ТДВ. ТДВ. Пронин Дмитрий. БПИз 19-01. Происхождение человека следует рассматривать в контексте его общения с другими людьми
Скачать 19.79 Kb.
|
Происхождение человека следует рассматривать в контексте его общения с другими людьми. Первое и основное отличие от практической жизнедеятельности животного, составившее сущность человека, заключалось в коллективном характере его деятельности. Взаимодействие людей включало в свой состав общение, оно опиралось на быстро изменяющийся и обогащающийся индивидуальный опыт, фиксирующийся в коллективном опыте, изменения которого всегда намного превосходили в скорости любой поведенческий эволюционный процесс, все более и более развивая эту скорость. Трудовая концепция происхождения человека К.Маркса и Ф.Энгельса подтверждается многочисленными данными современной психологии, антропологии и археологии. Момент возникновения общения есть также и момент возникновения коллективного труда первобытного человека или даже более древней эволюционной формы — питекантропа. Для труда характерны прежде всего две следующие взаимосвязанные черты. Одна из них — это употребление и изготовление орудий; другая черта заключается в том, что труд совершается в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения к природе, но и к другим людям — членам данного общества. Труд сформировал тело и сознание человека, и такую важнейшую форму сознания, как язык. Возникновение человека связано с появлением коллективной собственности на мясо, позволявшей учесть субъективный вклад в добычу не только непосредственных участников древнейшей охоты, но и тех, кто подготовил ее успех, но непосредственно не был причастен к нему, то есть изготовителей орудий труда, которые, как правило, обладали недостаточными физическими данными для участия в охоте, но были достаточно квалифицированы и специализированы именно как создатели орудий труда, чтобы весь коллектив был заинтересован в их выживании и продолжении деятельности. Человеческое общение неотделимо в своем возникновении от возникновения орудий труда, сознания и языка. Животные в состоянии разумно (интеллектуально) изобретать и применять орудия труда, кроме того, их речь обладает, помимо эмоционально-экспрессивной, еще и коммуникативной функцией. Однако только у человека обнаруживается связь между интеллектом (практическим творчеством) и коммуникацией. Эта связь обеспечивается социальным закреплением индивидуально или совместно выработанных значений орудия труда. Орудия труда, технологии их использования и закрепляющие все это знаки сохраняются и обретают коллективный смысл. У человека средства коммуникации не просто сигнализируют о чем-то, а являются средствами общественной регуляции поведения, в том числе и деятельности общения. Внешнее взаимодействие людей простирается от конфликтов и взаимного уничтожения до обмена половыми партнерами и совместной защиты от врагов. И здесь биологические источники деятельности гораздо более ощутимы, поскольку конфликт является эволюционно первичнее, чем совместные действия, что напоминает нам о внутривидовой конкуренции и животной агрессии. Все взаимоотношения не могут быть названы только общением, ибо у них всегда была иная, нежели у самоцельного общения, цель. Общение имеет вторичный и служебный характер по отношению к добыванию пищи, продолжению рода, отправлению культа. Обращаясь к какому-либо квазисубъекту, участник его культа не столько стремился приобщиться к его бытию, сколько обеспечить этим приобщением нормальный или успешный ход бытия самого себя и своего коллектива. Точно так же и семейные отношения имели в качестве своей основной цели воспроизводство потомства, а приобщение друг к другу их участников лишь сообщало достижению этой цели большую эффективность. Еще более очевидна вторичность общения в контексте облавной охоты, которая не могла бы привести к значительному результату без участия в ее процессе общения, но цель которой —добывание пищи — уже и вовсе не имеет к общению какого-либо отношения. Существует четыре крупных стадии развития первобытного человека и его культуры и общества. Первая стадия — стадия предковых форм (австралопитеки, хабилисы), вторая — стадия переходных форм (архантропы), третья — стадия примитивных форм (палеоантропы), наконец, четвертая — стадия классических форм (неоантропы). Предлюди жили в прочных и стабильных стадах, охватывавших всех индивидов без исключения. У эволюционно предшествовавших им дриопитеков такого стада не было, их объединения напоминали ассоциации современных шимпанзе, структура которых была не стабильна. Стада предлюдей были строго иерархически организованы. Принцип этой организации — доминирование самцов, а среди них—вожака. Отмечаются постоянные конфликты и даже убийства своих товарищей, борьба за самок, беспорядочные связи с ними и изнасилования, неравномерное распределение совместно добытой пищи (преимущество вожака). Исключения из этих правил возможны лишь в ситуации кормления детенышей и охоты; в последнем случае неизбежной оказывалась взаимная поддержка друг друга. Существовали различия межгрупповой и внутригрупповой коммуникации у предлюдей; кроме того, существовало функциональное различение жестов и звуков на охоте (первые употреблялись во время выслеживания жертвы, вторые — во время облавы). Именно замещение у архантропов жеста звуком стало первым признаком возникновения языка. У архантропов еще не сложилось подлинное человеческое общество. Коллективная собственность на мясо распространялась и на орудия труда, связанные с его добычей, а затем и на всю пищу, что привело к