|
ЩурковаНЕ - Программа воспитания школьников. Программа воспитания школьника педагогическое общество России Москва 1998
«Младшеклассник»
Leges mori serum/it
Программа «Младшеклассник» строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода, а именно, на ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую исполняющего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социально заданного.
Норма социальной культурной жизш! осваивается, усваивается и присваивается малышом начальной школы. В этих новообразованиях залог личностного развития млад-шеклассника 2—4-го классов. В течение трех лет педагог вправе решать, будет ли он работать с детьми по программе, используя принцип концентрический, то есть, охватывая ежегодно всю совокупность норм, но углубляя каждый год их освоение, усвоение и присвоение, либо будет работать по принципу линейности, то есть, последовательное овладение данными нормами от года к году.
Обратясь к социальным нормам и организуя жизнедеятельность в согласии с этими нормами, педагог, тем не менее, направляет внимание школьника на значение и личностный смысл осваиваемых, усваиваемых и присваиваемых социальных норм, указывая на жизненные последствия внедрения их в жизнь человека.
1 Лат.: «Законы служат обычаю.»
Проблемы жизни и
| вопросы текущей жизни
| Социальные нормы жизни как общественный договор, позволяющий сохранить, улучшить, продолжить жизнь людей.
| Один день в жизни человека, отражающий всю систему социальных норм жизни.
| Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни. Гигиена как условие уважительного отношения к окружающим людям. Гигиена как условие силы и красоты тела. Гигиена как условие благоприятного состояния.
| Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощник. Осанка, походка, поза как условия здоровья и успехов. Гимнастика как упражнение для мелких мышц и как отдых для тела. Уход за одеждой, обувью. Соответствие одежды погодным условиям и виду деятельности. Предметы гигиенической помощи: носовой платок, расческа, салфетки. Умение пользоваться общественным туалетом. Соблюдение гигиенических условий окружающего пространства.
| Этические нормы жизни как регулятор поведения людей.
| Уважение Другого — условие уважения каждого. Этикет как регламентированные формы уважительного отношения к другому человеку. Его уровни. Его содержание. Привычка ориентироваться на присутствие Другого и состояние Другого. Привычка оказывать внимание и помощь с разрешения Другого. Привычка быть приветливым, доброжелательным. Речевой этикет как форма отношения к человеку. Отношение к грубой речи, к жаргону, к арго, как отношение к человеку низкого уровня развития. Освоение товарищеских норм отношения: забота друг о друге; выделение достоинств каждого; взаимопомощь; сочувствие.
| Трудовые нормы жизни: бытовой труд; учебный труд; труд по благоустройству окружающей среды; помощь взрослым в труде. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и преумножать их.
| Привычка ухаживать за местом работы: приводить в порядок инструменты, сохранять их рабочее состояние. Привычка убирать и украшать учебную комнату в школе, школьный двор и школьные помещения. Привычка соблюдать порядок, сохраняя результаты трудовых усилий.
| Труд как отношение к людям и себе. Отношение к труду Другого.
| Труд как постоянная забота о человеке и о себе. Физический труд и умственная работа. Их союз. Признание ценности человека как «работника», «мастера своего дела», «умельца», «труженика». Первые пробы создания материальных ценностей.
| Правовые нормы жизни.
| Неприкосновенность предметно-вещной собственности человека: не касаться, не использовать, не присваивать предмет, принадлежащий другому. Уважительное отношение к общественной собственности. Бережливость, скаредность, честность, щепетильность по отношению к собственности Другого.
Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность как норма культурного человека.
| Нормы учебно-познавательной деятельности. Познание как содержание жизни современного человека. Познание как развитие человека. Познание как свобода человека.
| Книга — постоянный спутник жизни. Правила ознакомления с книгой. Правила чтения, хранения книги. Газеты и журналы как периодическая печать и источник текущего познания. Правила чтения газет и журналов. Размышления об информации: сопоставление известного в опыте жизни и узнанного; сопоставление хода жизни и полученного сообщения. Отражение познания в рисунке, речи, действиях, поведении. Беседа как обмен познавательным материалом. Окружающий мир как предмет познания: вещи, дома, хозяйство, небо, звезды, погода, животные, человек, события. Технические средства в познавательной деятельности человека: калькулятор, компьютер, инструменты, пишущие средства. Отношение к ним.
| Финансово-денежные нормативы жизни.
| Деньги как эквивалент человеческого труда и материальной ценности. Бережливое и уважительное отношение к деньгам. Деньги и родительский труд. Финансовая несамостоятельность детей и финансовая свобода взрослых. Способ заработать деньги, созидание ценности. Попрошайничество как низкий способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека.
| Эстетические нормативы жизни человека современной культуры.
| Умение воспринимать красоту природы. Умение беречь красоту. Умение создавать красоту. Уважение эстетических вкусов другого человека. Общие законы красоты: ритм, гармония, композиционный центр, единство фактуры и назначения, «ничего лишнего», пропорциональность. Использование законов красоты в повседневности.
| Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры.
| Особенности поведения мужчин и женщин в обществе. Отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек. Правила поведения, осваиваемые будущими мужчинами. Правила поведения, осваиваемые юными дамами. Нежность и изящество поведения девочек. Деятельность и готовность к помощи любому человеку мальчиков.
|
«Младший подросток»
Homo sum1.
Главная особенность младшего подростка — острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект — субъект в его связях с окружающим миром.
Процесс этот обязательно проходит для большого количества детей, переходящих из детства в отрочество. Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» — лейтмотив поведения младшего подростка.
1 Лат.: «Я — человек».
Педагогическое содействие личностному развитию будет заключаться на данном этапе жизни школьника в формировании образа Человека как феномена мира. Педагогическая тактика носит явный скрытый характер: организуется осмысление «вообще человека», «вообще достойного человека», решаются проблемы человека в его отличие от животных, но и в его отличие от «другого человека». Но именно эта скрытая позиция позволяет укреплять духовные силы школьника, развивая его самостоятельное мышление и самостоятельный выбор: он сопоставляет образ достойного человека и образ своего «Я», и тем самым он уже поставлен в ситуацию выбора.
Бесспорно, педагог не избегает открытой помощи и открытого осмысления конкретных индивидуальных проявлений, однако основной его тактической позицией является постоянное воссоздание перед детьми образа человека. Так чтобы ощущение, восприятие себя человеком и оценка себя как человека становились духовным фундаментом будущего достоинства как отношения к себе.
Веселому, подвижному, энергичному, любознательному младшему подростку предлагается соответственно его возрастной психологии деятельность, и в процессе ее взращивается способность быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах.
Проблемы жизни и
| вопросы текущей жизни
| Существенные отличия человека от животного. Способность быть «homo sapiens», «homo moralis», «homo faber».
| Обыденное мышление, «здравый смысл» и научное мышление в практической жизни человека. Способность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на Другого, соотносить свои действия с учетом окружающих людей. Созидательность человека в ходе жизни: в работе, поведении, общении, деятельности и т.д.
|
| Три существенных отличия человека в одном акте поведения. Появление обозначений человека, таких как «зомби», «намби», «новые русские», — как попытка охарактеризовать отсутствие существенных признаков человека в человеке.
| Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Тело и душа.
| Единство и противоречие формы и содержания. Противоречия физического и духовного. Облик человека, образ человека, имидж человека. Жизнь души. Влияние духовного на внешность. Красота человека: мужская и женская, детская и юношеская, молодости и старости. Красота животного и красота человека.
| Достойный человек. Культурный человек. Великий человек. Маленький человек. Популярный человек.
| Достоинства и недостатки человека в их тесной связи. Достоинство как характеристика качества. Достоинство как осознание себя человеком.
Отношения с культурными людьми, самочувствие в среде культурных.
Мечта о роли великого человека. Судьба великого. Роль рядовых «маленьких людей» в жизни. Общение с «маленьким человеком».
Маленький великий человек.
