|
Практическое задание № 3.docx. Программа профессиональной переподготовки Педагогхореограф. Преподавание хореографии детям и взрослым (340)
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Педагог-хореограф. Преподавание хореографии детям и взрослым (340)
Дисциплина: Нормативно-правовые основы преподавания хореографии детям и взрослым
Практическое задание 3, Модуль 3. Нормативно-правовая база в сфере охраны труда при осуществлении хореографической деятельности
Выполнил:
слушатель Юдина Гузель Закизяновна
Преподаватель:
Седунова Людмила Михайловна г. Пермь – 2020
Элементы анализа
| Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы охраны труда в учреждениях культуры
| Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы производственной санитарии в учреждениях культуры
| Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы противопожарной безопасности в учреждениях культуры
|
Название
| 1. Инструкция по охране труда артиста балета
| СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)
| Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации ВППБ 13-01-94 (введены в действие приказом Минкультуры РФ от 1 ноября 1994 г. N 736)
| Статус (закон, постановление, акт и т.д.)
| Локальный акт
| Нормативно-правовой акт
| Нормативно-правовой акт
|
Цель
| Сохранение здоровья артиста, предотвращение профессионального травматизма
| Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков не зависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности
| Цель пожарной безопасности состоит в том, чтобы не допустить возникновения пожара, а также свести к минимуму ущерб от него, в случае если он все-таки произошел.
| Основное содержание
| Общие требования безопасности.
Охрана труда и техники безопасности артистов балета включает в себя различные аспекты, начиная от общих вопросов техники безопасности до специфических проблем данной отрасли. К работе на сцене в качестве артиста балета допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Артисты балета допускаются к самостоятельной работе после прохождения стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы. В дальнейшем не реже одного раза в 6 месяцев проводится повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Проведение всех инструктажей должно регистрироваться в Журнале инструктажей с обязательными подписями инструктируемого и проводившего инструктаж. Все артисты должны знать и выполнять «Правила охраны труда в театрах и концертных залах» Артисты обязаны соблюдать режим труда и отдыха, требования по охране труда, безопасному производству работ, пожарной безопасности, электробезопасности. На репетициях и концертах необходимо быть внимательным. Запрещено садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения. Запрещается находиться в репетиционных залах в верхней одежде и обуви или вещать одежду, головные уборы, сумки на оборудование и аппаратуру. Каждому артисту необходимо: знать место хранения аптечки; уметь оказать первую помощь при производственных травмах. Хранить и принимать пищу разрешается только в установленных и оборудованных местах. Артисты балета несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за соблюдение требований инструкций, производственный травматизм и аварии, которые произошли по их вине.
Требования безопасности перед началом работы.
Высота репетиционных залов для балета должны быть не менее 4,2 м. Полы репетиционного зала для балета должны быть из досок древесины хвойных пород ровными, без выбоин и щелей. Репетиционные залы для балета должны быть оборудованы зеркалами, специальным станком (поручнем) по периметру стен для занятий артистов балета. Репетиционные залы для балета должны иметь естественное освещение, естественную вентиляцию. При репетиционных залах для балета, расположенных вдали от артистических уборных, должны быть отдельные помещения для переодевания. Влажная уборка залов должна производиться после каждой репетиции, но не реже одного раза в сутки, мытье полов- по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в неделю: В туалетных комнатах стены и перегородки кабин облицовываются влагостойкими материалами, допускающими легкую их очистку; полы выстилаются метлахской плиткой. Костюмерные должны размещаться в непосредственной близости с артистическими уборными и иметь отдельные помещения. Костюм должен быть сшит в соответствии с эскизом по фигуре артиста. Костюмы, изготовленные на жестких каркасах, должны выполняться так, чтобы исключить возможность нанесения травмы артисту или его партнерам. Перед выходом артиста на сцену костюмер обязан осмотреть костюм и исправить дефекты. Для артистов балета высшей категории установлена норма выступлений в месяц не свыше 9 выступлений, 13 и 19 выступлений для первой и второй категорий соответственно. Реквизит (ордена, портупея, пояса и др.) прикрепляются к костюму или надеваются на актера так, чтобы исключить возможность нанесения травмы. Костюмы, головные уборы, белье, обувь должны храниться в костюмерной и выдаваться только на репетиции, концерты. Балетная обувь для каждого артиста должны быть индивидуальной, исправной и прочной.
Требования безопасности во время работы.
