№ п\п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания.Реализация воспитательного потенциала урока
| Практическая
работа
| Требования к уровню подготовки
|
I четверть «Изображение фигуры человека и образ человека» 8 часов
Изображение человека в живописи, графике, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
|
1
| Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств
| 1
| Изображение человека в древних культурах Египта, Индии, Древней Греции: красота и совершенство кунструкции идеального тела человека.
| Изображение древних людей
| Иметь представления об историческом характере художественного процесса. Уметь воспринимать произведения изо.
|
2-3
| Пропорции и строение фигуры человека
| 2
| Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальная изменчивость
| Зарисовки схем фигуры человека
| Понимать значение пропорций при изображении фигуры человека
|
4
| Лепка фигуры человека
| 1
| Виды скульптуры. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве. Скульптура эпохи Возрождения. Образ человека – главная тема скульптуры.
|
| Знать виды скульптуры, материалы, выразительные средства. Уметь воспринимать произведения скульптуры, работать в выбранном материале, используя его выразительные возможности.
|
5-6
| Наброски фигуры человека с натуры с натуры
| 2
| Набросок как вид рисунка. Образная выразительность фигуры человека.
|
| Уметь работать с графическими материалами, используя выразительные средства графики. Понимать значение соблюдения пропорций в изображении фигуры человека.
|
7
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
| 1
| Человек – главная тема в искусстве. Восприятие произведений изобразительного искусства.
| Подготовка электронной презентации. Участие в дискуссии.
| Уметь ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь воспринимать произведения изо
Восприятие произведений изобразительного искусства.
|
8
| Обобщающий урок по теме «Изображение фигуры человека и образ человека»
| 1
| Отражение в художественных образах представления о красоте человека в различные исторические эпохи: понимание красоты человека в античном искусстве, духовная красота человека в средние века в европейском и русском искусстве, драматический образ человека. Сострадание к человеку и воспевание его внутренней силы. Высокое значение индивидуальности. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца 20 века.
| Выставка, электронные презентации проектов
|
|
II четверть «Поэзия повседневности»
Изображения обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительной искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционного мышления: представление о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства.
Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
|
9
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
| 1
| Бытовые темы и их поэтическое воплощение в искусстве Китая и Японии.
| Восприятие произведений искусства. Творческая работа: рисование ветки сакуры.
| Знать:
– о композиции, особенностях построения произведения искусства;
- уметь различать произведения древних культур по их стилистическим признакам
|
10
| Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр
| 1
| Понятие жанра. Подвижность границ между жанрами. Тематическое богатство внутри жанров. Восприятие произведение искусства.
| Систематиза-ция по жанрам репродукций произведений
| Знать выдающихся представителей зарубежного и отечественного искусства и их произведения.
|
11
| Творчество А. Г. Венецианова, П. А. Федотова
| 1
| Художественные направления 19 века (реализм)
| Работа над проектом «Творчество русских художников»
| Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведения.
Уметь анализировать произведения станковой живописи.
|
12
| Творчество художников-передвижни-ков
| 1
| История создания Товарищества передвижников. Художник – выразитель мыслей, чувств, идей своего времени. Творчество Крамского, И. Репина, В. Перова, Пукирева
| Презентация проектов по творчеству русских мастеров бытового жанра
| Знать выдающихся представителей русского искусства и их произведений.
Уметь ориентироваться в основных явлениях русского искусства, анализировать произведения бытового жанра
|
13
| Государственная Третьяковская галерея
| 1
| История создания галереи.
П. М. Третьяков – человек, гражданин.
|
| Знать крупные художественные музеи России. Понимать значение изобразительного искусства в художественной культуре.
|
14
| Сюжет и содержание в картине.
| 1
| Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях ИЗО.
| Выполнение композиционных набросков, различных по сюжету, но на одну тему.
| Уметь применять знание основ изобразительной грамотности в практической работе. Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведений ИЗО.
|
15
| Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
| 1
| Поэтическое восприятие жизни. Умение художников видетьь значимость каждого момента жизни. Творчество Пименова, Пластова, Дейнеки, Решетникова.
| Выполнение композиционных рисунков на темы: «Жизнь моей семьи», «Жизнь моего села», др.
| Уметь воспринимать и анализировать содержание и образный язык произведений станковой живописи; умение работать в выбранном материале, применяя знания о языке ИЗО.
|
III четверть «Великие темы жизни» 12 часов
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Мифологические и библейски темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.
