Происхождение дипломатии как категории исторической диплом
Скачать 402.9 Kb.
|
– законодатель искусства дипломатии. Самый древний документ – «Илиада», «Одиссея» Гомера, где упоминается дип. ритуал, правила ведения гуманной войны, ритуал ведения переговоров. Внешняя политика греческих государств-городов («полисов») определялась интересами борьбы за расширение территории, за приобретение рабов, за рынки. Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, к обеспечению внешней безопасности государства, поиски союзников и образование военных группировок, колониальная экспансия. Дипломатия греческих полисов поднималась до идеи защиты национальной независимости. Дипломатическая деятельность античных полисов выражалась в оживленных переговорах, обмене посольствами, созыве межгосударственных совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров. Так постепенно вырабатывались организация, методы и средства дипломатии. В Греции города-государства посылали друг другу послов, которые имели право на ведение переговоров, но они следовали многим инструкциям: нельзя было принимать подарки, отходить от инструкции Народного собрания, прекращать посольство по своей воле. Все переговоры велись открыто, публично, речи готовились заранее. Механизм дипломатических отношений: Посол уезжал в другой город. Если он хотел выйти за рамки инструкций, он посылал человека спросить мнение Народного собрания, и этот человек возвращался с новыми полномочиями для посла. Институт консулов – человек жил в одном городе и являлся его гражданином, но защищал интересы граждан другого. В случае возникновения спорных ситуаций между городами, применялась процедура арбитража – мирного разрешения споров. Присутствовал нейтральный арбитр – знаменитый ученый, жрец и т.д. из другого города. Существовали Лиги, Альянсы, устойчивая процедура объявления войны, но не было устойчивой системы дипломатических связей, поскольку они существовали только ради интересов своего города, не для общих целей. Также существовала проблема взаимного доверия (спартанцы часто не соблюдали договоры). Следствием существования демократии были сложность процедур, долгое время принятия решений. 6. ВЗГЛЯДЫ АНТИЧНЫХ ИСТОРИКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Рассмотрим взгляды таких античных историков и философов, как Геродот и Фукидид. Геродот родился приблизительно в 485 г. до н. э. в городе Галикарнассе в Малой Азии. Из-за борьбы партий он был вынужден покинуть родной город и жил некоторое время на острове Самосе. Во время продолжительных путешествий он побывал не только во многих греческих городах, но и в Египте, Персии, Вавилоне, Финикии, Скифии (в северном Причерноморье), он внимательно приглядывался к новым местам, местным жителям, вступая в беседы с образованными людьми, например с египетскими жрецами, и накопил богатейшие сведения по географии, этнографии и истории. Около 446 г. Геродот приехал в Афины. В 444/443 г. он принял участие в основании колонии Фурий в южной Италии и сделался ее гражданином. Умер он, по-видимому, около 425 г. Сочинение Геродота посвящено истории греко-персидских войн. Эта тема была подсказана ему живыми воспоминаниями старших современников и славой недавно пережитых героических событий. Высоким патриотическим настроением проникнуто все его сочинение. Задумав описать войну греков с персами, Геродот считал необходимым проследить и предыдущую историю обоих Народов, а также тех, с кем они вступали в соприкосновение. Его труд, таким образом, выходил из рамок частной истории и носил международный характер. Фукидид, как это доказывает его труд, получил прекрасное образование. Достигнув зрелого возраста, он принял участие в государственных и военных делах. Первые годы Пелопоннесской войны историк провёл в Афинах; во время эпидемии, разразившейся на второй год войны, он сам заболел этой страшной болезнью, которую потом описал. Фукидид командовал эскадрой у острова Фасоса; он не успел предотвратить переход Амфиполя на сторону Брасида (приняв лишь меры к защите Эйона). Принуждённый, вследствие этого, отправиться в изгнание, он поселился в своём фракийском поместье, где на досуге мог составлять и обрабатывать свой труд, спокойно, в качестве зрителя, наблюдать за обеими воюющими сторонами и, в особенности, ближе стать к пелопоннесцам. Он посетил, по-видимому, многие места, бывшие театром войны, двор македонского царя Архелая, Сицилию и в частности Сиракузы, как это можно заключить по живому и точному описанию их окрестностей и осады. 