Артисты должны выходить на сцену для участия в концертах или репетициях после полного окончания монтировки декораций и проверки планшета сцены работниками постановочной части. Разрешением выхода на сцену является вызов ведущего режиссера или руководителя балетной группы; запрещается: -проведение репетиций и нахождение на сцене в игровой части или в кулисах сцены во время монтировки декораций; -нахождение за кулисами во время антракта или действия лиц, не занятых в данном концерте; -выход из галереи, колосники, трюм и другие специальные помещения сцены, сидеть и опираться на декорации, приготовленные в кулисах для монтировки следующих картинах. -проход в непосредственной близости и над открытыми люками и клапанами. Артисты балета, занятые в мезансценах с применением холодного оружия, должны пройти специальное обучение безопасному владению им, тщательно отрепетировать поставленный рисунок боя, артисты балета, не прошедшие специальных репетиций, к концерту не допускаются. При получения оружия, артист балета должен проверить исправность сабель и надежность их крепления к клинкам, проверять надежность крепления наконечников копий. Рукоятки у всех видов оружия должны быть исправными и удобными надежно крепиться к лезвию оружия. Ответственный за холодное оружие внимательно проверяет его перед каждым спектаклем и сдает в бутафорский цех после окончания сценических действий. Постановщик батальонных сцен обязан представить в дирекцию учреждения письменную рекомендацию по охране труда и технике безопасности при выполнении поставленной композиции в структуре движения и в пространственном размещении исполнителей, а также список средств защиты от травм, ушибов при обыгрывании сцен и падении.
Требования безопасности при нанесении грима.
Для будущих артистов балета необходимы определенные знания, относящиеся к искусству грима. Артисты обычно наносят толстый слой грима на несколько часов для каждого представления. Театральный грим содержит большое количество растворителей, красок, пигментов, воска и других ингредиентов. В гриме спец. эффектов иногда используют различные вредные растворители и клейкие вещества. При наложении грима глаз может травмироваться трением. Общий грим может быть причиной передачи бактериального заражения (но не гепатита или СПИДа). Для снятия грима используется большое количество кольд крема, для снятия грима спец эффектов используют растворители и клейкие вещества. .Следует соблюдать меры предосторожности: смывать мылом грим после каждого спектакля, чистить щеточки или пользоваться одноразовыми, использовать индивидуальные аппликаторы, сохранять грим холодным. Использование аэрозольных спреев для волос в замкнутых грим уборных опасно при вдыхании.
Порядок проведения репетиций артистов.
Во время репетиции и подготовительной работы предоставляются перерывы для отдыха, засчитываемые в рабочее время: артистам балета предоставляется 20 минут отдыха после каждого часа работы. Классический экзерсис (станок) направлен на разогревание мышц и суставов тела и способствует предупреждению артиста балета от мышечных травм. После упражнений «станка», продолжительность которых 45 минут, предусмотрен перерыв 15 минут, после чего артисты балета в течении 20-25 минут занимаются разучиванием элементов танцев, а также их совершенствованием. Перед каждым конкретным исполнением технического элемента необходимо подготовить к его исполнению тело артиста балета. Например, перед вращением на месте необходимо разогреть кисти рук и шейные позвонки; перед вращением по кругу («коза», «бочонок» и т.д.) необходимо разогреть мышцы спины и позвоночник. Перед тем как выполнять прыжковые технические элементы (прыжки снизу, сверху и повороте, пистолеты, «щучки» снизу, сверху и в повороте) необходимо предварительно размять ахилл стоп ног. При выполнении всех технических элементов танцев обязательно требуется произвести разминку коленных суставов. После очередного 15 минутного перерыва перед началом отработки следующих технических элементов танцев артистам балета необходимо проверить состояние (готовность) своих мышц, т.е. выполнять приседания ( сделать «плие») выполнить прыжки (сделать «соте»). Во время перерывов мышцы остывают. Для того чтобы мышцы оставались максимально долго в разогретом состоянии и во избежание застуживания мышц, суставов и позвоночника сквозняками необходимо одевать теплые шерстяные вещи (гамаши, носки, пояс) и укрываться одеялами ( накидками). Режим проведения репетиций предусматривает 45 минут работы и 15 минут перерыва. После 4-х часов работы обязателен перерыв не менее 1 часа для приема пищи. При микротравмах следует одевать наколенники, галеностопы. Обязательно ежедневно следить за своей физической формой (делать физическую зарядку) соблюдать режим.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае, когда во время репетиций или во время проведения спектакля (концерта) артист обнаружил недоброкачественное соединение и крепление декораций, установку бутафорских изделий, неисправности в электрической проводке, он обязан: -немедленно сообщить о неисправностях мастеру постановочного цеха или режиссеру; прекратить репетицию, если эти неисправности угрожают жизни и здоровью творческого состава; не приступать к репетиции до устранения неисправностей. При несчастном случае артист обязан: немедленно сообщить о случившемся режиссеру или руководителю постановочной части и принять меры к эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение. -принять меры к освобождению пострадавшего от воздействия травмирующего фактора; -оказать пострадавшему первую помощь в зависимости от вида травм; При возникновении пожара следует: -прекратить работу; -вызвать пожарную охрану и сообщить руководству организации; -приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на рабочем участке средствами пожаротушения. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.д.)- -прекратить работу.
7.Требования по безопасности по окончании работы.
