ЩурковаНЕ - Программа воспитания школьников. Программа воспитания школьника педагогическое общество России Москва 1998
Скачать 350.5 Kb.
|
Раздел I. Формирование ценностного отношения в Природе как общему дому человечества Природа как все сущее, весь мир в многообразии его форм; Вселенная. Природа, как совокупность естественных условий жизни человека, окружающая среда обитания человека. Природа живая, как растительный и животный мир; как совокупность представителей флоры и фауны. Неживая природа. Связь живого и неживого. Единство и гармония природы. Жизнь природы как симфония жизни: созвучие многообразных голосов природы; созвучие противоположных мелодий стихии; сочетание противоречивого. Целостность и прерывистость природы; единый круг жизни; взаимосвязь всего существующего; нарушение связи, как причина гибели природного явления. Вечность и предельность природы. Времена года как ритмическая форма предельности жизни. Взаимодействие человека и природы: природа как источник средств существования человека; защита человека от природной стихии; приспособление человека к природным явлениям; использование природного сырья; употребление даров природы как средств существования; культивирование природы. Дикая природа и окультуренная природа. Дикие и культурные растения; дикие и домашние животные. Общение человека с природой; «вочеловечивание природы»; терапевтическое воздействие природы на человека; способность человека к восприятию природы («видеть» и «слышать»), красота природы; законы красоты, извлеченные человеком в процессе изучения природы; ритм, гармония красок, пропорциональное соотношение, композиционный центр — как простые основы красоты. Сопряжение жизни природы и жизни человека цивилизованного мира. Экологические проблемы. Участие каждого человека в решении проблем экологии. Забота человека о природе: умение беречь, защищать, преумножать достояния природы. Отношение к природе как условию жизни человека на Земле. Человек как продукт природы; общие закономерности природы в течение жизни человека. Раздел II. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и гигиена мальчика. Культура поведения во время болезни. Физическая культура, приобщение к физической культуре детей. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организма. Водные и воздушные процедуры. Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость мужского тела. Грациозность и легкость женского тела. Культура поведения человека: научение и приучение. В общественных местах. В художественных заведениях. С незнакомыми людьми. Со стариками, малышами, инвалидами, больными. На лоне природы. Наедине с собой. В общении с книгой. Поведение мужчин по отношению к женщинам. Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстетического наслаждения. Способы общения человека с природой. Общение человека с животными. Уход человека за животными. Поведение животных. Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Познание как константа жизни человека. Культура чтения. Отношение человека к книге. Культура восприятия информации и ее воспроизведения. Культура передачи информации. Культура дискуссии, диалога и монолога. Учение и самообразование. Культура речи. Культура письменной фиксации знаний. Культура постановки и разрешения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения. Культура физического труда. Труд как создание материальных ценностей, их сохранение и приумножение. Труд как способ украшения среды обитания. Труд как помощь другому человеку. Труд как обеспечение средств существования. Труд как заработок средств существования. Труд — забота и труд — работа. Экономическая культура. Деньги как эквивалент человеческого труда. Уважение финансовых средств другого человека. Бережливость и щедрость. Иждивенчество малышей и стариков. Экономическая помощь родителям. Благодеяние как материально-экономическая помощь. Правовая культура. Неприкосновенность личности. Как принцип человеческих взаимоотношений. Органы правовой защиты. Правонарушения и преступления, их последствия для жизни человека и окружающих людей. Духовная культура. Соотношение материального и духовного как средства и содержания жизни. Духовность как «вочеловечивание» мира. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком. Раздел III. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека. Виды деятельности человека: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-ориентировочная, общественная. Духовная деятельность, как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни. Персонажи великих и выдающихся людей, как пример высочайших духовных достижений человека. Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, как наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в окружающей микросреде человека. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как психотерапевт. Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота «моего Я». Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов. Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных. Круг интересов человека в его влиянии на содержание жизни. Товарищество на основе общих интересов. Человек в общении с другими людьми. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые. Развитие способности к общению. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств. Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявления и развитие. Способы защиты от посяганий на достоинство человека. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я»: зеркало, как амальгированное стекло и зеркало, как отношения к человеку других людей. Осознание женской и мужской роли, коррекция ролевого поведения. Самовоспитание: содержание, способы. Человек, как носитель идеи. Идея как общее выражение отношения к явлениям жизни. «Безыдейность» животного и безыдейность человека. Осмысление событий как путь формирования идеи. Общение как идеологический обмен. Товарищество как идеологическое единство. Человек, как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Цель и мечта, проекты и прожекты. Планирование деятельности. Настоящее как следствие прошлого и элементы будущего. Ответственность человека за свою жизнь перед самим собой. Раздел IV. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни Родина, как место, где родился человек и познал счастье жизни. Природа родины. Язык родной. Традиции, нравы, обычаи родины. История родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Особенность жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Деяния, акты выражения. Содействие благу Родины как элемент жизни современного человека. Общество как социальная среда человека. Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными и духовными интересами. Общество как фактор развития человека. Условия духовной жизни в обществе. Основные ценности общественной жизни. Различия людей в обществе: богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные, нравственные и безнравственные, созидатели и потребители... Различия возрастные, национальные, региональные, профессиональные, психологические, половые. Западно-европейская и восточная культура. Мечта человечества о справедливом обществе. Вечная идея социализма. Исторический опыт создания справедливого общества. Исторические личности в движении за справедливое общество. Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им. Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек? Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности. Конкретное выявление общественной жизни в предметно-вещном пространстве, в поведении людей, в материальном обеспечении, в уровне духовных запросов и заботе о духовной культуре. Равновесие материального и духовного как показатель культуры общества. Поступок отдельного человека в контексте общественного развития. Функции профессионально-должностные и функции общественные. Виды общественной деятельности. Бескорыстие как основа общественной деятельности. Корысть благотворительности коммерсантов. Общественное событие как показатель социального развития: праздники, достижения, открытия, катастрофы, войны, скандалы... Государство как регулятивный аппарат общественной жизни. Отношение человека к атрибутам государственной власти: праву, суду, армии, милиции, органам управления. Народ и государство. Демократическое государство как власть народа. Мечта человечества о демократическом устройстве государства. Гражданин и мещанин ^- две позиции по отношению к государству. Способы взаимоотношений государства и граждан. Пресса, радио, телевидение как выразители общественной и государственной жизни. Роль общественных коммуникаций в жизни отдельного человека. Раздел V. Формирование образа жизни, достойной Человека Цивилизация как совокупность материальных ценностей и средств существования человека. Формирование отношения к материальным ценностям. «Вочеловечивание» как взгляд на предмет с позиции человеческой жизни. Забота о сохранности материальных ценностей как забота о благе человека. Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро — все то, что является благом для другого. Внимание к «другому» как исходное основание для жизни по законам добра. Содеяние добра как усиление и творчество. Индивидуальный вариант поведения по закону добра. Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. (Истина — объективное, не зависящее от воли человека, познанное человеком). Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как ценности. Книга как символ истины и разума. Научная истина и «пошлый здравый смысл». Ориентация на истину как путь к свободе. Свобода как характеристика достойной жизни. Красота в жизни человека. (Красота — все то, что представляет собой гармонию формы и содержания.) Красота, помогающая «полюблять» жизнь. Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человека. Красота человеческого лица («портреты красоты»). Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменение реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и красота женская. Красота детства, юности, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение «видеть красоту» и «создавать красоту». Атмосфера красоты в школе, семье, городе, селе. Добро, Истина и Красота как характеристика жизни, достойной Человека. Относительность этих понятий и бесконечность стремлений человечества к совершенству жизни. Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиции Добра, Истины, Красоты. Достойная и пошлая жизнь как антиподы: широкая палитра достойной жизни; многообразие видов пошлого существования. Добро, Истина и Красота во взаимоотношениях мужчин и женщин: общечеловеческий аспект, половой аспект. Идеал мужчины и идеал женщины: исторические, социальные, психологические, эстетические, физические представления. Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути Назначение человека в жизни: мыслить («homo sapiens»), содействовать благу других («homo movalis»), созидать («homo faber») — как принципиальное отличие человека от животного. Мир в его целостном восприятии. Гармония мира и единство. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного его восприятия. Общение с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на земле. «Остранение» действитель- ности как способ ее познания и оценки. Общие закономерности человеческой жизни, отраженные философским воззрением на мир. «Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений. «Присвоение» мира и забота об устройстве жизни на земле. Участие каждого человека в течение жизни, влияние его на судьбы окружающих. Позиция как дистанция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиции в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный. Образ человека и образ жизни. Смерть как прекращение жизни, ее итог как знак конца жизни и фактор ее ценности. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристик реальной жизни человека. Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности. Человек как философ: способность отдавать отчет в собственной жизни. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА «Первоклассник» Commune est. quod natura optimum fecit^-. Воспитание первоклассника — очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Здесь важно «не навредить», не поломать тонкую душу малыша. Опорой в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и столь близкая ему пока еще. Но природа должна выступить для первоклассника как дом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать, — не столько объект любознательного изучения, сколько объект формирующегося отношения. Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Учитывая, что первичные впечатления малыша очень глубоки (импринтинг!), можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и отношение к жизни как таковой. Задача-доминанта в период первого года обучения школьника — формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего такого осознанного ценностного отношения к жизни. Мир природы разворачивается в своем удивительном многообразии, в своей поразительной гармонии, красоте, единстве и целостности. Но сам ребенок не способен к осознанию связи всего живого, он может миновать общение с природой, не увидеть ее за ширмой предметно-вещного пространства. Ни в коем случае не заменяя обучения, не расширяя границ урочной работы, педагог выходит с детьми на свободное осмысление природы не как объекта научного ис- 1 Лат.: «Все лучшее в природе принадлежит всем вместе». следования (это производится в процессе обучения), а как дома, в котором обитает жизнь самых, разных форм и, в том числе, жизнь человечества. Отношение к природе формируется через призму вопроса жизни и — главное! — вопроса сопряжения жизни. природы и жизни Человека.
|