Гендерные различия психологической готовности к браку молодежи. АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Ляпушкина (1) (1). Программа практическая психология
Скачать 161.49 Kb.
|
1.2.2.Гендерные исследования С середины 1970-х годов по проблеме половых различий в мире публиковалось до 1,5 тысячи работ ежегодно. Усилия исследователей были направлены на инвентаризацию половых различий и выяснение их происхождения. Так, в 1974 году опубликована монография американских исследователей Э. Маккоби и К. Джеклин «Психология половых различий», в которой дается критический анализ большинства публикаций по этой проблеме. На основе анализа они разделили половые различия на три группы. Достоверные: мальчики (мужчины) более агрессивны и более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек (женщин) более развиты языковые способности. Агрессивность мужчин чаще носит асоциальный характер, у женщин она чаще проявляется в несогласии, словесно, в виде протеста против чего-либо. Сомнительные: у мальчиков и девочек — в послушании и заботливости, доминантности, страхе и тревожности, стремлению к соревнованиям, тактильной чувствительности, общем уровне активности. Неподтвержденные: у девочек (женщин) отмечается определяющее влияние среды на их развитие, больше внушаемость и ориентированность на социум, выше успешность в требующих стандартного решения задачах, меньше самоуважение и потребность в достижениях. У мальчиков (мужчин) — определяющее влияние наследственности на их развитие, успехи в выполнении сложных и нестандартных заданий, аналитический и познавательный стиль, преимущественное развитие слухового анализатора. Исследования, проведенные в лаборатории им. Б. Г. Ананьева в 1960-е годы, выявили различия между полами в познавательной сфере. При изучении свойств познавательной деятельности юношей и девушек (студенческие группы от 17 до 22 лет) были получены следующие результаты: - общая осведомленность, отражающая интересы человека и свидетельствующая о его эрудированности, так же как и общая понятливость, демонстрирующая сообразительность как свойство ума и характера человека, заметно выше уюношей; - скорость концентрации внимания на сложных интеллектуальных задачах, наблюдательность, пространственные представления, невербальный (практический) и общий интеллект выше уюношей; - вербальный (речевой) интеллект, включая словарный запас, логичность мышления, его обобщенность в большинстве групп девушек превышает такие же показатели в юношеских группах. В итоге обследования по батарее тестов Векслера из 14 полученных показателей интеллекта три имели явное превосходство в женской группе, аименно: - показатели кратковременной памяти (помогающей решать оперативные задачи); - словарный запас (говорит о начитанности и легкости словесного воспроизводства знаний); - адаптивности ума, которая облегчает решение коммуникативных задач, требующих гибкости в общении. Выявлены различия между мужчинами и женщинами в слуховом и зрительном восприятии. Женщины обладают высокой чувствительностью при распознавании изменений в тональности и громкости голоса (что дает им возможность лучшего восприятия состояния другого человека), мужчины лучше ориентируются в том, откуда исходит звуковой раздражитель (Пиз А., Пиз Б., 2000). На выборке из 1500 опрошенных обнаружены значимые статистические различия в цветовых предпочтениях к городской среде у мужчин и женщин, женщины предпочитают более тонкие оттенки цвета. Они также более чувствительны к облику пространственной среды жизнедеятельности (Андреева Т. В., 1996). Современные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования показывают некоторые различия в морфологии и функционировании мозга мужчин и женщин. Так, исследования Р. Горского из Калифорнийского университета подтвердили, что у женщин пучок нервов, соединяющий два полушария мозга (так называемое мозолистое тело), толще, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% больше соединений между правой и левой сторонами мозга (Пиз А., Пиз Б., 2000). Большинство исследователей склоняются к тому, что правое и левое полушария функционируют у мужчин более автономно, чем уженщин, причем связь межполушарной асимметрии с полом выявлена уже в первые сутки жизни, и что мозолистое тело, на котором лежит ответственность за передачу информации из одного полушария в другое, по-разному устроено у мальчиков и девочек уже к моменту рождения (Каган В. Е., 1991). Большее число соединений между двумя полушариями объясняет способность женщин вести несколько не связанных друг с другом дел, их беглость речи, а также интуицию. Мозг мужчины специализированный. Его особенности (малое количество соединений между правым и левым полушариями, разделенность на отделы) способствует концентрации мужчины на отдельной задаче, большинство мужчин могут делать только одно дело в определенный промежуток времени, например, не способны смотреть телевизор и слушать другого человека (Пиз А., Пиз Б., 2000). По мнению Н. Н. Обозова, мужчинам присуща объективность как ориентация на реальные факты при оценке восприятия мира, для женщин же характерна субъективность и впечатлительность как ориентированное на свое состояние восприятие, преобладающее в оценке