Снять костюм и обувь и убрать их в индивидуальный шкаф или сдать костюмеру. Смыть грим. Произвести уход за кожей косметическими средствами.
| Требования к оборудованию и помещениям (выдержка)
5 .1 . При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных зданиях следует обеспечить достаточный по площади минимальный набор помещений для занятий детских объединений, а также предусмотреть оборудование, мебель, кладовую, гардероб и санузел, соответствующие санитарным нормам.
5 .2 . Минимальную площадь помещений для организации различных занятий в учреждениях дополнительного образования детей следует принимать из расчета площади на 1 занимающегося в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
5 .3 . Требования к условиям проведения занятий художественным творчеством детей.
5.3 .1 . Для мастерских масляной живописи должны быть выделены помещения площадью не менее 4 ,8 м2 на 1 учащегося, высотой - не менее 3 ,0 м, высотой подоконников не более 1 ,3 м . Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещать перпендикулярно и параллельно окнам.
5 .3 .2 . Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4 ,0 м2 на 1 учащегося, высотой не ниже 3 ,6 м, высотой подоконников не более 1 ,1 м. Мольберты в мастерских для акварельной живописи и рисунка следует размещать полукругом около 2 моделей, расположенных у боковых стен.
5 .3 .3 . К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2 .
5 .3 .4 . Мастерские скульптуры должны иметь площадь не менее 3 ,6 м2 на 1 учащегося; мастерские прикладного искусства и композиции - не менее 4 ,5 м2 на 1 учащегося; высоту помещений - не ниже 3 ,0 м. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При мастерских прикладного искусства и композиции должна быть кладовая площадью не менее 9 м2, при мастерской скульптуры - две кладовые для хранения глины и гипса.
5 .3 .5 . Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из расчета 2 ,0 м2 на 1 учащегося и помещение для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18 м2.
5 .3 .6 . Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них с раковиной и широким столом.
5 .4 . Требования к организации музыкальных занятий.
5 .4.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:
· помещения для индивидуальных занятий на фортепьяно и других инструментах (струнные, духовые, народные) площадью не мене 12 м2;
· помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) площадью не менее 36 м2 и высотой не ниже 3 ,0 м;
· помещения для занятий хора и оркестра площадью не менее 2 м2 на 1 человека, высотой не ниже 4 ,0 м.
5 .4 .2 . При музыкальном отделении должны быть помещения для хранения музыкальных инструментов площадью не менее 10 м2.
5 .4 .3 . Помещения для занятий на музыкальных инструментах должны проектироваться вдали от помещений для теоретических занятий. Звукоизоляция между кабинетами должна отвечать санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.
5 .5 . Требования к организации занятий хореографией.
5 .5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.
Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0 ,9 - 1 ,1 м от пола и расстоянии 0 ,3 м от стены.
Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.
Полы в зале должны быть дощатые некрашеные или покрытые специальным линолеумом.
Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков, оборудованные раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.
При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.
5 .6 . Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, постановок спектаклей, кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуются:
· концертный зал при вместимости 300 - 500 мест площадью 200 - 400 м2;
· две костюмерные для мальчиков и девочек ( 10 - 18 м2) в удобной связи со сценой;
· комната исполнителей ( 24 - 36 м2);
· помещения для драмкружка ( 50 - 70 м2);
· подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций и др.).
5 .7 . Требования к организации занятий техническим творчеством.
5 .7.1 . Площади помещений для занятий техническим творчеством детей должны соответствовать строительным нормам и правилам.
5 .7 .2 . Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная лаборатория по основам наук оборудуются столами и стульями в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.
5 .7 .3 . При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.
На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
5 .7 .4 . Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.
5 .7 .5 . Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
5 .8 . Требования к организации занятий эколого-биологического профиля и юных натуралистов.
5 .8 .1 . Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.
5 .8 .2 . Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.
5 .8 .3 . С детьми, ухаживающими за животными, должен поводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи.
За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.
5 .9 . Требования к организации спортивных занятий.
5 .9.1 . Гигиенические требования относятся ко всем видам учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
5 .9 .2 . Набор и состав помещений для спортивных секций определяются направленностью образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количеством занимающихся детей и должны отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил.
5 .9 .3 . Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов. Стены зала не должны иметь выступов, карнизо в; стены следует окрашивать масляной краской на высоту 1 ,5 - 2 ,0 м от пола, а верхнюю часть - клеевой краской. Батареи располагаются в нишах под окнами и закрываются решетками. На окнах должны быть предусмотрены заградительные устройства.
В детской юношеской спортивной школе на 160 - 180 человек может быть спортивный манеж (42 ×18 м2) и спортзал (36 ×18 м2).
5 .9 .4 . В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Для хранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение.
5 .9 .5 . В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежание травматизма. При невозможности организации такого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверх которого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи, без грубых швов.
5 .9 .6 . Используемые при прыжках маты должны исключать возможность скольжения по полу, поверхность их не должна быть скользкой, набивка матов - равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли.
Маты должны храниться в зале в вертикально подвешенном положении.
5 .9 .7 . Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться в ящиках с крышками.