20 лет провёл Фукидид в изгнании. По окончании Пелопоннесской войны (404 г.), вследствие амнистии (общей или, по некоторым известиям, особой, по предложению Энобия) он мог вернуться на родину, но вскоре умер, по мнению одних — в Афинах, по мнению других — на чужбине, во Фракии, или по дороге на родину. Есть известие, что умер он насильственной смертью. Фукидид написал «Историю Пелопоннесской войны», современником и очевидцем которой он был. По собственному его заявлению, он начал свой труд тотчас по возникновении войны, будучи заранее уверен в её важном значении. Тем не менее вопрос о времени составления и обработки его «Истории» принадлежит к числу спорных. Ульрих (в середине 40-х годов XIX в.) доказывал, что сначала Фукидид под войной пелопоннесцев с афинянами разумел лишь первый период, так называемую Архидамову войну, и первые книги написал после Никиева мира (421 г.), думая, что война уж закончилась, а потом продолжал свой труд. Фукидид в первых главах своей «Истории» дает подробное описание греческой дипломатической конференции. Он описывает конференцию, созванную Спартой для решения вопроса - действительно ли Афины нарушили договоры и не следует ли им объявить войну. Конференция проходила в Спарте в 432 г.д.н.э. Записи Фукидида показывают, что еще V в. греки выработали систему постоянных дипломатических отношений, что члены дипломатической миссии пользовались правом неприкосновенности. 7. ДИПЛОМАТИЯ ИМПЕРСКОГО РИМА Римская империя создавалась в процессе борьбы Рима с Карфагеном и эллинистическими царствами. Эта борьба содействовала централизации государственной власти. Республиканские учреждения постепенно заменялись бюрократическими императорскими канцеляриями. Все управление государством переходило в руки императора, который управлял страной через посредство многочисленных, зависимых от него чиновников (прокураторов и легатов). Сенат продолжал существовать, но из руководящего органа государства, каковым он был при Республике, превратился в государственный совет. Соответствующим образом изменилось и управление делами внешней политики и дипломатии. В императорский период (I—V века нашей эры) все дела внешней политики — объявление войны, заключение мира, прием и отправление посольств и пр. — подлежали ведению императора. Дипломатия превращалась в ведомственную функцию и утрачивала демократический характер, который она имела при Республике. Изменилась и роль посла. Послы в императорскую эпоху не выбирались, а назначались, как и все другие чиновники, самим принцепсом. Ему одному они были обязаны и отчетом о своей деятельности. Характерной для Республики гласности и публичной отчетности при Империи тоже не существовало. Со времени императора Клавдия (середина I века) посольскими делами ведала личная канцелярия императора, возглавляемая императорским секретарем. Вместе с тем личная канцелярия императора являлась высшим административным органом всей Империи. Общее законодательство в отношении послов иностранных государств при Империи оставалось тем же, каким оно было и при Республике. Личность посла даже враждебных государств считалась священной и неприкосновенной. Нарушение посольских прав квалифицировалось как нарушение международного права. "Если кто-либо нанесет ущерб послу враждебной страны, — замечает по этому поводу юрист Помпоний, — это должно рассматриваться, как нарушение права народов, ибо послы признаются священными особами". В памятниках императорского периода очень много внимания уделяется отношениям Рима с иностранными государствами, союзными царствами, городами и общинами, а также вопросам организации и деятельности посольств. Все это свидетельствует о важности этой государственной отрасли в Римской империи. 8. ВНУТРЕННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ АНТИЧНОГО РИМА Самостоятельный раздел античной дипломатии представляет внутренняя дипломатия. Своего высшего развития внутренняя дипломатия достигает в период Римской империи. При неопределенности отношений между отдельными частями и центром в Римской империи невозможно установить точную грань ни между ее внутренней и внешней политикой, ни между внутренней и внешней дипломатией. С точки зрения государственного права Рима каждый муниципий и даже более мелкие единицы рассматривались как самостоятельные политические тела, как бы государства в государстве. Одним из выражений этой самостоятельности являлось право посольства (jus legationis). Каждая из названных организаций могла посылать посольства в центр и другие организации, заключать договоры и пр., одним словом, действовать как юридически самостоятельная единица или сторона. На этой почве собственно и развилось единственное в своем роде право народов, о котором упоминалось выше. Посольства при Империи играли большую роль, чем при Республике. Они связывали центр с провинциями, а провинции — друг с другом и со всем миром. Дипломатические нити протягивались по всему «кругу земель» и выходили далеко за его пределы. Посольства отправлялись по самым разнообразным поводам: по случаю какого-либо важного события в императорской фамилии, со всякого рода просьбами, жалобами и судебными спорами. Наряду с выражениями верноподданнических чувств и преданности легации часто преследовали и более практические цели. Через послов города и корпорации добивались снижения налогов, денежной помощи фиска — на постройку общественных зданий, храмов в честь императора, бань и дорог, гимназий и т. д. Всякого рода конфликты, судебные процессы и жалобы на неправильные действия центральных и местных властей также доводились до сведения высшей власти при помощи посольств. Обмен посольствами происходил не только между провинциями и центром, но и между отдельными муниципиями и корпорациями. Связь между христианскими общинами тоже поддерживалась при посредстве посольств. В своем развитии внутренняя дипломатия Рима прошла несколько этапов. В республиканский и ранний императорский период посольства были сравнительно редким делом. Послом мог быть всякий гражданин, который обладал необходимыми для этого средствами и досугом. Никаких специальных знаний от него не требовалось. Участвовать же в посольской делегации, посетить Рим и быть на приеме у самого императора считалось величайшей честью для всякого провинциала. Лица, успешно выполнившие возложенные на них миссии, становились патронами данного города, пользовались почетом и уважением. В честь их устраивались празднества, воздвигались памятники и статуи. Избрание в посольскую делегацию рассматривалось как начало большой карьеры данного лица. Главами провинциальных посольств обычно бывали члены муниципальных курий (городских сенатов), которые впоследствии становились имперскими сенаторами, членами римского Сената. Все расходы, связанные с посольством, возлагались на самих делегатов; поэтому естественно, что послами могли быть лишь самые богатые люди, принадлежавшие к первому классу муниципальных курий. Ввиду огромного наплыва посольств императоры вынуждены были изыскивать меры сокращения расходов фиска на приемы и содержание послов. Начало этому положил эдикт Флавия Веспасиана, ограничивавший число членов посольства тремя лицами. Последующие императоры продолжили и расширили ограничительные меры Веспасиана. Постепенно начали не только регулировать число членов посольства, но и ограничивать самое «право посольства» муниципий и других общественных корпораций. Важнейшую дату в истории римской дипломатии и провинциального управления составляет Эдикт Феодосия I. Феодосии ответственность за посылку легаций возложил на префекта претория. В столицы Империи, Рим и Константинополь, допускались лишь те посольства, которые были достойны внимания императора. Ограничение права посольства наносило удар автономии местных общественных мирков, превращало легации в колеса государственной машины, а легатов — в государственных чиновников. 9. ИНСТИТУТ ПРОКСЕНИИ Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции была "проксения", т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны проксей принимал на себя нравственное обязательство по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену. Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнего мира. Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества — Зевса-Ксения (гостеприимца). Появляется проксения еще в период архаики. Однако, широко практика заключения проксенических отношений распространяется только в классическое время. Несмотря на то, что тексты проксенических декретов значительно отличаются друг от друга, все же можно выделить общие положения и наиболее важные обязанности проксенов: 1. Принимать посольства и отдельных граждан, прибывающих в государство своего проксена. Они снабжались рекомендательными письмами и обычно останавливались у него. 2. Проксен должен был быть посредником между прибывшими и властями родного города - обеспечивать посольствам доступ в народное собрание, добиваться для них приема у различных магистратов, помогать частным лицам в ходе судебного разбирательства. 