внешнего мира. Межличностные отношения у мужчин более прямолинейны (чаще по схеме «да — нет»), у женщин в отношениях с людьми проявляется большая чувствительность к различным нюансам общения. Применительно к мужчинам словесные поощрения расслабляют и замедляютдеятельность, у женщин, напротив, возбуждают и ускоряют ее — отсюда любовь к комплиментам (Обозов Н. Н., 1995). Интересно изучение поведения мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Исследование, проведенное в лаборатории Б. Г. Ананьева в 1966 году, показало, что женщины реагируют на саму экстремальную ситуацию, а мужчины расходуют энергию уже на представление об экстремальной ситуации. Поведение мужчин при этом чаще оканчивается неудачей. С точки зрения экономии ресурсов лучше женский тип реакции организма и нервной системы (за полчаса до экзамена, в течение одного часа самого экзамена и через полчаса после него замерялся уровень сахара в крови, насыщенность крови кислородом, кислотность слюны и другие показатели). Б. Г. Ананьев в связи с этим отмечал, что преимущества человека часто заключаются не в его знаниях и свойствах интеллекта, а в его энергетических возможностях (Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А., 1968). По А. Анастази, превосходство мужчин отмечается в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, понимании механических отношений, математических рассуждениях. У женщин же отмечается превосходство в ловкости рук, скорости восприятия, в счете, вербальной памяти, беглости речи и других задачах, включая речевые навыки. Таким образом, как замечает Н. Н. Обозов, преимущество женщин не только энергетическое, но и информационное, когда речь идет об обучении в школе и в вузе. Куда же девается это преимущество, когда от теории человек переходит в реальный мир? Этот мир ждет не женщин, а мужчин (декретный отпуск, отвлечение на воспитание детей, сохранение семьи). Французские исследователи выделяют три фазы в жизни женщин: 1) социализация, накопление интеллектуального и профессионального «багажа»; 2) рождение и воспитание детей; 3) самореализация, самоактуализация потенциала. У мужчин жизнь более «однотонная», и только ориентация на работу или семью частично ее изменяет. Половые различия проявляются и в жизненных устремлениях: с раннего детства мужчины самостоятельно стремятся достичь каких-либо целей, причем самооценка строится на успехах в работе. Достижения в той или иной важной области, в творчестве составляют основу развития мужской личности. Для развития личности женщины очень важно построение успешных интимных, брачно-семейных отношений. «У женщин успех в любви, если можно, в замужестве — определенный фактор развития личности» (Обозов Н. Н., 1995, с. 36). Об этом, в частности, свидетельствует исследование женщин, в юности избравших одну из наиболее творческих специальностей — архитектуру. Оказалось, что направление их интересов и активности через несколько лет после окончания вуза отличается от направленности интересов мужчин той же профессии. Так, с помощью кластерного анализа на мужской и женской подвыборках выявлено по пять основных типов направленности интересов в различные сферы деятельности. У мужчин это: направленность интересов на творчество (с доминированием ценностей «творчество», «работа», «любовь», «познание» и с отрицанием ценности «семья»), на познание («свобода», «познание», «самостоятельность»), на работу («работа», «друзья», «творчество»), «свободолюбиво-гедонистический» тип («свобода», «творчество», «любовь», «удовольствия») и «гармонический тип» («семья», «любовь», «работа», «творчество»). Таким образом, у мужчин лишь в последнем типе направленности одной из доминирующих ценностей является «семья». У женщин наряду с «мужскими» типами направленности интересов — на познание («равенство», «познание», «друзья») и на творчество («творчество», «познание», «свобода»), которые подтверждаются активностью представительниц этих типов в данных сферах и творческими результатами, выявились и специфически женские типы направленности интересов: «гармонический тип» (с доминированием ценностей «любовь», «семья», «творчество»), а также два значительных по численности типа чисто семейной направленности: 1 — с доминированием ценностей «семья», «любовь», «материально обеспеченная жизнь»; 2 — «свобода», «любовь», «семья». Анализ показал, что направленность интересов подтверждается и направлением активности в соответствующие сферы. Так, женщины-архитекторы с направленностью на семью часто работали не по основной профессии, находили работу на неполный день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься детьми. Женщины с направленностью на творчество достигали высоких результатов в своей профессии (победы на конкурсах, интересные проекты), но это происходило отчасти за счет оттеснения семейных приоритетов (отвержение ценностей «семья», «материально-обеспеченная жизнь» и даже «любовь»). Мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты. Таким образом, у большинства женщин, избравших в юности творческую специальность, в зрелом возрасте (около 30 лет) преобладает семейная направленность. Наиболее творчески активные женщины вынуждены компенсировать о некоторой жизненной дисгармонией в виде