5 .9 .8 . Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм.
5 .9 .9 . Футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых подвижных игр должны иметь травяной покров.
5 .9.10 . Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дренирующее покрытие, плотный, непылящий, стойкий к атмосферным осадкам верхний слой.
5 .9.11. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком с примесью опилок. Перед прыжком содержимое следует взрыхлять и выравнивать. Борты ям следует обшивать резиной или брезентом и они должны находиться на одном уровне с землей.
5 .9 .12 . Условия для занятий водными видами спорта должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям к бассейнам.
5 .9.13 . Здание детской юношеской спортивной школы должно включать:
· игровые зоны общей физической подготовки;
· специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживающих помещений;
· административно-хозяйственные и другие помещения, в зависимости от профиля школы.
5 .9.14 . При работе с детьми должен осуществляться дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.
5 .9.15 . Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разными видами спорта в детской юношеской спортивной школе и спортивной детской юношеской школе олимпийского резерва представлен в прилож. 2.
5 .9 .16 . Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - четырех часов в день. Продолжительность тренировочного занятия картингом должна составлять не более одного часа.
5.10 . Занятия хореографией, спортом и физической культурой должны проводиться только в спортивной одежде и обуви на исправном оборудовании.
5.11. Уровни шума в помещениях учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать требованиям санитарных норм.
6. Требования к естественному и искусственному освещению
6.1 . Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.
6 .2 . В мастерских масляной и акварельной живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I светоклиматического пояса - 5,1 % , но не менее 3 ,8 % ; для II - 4 ,1 % , но не менее 3 ,0 % ; для III - 3 ,6 % , но не менее 2 ,5 % . Такие условия КЕО должны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освещения мастерских.
В остальных помещениях учреждений дополнительного образования коэффициент естественного освещения зависит от вида деятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.
6 .3 . Неравномерность естественного освещения помещений для детей и подростков при боковом освещении не должна прев ышать 3:1.
6 .4 . Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
6 .5 . Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока спереди и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.
6 .6 . В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные румбы, следует использовать светлые, теплые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.
6 .7 . Для отделки учебных помещений должны использоваться диффузно отражающие отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: для потолка - не менее 0 ,8 , стен и оборудования - не менее 0 ,7 , пола - 0 ,4 .
6 .8 . Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники - 5 м .
6 .9 . На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:
· в учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк ;
· в компьютерных кабинетах - 300 - 500 лк;
· в мастерских по обработке металла - 600 лк;
· в мастерских по обработке дерева - 500 лк;
· в швейных мастерских - 600 лк;
· изостудии, живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк;
· концертных залах - 300 лк;
· звукоаппаратной - 150 лк;
· спортивных залах - 200 лк (на полу);
· рекреациях - 150 л к;
· в помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.
При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
6 .10 . В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I - IV разрядов, как правило, следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее).
6.11. В учебных помещениях, спортивных и концертных залах и других должна применяться система общего освещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует располагать в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.
6.12 . Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.
| 1. Общие требования
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации", введенными а действие 1 января 1994 г. приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. N 576, и являются обязательными для театров, концертных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, планетариев, домов (дворцов) культуры, клубов, библиотек, музеев, выставок, картинных галерей, памятников истории и зодчества, учебных заведений отрасли культуры, независимо от форм собственности (в дальнейшем - учреждения культуры),
1.2. Все здания и сооружения учреждений культуры, реставрационные мастерские, региональные центры реставрации, сезонные строения этих учреждений ежегодно перед открытием сезона, а также после реконструкции и ремонта должны быть проверены и приняты междуведомственными комиссиями.
1.3. Требования пожарной безопасности для кинотеатров, киноустановок, видеокомплексов и спортивных сооружений определяются специальными правилами.
Примечание: учреждения культуры, имеющие свои киноустановки, при пользовании ими должны руководствоваться вышеуказанными специальными Правилами.
1.4. Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.5. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться стандартами, строительными нормами и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.
1.6. Ответственность за пожарную безопасность учреждения культуры приказом по учреждению возлагается на одного из руководителей, а по структурным подразделениям на руководителей цехов, мастерских, складов, участков, а также ответственных лиц за исправное состояние автоматических средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного занавеса, водопроводных сетей, дымовых люков и другого противопожарного оборудования.
1.7. Все работники учреждений культуры должны знать Правила пожарной безопасности и строго выполнять их на рабочих местах, а к лицам, нарушающим требования пожарной безопасности, руководитель учреждения обязан принимать своевременные меры воздействия.
1.8. При заключении договора на проведение гастролей, представлений и организацию выставок с другими организациями руководитель учреждения обязан проинформировать органы Государственного пожарного надзора о намечаемых мероприятиях и местах их проведения.
