет и спросите, какого он цвета. Произносите название цвета в качестве образца ответа. Со временем прекратите подсказки. Попробуйте применить эту методику во внеучебной ситуации. Расположите желаемые предметы разного цвета так, чтобы ребенок их видел, но не мог сразу достать. Когда ребенок попросит какой-нибудь из предметов, спросите, какого он цвета, прежде чем дать ему это. Например, желтый мяч, синяя машинка, зеленый M&M. Если ребенок попросит M&M, спросите, какого он цвета, а затем дайте ему.
Формы и фигуры Цель: Дарина узнает формы и называет их. Покажите ребенку одну фигуру и спросите, какой она формы. Начинайте с трехмерных (объемных) фигур одинакового цвета, а затем вводите двухмерные фигуры (плоские) например, линейное изображение фигур. Со временем учите ребенка называть формы предметов (например, поднимите коробку и спросите, какой она формы.)
Числа Цель: Дарина узнает и называет числа Показав карточку, спросите, какое это число. (От 1 до 20). Для закрепления навыков, может быть, пора найти какие-нибудь новые, захватывающие похвалы (стимуляторы).
Категории Цель: Дарина определяет к какой категории относится предмет. Например «куртка – это одежда / печенье – это еда / машинка – это игрушки» Указав на один из наборов картинок, спросите: «Что это?». Сначала рукой Саши подвигайте карточку к правильной группе. Произносите вслух название категории. При затруднении вместо карточек используйте объемные предметы.
Формирование игровых навыков. Игровые и творческие навыки. Учим Дарину использовать игровые наборы по правилам: играем в машины с набором гаражей; устраиваем чаепитие с чайным сервизом; играем в мастера с набором инструментов. Используем кубики, мячи, грузовики и т.д. В занятиях с Дариной так же используйте занятия с пластилином и красками. Сенсорные игры с водой, крупами, светом. Необходимо научить Дарину останавливаться после инструкции: СТОП! На этом этапе основным будет развитие навыков подвижных игр: догонялки, игры с мячом (бросать в корзинку, пинать), "собаки и медведь" (идем за руку с ребенком: "медведи идут медленно, медленно" - идем медленно, топаем, раскачиваемся; "собаки бегут быстро-быстро" - идем быстро, так, чтобы Дарина бежал. "Стоп" - останавливаемся, и повторяем, если ему понравилось). «Бег» (ходьба) наперегонки: в конце комнаты ставим стул, на стул кладем привлекательную для Дарины игрушку. Она за руку с одним взрослым «бежит» (идет) к стулу из другого конца комнаты, второй взрослый бежит рядом; кто прибежал "первый", тот "победил" и играет в игрушку. Взрослые сопровождают игру соответствующими словами и восклицаниями. В первые разы игрушка всегда достается малышке, потом иногда (примерно1 раз из 5) взрослому. «Большие ноги». Берем ребенка за руку и начинаем вместе ходить и бегать со словами: «Большие ноги шли по дороге, топ-топ-топ-топ» – идем медленно, высоко поднимая ноги, затем «а маленькие ножки бежали по дорожке – топ-топ-топ-топ-топ СТОП!» На слове «стоп» подпрыгнуть. Постепенно уменьшаем подсказку, чтобы Дарина делала все сама. «Совместная ходьба»: ставим ноги ребенка на свои и ходим в разном ритме. «Бегемотики бежали»: берем девочку за руки, и начинаем с ним водить хоровод со словами: «Бегемотики бежали и на кнопочку нажали ПИП СТОП!!!». На последнем слове надо прыгнуть. Для развития мелкой моторики в занятия включаем игры с прищепками. Для игр с прищепками нужен набор прищепок - по 5-6 штук минимум 4 цветов. 1. Первое задание - ребенок снимает прищепки листа картона или контейнера с ровным краем и кладет в контейнер (прищепку можно просто стянуть с края). Усложнение: снимать прищепки с края контейнера с "кантом" (прищепку нужно раскрыть широко) снимать прищепки с ненатянутой веревки снимать прищепки с различных частей одежды (тераписта и ребенка) Это задание можно использовать для сортировки, если приготовить контейнеры разных цветов. 2. Ребенок надевает прищепку на край контейнера (ровный край) на край контейнера с "кантом" на натянутую веревку на свободную веревку Это задание также может быть частью сортировки: нацепляем прищепки на края контейнера нужного цвета. 3. Функциональное действие: прищепки используются при развешивании одежды. 4. Дополнение рисунка: прищепки нужных цветов прикрепляются на вырезанные из картона картинки (в качестве лучей солнца, конечностей, клювов, других частей тела животных, заборов и т.п.) Навыки самопомощи и самообслуживания. Обучение пользоваться планшетом «Сначала-потом». Введение визуального расписания, обучение выполнять несложные домашние поручения. |