Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»13
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| А)
| Храмовый
| Музыка право-
| Повторение, обобщение и систематизация знаний о
| 3—4
| синтез ис-
| славного и като-
| христианской культуре западноевропейской традиции
| учебных
| кусств
| лического14 бого-
| и русского православия, полученных на уроках музы-
| часа
|
| служения (коло-
| ки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства
|
|
| кола, пение a
| музыки со словом, живописью, скульптурой, архитек-
|
|
| capella / пение в
| турой как сочетания разных проявлений единого
|
13 Изучение тематических блоков данного модуля перекликается с модулями «Европейская классическая музыка» и «Русская классическая музыка». В календарном планировании допускается сочетание, сращивание его тематических блоков с логикой изучения творческого наследия великих композиторов, таких как И. С. Бах, В. А. Моцарт, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и др.
14 Уточнение различий между музыкой католической и протестантской церкви зависит от уровня подготов- ки обучающихся (как по музыке, так и по ОРКСЭ) и может быть раскрыто позднее или факультативно по усмотрению учителя. Также на усмотрение учителя данный перечень может быть дополнен образцами исламской, буддийской культуры, иудаизма в зависимости от особенностей конкретного учебного заведе- ния и религиозных верований, распространённых в данном регионе.
28 Примерная рабочая программа Продолжение
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
|
|
| сопровождении
| мировоззрения, основной идеи христианства.
| органа). Основные
| Определение сходства и различия элементов разных
| жанры, традиции.
| видов искусства (музыки, живописи, архитектуры),
| Образы Христа,
| относящихся:
| Богородицы, Рож-
| — к русской православной традиции;
| дества, Воскресе-
| — западноевропейской христианской традиции;
| ния
| — другим конфессиям (по выбору учителя).
|
| Исполнение вокальных произведений, связанных с ре-
|
| лигиозной традицией, перекликающихся с ней по те-
|
| матике.
|
| Навыборилифакультативно
|
| Посещение концерта духовной музыки
| Б)
| Развитие
| Европейская му-
| Знакомство с историей возникновения нотной записи.
| 4—6
| церковной
| зыка религиозной
| Сравнение нотаций религиозной музыки разных тра-
| учебных
| музыки
| традиции (григо-
| диций (григорианский хорал, знаменный распев, со-
| часов
|
| рианский хорал,
| временные ноты).
|
|
| изобретение нот-
| Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых
|
|
| ной записи Гвидо
| церковных распевов (одноголосие).
|
|
| д’Ареццо, проте-
| Слушание духовной музыки. Определение на слух:
|
|
| стантский хорал).
| — состава исполнителей;
|
|
| Русская музыка
| — типа фактуры (хоральный склад, полифония);
|
|
| религиозной тра-
| — принадлежности к русской или западноевропейской
|
|
| диции (знамен-
| религиозной традиции.
| МУЗЫКА. 5—8 классы 29
|
| ный распев, крю- ковая запись, партесное пение). Полифония в за- падной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный кон- церт, реквием
| Навыборилифакультативно
Работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенно- стей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки. Исследовательские и творческие проекты, посвящён- ные отдельным произведениям духовной музыки
| В)
3—4
учебных часа
| Музы- кальные жанры бо- гослуже- ния
| Эстетическое со- держание и жиз- ненное предназна- чение духовной музыки. Много- частные произве- дения на канони- ческие тексты: католическая мес- са, православная литургия, всенощ- ное бдение
| Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном.
Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений.
Определение на слух изученных произведений и их авторов. Иметь представление об особенностях их по- строения и образов.
Устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соот- ветствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргу- ментацией своей позиции
| Г)
3—4
учебных часа
| Религиоз- ные темы и образы в совре-
| Сохранение тра- диций духовной музыки сегодня. Переосмысление
| Сопоставление тенденций сохранения и переосмысле- ния религиозной традиции в культуре XX—XXI ве- ков.
| 30 Примерная рабочая программа Окончание
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
|
| менной музыке
| религиозной темы в творчестве ком- позиторов XX— XXI веков. Рели- гиозная тематика в контексте
поп-культуры
| Исполнение музыки духовного содержания, сочинён- ной современными композиторами.
Навыборилифакультативно
Исследовательские и творческие проекты по теме
«Музыка и религия в наше время». Посещение концерта духовной музыки
|
|