1.9. Концертные коллективы, осуществляющие гастроли, должны быть обеспечены следующей документацией:
приказом руководителя учреждения о назначении ответственных лиц за обеспечение охраны труда и пожарной безопасности при проведении гастролей;
журналом учета или списком лиц с росписью, прошедших инструктаж по технике и пожарной безопасности при гастролях;
временной инструкцией по технике и пожарной безопасности при проведении гастрольных спектаклей и концертов;
актами на огнезащитную обработку декораций;
актом местной постоянно действующей комиссии по приемке декорационного оформления спектакля, концерта.
1.10. Вновь поступающие на работу должны пройти противопожарный инструктаж, без которого они не могут быть допущены к работе.
1.11. Со всеми работниками учреждения культуры не реже одного раза в год должен проводиться повторный противопожарный инструктаж.
1.12. Инструктируемые должны ознакомиться:
с возможными причинами возникновения пожаров и мерах их предупреждения;
с участками, наиболее опасными в пожарном отношении, в которых запрещается курить, применять открытый огонь и необходимо соблюдать другие меры предосторожности;
с практическими действиями в случае возникновения пожара (вызов пожарной охраны, использование первичных средств пожаротушения, эвакуация людей и материальных ценностей).
1.13. С электриками, машинистами сцены, реставраторами и лицами, занятыми на пожароопасных участках, должен проводиться пожарно-технический минимум по специальной программе.
1.14. Каждый работник учреждения культуры при обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности, грозящих возникновению пожара, обязан принять немедленные меры к их устранению и проинформировать об этом руководителя учреждения или лицо, его заменяющее.
1.15. В учреждениях культуры с числом работающих 15 и более человек могут быть организованы добровольные пожарные дружины из состава рабочих и служащих.
1.16. Во всех учреждениях культуры должна быть инструкция о мерах пожарной безопасности (см. приложение N 1), определяющая действия административно-технического, художественного и обслуживающего персонала в случае пожара, и план эвакуации людей и ценностей, которые должны быть изучены всем персоналом. План эвакуации и инструкция должны быть вывешены на видном месте в комнате главного администратора и в дежурном помещении пожарной охраны учреждения.
1.17. В музеях и картинных галереях кроме того должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках - план эвакуации животных.
1.18. Проведение в музеях и картинных галереях вечеров, собраний и других мероприятий с массовым пребыванием людей может быть допущено только в помещениях, специально оборудованных для этих целей в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности. Использование для подобных целей помещений памятников культуры допускается с согласия на это органов охраны памятников.
1.19. Стеллажи для хранения книг и фондов в музеях, библиотеках и других учреждениях культуры должны быть металлические.
1.20. В учреждениях культуры должен быть установлен строгий контроль за производством огнеопасных работ.
Руководитель учреждения обязан издать приказ, которым подробно определить порядок проведения огневых работ с учетом специфических условий объекта с выдачей наряда-допуска (см, приложение 2).
1.21. Ответственность за обеспечение мер пожарной безопасности при проведении огневых работ в учреждении культуры несет директор (руководитель учреждения), зам. директора, главный инженер (прораб), начальник, цеха, мастерской, лаборатории, заведующий отделом, складом и т.п., где будут производиться эти работы.
1.22. Во всех случаях при огневых работах должен выставляться пожарный пост из числа работников местной пожарной охраны.
1.23. По окончании работы учреждения культуры должны быть осмотрены все его помещения и приняты меры к устранению нарушений, могущих вызвать пожар.
Порядок осмотра помещений устанавливается руководителем учреждения.
1.24. Во всех учреждениях культуры рядом со сценой (эстрадой, ареной цирка, при входе в помещение, картинную галерею и т.п.) должно быть размещено дежурное помещение пожарной охраны, в котором должны находиться запасные ключи от всех помещений.
1.25. Во время спектаклей, просмотров и генеральных репетиций на сцене театрально-зрелищного учреждения должен быть установлен пожарный пост.
Проведение спектаклей, концертов и других массовых мероприятий при отсутствии на сцене пожарных постов запрещается.
1.26. В театрах, музеях, картинных галереях, цирках, киноконцертных залах, библиотеках и других крупных учреждениях культуры приказом руководителя учреждения организуется пожарно-техническая комиссия, в которую должны входить зам. директора, главный инженер (инженер), заведующий постановочной частью, заведующий электроцехом, инженер-строитель (прораб), инженер по охране труда, начальник местной пожарной охраны и главный хранитель.
1.27. Во всех учреждениях культуры не менее 1 раза в шесть месяцев должны проводиться учебные тревоги по отработке действий персонала во время пожара. Занятия с персоналом, учащимися и студентами проводить по договоренности с ближайшей пожарной частью не реже одного раза в 6 месяцев.