отвержения ценностей семьи, материальной обеспеченности, более позднего выхода замуж или в лучшем случае ограничением детности одним ребенком. Биологически подтверждается потребность у мужчин исследовать и зменять окружающий мир, у женщин — большая потребность в изучении людей. Так, даже в возрасте 12 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям лица человека. В 24 недели девочки предпочитают картинки с изображениями человеческого лица другим предметам. Мальчики в 24 недели проявляют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу. С. В. Ковалев отмечает, что уже в возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности (тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках), их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств (представительницы слабого пола в подобных случаях обычно апеллируют к критериям качества и полезности), что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных (и не всегда нужных) мероприятиях четко зависит от уяснения им их смысла и значения, в то время как девочкам и девушкам вполне достаточно оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей. Н. Н. Обозов на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами. Существуют различия между полами в отношении к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе, даже если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих. Это отмечается работниками семейных консультаций — домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании (от безразличия, невнимания других членов семьи) и недооценки их труда. Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности отношений как доверительности связей с конкретным человеком. Доверие как составная часть физической и душевной близости в большей мере проявляется у женщин. Большая потребность в интимных отношениях (в подростковый период) совпадает с большей способностью у девушек устанавливать контакт с представителями противоположного пола. У мальчиков-подростков затруднения в отношениях с представителями другого пола приводят к усиленным занятиям спортом или к употреблению спиртных напитков. Если нет интимных отношений, женщины чувствуют свою ущемленность больше, чем мужчины. Но при этом способность маскироваться и сублимироваться лучше развита у женщин. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их чаще понятными и предсказуемыми. У женщин выше умение социально реализовать свой потенциал, они более адекватны в жизненных ситуациях. Сильнейшее средство сублимации — общение с ребенком. Ребенок может практически полностью удовлетворить потребность в интимных, доверительных отношениях. Женщины лучше подготовлены и к возможным разрывам в интимных отношениях. При всей чувствительности к доверительному общению женщины скорее вновь устанавливают интимные отношения. Существующие нормы в обществе допускают для женщин большую свободу в проявлении эмоций и признании собственных слабостей. Неспособность справиться со своими эмоциональными проблемами всегда считалась уделом женщин. Большая подверженность женщин душевным расстройствам говорит об их готовности пасовать перед лицом трудностей. Они чаще мужчин могут обращаться за помощью к другим людям, в том числе подругам, психологам, врачам. При этом большая эмоциональность и ориентированность на отношения может образовать замкнутый круг проблем, тем более что «советчики» невольно могут быть и заинтересованными лицами. Обнаружено, что мужчины и женщины различаются и по основным (центральным) потребностям, находящим удовлетворение в браке. Так, Уиллард Харли на основе психотерапевтической работы с тысячами супружеских пар выделяет следующие пять потребностей в браке у мужчин (под которыми автор понимает скорее ожидания в отношении партнера): 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства (или «домашняя поддержка» со стороны супруги), 5) восхищение (моральная поддержка женой). Соответственно потребности женщин: 1) нежность (атмосфера романтики и заботливости), 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая поддержка, 5) преданность мужа семье (выполнение им отцовских обязанностей). По мнению Харли, часто неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены просто незнанием потребностей друг друга. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, неудивительно, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни. Муж может искренне стремиться удовлетворить потребности своей жены, но если он считает, что ее потребности сходны с его собственными, то его постигнет неудача. Существуют данные о различиях в стилях общения между мужчинами и женщинами, вследствие чего у каждого из супругов может возникнуть ощущение, что партнер не хочет его выслушать и не понимает его. Так, автор считает, что мужчины больше ценят независимость, утверждение статуса, а женщины — интимность (доверительность отношений). Женщины к тому же любят сам процесс обсуждения, для них это является свидетельством равноправного диалога. Мужчин же, как правило, угнетают длинные дискуссии на темы, которые им представляются несущественными (Таннен Д., 1996). Автор полагает, что половые различия проявляются в особенностях менталитета мужчин и женщин. Так, если женщина начинает диалог с традиционного: «Что ты об этом думаешь?», мужчина уверен, что от него ждут решения (поэтому не склонен долго слушать, он мобилизуется, для того чтобы помочь). При сопоставлении этих выводов с современными данными нейрофизиологов, можно сделать вывод, что подобные различия имеют не только и не столько культуральное, но и вполне физиологическое (или, правильнее, нейропсихологическое) объяснение, связанное с особенностями работы мозга мужчин (в данном случае мальчиков). Так, авторы книги «Мальчики и девочки — два разных мира» В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман описывают эксперимент с энцефалографическими замерами, проведенными с детьми 4-летнего возраста. Оказалось, что мозг девочек и мальчиков по-разному реагирует в ситуации опасности (фантастической в данном исследовании). У мальчиков активность мозга носит избирательный характер: включаются слуховые и моторные центры речевого полушария, а также лобные структуры, которые программируют последующие действия ребенка и прогнозируют результат. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Возможно, пишут авторы, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выжинаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность (Еремеева В. Д., Хризман Т. П.). Авторы советуют женщинам-педагогам говорить мальчикам коротко и конкретно, что от них требуется, не прибегая к длинным нотациям, поскольку иначе мальчик действительно «не слышит». Во многом то же, по-видимому, применимо и к реакциям взрослых мужчин — они ждут информации о том, какую конкретно помощь они должны оказать, если женщина рассказывает им о своих проблемах. Мужчины не всегда понимают, что от них требуется лишь активное слушание и сочувствие. У мужчин и женщин различаются представления о важном и о том, когда это важное сообщать. К тому же женщины склонны высказывать свои мысли в косвенной форме, они часто только намекают на то, что хотят казать. Возможно, в этом сказывается многовековое подчиненное положение женщины в обществе. Мужчин же разговор «обиняками» обычно раздражает, они просят говорить по существу или не замечают смысл сказанного женщиной (намек), так как фразу понимают буквально. Женщина, которая считает, что ее намек прекрасно понят, может обижаться на спутника (мужа), решив, что он игнорирует ее желания. Некоторые авторы указывают, что у молодых женщин (студенток старших курсов) физическая привлекательность является основанием для ощущения счастья и высокой самооценки. У молодых мужчин (студентов) физическая привлекательность была связана с ощущением счастья, в то время как с самооценкой зависимость была обратной. (Маттес и Хан, 1975, цит. по: Психология человека от рождения до смерти, 2001). Другие исследования показали, что самооценка женщин связана с получаемой ими зарплатой в большей степени, чем с их внешностью. Самооценка и тех и других в равной степени уязвима, и такие события, как болезнь, финансовые проблемы, неудачи на работе или развод значительно ослабляют уверенность в себе. Оказалось, что 95% опрошенных женщин полагают, что именно семья помогает сохранить им внутреннюю силу. Для мужчин разговаривать — значит передавать факты. Они говорят в основном в уме, сами с собой (о решении данной проблемы). Женщины же часто «думают вслух», перебирая все возможные варианты своих будущих действий, чем часто утомляют своих мужей. Н. Н. Обозов на основании анализа данных разных авторов, О. Вей-нингера, П. Астафьева, Г. Геймана, Б. Ананьева, В. Куликова и др., делает вывод о функциональном назначении мужчин и женщин: мужчины — преобразователи внешнего мира, пионеры в освоении времени и пространства; мужчина, преобразуя внешниймир, может как созидать, так и разрушать его; женщины — хранительницы человеческой жизни и окружающего их мира (детей, родственников); женщина стабилизирует все, консервирует жизнь для ее сохранения. 1.2.3. Понятие психологической готовности к семейной жизни Что такое готовность к браку, чем она характеризуется? Проанализируем общее понятие «готовности» в психологии. Понятие готовность в широком значении, в психологическом словаре рассматривается как «активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил и решимость совершить эти действия». Если готовность – это установка на определенное поведение, то, следовательно, готовность к созданию семьи для личности – это наличие конкретных представлений о семье, о том, какие функции определяют ее развитие, так сказать это предвосхищающее знание о том чего личность, ждет от данного союза и готовность к соответствующему поведению. Психологическая готовность к браку - это личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. Также, по мнению исследователя Л. Б. Шнейдер, готовность к браку – это система социально-психологических установок, которые включают в себя ряд компонентов. 1. Принимать ответственность не только за себя, но и за свою бушующую семью. 2. Сформированный навык межличностного общения и умение сотрудничать с партнером. 3. Способность к самоотверженным поступкам по отношению к партнеру. 4. Развитая эмпатийность. 5. Широкий репертуар поведенческих и эмоциональных реакций. 6. Наличие конструктивных стратегией в решении конфликтов. 