Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»15
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| А)
| Камерная
| Жанры камерной
| Слушание музыкальных произведений изучаемых
| 3—4
| музыка
| вокальной музы-
| жанров, (зарубежных и русских композиторов); ана-
| учебных
|
| ки (песня, ро-
| лиз выразительных средств, характеристика музы-
| часа
|
| манс, вокализ и
| кального образа.
|
15 Изучение тематических блоков данного модуля строится по биографическому принципу. В календарном планировании его целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций.
МУЗЫКА. 5—8 классы 31
|
| др.). Инструмен-
| Определение на слух музыкальной формы и составле-
| тальная миниатю-
| ние её буквенной наглядной схемы.
| ра (вальс, нок-
| Разучивание и исполнение произведений вокальных
| тюрн, прелюдия,
| и инструментальных жанров.
| каприс и др.).
| Навыборилифакультативно
| Одночастная,
| Импровизация, сочинение кратких фрагментов с со-
| двухчастная,
| блюдением основных признаков жанра (вокализ —
| трёхчастная ре-
| пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.).
| призная форма.
| Индивидуальная или коллективная импровизация
| Куплетная форма
| в заданной форме.
|
| Выражение музыкального образа камерной миниатю-
|
| ры через устный или письменный текст, рисунок,
|
| пластический этюд
| Б)
| Цикличе-
| Сюита, цикл ми-
| Знакомство с циклом миниатюр. Определение прин-
| 4—6
| ские фор-
| ниатюр (вокаль-
| ципа, основного художественного замысла цикла.
| учебных
| мы и
| ных, инструмен-
| Разучивание и исполнение небольшого вокального
| часаов
| жанры
| тальных).
| цикла.
|
|
| Принцип контра-
| Знакомство со строением сонатной формы. Определе-
|
|
| ста.
| ние на слух основных партий-тем в одной из класси-
|
|
| Прелюдия и фуга.
| ческих сонат.
|
|
| Соната, концерт:
| Навыборилифакультативно
|
|
| трёхчастная фор-
| Посещение концерта (в том числе виртуального).
|
|
| ма, контраст ос-
| Предварительное изучение информации о произведе-
|
|
| новных тем, раз-
| ниях концерта (сколько в них частей, как они назы-
|
|
| работочный прин-
| ваются, когда могут звучать аплодисменты). Последу-
|
|
| цип развития
| ющее составление рецензии на концерт
| 32 Примерная рабочая программа Окончание
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| В)
4—6
учебных часов
| Симфони- ческая му- зыка
| Одночастные сим- фонические жан- ры (увертюра, картина). Симфо- ния
| Знакомство с образцами симфонической музыки: про- граммной увертюры, классической 4-частной симфонии. Освоение основных тем (пропевание, графическая фик- сация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования. Образно-тематический конспект.
Исполнение (вокализация, пластическое интонирова- ние, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки. Слушание целиком не менее одного симфонического произведения.
Навыборилифакультативно
Посещение концерта (в том числе виртуального) симфо- нической музыки. Предварительное изучение информа- ции о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисмен- ты). Последующее составление рецензии на концерт
| Г)
4—6
учебных часов
| Театраль- ные жан- ры
| Опера, балет. Ли- бретто. Строение музыкального спектакля: увер- тюра, действия, антракты, финал.
| Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов.
Разучивание и исполнение небольшого хорового фраг- мента из оперы. Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи. Сравнение собственного и профессио- нального исполнений.
| МУЗЫКА. 5—8 классы 33
|
| Массовые сцены.
| Различение, определение на слух:
| Сольные номера
| — тембров голосов оперных певцов;
| главных героев.
| — оркестровых групп, тембров инструментов;
| Номерная струк-
| — типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.).
| тура и сквозное
| Музыкальная викторина на материале изученных
| развитие сюжета.
| фрагментов музыкальных спектаклей.
| Лейтмотивы.
| Навыборилифакультативно
| Роль оркестра в
| Посещение театра оперы и балета (в том числе вирту-
| музыкальном
| ального). Предварительное изучение информации
| спектакле
| о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и
|
| исполнители, наиболее яркие музыкальные номера).
|
| Последующее составление рецензии на спектакль
|
|