3. Поскольку большинство религиозных обрядов были доступны только полноправным гражданам полиса, то проксен или добивался для своих гостеприимцев права участвовать в отдельных церемониях или совершал их от имени чужестранцев. 4. Иногда проксен мог оказывать другому полису некоторые услуги на межгосударственном уровне - способствовать заключению военно-политических союзов, мирных договоров на более выгодных для обеих сторон условиях. 5. В семейно-бытовой сфере полномочия проксена включали в себя присутствие в качестве свидетеля при составлении завещания или распоряжение деньгами умершего в его городе чужестранца. 6. В обязанности проксена входило сохранение переданных ему денег и имущества гостеприимцев, покровительство купцам, прибывавшим с торговыми целями в его город. 7. В случае смерти гостя в родном городе проксена, он был обязан взять на себя организацию его похорон, сооружение погребальной стелы с надписью, в которой указывались имя, этникон, патронимикон, иногда - профессия, у женщин - имя матери. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что проксения являлась особым институтом международного права в древней Греции, существование которого обеспечивалось как моральным обычаем, требовавшим оказывать покровительство страннику, так и нормами писанного права, закрепленными в многочисленных проксенических декретах. 10. JUS GENTIUM КАК ПРООБРАЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Jus gentium (право народов, перегринское право) — термин, возникший в Древнем Риме и означающий правовые нормы, заимствованные от покоренных и союзных народов. Данные правовые нормы являлись частью римского законодательства и сложились во время разрешения споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами). Jus gentium появилось во второй половине существования Республики в Древнем Риме, когда он стал центром всемирной торговли. С развитием торговли, в Римскую Республику стали прибывать торговцы из разных стран, которые именовались иностранцами (peregrini). Так как jus civile не предусматривало для иностранцев никакой защиты, возникла необходимость урегулирования правовых отношений как между самими иностранцами на территории Рима, так и в случае, когда одной стороной являлся римский гражданин, а другой — иностранец. Источниками jus gentium являются эдикты преторов и магистратов по делам иностранцев. По сравнению с jus civile право народов высокоразвито, имеет хорошо разработанные юридические конструкции. В jus gentium появляются новые средства защиты: преторские иски, реституция, интердикт и введение во владение (неисковой способ защиты). В jus gentium появляется критерий доброй совести (bonae fidei) и справедливости (aequitas) при решении вопроса о действительности сделки. В отличие от jus civile, где была важна форма сделки, в jus gentium на первое место вышел критерий содержания сделки. Сделка могла быть признана действительной и с нарушением формы. Jus gentium потеряло свое значение после принятия закона Каракаллы в 212 году. По этому закону все жители Римского государства наделялись гражданством. В эпоху рецепции римского права в Европе «jus gentium» привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право». 11.ДИПЛОМАТИЯ ЮСТИНИАНА Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба в Восточной Римской (Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, все более изощряясь в новой, сложной и опасной обстановке, когда чаще приходилось полагаться на хитрость и интригу, византийская дипломатия оказала огромное влияние на всю дипломатию средневековья. Ее обычаи и приемы были усвоены ее ближайшей западной соседкой Венецией и через нее перешли в практику итальянских государств и в дипломатию западноевропейских монархий нового времени. Как принципы, так и внешние приемы византийской дипломатии заслуживают поэтому более внимательного рассмотрения. Всего ярче они выразились в деятельности одного из замечательнейших дипломатов того времени — императора Юстиниана. В дальнейшем византийская дипломатия верно