Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»11
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| А)
2—3
учебных часа
| Нацио- нальные истоки классиче- ской му- зыки
| Национальный музыкальный стиль на примере творчества
Ф. Шопена,
Э. Грига и др.
| Знакомство с образцами музыки разных жанров, ти- пичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов.
Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наибо- лее яркие интонации, прохлопать ритмические приме- ры из числа изучаемых классических произведений.
|
11 Изучение тематических блоков данного модуля строится по принципу сопоставления значительных явле- ний, стилей, образов на примере творчества крупнейших композиторов Западной Европы. Однако биогра- фические сведения из жизни композиторов предполагаются к использованию лишь в качестве контекста и не должны подменять собой освоение, постижение смысла самих музыкальных произведений.
В календарном планировании данный модуль целесообразно соотносить с изучением модуля «Музыка на- родов мира», переходя от фольклора той или иной страны к творчеству профессиональных композито- ров, в котором изученная национальная традиция получила продолжение и развитие.
18 Примерная рабочая программа Продолжение
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
|
|
| Значение и роль
| Разучивание, исполнение не менее одного вокального
| композитора —
| произведения, сочинённого композитором-классиком
| основоположника
| (из числа изучаемых в данном разделе).
| национальной
| Музыкальная викторина на знание музыки, названий
| классической му-
| и авторов изученных произведений.
| зыки.
| Навыборилифакультативно
| Характерные
| Исследовательские проекты о творчестве европейских
| жанры, образы,
| композиторов-классиков, представителей националь-
| элементы музы-
| ных школ.
| кального языка
| Просмотр художественных и документальных фильмов
|
| о творчестве выдающих европейских композиторов
|
| с последующим обсуждением в классе.
|
| Посещение концерта классической музыки, балета,
|
| драматического спектакля
| Б)
| Музыкант
| Кумиры публики
| Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размыш-
| 2—3
| и публика
| (на примере твор-
| ление над фактами биографий великих музыкантов —
| учебных
|
| чества В. А. Мо-
| как любимцев публики, так и непóнятых современни-
| часа
|
| царта, Н. Пагани-
| ками.
|
|
| ни, Ф. Листа
| Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов,
|
|
| и др.). Виртуоз-
| элементов музыкального языка изучаемых классиче-
|
|
| ность. Талант,
| ских произведений, умение напеть их наиболее яркие
|
|
| труд, миссия
| ритмо-интонации.
|
|
| композитора, ис-
| Музыкальная викторина на знание музыки, названий
|
|
| полнителя. При-
| и авторов изученных произведений.
| МУЗЫКА. 5—8 классы 19
|
| знание публики. Культура слушате- ля. Традиции слу- шания музыки в прошлые века и сегодня
| Знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета.
Навыборилифакультативно
Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения).
Посещение концерта классической музыки с последую- щим обсуждением в классе.
Создание тематической подборки музыкальных произ- ведений для домашнего прослушивания
| В)
4—6 учеб- ных часов
| Музыка — зеркало эпохи
| Искусство как от- ражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили ба- рокко и класси- цизм (круг основ- ных образов, ха- рактерных инто- наций, жанров).
Полифонический и гомофонно-гармо- нический склад на примере творче- ства И. С. Баха и Л. ван Бетховена
| Знакомство с образцами полифонической и гомофонно- гармонической музыки.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе).
Исполнение вокальных, ритмических, речевых кано- нов.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Навыборилифакультативно
Составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры).
Просмотр художественных фильмов и телепередач, по- свящённых стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов
| 20 Примерная рабочая программа Продолжение
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| Г)
4—6
учебных часов
| Музы- кальный образ
| Героические об- разы в музыке. Лирический ге- рой музыкального произведения.
Судьба челове- ка — судьба че- ловечества (на примере творче- ства Л. ван Бет- ховена, Ф. Шу-
берта и др.). Сти- ли классицизм и романтизм (круг основных обра- зов, характерных интонаций, жан- ров)
| Знакомство с произведениями композиторов — вен- ских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкально- му образу, идентификация с лирическим героем про- изведения.
Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, эле- ментов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального об- раза.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Навыборилифакультативно
Сочинение музыки, импровизация; литературное, ху- дожественное творчество, созвучное кругу образов из- учаемого композитора. Составление сравнительной та- блицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музы- ке и литературе и т. д.)
| МУЗЫКА. 5—8 классы 21
Д)
3—4
учебных часа
| Музы- кальная драматур- гия
| Развитие музы- кальных образов. Музыкальная те- ма. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разра- ботка.
Музыкальная форма — строе- ние музыкального произведения
| Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития. Умение слышать, запоминать основные изменения, последова- тельность настроений, чувств, характеров в развёрты- вании музыкальной драматургии. Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.
Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Навыборилифакультативно
Посещение концерта классической музыки, в програм- ме которого присутствуют крупные симфонические произведения.
Создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма и др.), осно- ванного на развитии образов, музыкальной драматур- гии одного из произведений композиторов-классиков
| Е)
4—6
учебных часов
| Музы- кальный стиль
| Стиль как един- ство эстетических идеалов, круга образов, драма-
| Обобщение и систематизация знаний о различных про- явлениях музыкального стиля (стиль композитора, на- циональный стиль, стиль эпохи и т. д.).
Исполнение 2—3 вокальных произведений — образцов
| 22 Примерная рабочая программа Окончание
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
|
|
| тургических при- ёмов, музыкаль- ного языка. (На примере творче- ства В. А. Моцар- та, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.)
| барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных).
Определение на слух в звучании незнакомого произве- дения:
принадлежности к одному из изученных стилей; исполнительского состава (количество и состав ис- полнителей, музыкальных инструментов); жанра, круга образов; способа музыкального изложения и развития в про- стых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении и др.).
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Навыборилифакультативно
Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и особенностям музыкального искусства различных сти- лей XX века
| |