7. Рефлексивность. При вступлении в брак, на первый план выходят мотивы совершения такого серьезного шага, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, в своих работах выделяют такие распространённые мотивы вступления в брак, как: 1. Избегание и уход от родителей (протест, отказ от власти родителей). 2. Чувство долженствования (чаще всего сопровождается чувством вины к партнеру). 3.Любовь (формирует предбрачные отношения, один из самых доминирующих мотивов вступления в брак). 4.Одиночество (аффективная потребность в сближении с кем-либо). 5.Материальная выгода (финансовая выгода). 6. Следование семейным традициям. 7. Престижность брака (к примеру, для повышения по карьерной лестнице). 8.Месть (брак, заключенный в отместку бывшему партнеру). Как мы видим, мотивы вступления в брак совершено разные, как положительные, такие как любовь, так и отрицательные – месть прошлому возлюбленному. У юношей и девушек, чаще выходит, на первый план эмоциональный компонент отношения к браку и семье. Обратимся к теории В.Н. Мясищева. Изучая и раскрывая понятие «отношение», отечественный ученый, указывал на тот факт, что в психологическом контексте «отношение» - это форма субъективного отражения объективной действительности. Иначе говоря, это связь субъекта и объекта, связь эта может быть как с людьми, так и с различными событиями в жизни, т.е. это различные отношения, к людям, ситуациям и т.д. Исходя из теоретического принципа о теории отношений В.Н. Мясищева,мы обусловили отношение к семье, как социальное, относительно устойчивое восприятие и возможность реагировать на общую совокупность всех элементов отношений семейной структуры. И так, в этой системе отношений В.Н. Мясищев, выделил три компонента: 1. Когнитивный (познавательный): знания и представления о семье. 2. Эмоциональный (аффективный): чувственное отражение о конструкте семьи, принятие или отвержение данного социального института. 3. Поведенческий (действенный): инварианты взаимодействия с членами семьи с учетом первых двух компонентов, а именно аффективного и когнитивного. Связи с этими компонентами личность выстраивает ту или иную стратегию поведения в семейных отношениях. Как мы видим, при обращении к теории отношений, для готовности к браку важным критерием является сформированность всех трех компонентов структуры. Формирование представлений в большой степени, начинает свое становление из родительской семьи, так же имеют влияния различные фильмы, книги, общество, от этого комплекса происходит формирование тех или иных представлений личности, из которых формируется те или иные ценностные ориентации, мотивы, в отношении партнерства и брака. Представления формируют установку личности на тот или иной сценарий семейной жизни. Для того что бы определить и выделить общие представления о браке у девушек и юношей, нами был проведен анализ ряда статей, благодаря которым нам удалось сделать некоторые выводы относительно данной темы. О. В. Подберезина, эмпирическим путем, выявила, следующие актуальные для будущей семьи правила: 1.Взаимное обсуждение возникающих проблем, умение давать и получать советы. 2. Распределение домашних обязанностей. 3.Совместное времяпровождение. 4. Забота друг о друге, и забота о ближайших родственниках . Также исследования показывают, что все чаще для молодых людей, вступление в брак становится менее значимым, актуальным для них становится выбор свободных отношений, а многие, порой, выбирают холостой образ жизни. Но, несмотря на это, исследования ценностных ориентаций у молодых людей, за несколько последних лет, указывают на то, что семья, по-прежнему для юношества одна из важнейших ценностей. На основе изложенных данных можно сделать вывод, что в основном, представления о браке если и расходятся, то не критично, не мешая молодым людям строить свою семью. Гармоничность семейных отношений зависит от готовности юношей и девушек к браку, готовность же формируют, представления, убеждения, цели и мотивы вступления в брак. При создании своего идеального образа семейно-брачных отношений, юноши и девушки, в качестве основных ценностей, характеризуют эмоциональный компонент (любовь, поддержку, взаимопонимание и т.д.) или по-другому говоря, эмоциональную функцию семьи, так же эротическую функцию семьи. Но, юноши и девушки, забывают о том, что все достаточно амбивалентно, где гармония, там и хаос, что готовность должна быть реализована не только идеалистическими представлениями, но совместным разрешением проблемных и трудных ситуаций. Например, для разрешения конфликтных ситуаций, рано или поздно возникающих в семейной жизни, необходим поиск правильных стратегий их разрешения. И есть не просто конфликтные ситуации, а имеются и такие периоды, как кризисы, что решить намного труднее. Самые пиковые моменты супружеской жизни: первые дни после брака; примерно через два-три месяца супружеской жизни; после полугода совместной жизни; после первой годовщины брака; после рождения первого ребенка; в интервале трех-пяти лет; после семи-восьми лет супружества; при 12-летнем семейном стаже; через 20 – 25 лет семейной жизни. Эти кризисы нормативны, все рано или поздно с ними сталкиваются. Главное изучить все аспекты, и быть готовым принять и суметь решить возникающие проблемы в семье. Конфликты чаще