следовала его примеру, лишь становясь все изощренней и изворотливей по мере ослабления политической мощи государства и роста окружающих его опасностей. Восточная Римская империя достигла в царствование Юстиниана наивысшего внешнего могущества. Ее дипломатические связи охватывали огромное пространство от Китая и Индии до Атлантического океана, от Внутренней Африки до причерноморских степей. Юстиниан умело комбинировал искусную дипломатическую игру с меткими военными ударами, которые расширили пределы Империи далеко на запад. Византия со всех сторон была окружена беспокойными, находившимися в постоянных передвижениях племенами, к которым она применяла общее название "варваров". Византийцы тщательно собирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах "варваров", об их военных силах, о торговых сношениях, об отношениях между ними, о междоусобиях, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведений строилась византийская дипломатия, или "наука об управлении варварами". Главной задачей византийской дипломатии было заставить варваров служить Империи, вместо того чтобы угрожать ей. Наиболее простым способом был наем их в качестве военной силы. Варваров покупали, заставляя их вести войны в интересах Византии. Ежегодно Византия выплачивала пограничным племенам большие суммы. За это они должны были защищать границы Империи. Их вождям раздавали пышные византийские титулы, знаки отличия, золотые или серебряные диадемы, мантии, жезлы. Эти "мирного средства" были, однако, ненадежны. Варвары, получавшие от Византии деньги, требовали все больше и больше, как Аттила, и угрожали перейти на сторону врагов Империи. Важно было не давать им усиливаться, уметь натравливать их друг на друга, ослаблять их взаимными усобицами. Старое римское правило ("разделяй и властвуй") нашло самое широкое применение в византийской политике. Умение играть соседями, как шахматными фигурами, отличало дипломатию Юстиниана. Юстиниан возвел это натравливание в целую систему. Против болгар он подымал гуннов, против гуннов — аваров. Вандалов он одолел при помощи остготов, а остготов при содействии франков. Военное вмешательство во внутренние дела других государств было одним из средств политики Юстиниана. Всего ярче эта политика выразилась в войнах Юстиниана с вандалами и остготами. В Африке и Италии Юстиниан использовал недовольство римских землевладельцев, вызванное захватом их земель варварами, и возмущение духовенства господством варваров-ариан. Его войны слиты с социальной борьбой в этих странах. Римские землевладельцы и духовенство поддерживали Юстиниана. Папа Вигилий умолял его довести до конца неудачно начатую интервенцию в Италии. Остготские короли отчаянно защищались, поддерживаемые рабами и колонами, положение которых было облегчено варварами. Победа Юстиниана обозначала реставрацию рабовладельческой империи. Юстиниан вернул римским крупным землевладельцам и церкви отобранные у них земли, отнял у рабов и колонов все облегчения, добытые ими при готских королях. Вандальские и готские войны Византии были интервенцией, направленной против революции рабов и колонов. Расширение торговых связей также использовано было Византией как одно из сильнейших орудий дипломатии. Торговые города, расположенные на окраинах Империи, были форпостами ее политического влияния. Купцы, проникавшие к отдаленным народам, приносили в Византию сведения о них. С византийскими товарами к варварам шло и византийское влияние. За купцом следовал миссионер. Распространение христианства также было одним из важнейших дипломатических орудий византийских императоров на протяжении многих столетий. Впоследствии христианство усиленно распространялось среди южнославянских племен. Хорошо известны те столкновения, которые имели место в Моравии между византийскими и немецкими миссионерами из-за влияния на западных славян. Распространение христианства на Руси было большой дипломатической победой Византии. 