Суетность жизни популярного. Случайность и удача, драма и трагедия популярного.
| Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как регулятор отношений.
| Знакомство, приятельство, товарищество, дружба как различия связи «человек — человек».
Незнакомые, посторонние, чужие, далекие люди. Отношения с близкими и далекими людьми. Гуманизм как принятие другого человека как
ттенности.
|
| Формы гуманистического отношения: сопереживание; сочувствие; сострадание; соучастие; содействие; самоотвержение. Речь как форма отношения к человеку.
Совесть — со-ведание состояния души другого человека.
| Личностное пространство человека: предметное пространство; пространство общения; пространство влияния.
| Место, которое занимает человек на земле: дом, комната, учебный стол, стул, кресло театра, скамейка в транспорте...
Место, которое занимает человек в душах других людей.
Необходимость человека для других людей. Влияние его на самочувствие окружающих.
| Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность.
| Внешняя непохожесть людей. Различия в темпах и содержании развития. Различие интересов, желаний, стремлений, целей. ^ Различия в восприятии мира. Ау-диалы, визуалы, кинестетики. Различия психологические: свойства, процессы, качества.
Неповторимость и уникальность каждой личности. Неудобство для окружающих некоторых отличий. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью.
| Мужские и женские особенности человека.
| Отличительная роль мужчины в обществе: «лидер», «сильный», «почитатель женщины». Отличительная роль женщины в обществе : « слабая », « ведомая », «прекрасная». Особенности поведения, продиктованные ролью.
|
| Женские роли в поведении «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «девки», «бабы». Мужские роли в поведении «мальчика», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины».
| Возрастание роли человека и особенность жизнедеятельности возраста.
| Возрастные этапы: младенчество — детство — отрочество — юность — зрелость — старость. Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослом. Духовная и физическая подготовленность человека ко взрослой жизни.
| Деятельность как способ жить и развиваться. Деятельность как способ выразить себя для других.
| Деятельность живого человека и покой покойника. Развитие способностей в деятельности. Талант, одаренность, гениальность как высоты развитых способностей человека.
| -
| Роль активных усилий в достижении успеха деятельности. Успех, удача, карьера как формы результативной деятельности. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Признание и непризнание другими деятельных заслуг человека. Радость любимого дела и уныние принудительной деятельности. Деятельность предметная. Деятельность одухотворенная. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания.
| День достойного человека как зеркало его достойной жизни.
| Содержание прожитого дня. Общение в течение одного дня. Система дел, полезных и интересных. Расширение своего личностного пространства в ходе дня.
День как часть истории человека. День как часть прожитого будущего. Понятие «потерянного дня». Итоги дня: впечатления, оценка, изменения в человеке.
|
«Старший подросток»
/ Salus pubUca supremo, lex^.
Прежде всего, отбросим распространенное мнение о старшем подростке как самом «трудном» школьнике, хотя для поверхностного взгляда данная характеристика очевидна: он шумлив, несдержан, вызывающего поведения, драчлив, насмешлив, циничен... Но мы скажем иначе:
старшим подросткам «трудно», они сами для себя «трудные», потому что они уже не дети, но они еще не юноши, и в этом противоречивом положении и напряженном состоянии («Вдруг они примут меня за ребенка?!» и «Они же должны мне помочь, они же взрослые!») они находияся полтора-два года.
Работа с подростком в этот период включает в себя скрытую помощь: анализируя социальные проблемы, педагог инициирует самостоятельное осмысление подростком себя «среди других».
1 Лат.: «Народное благо — высший закон». Предметом осмысления старшего подростка становится общество как феномен современной культуры во всех его проявлениях.
Острое ощущение себя «среди других», постоянное стремление утвердить свое «Я», но, при этом, страх перестать «быть, как все» превращают два года старшего подростка очень часто в мучительные годы. И столь же часто подросток не справляется с противоречием данного плана.