1.28. Должностные лица учреждений культуры обязаны:
1.28.1. Директор-распорядитель (заместитель директора) театра, дома (дворца) культуры, цирка, музея, картинной галереи, библиотеки, парка культуры, зоопарка, реставрационного центра, проректор учебного заведения, заведующий клубом и другие:
осуществлять контроль за своевременным выполнением противопожарных мероприятий и выполнением предписаний Государственного пожарного надзора лицами, ответственными за противопожарное состояние цехов, мастерских, складов, участков помещений и т.п., а также за строгим соблюдением противопожарного режима в учреждении;
не допускать проведения массовых мероприятий при неисправных или выключенных противопожарных устройствах и средствах пожаротушения (противопожарный занавес, дымовые люки, дренчерная и спринклерная системы, автоматическая пожарная сигнализация и другие);
осуществлять контроль по недопущению использования декораций, сценического оформления драпировок, не обработанных огнезащитными составами, а также применение в театральных постановках открытого огня (свечи, факелы, огневые эффекты, пиротехнические средства);
периодически производить проверку несения службы пожарной и сторожевой охраны объекта.
1.28.2. Главный администратор (администратор):
обеспечить строгое соблюдение противопожарного режима в зрительных и экспозиционных залах, фойе и кулуарах во время проведения спектаклей, концертов и других массовых мероприятий;
не допускать установки в зрительных залах приставных стульев, закрытия дверей выходов на труднооткрывающиеся запоры, загромождения путей эвакуации, курения в запрещенных местах, применения нагревательных приборов в помещениях, кроме специально отведенных для этой цели мест;
проводить занятия с билетерами и гардеробщиками по эвакуации зрителей в случае пожара;
организовать эвакуацию зрителей в случае возникновения пожара.
1.28.3. Главный инженер (инженер, прораб):
организовать и возглавить работу пожарно-технической комиссии объекта, а также обеспечить организацию проведения противопожарного инструктажа и инструктажа на рабочих местах с лицами, вновь поступающими на работу, и пожарно-технического минимума с работниками учреждения;
выдавать разрешения на проведение временных огневых работ и осуществлять контроль за правильным и безопасным их проведением;
осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных и ремонтно-реставрационных работ, следить за техническим состоянием противопожарного водопровода, спринклерных и дренчерных установок, автоматических систем сигнализации и других противопожарных устройств, своевременным выполнением предписаний Государственного пожарного надзора.
1.28.4. Инженер-электрик (заведующий электроцехом, старший электроосветитель), старший художник по свету:
контролировать работу всех электроосветителей и электриков учреждения культуры;
осуществлять повседневный контроль за техническим состоянием, исправностью, эксплуатацией электросетей, электрооборудования и аппаратов светового эффекта, а также за состоянием защиты электросетей от токов короткого замыкания и перегрузок;
обеспечить своевременность проведения профилактических осмотров и ремонтов электрооборудования с обязательным оформлением соответствующих документов и устранением нарушений в электросети, могущих привести к пожарам и загораниям.
1.28.5. Заведующий (руководитель) художественной или постановочной частью (старший машинист сцены):
обеспечить соблюдение противопожарного режима на сцене в артистических и всех подразделениях (цехов, мастерских и других помещений) постановочной части;
осуществлять контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при проведении огневых работ, а также огнезащитной обработки жестких и мягких декораций;
не допускать использования в спектаклях и постановках не обработанных огнезащитным составом сгораемых мягких и жестких декораций и применения открытого огня;
обеспечить по окончании спектакля разборку всех декораций и складирования их в специальные помещения, а мягких декораций - в сейфы (или скатаны и подтянуты к колосникам).
1.28.6. Инспектор манежа цирка:
обеспечивать соблюдение противопожарного режима артистами и униформистами во время представлений и репетиций на арене цирка и в репетиционных залах;
проводить инструктаж и проверку знаний правил пожарной безопасности артистами и униформистами;
организовывать быструю и спокойную эвакуацию зрителей, а также ценностей и животных в случае возникновения пожара.
1.28.7. Главный хранитель (хранитель) музея, картинной галереи, памятника культуры:
осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима в экспозиционных залах, хранилищах и реставрационных мастерских и выполнением установленных правил пожарной безопасности подчиненными работниками учреждения;
знать план эвакуации людей и экспонатов на случай возникновения пожара и обеспечить изучение и отработку его всеми работниками.
2. Основные требования пожарной безопасности
2.1. Здания, помещения и территория
2.1.1. К зданиям, в которых размещены учреждения культуры должен быть обеспечен свободный доступ и подъезд пожарных машин. Противопожарные разрывы между зданиями, проезды и подъезды не должны использоваться для складирования материалов, оборудования и стоянки автотранспорта.
2.1.2. В учреждениях культуры курение запрещается за исключением специально отведенных мест и артистических гримуборных. О запрещении курения на видных местах должны быть сделаны надписи. Установка мягкой мебели в местах курения запрещается. В курительных комнатах (местах) и артистических гримуборных должны быть установлены несгораемые пепельницы или урны с водой.
2.1.3. В учреждениях культуры сгораемые конструкции, декорации, сценическое оформление (сценическая коробка, колосники, трюмы, подвесные мостики, рабочие галереи, чердаки, здания, материалы для акустической отделки стен и потолков зрительных залов, а также драпировки, деревянные конструкции передвижных цирков и другие) должны быть обработаны (пропитаны) огнезащитным составом. Периодичность обработки определяется огнезащитным действием состава.