возникают на основе, не разрешенной потребности одного, а иногда и обоих супругов, они могут возникать на основе разных сфер: хозяйственно-экономической, эмоциональной, бытовой, досуговой, межличностной. В общем конфликтогенных факторов огромное множество, избежать их невозможно, но необходимо уметь находить выход, определять поиск правильной стратегии, что поможет уберечь семью от дисгармонии семейных отношений. Интегрируя все вместе, можно сказать, что для того, чтобы сформировать готовность к созданию семьи необходимо решить комплекс задач, таких как: повышение ответственности юношества перед созданием брака и семейной жизни; повышение ответственности и осознания значимости материнства и отцовства; сформировать знания о семье, о ее функциях, о социальной роли каждого в семье. Сформировать готовность к семейной жизни, означает сформировать определенные нравственные чувства, готовность принять личностные качества другого человека, своего партнера, знания, как и что формировать в своей семье, какие качества закладывать в своих детей. Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости брака и семейных отношений. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях. При вступлении в брак, меняется как социальный статус, так и образ жизни, необходимо научиться и согласовать свой ритм жизни с ритмом жизни своего партнера. Необходимо всегда учитывать не только свои потребности и свои желания и личностные качества, но также учитывать все это в своем избраннике, это важная основа крепких семейных отношений. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что психологическая готовность к браку значит принятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регламентируется семейная жизнь. Не стоит забывать, что нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к браку должна являться частью общего воспитания человека. Для того чтобы брак и семья были крепкими, нужна сформированная готовность к семейной жизни, однако юноши и девушки, не всегда готовы, и при заключении браков и начальной стадии семейной жизни, отсутствие знаний приводят к возникновению конфликтных ситуаций, что может служить одним из критериев частых разводов. Одним из важных признаков подготовки юношей к семейной жизни является развитие знания культуры половых отношений, формирование установок на формирование и сохранение супружеской верности в семье, целостности единства супругов. Для юношей и девушек на этапе подготовки к семейной жизни особенно значимы вопросы любви, дружбы, психологии мужчины и женщины, сексуальных отношений, половом влечении, знания о структуре семьи, о ее компонентах, ее стадиях, функциях, умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, знание о конструктивных моделях поведения в семейной жизни, формирование ценностных ориентаций на семью, осознание мотивов для создания семьи. По мнению В.Н. Дружинина, при формировании готовности к браку, следует уделять внимание таким компонентам как: ответственность; терпимость; саморазвитие; положительное мышление; положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих) . К ответственности, можно отнести, формирование знания и понимания таких поступков, где личность проявляет себя зрелой, формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Э. Фромм говорил, что забота, ответственность, уважение, знание – это совокупность качеств зрелого человека. На ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость. Если говорить о терпимости, то это так же важная составляющая зрелости личности. В структуру феномена терпимости выделяют ее два основных вида: 1) сенсуальная терпимость личности; 2)диспозиционная терпимость личности. Сенсуальная терпимость - толерантность в отношении различных социально средовых факторов, с учетом снижения чувствительности на его воздействие, так же это относится и межличностным отношениям. Что касается диспозиционной терпимости то в ее основе лежит механизм, формирующий терпимость личности при социальных взаимодействиях. Здесь речь идет о готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. Это некие установки личности, ее система отношений к другим людям, их поведению, и к ситуациям . При формировании терпимости, важно дать понять юношам и девушкам, что их партнер, такой же человек, со своими потребностями, эмоциями, установками и т.д., и важно уметь их принимать, а не воспринимать в «штыки». Потребность в саморазвитии, самоактуализации - основополагающая составляющая зрелой личности. Это центральная идея гуманистического подхода, это становление личности ее развитие, приобретение жизненного опыта, через осознание себя, других, овладение чем-то новым, это все целое становление личности. Выработка позитивное мышления и позитивного отношение к людям и миру в целом. В ходе развития и становления, человек включается в новые сферы и строит различные отношения с информацией, с людьми, интегрируя новые знания и умения. Ученый Э. Эриксон упоминал такие качества становления личности для юности это забота, во взрослости формируется милосердие, мудрость же приходит со старостью. Каждый последующий этап не отменяет предыдущий, а напротив, формирует и наращивает новый уровень, приводя личность к социальной зрелости. В целом, главные семейные ценности закладываются детям, они исходят из родительской семьи, затем со становлением и взрослением личности, необходимо вводить программы психопросвещения с подростками, затем и с юношами, для формования готовности к браку и семейной жизни, тогда статистика бракоразводных процессов снизится, люди будут более осознано выбирать партнеров для создания семьи, и учитывать, как свои типологические особенности, так и особенности своего партнера. 