12 ТЕОРИЯ «СИМФОНИ И ВЛАСТЕЙ» Термин «симфония» впервые употребил Юстиниан I в предисловии к своей VI новелле. Концепция симфонии властей стала определяющей в церковно-государственных отношениях Византийской империи. Она получила своё раскрытие в посланиях василевсов и патриархов, трудах богословов, законодательных актах. В обыденном сознании византийцев божественное и человеческое, душа и тело чётко разграничивались. Государство также рассматривалось как единый организм, в котором есть и тело, и душа. Именно равноправие, равная значимость, «неслитное» и «нераздельное» существование церковной и светской власти отличает концепцию симфонии властей от доктрин папоцезаризма и цезарепапизма. Суть симфонии составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Симфония государства и Церкви предполагала взаимодействие во всех сферах власти – исполнительной, судебной, законодательной. В Византии иначе и быть не могло: все государственные чиновники и сам император были членами Церкви, и наоборот, все верующие, включая патриарха, являлись гражданами государства. Так, в сфере исполнительной власти развитие церковных учреждений и церковного управления совершалось параллельно и в соответствии с развитием политических учреждений и государственного управления. Административный строй государства оказал влияние на церковное управление: основной единицей как государственного, так и церковного управления был город; разделение империи на провинции отозвалось учреждением митрополий; с введением в государственном управлении диоцезов в церковном управлении появились патриархаты. Византийский император имел постоянные сношения с органами церковного управления. При константинопольском патриархе была должность референдария, который передавал императору то, что ему поручал патриарх. Главой Восточной Церкви был Константинопольский патриарх. Влияние его усиливалось постепенно, но в целом он был таким же средоточным пунктом в церковной сфере, каким был император в сфере государственной. Выбор патриарха представлял довольно сложный процесс и состоял из нескольких этапов. В процедуре избрания принимал участие и император, но лишь как «епископ внешних дел», отвечающий за внешнее благополучие Церкви. При императоре высшим правительственным учреждением был синклит, так при патриархе существовал синод, состоявший как из действительных членов – епископов, так и из членов присутствующих – патриарших сановников и представителей правительства; последние присутствовали только при решении вопросов, относящихся к государственной сфере. Синод был высшей административной и судебной инстанцией, наблюдал за чистотой веры и поддержанием церковных порядков, за назначением и перемещением епископов, рассматривал жалобы на духовных лиц. Сама структура церковного управления, аналогичная структуре государственного управления, свидетельствует о союзе государства и Церкви в административной сфере. В судебной власти взаимодействие государства и Церкви было ещё более тесным. Византийские источники называют суды духовные и светские, светские делились на гражданские и военные, а гражданские – на столичные и областные. Высшим являлся императорский суд. Также существовали специальные суды, в которые различные категории лиц (духовенство, сенаторы, члены гильдий, воины) могли подать иск, независимо от места жительства или места преступления. Максимальное взаимодействие церковной и светской власти в судебной сфере проявилось в создании в Византии сначала в VI в., а впоследствии в XIV в. института «вселенских судей ромеев». Двенадцать судей назначались императором из духовных лиц и принимали присягу относительно добросовестного исполнения своих обязанностей. Наконец, в законодательной сфере симфония властей проявилась в согласовании закона и канона – церковного правила. Таким образом, взаимодействие церковной и светской власти в Византии во всех областях подтверждает господство идей симфонии не только в теории, но и на практике, и её нарушения (как правило, со стороны светской власти) приводили к недовольству и возмущениям жителей империи. 13 ПОСОЛЬСКОЕ ДЕЛО В ВИЗАНТИИ При византийском дворе всегда можно было видеть пеструю толпу посольств со всех концов Европы, Азии, Африки в разнообразных национальных костюмах, слышать все языки мира. Ведомство иностранных дел, которое находилось под управлением первого министра (впоследствии «великий логофет»), обладало огромным штатом, держало переводчиков со всех языков, выработало сложный порядок приема послов, рассчитанный на то, чтобы поразить их воображение, выставить перед ними в самом выгодном свете мощь Византии. Послов встречали на границе. Под видом почетной стражи к ним приставляли зорких соглядатаев. Послам не позволяли брать с собой слишком большую вооруженную свиту, так как были случаи, когда такие послы захватывали врасплох какую-нибудь