№ п\п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания.Реализация воспитательного потенциала урока
| Практическая
работа
| Требования к уровню подготовки
|
I четверть «Художник – дизайн - архитектура». Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры 5часов
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности, динамика и статика, ритм, цветовая гармония.
Разнообразие форм графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
|
1
| Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
| 1
| Введение в искусство архитектуры.
Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн.
Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Архитектура и ее функции в жизни людей.
Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст,
| Композиция из трех прямоугольни-ков
| Знать:
— как анализировать произведения архитектуры и дизайна;
— о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику;
— особённости образного языка конструктивных видов искусства. единство функционального и художественного начал;
— основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Уметь:
— гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников;
- передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни;
- применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту.
|
2
| Прямые линии и организация пространства.
| 1
| Ритм и движение. Разреженность, сгущенность. Прямые линии – соединение элементов композиции или членение плоскости.
| Введение в композицию прошлого урока от З до 5 прямых линий
|
3
| Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна.
| 1
| Функциональное значение цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, доминанта.
|
|
4-5
| Искусство шрифта. Буква - строка - текст
| 2
| Общее и разное в образно- языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов искусств
| Композиция заглавной буквы, введение типографической строчки в композицию прошлого урока.
| Различать «архитектуры шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.
Применять печатное слово, типографическую строчку в качестве элементов графической композиции
|
II четверть «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» 4 часа
От плоскостного изображения – к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Модуль в конструкции зданий. Модульное макетирование.
Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь формы и материала в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.
|
6
| Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
| 1
| Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде сверху. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов (точка – вертикаль, круг – цилиндр…). Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение.
| Выполнение чертежа будущего макета
| Уметь:
— конструировать объемнопространственные композиции;
— моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
— работать по памяти, с натуры
и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;
— конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции.
|
7
| Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
| 1
| Прочтение по рисунку простых геометрических тел.Конструирование их в объёме. Вспомогательные соединительные элементыв пространственной композиции.
|
|
8
| Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм
| 1
| Важнейшие архитектурные элементы здания. Модуль как основа цельности постройки.
|
|
9
| Важнейшие архитектурные элементы здания
| 1
| Единство художественного и функционального. Рассмотрение различных видов зданий. , выявление горизонтальных, вертикальных , наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания. (стены, окна, крыши, арки, купала, своды, колонны). Краеведческий материал. Особенности архитектуры храма Спаса Нерукотворного с. Ляхи
| Создание эскиза архитектурных элементов храмового зодчества
|
III четверть «Человек в зеркале дизайна и архитектуры». 4 часа
Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа ,индивидуализации человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты, сада.
Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
|
10
| Мой дом – мой образ жизни
| 3
| Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурно-дизайнерских проектах.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, детей и т. д.
| Набросок внешнего вида дома и прилегающей территории. Возможна компьютерная графика.
| Знать законы композиции;
Умелое владение графическими материалами., компьютерной графикой.
|
11
| Интерьер комнаты – портрет её хозяина.
| 3
| Дизайн интерьера. Роль материалов, фактуры и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла. Способы зонирования помещения.
| Создание проекта интерьера комнаты. Возможна компьютерная графика
| Уметь отражать в эскизном проекте дизайна интерьера образно-архитектурного композиционного замысла.
Знать законы композиции, способы зонирования пространства.
|
12
| Сад моей мечты
| 3
| Ландшафтный дизайн. Дизайн сада. Зонирование территории. Садовые дорожки, клумбы, водоёмы, садовая мебель, кормушки для птиц, спортплощадка, зона отдыха, др.
| Дизайн-проект территории приусадебного участка
| Совершенствовать умение работать с разными материалами.
Узнавать о различных вариантах планировки территории сада.
|
13
| Мода, культура и ты. Встречают по одёжке.
| 2
| Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Психология индивидуального и массового. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
| Создание эскизов одежды, школьной формы, выпускного платья, спортивного костюма, др.
| Приобретать общее представление о технологии создания одежды.
Уметь применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон).
|
14
| Моделируя себя – моделируешь мир.
| 1
| Человек – мера вещного мира. Он – или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной составляющей его социокультурного облика.
Понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
| Участие в выставке творческих работ, электронных презентаций. Коллективное обсуждение работ, выполненных за четверть.
| Уметь видеть искусство вокруг себя.
Уметь вступать и вести диалог.
|
IV четверть «Визуально-пространственные искусства» 3 часа
Возникновение новых визуально-технических средств: фотография, кинематограф, телевидение, компьютерная графика. Расширение изобразительных возможностей художника. Синтетические искусства, их образный язык. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.
|
15
| Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.
| 2
| Театр и кино – синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих средствах различные виды художественного творчества. Визуально-эстетическая общность с изобразительным искусством.
|
| Получить представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертёж, др.), театральных декорациях.
Владеть навыками актёрского мастерства.
Умение работать в материале.
|
16
| Эстафета искусств: от рисунка к фотографии
| 2
| Эволюция в искусстве как результат развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому и электронному). Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах: от рисунка к фотографии. Фотография – вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различие между картиной и фотографией.
|
| Знать основы образного языка фотографии. Овладевать новейшими компьютерными технологиями.
Уметь различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки. Осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса, крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии.
Понимать, что в основе фотографии лежит дар видения мира.
|
17
| Фильм – творец и зритель
| 2
| Синтетическая природа образа в фильме. Разнообразие жанров. Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение – смена кадров, их соединение.
| Проекты слайд-фильмов разной жанровой направлен-ности
| Знать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания слайд-фильма и его монтажа.
Уметь пользоваться средствами ИКТ.
Уметь применять сценарско-режисёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, также звукового ряда своего слайд-фильма или компьютерной анимации.
|