программа по дороге с солнышком. Программа По дороге с Солнышком. Программа "По дороге с Солнышком"
Скачать 4.24 Mb.
|
Тема занятия: "Знакомство с театром пантомимы. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа". Цель: создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка; умения передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитание чувства ответственности за свои поступки. 2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 3. Мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством. Обучающие: 1. Расширить кругозор детей в области театрального искусства. Познакомить со сценическим искусством - пантомима. 2. Снять мышечные и психологических зажимы. 3. Продолжать работу над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Развивающие: 1. Развивать воображение, речь, внимание, память. 2. Развивать интерес к творчеству, театру. 3. Развивать коммуникативные способности обучающихся. 4. Развить физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления. Планируемые результаты: Предметные: имеют представление о театре (пантомима), жестах, мимике, интонации. Универсальные учебные действия (метапредметные) Личностные. У обучающего будут сформированы:положительное отношение к внеурочной деятельности, интерес к изучаемому материалу, знание основных моральных норм поведения, доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; обучающийся получит возможность научиться: эмоционально «проживать» сказку, ситуацию, выражать свои эмоции, понимать эмоции других; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса. Регулятивные. Обучающийся научится:принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, принимать позиции слушателя, актёра в соответствии с учебной задачей; обучающийся получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные. Обучающийся научится:понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, используя мимику, жесты, интонацию; проводить сравнение; обучающийся получит возможность научиться :ориентироваться на возможное разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать. Коммуникативные. Обучающийся научится:принимать участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения; обучающийся получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, принимать другое мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Тип занятия: комбинированный . Формы и методы: коллективная, индивидуальная; наглядный, словесный, игровой, практический. Виды упражнений: упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов; на снятие мышечных зажимов. Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х.Андерсена "Дюймовочка". Беседа об эмоциональных переживаниях людей. Материалы и оборудование к занятию: компьютер, мультимедийная установка, фотографии животных, карточки с названиями сказочных героев, видеоролик "Пантомима". Ход занятия: Организационно-мотивационный этап. А) Артистическая разминка. Сегодня на занятии у нас гости. Давайте поздороваемся с ними: скажем им «Мы рады видеть вас!» с -радостью -удивлением -как президент страны -как иностранец, плохо владеющий русским языком. 2. Введение в новую тему. - Ребята, мы с вами постоянно общаемся, а вы задумывались, что такое общение? (Контакт между людьми, обмен информацией, опытом) - Общаться можно по разному. Можем ли мы общаться без слов? - Что помогает нам понять друг друга, если мы общаемся молча? (жесты, мимика) - Посмотрите небольшой видеоролик. Просмотр видеоролика «Пантомима» Беседа по вопросам. - Вам было понятно происходящее на экране? (Да) - Что изобразила девочка? - Вы слышали какие-нибудь слова? (Нет) - Что помогло вам понять происходящее? (Движение рук девочки (жесты) и выражение её лица (мимика) - Какой вид сценического искусства мы уже знаем, где без единого слова через пластику тела всё становится понятно? (Это балет) - Но, ещё существует такой вид сценического искусства как - пантомима. В переводе с греческого pantomimus означает «тот, кто изображает все» . Пантомима - это искусство создания образа с помощью мимики и пластики. Пантомима - это такое театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой. - Кто догадался, как называют актёра в пантомиме? (Мим) Мим способен изобразить не только людей, животных и предметы, но и разыграть в одиночку целый спектакль. - Мы с вами сегодня тоже будем использовать пантомиму, когда начнём работать над образом героев. - Сегодня на занятии мы знакомимся с новым видом сценического искусства - пантомима и будем работать над созданием некоторых образов к героям сказки "Дюймовочка". - Но сначала давайте немного разогреем наши мышцы, артикуляционный аппарат. 3. Тренинг. Актерское мастерство. а) Упражнение "Железный человек" - Я предлагаю вам превратиться в железных людей. Как вы себе представляете железного человека? (Показываю на одном мальчике пример) Напрягите руки, ноги, шея, туловище. Замерли. А теперь идите на месте, как железный человек, раскачиваясь из стороны в сторону. Стоп! Сейчас будем после напряжения расслабляться. Опустите голову, согните туловище. Повисли, как на верёвке, болтаемся. Руки раскачиваем. Ещё раз. б) Упражнение "Перестрелка" - Тело разогрели, а теперь поработаем над дыханием. - Возьмите трубочку в руки, зарядите косточкой от вишенки и будем стрелять, посмотрите как. Надо, чтобы в момент выстрела двигался животик. - Попробуйте. Положите руку на животик. Поднимите руку, у кого животик двигается. Значит вы делаете правильно. - Теперь заряжаем трубочку сразу тремя косточками. Стреляем в меня, а я в вас. Уворачивайтесь от выстрелов. Следим за животиком. в) Упражнение "Свеча" - Чтобы восстановить дыхание