возникновению собирательства. Собирательство же, в свою очередь, расширяет круг участников общения, вовлекая в него женщин. Однако общий уровень конфликтности отношений (в том числе, убийств своих товарищей) все еще высок. Не существует и постоянного парования. С другой стороны, возникает одно из первых половых табу — запрет на инцест между родителями и детьми. Архантропы не имели постоянных жилищ и одежды. С другой стороны, в эти времена техника изготовления орудий труда значительно усложняется и стандартизируется, а синантропы даже овладевают огнем. У палеоантропов человеческое общество было уже вполне сформировано, хотя и представляло собой примитивную его форму. Возникли небольшие сплоченные коллективы, которые с течением времени все больше уменьшались и изолировались от других коллективов. Внутренние конфликты исчезают, зато распространяются внешние. На самых ранних этапах истории палеоантропов к числу квазисубъектов их общения принадлежали художественные или, мифологические образы. Палеоантропы обладали достаточно совершенной системой символических кодов общения, что позволяло им даже фиксировать информацию и адресовывать ее потомкам или просто отсутствующим в момент подобной фиксации людям (об этом свидетельствуют, борозды на костях из Пеш де л’Азе). Производственные отношения первобытного общества. Естественное разделение труда Производственные отношения определяются характером, состоянием производительных сил. При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общинная собственность на средства производства. Общинная собственность соответствует характеру производительных сил в этот период. Орудия труда в первобытном обществе были настолько примитивны, что они исключали возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку. «Этот первобытный тип коллективного или кооперативного производства — писал Маркс, — «был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства». Отсюда вытекала необходимость коллективного труда, общей собственности на землю и другие средства производства, равно как и на продукты труда. Первобытные люди не имели понятия о частной собственности на средства производства. В их личной собственности находились лишь некоторые орудия производства, служившие вместе с тем орудиями защиты от хищных зверей. Труд первобытного человека не создавал никакого излишка сверх самого необходимого для жизни, то есть никакого прибавочного продукта. При таких условиях в первобытном обществе не могло быть классов и эксплуатации человека человеком. Общественная собственность распространялась лишь на небольшие общины, существовавшие более или менее изолированно друг от друга. По характеристике Ленина, здесь общественный характер производства обнимал только членов одной общины. Трудовая деятельность людей первобытного общества основывалась на простом сотрудничестве (простой кооперации). Простая кооперация есть одновременное применение более или менее значительного количества рабочей силы для выполнения однородных работ. Уже простое сотрудничество открывало перед первобытными людьми возможность выполнения таких задач, какие немыслимо было бы выполнить одному человеку (например, при охоте на крупных зверей). При тогдашнем крайне низком уровне развития производительных сил неизбежно было уравнительное распределение продуктов общего труда. Скудная пища делилась поровну. Иного дележа и не могло быть, так как продуктов труда едва хватало на удовлетворение самых насущных потребностей: если бы один член первобытной общины получил больше равной для всех доли, то кто-то другой был бы обречён на голод и гибель. Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных народов. Её наблюдали путешественники, побывавшие у племен, стоящих на низкой ступени общественного развития. Великий естествоиспытатель Дарвин более ста лет назад совершил кругосветное путешествие. Описывая жизнь племён на Огненной Земле, он рассказывает такой случай: огнеземельцам подарили кусок холста; они разорвали холст на совершенно равные части, чтобы всем досталось поровну. Исходя из изложенного, можно было бы следующим образом сформулировать основной экономический закон первобытно-общинного строя: обеспечение крайне скудных условий существования людей при помощи примитивных орудий производства путём совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов. С развитием орудий производства возникает разделение труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда, то есть разделение труда в зависимости от пола и возраста: между мужчинами и женщинами, между взрослыми, детьми и стариками. Знаменитый русский путешественник Миклухо-Маклай, изучавший во второй половине XIX века жизнь папуасов Новой Гвинеи, так описывает коллективный процесс труда в земледелии. Несколько мужчин становятся в ряд, глубоко втыкают заострённые палки в землю и потом одним взмахом поднимают глыбу земли. За ними следуют женщины, ползущие на коленях. В руках у них палки, которыми они размельчают поднятую мужчинами землю. За женщинами идут дети различного возраста, растирающие землю руками. После разрыхления почвы женщины при помощи маленьких палочек делают в земле углубления и зарывают в них семена или корни растений. Труд здесь носит совместный характер, и в то же время существует разделение труда по полу и возрасту. По мере развития производительных сил естественное разделение труда постепенно упрочивалось и закреплялось. Специализация мужчин в области охоты, женщин — в области собирания растительной пищи и домохозяйства приводила к некоторому повышению производительности труда. |