Примечание: при наличии лицензии пропитка может производиться непосредственно учреждением в установленном порядке.
2.1.4. На все мягкие и жесткие декорации, деревянные конструкции, подвергшиеся огнезащитной обработке, должен быть составлен акт в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а 2-й хранится в организации, производившей пропитку.
2.1.5. Администрация учреждения культуры обязана ежеквартально производить проверку качества огнезащитной обработки декораций и сгораемых конструкций.
В случае утраты огнезащитными составами и пропитанными материалами декораций и сгораемых конструкций своих свойств должен быть составлен об этом акт на объект и проведена повторная обработка.
2.1.6. Во всех учреждениях культуры запрещается:
разводить на территории объекта костры, сжигать производственные отходы и мусор;
загромождать входы на чердаки, проходы в складах, книгохранилищах, кулуары, лестничные клетки и другие пути эвакуации людей, а также хранить в чердачных помещениях какие-либо предметы и сгораемые материалы;
держать открытыми входы на чердаки и в подвалы;
оставлять по окончании рабочего дня неубранными цехи и другие производственные помещения;
оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники;
уборка помещений с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
отогревание замерзших водопроводных, канализационных и других труб открытым огнем;
пользоваться различными электронагревательными приборами в местах, несогласованных с органами Государственного пожарного надзора;
хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также другие огнеопасные материалы без разрешения органов Государственного пожарного надзора;
производить всякого рода перепланировку помещений и возведение строений без согласования с органами Государственного пожарного надзора;
утеплять чердачные перекрытия, производить засыпку перегородок сгораемыми материалами (опилками, торфом и т.п.), а также устанавливать пустотные перегородки из сгораемых материалов;
перегружать помещения книгами и материалами сверх установленной нормы;
устраивать жилые помещения и допускать временное проживание граждан;
курение на сцене, применение открытого огня (факелы, свечи, канделябры и т.п.), дуговых прожекторов, а также производство выстрелов, фейерверков и огневых эффектов;
изготовление пиротехнических изделий кустарным способом, а также хранение этих изделий.
2.1.7. Во всех учреждениях культуры запрещается сдача помещений в аренду без согласования с органами Государственного пожарного надзора, а сдача памятников культуры без дополнительного согласования со специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры.
2.1.8. В учреждениях культуры запрещается применять синтетические горючие материалы, искусственные ткани из волокон (пенопласт, поролон, перороль и другие) для декораций, отделки коридоров, лестничных клеток, путей эвакуации сценического оформления, а также ковры и ковровые дорожки,
2.1.9. Количество зрителей в залах учреждений культуры не должно превышать числа посадочных мест, указанных в техническом паспорте, а число артистов на сцене, с учетом эвакуационных выходов, должно определяться из расчета 0,75 кв. метра площади на человека.
2.1.10. Мойка планшета сцены должна производиться водным раствором, содержащим огнезащитный состав.
2.1.11. В учреждениях культуры хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей допускается в несгораемых закрытых шкафах или ящиках, в специально отведенных местах, безопасных в пожарном отношении, в количестве не более сменной потребности.
2.1.12. Противопожарный занавес должен содержаться в исправном состоянии.
2.1.13. На планшете сцены должна быть нанесена красная линия, указывающая границу спуска противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию. Запрещается установка декораций под противопожарным занавесом (на красной линии).
2.1.14. По окончании спектакля (репетиции) противопожарный занавес должен немедленно опускаться и плотно примыкать эластичной "подушкой" к планшету сцены. Песочный затвор должен быть заполнен чистым песком, подъемно-опускной механизм отрегулирован так, чтобы средняя скорость опускания занавеса была не менее 0,2 м/сек.
2.1.15. В залах учреждений культуры вместимостью менее 800 человек, где не имеется противопожарного занавеса, портальный проем должен защищаться дренчерной установкой (водяной завесой).
2.1.16. Во избежание примерзания в холодное время года, клапаны дымовых люков должны быть хорошо утеплены и не реже одного раза в 10 дней проверяться на безотказность в работе.
2.1.17. Проемы в стенах и лестничных клетках сценической части должны быть защищены противопожарными самозакрывающимися дверями.
2.1.18. Перекрытия сейфов для хранения мягких декораций должны быть из несгораемых материалов.
2.1.19. При оформлении постановок должен быть обеспечен свободный круговой проход шириной не менее одного метра вокруг планшета сцены, а также свободные проходы к эвакуационным выходам. Во время затемненных сцен освещение прохода должно осуществляться световой электродорогой. Все двери и выходы со сцены должны быть свободными и содержаться в состоянии постоянной готовности для их использования.
2.1.20. По окончании спектакля все декорации и бутафория должны быть разобраны и убраны со сцены, а театральные костюмы из артистических уборных сданы в костюмерные склады.