будем задувать свечу. - Возьмите в руку свечу. Набираем воздух через нос, выдыхаем спокойно через рот, так, чтобы пламя не потухло. - Сейчас мы выполним артикуляционную гимнастику. г) Аркуляционная гимнастика. Упражнение «Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица) Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно. д) Упражнение "Скороговорки" Шесть мышат в камышах шуршат. - Произнесите скороговорку так, чтобы я поверила, что мыши шуршат. Слишком много ножек у сороконожек. - Произнесите с интонацией удивления. С интонацией возмущения. С радостной интонацией. ж) Упражнение “Передай маску” - Отлично. И теперь представим себе. Что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например: Грусть через руки. Гордость через спину. Радость через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо. Задумчивость через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия через руки, лицо. - Спасибо. Молодцы. Первичное закрепление - Ребята, мы выполняли различные движения, используя какой вид сценического искусства? (пантомиму). - Напомните мне, что такое пантомима? (это искусство создания образа с помощью мимики и пластики) 4. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. - Как я сказала вначале занятия, мы сегодня поработаем над образом некоторых героев сказки "Дюймовочка". Кто автор этой сказки? - Содержание сказки вам знакомо. Вспомните и назовите героев этой сказки. ( карточки с названиями героев вывешиваю на доску) - Мне бы хотелось поговорить сначала о главной героине сказке - Дюймовочке. -Какие слова можно подобрать о Дюймовочке? Какая она? (ласковая, нежная, красивая, маленькая, заботливая, скромная, беззащитная, смелая, преданная, сильная духом, не впала в уныние, когда осталась одна в поле). - Дюймовочка обладает многими замечательными качествами. Как же её надо изображать? Какое у неё должно быть выражение лица, походка? Используйте пантомиму, изображая Дюймовочку. ( спина прямая, спокойные размеренные движения, голову держит прямо). - Какая была жаба в сказке? Вот так выглядит жаба по-настоящему. ( фото) ( мокрая, противная, злая, безобразная, жадная, заботливая - заботилась о сыне, желала ему счастья, другой вопрос, какой ценой…) - Попробуйте перевоплотиться в жабу, изобразите её. ( У жабы большое брюхо, ей тяжело его носить, ноги сгибаются под тяжестью, ходит вразвалочку, смотрит надменно) - А что вы можете сказать о мыши? Какая она? Вот реальное фото мыши. ( серая, полевая, добрая – она помогла Дюймовочке, запасливая – она жила в тепле и довольстве даже зимой; трудолюбивая, заботливая…) - Как же наш актёр в образе мыши должен вести себя на сцене? (шагать мелкими шажками, принюхиваться, суетиться) - Спасибо! - Над образом остальных героев мы поработаем при следующей встрече. - Ребята, скажите, кого из героев этой сказки вам хотелось бы сыграть больше всего? Почему? - Я знаю, что многие дети любят играть отрицательных героев. Почему? - Перевоплощаясь, у вас появляется возможность примерить на себя чужие качества: хорошие или плохие. У вас появляется возможность понять, а вы хотите таким быть или нет? Как вы будете жить и поступать. Как мышь, жаба, Дюймовочка или как-то иначе. Вам выбирать. IV. Подведение итого. - Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы сделали много, как вы считаете, что у вас получилось? Над чем надо поработать? - Я вам хочу сказать спасибо за то, что вы разрешили мне побыть волшебницей, когда превращались то в железного человека, то в разных животных. - На этом наше занятие закончено. Осталось только попрощаться с нашими гостями. Попрощайтесь с ними, как МИМы. Игры на развитие памяти, на развитие внимания, на развитие воображения, специальные театральные игры Игры на развитие памяти 1. "Запомни фразы" Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов. Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку: - Лев, нападающий на антилопу. - Собака, виляющая хвостом. - Муха в супе. - Миндальное печенье в коробочке в форме ромба. - Молния в темноте. - Пятно на любимой рубашке. - Капли дождя, сверкающие на солнце. - Крик ужаса в ночи. - Друг, ворующий любимую игрушку. После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы. 2. "Игра в волшебника" Цель: развитие осознанного восприятия. Ребенок становится волшебником, способным оживить при помощи волшебной палочки все, что угодно. Он касается своей палочкой любого предмета, предмет оживает (в воображении, конечно), затем волшебник рассказывает о том, что получилось, как начал вести себя оживший предмет. 3. "Придумай историю со словами" Цель: развитие способности устанавливать связи между элементами материала (логических ассоциаций). Ребенку предлагаются слова. Их необходимо перегруппировать, объединив по какому-нибудь признаку, чтобы было легче запомнить. Потом из всех этих слов надо придумать историю: Медведь. Тележка. Пчела. Колокольчик. Ромашка. Воздух. Ваза. Кот. Солнце. Вода. 4. "Визуальный код" Чтобы запомнить число предметов, нужно использовать визуальный код. Например, чтобы запомнить "одна корова", надо представить себе одну корову, привязанную к колышку. Попробуйте вместе с ребенком запомнить таким образом следующий материал: - Одна корова. - Две автомашины. - Три рубашки. - Четыре зеркала. - Пять солдат. - Шесть карандашей. - Семь шариков. - Восемь стульев. - Девять колец. - Десять стаканов. 5. "Игрушечная очередь" "Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний - котенок". Вы выстраиваете 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помоги игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира". 