византийскую крепость. Иногда послов везли в Константинополь самой длинной и неудобной дорогой, уверяя, что это единственный путь. Это делалось с той целью, чтобы внушить варварам, как трудно добраться до столицы, и отбить у них охоту к попыткам ее завоевать. В дороге послы должны были получать пищу и помещение от специально назначенных для этого лиц, которым нередко должно было оказывать содействие и окрестное население. Строились и специальные дома для приема послов в пути. По прибытии послов в Константинополь им отводился особый дворец, который, в сущности, превращался в тюрьму, так как к послам не пускали никого и сами они не выходили без конвоя. Послам всячески мешали вступать в общение с местным населением. Прием у императора должен был поразить и ослепить послов. Обычно послов старались очаровать и обласкать, чтобы тем легче обмануть. Послов водили по Константинополю, показывали им великолепные церкви, дворцы, общественные здания. Их приглашали на праздники или даже специально устраивали праздники в их честь. Послов приглашали не только к императору, но и к императрице, а также к важнейшим вельможам. Им показывали военное могущество Константинополя, обращали внимание на толщину его стен, на неприступность его укреплений. Перед послами проводили войска, причем для большего эффекта их пропускали по нескольку раз, меняя их одежду и вооружение. Ослепленные и подавленные, послы уезжали, наконец, из Константинополя. Их провожали с трубными звуками, с распущенными знаменами. Иногда мелким князьям оказывался необычайный почет, если нужно было их покрепче привязать к Византии. Все удивлялись необычайным почестям, которые воздавались Юстинианом. При константинопольском дворе вырабатывались определенные правила посольского дела, которые воспринимались всеми державами, имевшими дела с Византией. Посол является представителем государя и может вести переговоры лишь в пределах предоставленных ему полномочий. В тех случаях, когда возникают новые обстоятельства, непредвиденные в полученном послом полномочии, он должен запросить дополнительных инструкций. За превышение полномочий послу грозило тяжелое наказание. Лишь в очень редких случаях представителям императора давалось разрешение вести переговоры на свой страх и риск. Послами были обычно люди высокого ранга. В Византии нередко послам специально давались высокие титулы, если они их не имели раньше. Дипломатические поручения открывали путь к самым высоким почестям.Посол должен был представить верительную грамоту. Сохранились тексты таких грамот. Обычно они были переполнены многоречивыми, цветистыми и льстивыми формулами, сообщали имя посла и очень кратко говорили о целях посольства, ссылаясь на то, что у посла имеется соответствующая инструкция. Верительная грамота передавалась во время первого торжественного приема; о делах шла речь уже потом, в частной аудиенции. Для ведения переговоров послы получали инструкцию, иногда письменную, иногда устную. Во всяком случае, к письменной инструкции обычно прибавлялись тайно устные поручения. При этом в верительной грамоте и в инструкциях цели посольства могли излагаться совсем по- разному. Иногда посольству под видом неважных или формальных поручений — вроде поздравления нового государя со вступлением на престол — давалось задание разузнать об отношениях и настроениях при иностранном дворе. Византийские послы при затянувшихся переговорах отправляли ко двору донесения и получали новые инструкции. Окончательный ответ послы получали во время последней аудиенции, не менее торжественной, чем первая. Нередко император надолго задерживал послов в Константинополе, не давая им заключительной аудиенции. Это превращалось иногда в настоящий плен. Византийским послам предписывались определенные правила поведения в чужих странах. Посол должен был проявлять приветливость, щедрость, хвалить все, что увидит при чужом дворе, но так, чтобы это не было в укор византийским порядкам; он должен был сообразоваться с обстоятельствами, не навязывать силой того, чего можно добиться иными средствами. Ему предписывалось не вмешиваться во внутренние дела чужих государств. Последнее предписание, впрочем, не соблюдалось. Византийские послы вели тайные интриги при чужих дворах, конечно, с ведома своего правительства. Заключенный послами договор считался действительным лишь после его ратификации императором. 