1.2.4.Представления о семье и браке у юношей и девушек. C.В. Ковалев подчеркивает важность формирования адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. В настоящее время представления о браке у молодежи имеют ряд негативных особенностей: так, в возрасте 13—15 лет происходит прогрессирующее разделение и противопоставление понятий любви и брака. У студенческой молодежи значимость любви при выборе спутника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия. То есть юноши и девушки могут воспринимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, прийти к постижению нравственно-психологической ценности брака. Задача заключается в том, чтобы сформировать у старшеклассников понимание ценности семьи и постараться создать правильное понимание соотношения любви и брака и роли любви как основы долгосрочного союза. Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодежи, — это их явная потребительская нереалистичность. Так, по данным В. И. Зацепина, при исследовании студентов оказалось, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток, аналогично юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию. Для молодежи характерно расхождение качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга; которого этот спутник в общем-то и должен выбираться. Опросы социологов показали, что качества личности, считающиеся значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения. Образ будущей супруги включает в себя: нравственные качества (как суммарный индекс различных черт характера: честность, умение держать слово, порядочность, верность, доброта и т. д.), ум, внешность, культурное развитие, отношение к самому опрашиваемому (любящая, терпеливая, уступающая), свойства темперамента (поровну ответов— уравновешенность и импульсивность), чувство юмора, щедрость, гостеприимство, коммуникативные качества, женственность. Часть студентов затруднились назвать качества будущей супруги. Таким образом, выявилось некоторое рассогласование образов партнерши, с которой хотелось бы общаться, и будущей жены. Качества последней оказались для юношей менее определенными, что, вероятно, связано с общей неопределенностью их семейного будущего (часть молодых мужчин не думает о браке). Анализ предбрачных представлений девушек-студенток (философского и экономического факультетов) показал большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по общению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Так, если для привлекательности партнера важны его внешность или особенности телосложения (атлетизм, спортивная форма и т. д.), а также чувство юмора и ум, то среди качеств, предпочтительных для семейной жизни, важнее оказываются отношение к самой опрашиваемой (любящий, выполняющий мои желания т.д. — формулировки разнообразны), зрелость, ответственность и ум. Внешность и чувство юмора теряют свои лидирующие позиции, а коммуникативные качества из срединных рангов перемещаются к последним. Зато половина опрошенных девушек ждет от своего будущего избранника способности обеспечить семью, а одна четвертая часть—защиты. Если же рассматривать предбрачные предпочтения молодежи не в усредненной форме, а произвести качественный анализ данных — индивидуальное сопоставление предпочтений партнера и будущего мужа, то можно заметить, что юноши и девушки сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа. У некоторых опрошенных наблюдается достаточно большое совпадение тех качеств, которые делают молодого человека привлекательным для общения с ним, и желаемых свойств будущего супруга. В данном случае можно предсказать, что существует осознание качеств личности, важных для долговременного общения, и именно на них данные респонденты и ориентируются в выборе друзей (по словам С. В. Ковалева, на «значимые общечеловеческие ценности»). Таких юношей и девушек в нашей выборке оказалось 40%. У части студентов существует некоторое расхождение качеств желаемого партнера и спутника жизни. К сожалению, почти у половины (45%) студентов и студенток существует практически полное расхождение в образе друга (подруги) и будущего мужа (жены). Наблюдается также и другая опасная тенденция— чрезмерность требований к партнеру и супругу: это касается в основном девушек. У части студенток выявлен практически полный перечень требований к молодым людям из всех теоретически возможных—он достигает 20 качеств. Здесь оказываются ум, красота, чуткость, лидерские качества («сильнее меня»), обеспеченность, помощь по дому, честность, образованность, коммуникабельность, чувство юмора. Если при этом требования будут ригидны, вероятность построения успешных отношений снижается до минимума. В. И. Зацепин отмечает также пигмалионизм в межличностном восприятии юношей и девушек. Выявлена прямая связь между характером