В эти годы нарастания физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтное™ со взрослыми и с самим собою социальная ориентация позволяет акцентировать его внимание на духовных проблемах, а главное, постоянно возвращаться к трудному для подростка вопросу «Я и ОНИ». Входя в общность, старший подросток ещё не справился с проблемой осознания себя как человека и индивидуальности, а ему приходится решать новые проблемы. Работа с ним по программе — это взращивание взрослости.
Проблемы жизни и
| вопросы текущей жизни
| Сообщество как условие жизни человека. Человек как общественное существо.
| Стадо, стая как форма жизни общественных животных. Упорядоченность их жизни. Толпа, масса, сборище, тусовка как формы случайно собранного множества людей. Человек массы в его действиях. Человек тьмы в его оценках. Стадность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы. Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, массе, тусовке. Первые табу первобытно-общинного объединения как осознания нужды в регуляции общественной жизни.
| Общество как социально-производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающее выживание, развитие, условия для счастливой жизни че-
| Взаимосвязь функций, деятельности, интересов, занятий и их взаимодополняемость как условие благоприятного существования человека. Регулятивные функции общества. Контроль, оценка, коррекция жизнедеятельности человека.
|
| Человек в системе общественных связей. Выполнение им социальных норм и нарушение общепринятого. Согласованность действий и деятельности людей в обществе. Общепринятые ценности жизни .как основа социального развития. Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин, здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей. Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства. Примитивное понимание коллективизма и его трагический исход. Личность как человек в его социальных связях в обществе.
| Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.
| Понятие родины. Содержание понятия: люди, язык, нравы, история, события, природа, традиции, привычки и мировоззрение. Край, город, село, улица, дом, школа — моя Родина. Скрытое чувство патриотизма. Знание Родины, ее людей, ее истории. Гордость за Родину. Забота о Родине. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества. Содействие (споспешест-вование) благу Отчизны.
Подвиг как ежедневное содействие благу Отчизны. Труд на благо родины. Человек как патриот своей Родины.
| Государство как система органов управления и как система регулирования обустройства, хозяйства и собственности граждан.
| Государство по отношению к отдельному человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.
|
| Проблема свободы человека и государственного принуждения. Мечта о государственном устройстве на основании равенства, братства, справедливости. Поиски и эксперименты в истории человечества. Основная государственная проблема — проблема собственности. Человек как гражданин в его отношении к государству. Критерий оценки государственного устройства — интересы группы людей, которые оно защищает.
| Семья человека в контексте жизни общества.
/
| Любовь как основа семейной жизни. Семья как защищенность человека. Человек защищает свою семью. Мать и отец — безусловная ценность для каждого человека. Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Забота каждого о каждом. Семейные роли человека: мать — жена; отец — муж; дети — сын, дочь; бабушка, дедушка. Ответственность за семью каждого члена семьи. Значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья.
| Человек в группе. Взаимное влияние человека и группы. Влияние отдельного человека на общественную жизнь и на культуру общества.
| Выбор группы: случайный, сознательный. Насильственная принадлежность к группе. Уровень развития группы и уровень развития человека. Поведение человека в группе. Умение общаться с группой. Товарищество как закон группы. Право каждого на свое индивидуальное проявление.
|
| Группы подавляющие: группы риска, преступные группировки, маргинальные группы. Группы учебные, по интересам, по проведению досуга, по профессиональным занятиям, творческие, идеологические. Умение человека сохранить свое «Я» в группе. Достойный человек занимает достойное место в достойной группе.
| Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества.
| Ход истории человечества как смена поколений. Новые характеристики нового поколения. Конфликт поколений. Осознанный выбор поведения в рамках своего поколения. Судьба обогнавшего свое поколение. Судьба отстающего от своего поколения. Внешние атрибуты поколения и внутренние сущностные признаки. Разные типы людей в одном поколении. Один тип человека в разных поколениях.
| Один день человека как социального существа.
| Человек в роли личности, гражданина, патриота, семьянина, члена дружеской, учебной и производственной группы в течение одного дня, наполненного событиями: его поведение, его мысли, его отношения, его оценки.
|
|
|
|