2.1.21. В пределах сценической коробки учреждения культуры, одновременно могут находиться декорации и сценическое оформление не более чем для двух спектаклей. Места хранения декораций на сцене должны быть обозначены четкими знаками.
Остальные декорации должны храниться в специальных складах (кладовых, сараях, сейфах и т.д.) учреждения культуры. Декорации, снятые с репертуара спектаклей, должны быть незамедлительно вывезены за пределы зрелищного учреждения.
2.1.22. Внутри декорационных складов должны оставляться проходы шириной не менее 1,5 метра, а для хранения декораций устраиваться специальные отсеки.
2.1.23. Устройство антресолей в бутафорских и мебельных цехах, декорационных складах, на сценах, в карманах и других помещениях не разрешается.
2.1.24. Хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках, рабочих площадках, чердаках, под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах, расположенных под зрительным залом и не имеющих обособленных выходов наружу запрещается.
2.1.25. Трюмы, колосники и рабочие площадки должны быть всегда свободны и содержаться в чистоте и порядке. Не допускается устраивать в трюмах какие-либо подсобные мастерские, кладовые и т.п.
2.1.26. Концы канатов для подъема декораций на рабочих площадках должны быть отделены друг от друга и подвешены на специальные крючки.
2.1.27. После окончания спектаклей все артистические гримировочные помещения должны быть убраны и закрыты.
2.1.28. Чистка париков и костюмов бензином, эфиром и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями запрещается. Глажение костюмов и белья разрешается производить только в специально отведенных для этой цели местах.
2.1.29. В помещениях костюмерных между вешалками должны предусматриваться свободные проходы. Центральный проход должен быть не менее 1,2 метра.
2.1.30. Лица, принимающие одежду в помещение костюмерной, обязаны требовать удаления из карманов спичек и зажигалок.
2.1.31. Готовая продукция по мере ее изготовления должна убираться из цехов и мастерских в складские помещения, а цехи и мастерские после окончания работ - тщательно очищаться от горючих и других производственных отходов.
2.1.32 Варка клея должна производиться только в электроклееварках, установленных в специально отведенных для этой цели местах на несгораемых основаниях. Место около клееварки должно быть постоянно чистым и ничем не загромождаться.
2.1.33. Проезды, проходы к запасным выходам и наружным пожарным лестницам, подступы к средствам извещения о пожарах и пожаротушения должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии и освещаться в ночное время. Подъезды к объектам и проезды по их территории должны иметь твердое покрытие, а в зимнее время регулярно очищаться от снега.
2.1.34. Установка решеток на окнах зданий запрещается.
Примечание: в отдельных случаях, в порядке исключения, по согласованию с местными органами Государственного пожарного надзора и милиции, допускается установка раздвижных решеток в помещениях касс, складов только на окнах первого этажа.
Требование данного пункта не распространяется на памятники культуры, в которых решетки являются элементами архитектуры зданий.
2.1.35. Руководители учреждений культуры, на территории которых имеются водопроводные колодцы с пожарными гидрантами и другие источники водоснабжения, обязаны обеспечить очистку их от снега, а также содержание в исправном состоянии световых указателей установленного образца для освещения в ночное время.
3. Пути эвакуации
3.1.1. Все учреждения культуры должны быть обеспечены необходимым количеством эвакуационных выходов, в соответствии с установленными нормами для этих зданий. Из зрительного, экспозиционного и выставочного залов, в помещениях для содержания животных в цирках и зоопарках, а также яруса или балкона во всех случаях должно быть не менее двух выходов. Количество и ширина выходов должны соответствовать расчету безопасной эвакуации людей.
3.1.2. Ширина проходов принимается не менее 1 метра, а проходов, расположенных против выходов, - не менее ширины самих дверей.
3.1.3. Все двери эвакуационных выходов должны открываться только по ходу движения людей из помещений (зданий).
3.1.4. Запрещается:
устанавливать на путях эвакуации турникеты и другие устройства, препятствующие свободному проходу;
загромождать площадки и марши лестничных клеток, устанавливать зеркала, устраивать фальшивые двери, имеющие сходство с настоящими дверями;
закрывать двери выходов на замки и труднооткрывающиеся запоры при проведении мероприятий, за исключением специально предусмотренных пунктов контроля доступа в музеях и библиотеках.
3.1.5. В зрительных залах все кресла (стулья) должны быть соединены в рядах между собой и прочно прикреплены к полу. Не закрепленные кресла (стулья) допускаются только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200, как исключение, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в рядах между собой.
3.1.6. Расстановка кресел в зрительных залах должна производиться в соответствии с действующими нормами проектирования.
3.1.7. Количество мест в ряду (в зависимости от расположения проходов, конструкции кресел) и расстояние между рядами и спинками сидений в театрально-зрелищных учреждениях должны приниматься:
Система планировки мест
| Число непрерывных мест в ряду
| Наименьшее расстояние между спинками сидений смежных рядов в м.
| | |
|
|