самооценки и уровнем оценки желаемого супруга (супруги) по многим качествам. Оказалось, что те, кто высоко оценил степень развития у себя таких качеств, как честность, красота, жизнерадостность и др., хотел бы видеть эти качества и у своего будущего супруга. Работы эстонских социологов показали, что подобный пигмалионизм весьма свойствен и идеализированным представлениям молодежи: у юношей и девушек идеал супруга обычно подобен собственному характеру (но с усилением его положительных составляющих). В целом в этих наборах больше всего ценятся сердечность, общительность, откровенность и интеллигентность (девушки еще ценят силу и целеустремленность, а юноши—скромность своих избранниц). Вместе с тем выяснилось, что молодые люди, начинающие совместную жизнь, плохо знают характеры друг друга — оценки, присваемые спутнику жизни, весьма существенно расходились с его (ее) самооценкой. Вступающие в брак наделяли избранника качествами, сходными с их собственными, но с известным их преувеличением в сторону большей мужественности или женственности (Ковалев С. В., 1989). Итак, развитие брачно-семейных представлений юношей и девушек включает в себя формирование у них правильных воззрений о соотношении любви и брака, преодоление потребительских тенденций в отношении семьи и спутника жизни, воспитание реалистичности и цельности в восприятии себя и других. Очень важная область полового воспитания — формирование эталонов мужественности и женственности. Именно в юношеском возрасте у школьников происходит завершение формирования ролевых позиций мужчины и женщины. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У мальчиков же во главу угла встают сила и мужественность, что сопровождается бесконечными поведенческими экспериментами, имеющими целью найти себя и сформировать свой образ взрослости. Формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с первых дней жизни ребенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подростковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного общения с лицами противоположного пола. Исследования Т. И. Юферевой показывают, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужественности и женственности, являются взаимоотношения с противоположным полом. Оказалось, что эти представления в каждом возрасте отражают особые аспекты общения: в 7-м классе — семейно-бытовые отношения, в 8-м и, особенно, в 9-м — более близкие эмоционально-личностные отношения между юношами и девушками, причем прежние отношения с возрастом не углубляются, а просто замещаются другими. Представления подростков об идеальных для взаимоотношений полов качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления и реальное поведение не совпадают, поскольку идеал не выполняет регулятивной функции. Печально также и то, что понятие женственности юноши связывали исключительно с материнством, а в раскрытии понятия мужественности забывают о таком качестве, как ответственность . С. В. Ковалев утверждает, что половое воспитание должно не сглаживать, а, наоборот, всячески поддерживать половые различия мужчин и женщин. Эти различия проявляются уже в первые дни после рождения, становясь с взрослением ребенка все более яркими и отчетливыми. Активность сильного пола носит своеобразный предметно-инструментальный характер, тогда как слабый пол по своей природе эмоционально-экспрессивен, что в достаточной степени проявляется и в области полового поведения и влечений. Трудно переоценить роль полового воспитания и в формировании качеств семьянина. Здесь огромную роль играет добрачный опыт юности, в котором особенно важно познание как можно большего количества реальных семей, царящих в них взаимоотношений и укладов. В настоящее время не принято знакомство домами, которое крайне необходимо юношам и девушкам по двум причинам: во-первых, привычно встречаясь вне семейного круга в местах проведения досуга, юноши и девушки не имеют возможности составить полноценное впечатление друг о друге, поскольку оно невозможно без знания о том, каким их избранник бывает среди родных и близких. Во-вторых, только при таком «домашнем» знакомстве молодые люди могут составить достаточно точное впечатление не только об особенностях семейного микроклимата и уклада, но и об их приемлемости с точки зрения принятых в их собственном доме представлений о правах и обязанностях членов семьи, о том, как можно и должно поступать в семейной общности. Основываясь на этом, молодые люди могли бы принять более точное решение о возможности будущей совместной жизни. В. А. Сысенко (1985) так формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни: 1) нравственная (осознание ценности брака, детей и т.д.); 2) психологическая (сумма психологических знаний, необходимых в супружеской жизни); 3) педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей); 4) санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта); 5) экономическая и хозяйственно-бытовая. Таким образом, делая выводы из вышесказанного, можно сказать что отпечаток гендерных различий, начиная с физиологических и кончая психологическими различиями , накладывается на отношение молодых людей к семейным отношениям ,создавая своеобразные особенности картины восприятия семьи и брака у обоих полов. |