№ п\п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания.Реализация воспитательного потенциала урока
| Практическая
работа
| Требования к уровню подготовки
|
I четверть «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 8 часов
Основные представления о языке изобразительного искусства. Служение элементов и средств этого языка для передачи значимых смыслов. Художник рассказывает, а зритель понимает его произведение через сопереживание его образному содержанию.
|
1
| Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
| 1
| Виды и жанры изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве
| Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств
| Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа.
Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение.
Объяснять, роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему.
|
2
| Рисунок -основа изобразительного творчества Художественные материалы.
| 1
| Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности
Значение особенности художественного материала в создании художественного образа.
Основные скульптурные, художественные, графические материалы и их особенности.
| Творческая работа разными материалами по выбору учащихся.
| Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа.
Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)
Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества.
Овладевать навыками рисунка с натуры.
Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы.
Овладение навыками работы графическими материалами.
Иметь представление о различных художественных материалах.
Приобретать навыки работы различными материалами.
Развивать композиционные навыки
|
3
| Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
| 1
| Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова
| Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер. Разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.).
| Знать основы языка изобразительного искусства: ритм.
Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.
Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры.
|
4
| Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
| 1
| Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой
| Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи,
дождь, туман) черной и белой гуашью
| Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве.
Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности;
Активно воспринимать произведения станковой графики
|
5
| Цвет. Основы цветоведения
| 1
| Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов
| Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть
| Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
|
6
| Цвет в произведениях живописи
| 1
| Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет как выразительное средство в пространственном искусстве. Классификация цветов. Цветовые отношения
| Изображение осеннего букета в разном состоянии (радостного, грустного…)
| Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять цветовые отношения.
Развивать навык колористического восприятия художественного произведения.
Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
|
7
| Объемные изображения в скульптуре
| 1
| Выразительные возможности объемного изобра жения. Связь объема с ок ружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их вырази тельные возможности. Произведения анималистического жанра В. Вата- гина, В. Серова
| Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки
| Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.
Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе
|
8
| Основы языка изображения
| 1
| Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения
| Участие в выставке лучших творческих работ по теме с целью анализа материала.
| Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти.
Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведенияискусства
|
II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов
История развития жанра «натюрморт». Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время. Особенности выражения натюрморта в графике, живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объём, форма, свет)
|
9
| Реальность и фантазия в творчестве художника
| 1
| Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения
| Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников
| Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве
|
10
| Изображение предметного мира. Натюрморт.
| 1
| Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков
| Работа над натюрмортом из плоских изображений с решением задачи их композиционного решения.
| Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта.
Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра;
Творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)
|
11
| Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира
| 1
| Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм
| Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма
| Иметь представление о многообразии и выразительности форм
Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции
|
12
| Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
| 1
| Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости
| Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4
| Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
|
13
| Освещение. Свет и тень
| 1
| Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине
| Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4
| Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры
Характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта.
|
14
| Натюрморт в графике.
| 1
| Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского
| Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)
| Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики
|
15
| Цвет в натюрморте
| 1
| Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника
| Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A3
| Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
|
16
| Выразительные возможности натюрморта
| 1
| Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна
| Участие в выставке работ
| Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра
|
III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» 12 часов
Знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами внешними и внутренними. Портрет - способ понимания человека. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, цвет ,линия, объём)
|
17
| Образ человека -главная тема искусства
| 1
| Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин
| Участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, скульптуре, графике.
| Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр
|
18
| Конструкция Головы человека и её пропорции
| 1
| Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта
| Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм
| Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека
|
19
| Изображение головы человека в пространстве
| 1
| Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности черт лица.
| Выполнение рисунка деталей лица: нос, рот, глаза
| Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
|
20-22
| Графический портретный рисунок
| 3
| Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Роль выразительности графических материалов.
| Создание рисунка головы человека, придание индивидуальных черт лица.
| Приобретение интереса к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека.
Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты.
Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох
|
23
| Портрет в
скульптуре
| 1
| Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова
| изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)
| Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека
|
24
| Сатирические образы человека
| 1
| Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского
|
| Получить представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.
Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами.
Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа.
|
25
| Образные возможности освещения в портрете
| 1
| Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство фор- • мы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения
| .
| Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры
|
26
| Роль цвета в портрете
| 1
| Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.
|
| Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи
|
27
| Великие портретисты прошлого
| 1
| Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля
| Коллаж портретов разных эпох
| Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа
|
28
| Портрет в изобразительном искусстве XX века.
| 1
| Особенности и развитие портретного образа и изображения человека в 20-м веке. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали, др.)
Роль и место портрета в отечественном искусстве. Стремление выразить эпоху в портрете. , сложность внутреннего мира человека с переживаниями, чувствами… , красоту молодости.
| Участие в создании презентации творчества великих портретистов отечественного искусства
| Узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра.
Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве.
Приводить примеры портретов известных отечественных художников.
|
IVчетверть «Человек и пространство. Пейзаж» 7 часов
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
|
29
| Изображение пространства. Правила построения перспективы.
| 1
| Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.
Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения.
«Архитектурный пейзаж»
Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода.
Законы линейной перспективы
Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности.
| .
| Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выражения в изобразительном искусстве.
Приобретать навыки изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства.
|
30
| Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
| 1
| Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности.
Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа.
Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр (героический, романтический, реалистический).
Гамма минорная, мажорная.
Классицизм, романтизм, импрессионизм.
|
| Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства.
Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства.
|
31
| Пейзаж – настроение. Природа и художник.
| 1
| Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток.
Значение линии, пятна.
Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
| Создание пейзажа-настроения по памяти и представлению.
| Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века.
Характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО.
Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы.
Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека.
|
32
| Пейзаж в русской живописи
| 1
| Образ природы в произведения А. Венецианова. Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана.
| Создание электронной презентации
| Называть великие имена русских живописцев, узнавать известные картины.
Характеризовать особенности понимания природы И. Левитана и И. Шишкина.
Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности.
Приобретать опыт в создании электронных презентаций как видеоряда по теме урока.
|
33
| Пейзаж в графике
| 1
| Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников.
Выразительность графических образов мастеров.
Печатная графика.
| Создание графической работы «Весенний пейзаж»
| Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок.
Получать представления о графическом пейзаже в европейском и отечественном искусстве.
|
34
| Городской пейзаж
| 1
| Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.
| Работа над графической композицией «Городской пейзаж» .Возможен коллаж, аппликация, коллективная деятельность
| Получить представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.
Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, санкт0Петербурга, др.
Приобретать навыки композиционного творчества в технике коллажа.
Приобретать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности.
Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике.
|
35
| Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
| 1
| Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Язык изобразительного искусства. Изобразительное произведение как диалог межу художником и зрителем. Творческие возможности зрения.
| Участие в беседе о возможностях изобразительного искусства. Участие в выставке работ.
| Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров
|