Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Открытый социально-экономический колледж»
Программа среднего профессионального образования
40.02.01. Право и организация социального обеспечения СОО
Дисциплина: Естествознание
Практическое задание №1
Выполнил:
слушатель Шипицын Сергей Сергеевич
Преподаватель:
Васильцова Анна Сергеевна
г. Тула–2022
Характерные черты науки
Системность
| Знания должны носить системный характер на основе определенных теоретических положений и принципов. К числу важнейший задач системности относятся: 1) разработка средств представления исследуемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы; В 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство этого множества.
| Достоверность
| Знания должны быть достоверными, проверенными на практике, проходящими проверку по определенным правилам, а потом убедительными.
| Критичность
| Возможности определить окружающий мир на основании критического рассмотрения рациональных моделей, историко-культурологических и естественно- научных знаний, сопоставляя различные типы научных теорий. При этом наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже самые основополагающие результаты.
| Общезначимость.
| Все истинные знания рано или поздно становятся признанными всеми учеными и способствуют объединению всех людей Следовательно, общезначимость является лишь одним из следствий истинности знания, а не критерием истины
| Преемственность
| Объективная необходимая связь между новыми и «старыми» знаниями в процессе изучения окружающего мира, при это новые знания дополняют и обогащают «старые». Правильное понимании процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития природы, общества, прогресса науки, техники, искусства для борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого так и с нигилистским отрицанием его.
| Прогнозируемость.
| Знания должны включать возможность предвидения грядущих событий в определенной области познания. В социальной сфере прогнозирование составляет одну из научных основ социального управления (целеполагания, предвидения, программирования, управленческих решений).
| Детерминированность.
| Факты эмпирического характера должны быть не только описаны, но и причинно объяснены и обусловлены, т.е. раскрыт причины изучаемых объектов. В действительности принцип детерминизма как утверждение о существовании объективных закономерностей, представляет собой только предпосылку научного предвидения (но нс тождествен ему). Принцип детерминизма формулировался не только как утверждение о возможности предвидения, но и как общий принцип, дающих обоснование практической и познавательной деятельности, раскрывающих объективный характер последней.
| Фрагментарность
| подразумевает, что изучение мира происходит не в целом, а через различные фрагменты реальности.
|
Чувственность.
| Результаты познания признаются достоверными только в случае, если они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.
| Незавершенность
| характерна тем, что, хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины.
| Рациональность
| позволяет получать знания на основе рациональных процедур и законов логики.
| Внеморальностью
| предполагает, что научные истины нейтральны и гуманны в морально-этическом плане.
| Обезличенность
| достигается тем, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
| Универсальность
| отличается тем, что сообщает знания, истинные для всего окружающего мира.
| 2.
Формы общественного сознания и культуры
| Отличия науки
| Мифология
| Мифологии отличается тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а формулирует законы развития природы. Миф возникает на разных этапах истории развития человечества, как повествование, сказание, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Достаточно вспомнить мифических богов и героев у древних греков, чтобы представить содержание мифологии (Зевс — громовержец, Посейдон — бог морей, Афина — покровительница наук, Афродита — богиня любви и т. д.);
| Мистика
| Мистики отличается тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика же возникла как элемент тайных образов религиозных обществ Древнего Востока и Запада. Главное в этих образах — это общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом. Подобное общение, согласно мистике, достигается якобы через озарение, экстаз, откровение и т. д.;
| Религия
| Религии отличается тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное (вера). В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении с "божеством", со сверхъестественным при помощи молитв, таинств, святынь, символов. Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий;имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей
| Философия
| Философии отличается тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку
| Искусство
| Искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах;
| Идеология
| Идеологии отличается тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;
| Техника
| Техники отличается тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира.
|
3. Оппенгеймер придумал и создал первую атомную бомбу, но приказ сбросить бомбы на мирные японские города Хиросима и Нагасаки отдал президент Г. Трумен. У обоих «руки в крови». Один приказывал, другой выполнял. Но может у него не было выбора! И учёный действительно чувствует вину! Так что, в это ситуации вины президента больше, чем у ученого.
|