6. «Зрительная память» Учитель предлагает детям внимательно прочитать три раза ряды из восьми слов, попытаться их запомнить, а затем закрывает написанное и просит письменно ответить на вопросы. Ключ, ведро, птица, игрушка, чашка, дерево, пуговица, азбука 1. Сколько букв в последнем слове? 2. Какие два слова начинались с гласной буквы? 3. Напишите два слова, заканчивающихся на «о». 4. Назовите третье с начала слово. 5. Напишите два слова, заканчивающихся на согласную. 6. Сколько слов заканчивалось на «а»? 7. Встретилась ли в словах буква «ц»? 8. Было ли среди слов название ягоды? 7. «Запрещенная буква» Участники игры садятся по кругу. Ведущий объявляет, какая буква считается запрещенной, например «м». Нужно отвечать на вопросы так, чтобы не встретилась запрещенная буква. — Что ты сегодня ел? (Игроки по очереди отвечают, кто ошибся, выходит из игры.) — Как тебя зовут? — Кем работает твоя мама? — Что лежит в портфеле? И т. д. Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы играем – мы мечтаем!» "Картинки из спичек" Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности “строительного материала”, - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковер), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно. 2. "Нарисую у тебя на спине…" Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было “нарисовано” у него на спине. 3. "Роботы" Играют двое. Первый – участник, дающий “роботу” команды. Второй – “робот”, исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям: 4. "Рисунки на заборе" Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы “рисунок” участника не “налезал” на предыдущий. 5. "Клоун – раскидай" Каждый ученик класса создает своими руками из одних и тех же материалов и по единой технологии, определяемой преподавателем, куклу клоуна в соответствии со своим индивидуальным представлением о том, как он должен выглядеть: раскрашивает лицо, подбирает элементы костюма и тому подобное. 6. "Мозаика" Детям предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему заданную педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того рисунка, на котором они разложены. 7. "Цирковая афиша" Каждый ученик, сочинив свой “цирковой номер”, рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего “номера”. Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребенок воображает свой номер, то, что он делает “на арене”, тем ярче работает его художественная фантазия. 8. "Говорим по-болтунски!" Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский). 9. "Зеркало" Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. 10. “Вредные советы” Игра “на вылет”. Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается один проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г. Остера “Вредные советы”. Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст быстрее. Чтение наизусть перед одноклассниками позволяет педагогу осуществлять постоянный контроль за овладением культуры речи. Важен и момент выбора материала (стихов, песен). Прежде, чем остановиться на каком-либо конкретном произведении того или иного автора (в данном случае Г. Остера), педагог на уроках читает детям несколько произведений, принадлежащих перу разных авторов, обсуждая с детьми их достоинства, особенности. Такая работа способствует сплочению коллектива, стиранию возрастных барьеров, (в этом возрасте разница в 1-2 года очень ощутима), воспитанию литературного вкуса. 11. “Елки-палки” Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки. При их помощи просят создать “лес”, “паровоз”, какое-либо место действия, объект и тому подобное. 12. "Тепло –холодно" Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к спрятанному педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор, убыстрение, замедление темпа и т.д.). Ребенок сосредотачивает свое внимание параллельно на двух объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это дает дополнительный эффект в деле развития внимания и музыкального слуха. 13. "Люди – самолеты, люди – мотоциклы" Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно важно в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства и дает возможность изменения отношения к объекту. Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя полетов (заездов мотоциклистов), подает команды: “на взлет”, “выезжайте на рулежную дорожку”, “взлет”, “набор высоты” и т.д. У всех участвующих в игре предполагается один тип самолетов (спортивные, грузовые, военные и т.д.). Исходя из этого, ученики голосом воспроизводят звук моторов этих машин. В зависимости от высоты и типа самолета дети ведут себя соответственно в “полете”. “Диспетчер” просит “самолеты” развернуться, увидеть аэродром посадки, “приземлиться” и выключить “двигатели”. 14. "С миру по строчке…" Каждому ученику дается по порядку строчка из стихотворения или басни, известной всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных строчек рассказ, смысл которого меняется в зависимости от задания педагога (группа – прокурор, адвокат героя и т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить интонацию, а в том, чтобы на действие, заданное преподавателем, каждая строчка была бы нанизана, как бусинка на нить. Это дает возможность не только физически ощутить “вкус” действия, но и, с изменением задания, прикоснуться к очень важному понятию – интерпретации. Впоследствии, произведения, сыгранные в таком ключе могут быть вынесены на контрольный урок. 15. "С днем рождения!" Накануне дня рождения кого-либо из класса все готовят творческий подарок, не связанный с приобретением дорогостоящих игрушек. Это могут быть песенка, танец, стихотворение, новое упражнение, в центре которого должен быть новорожденный. |