Тематическая картина как обобщённый и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве 20 века.
|
16
| Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох
| 1
| Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы , батальная картина.
| Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразитель-ного искусства
| Знать:
– о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;
– роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре;
– о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства.
Уметь:
– чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность;
– соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы
|
17
| Тематическая картина в русском искусстве XIX века
| 1
| Ознакомление с историческими батальными жанрами. Появление исторической картины с появлением исторической науки
Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматичесикй героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве В. Сурикова
| Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства 19 века
|
18, 19-20
| Процесс работы
над тематической картиной
| 3
| Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов).
Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Замысел и его выражение в эскизах. Этюды и зарисовки – сбор натурного материала. Развитие композиции.
| Исполнение выбранной исторической композиции
|
21
| Библейские темы
в изобразительном искусстве
| 1
| Ознакомление с русской иконописью, особенностью перспективы, композициями на библейские темы.
|
|
22-23
| Монументальная скульптура и образ истории народа
| 2
| Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Краеведческий материал: мемориал детям блокадного Ленинграда в с. Казнево.
Ознакомление с творчеством художников-монументалистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос)
| Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию
|
24-27
| Место и роль картины в искусстве
XX века
| 4
| Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)
Искусство мечты и печали, протеста и борьбы. Искусство плаката. Роль плаката.
| Выражение в рисунках своих переживаний.
Выставка работ, выполненных по данной теме
| Знать творчество выдающихся художников XX века.
Уметь различать картины художников данной эпохи
|
IV четверть «Реальность жизни и художественный образ» 7 часов
Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
|
28-30
| Искусство иллюстрации. Слово и изображение
| 3
| Искусство оформления книги.
Искусства временные и пространственные. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова и иллюстрации. Творчество известных иллюстраторов книг.
| Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению
| Характеризовать временные и пространственные искусства.
Понимать разницу между реальностью и художественным образом, значение и условность художественного образа.
Получать представления об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов.
Приобретать опыт художественного иллюстрирования и навыки работы графическими материалами.
|
31
| Зрительские умения и их значение для современного человека.
| 1
| Представления о зрительских умениях. Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Творческий характер зрительского восприятия. Зрительная и смысловая организация картины.
| Глубокий и системный анализ какого-либо произведения ИЗО
| Объяснять роль конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре.
Получать представления об активном конструировании художественной реальности и беспредметном или абстрактном искусстве начала 20 века.
Выражать своё отношение к шедеврам 20 века.
|
32-33
| История искусств и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрес- сионизм и реализм)
| 2
| Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве.
Представление о стилях и направлениях в искусстве: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского востока, стиль эпохи Возрождения, барокко и классицизм, модерн. Направления в искусстве Нового времени.
Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. Примеры художественных направлений 20 века. Постмодернизм. Массовое искусство.
| Анализ произведений изобразительного искусства с очки зрения их принадлежности к определённому направлению и стилю.
| Узнавать, называть основные художественные стили в европейском искусстве и время их развития в истории культуры.
Уметь характеризовать особенности основных стилей в европейском искусстве.
Узнавать основные художественные направления в искусстве 19-20 веков.
Называть имена крупнейших художников и их произведения в истории мирового искусства.
Участвовать в дискуссиях о явлениях современного искусства, об их смысловом и ценностном значении.
|
34-35
| Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
| 2
| Ознакомление с хранилищами мирового искусства. Третьяковская галерея в Москве. Эрмитаж и Русский музей в Петербурге. Лувр в Париже. Метрополитен в Нью-Йорке. , др.
| Участие в беседе о роли музеев ИЗО в культуре.
| Узнавать крупнейшие отечественные и зарубежные музеи.
Характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия.
|