14 «ПАПСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» и ПРОЦЕСС СЕКУЛЯРИЗАЦИИ Папскую революцию в истории Запада XI–XII вв. нельзя рассматривать как реформу или медленные преобразования, т.е. как эволюцию, по следующим причинам. Во-первых, она имела тотальный характер, который проявился в том, что затронула многие факторы: политические, экономические, культурные и т.д. Папский престол в конце XI в. организовал первый крестовый поход. Второй и третий состоялись в XII в., и это были первые внешние войны, явившиеся следствием Папской революции.Но политические перемены такого размаха не могли бы состояться без сопоставимых перемен в экономике. Они заключались в новых достижениях техники и новых методах обработки земли, что способствовало быстрому росту производительности сельского хозяйства и как следствие – расширению торговли его излишками. Все это вызвало рост числа городов с увеличением их размеров. Изменения в экономике не могли не привести к изменению характера самой феодальной связи между сюзереном и вассалом: военные и другие феодальные обязательства были заменены денежными выплатами. Духовенство в Западной Европе в XI и в XII вв. играло важную роль в производстве экономического богатства, т.к. Церковь владела от четверти до трети всех земель, епископы и аббаты были помещиками с точно такими же экономическими интересами, как и их недуховные собратья. Борьба за инвеституру была отчасти борьбой за то, чтобы вырвать из рук помещиков-мирян экономическую власть и передать ее Церкви. Папскую революцию характеризует также ее стремительность и насильственность. Она была прямым следствием попытки добиться политической цели, а именно того, что партия папы называла «свободой Церкви», под которой понимались освобождение духовенства от императорского, королевского и феодального господства и объединение духовенства под властью папы. Но речь шла не просто о борьбе за власть, а борьбе за новый порядок вещей, за «новые небеса и новые земли». Но именно политическое направление придали Папской революции стремительность, которая, однако, была относительной. Относительно к крестовым походам насильственный характер Папской революции выразился в целом ряде войн и восстаний. И сторона папы, и сторона императоров и королей использовали наемников и феодальные армии. А народ, особенно в городах, поднимал восстания против существующих властей, например, против правителей-епископов, которые могли быть ставленниками или сторонниками как императора, так и папы. Наконец, еще одним отличительным признаком Папской революции была ее продолжительность. Она охватила несколько поколений и носила программный характер. Папе понадобилось целое поколение, с 1050 по 1075 гг., чтобы объявить свою программу реальностью. Затем понадобилось еще 47 лет борьбы, чтобы папа смог достичь соглашения с императором по одному-единственному вопросу – праву инвеституры епископов и аббатов. Таким образом, Папская революция лишь заложила фундамент для последующей секуляризации (изъятие государством у церкви её земельной и иной собственности), которая особенно маштабно была проведена во время Реформации, а также возникновения светского государства нового времени, лишив императоров и королей прежде принадлежавшей им духовной власти. Более того, когда появилось светское государство, оно имело облик, сходный с обликом папской Церкви, за исключением духовной функции Церкви как сообщества душ, озабоченных вечной жизнью. Иначе говоря, Церковь оказывалась и духовным сообществом, и обликом современного светского государства, исполнявшего бренные функции. С другой стороны, светское государство оказалось государством чисто светского владения, без церковных функций. Получалось, что все подданные государства жили как бы двойной жизнью, т.е. жили, с одной стороны, под светской властью, а с другой – под властью духовной. 15 РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В СТАНОВЛЕНИИ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР Папская революция породила западное государство Нового времени, первым образцом которого стала сама Церковь. До этого определение государства включало в себя Церковь, которая была смежной со светским обществом и не имела понятия о суверенитете и собственном законотворчестве, которые являются фундаментом государства в Новое время. Однако после Григория VII Церковь обрела большинство отличительных черт государства в его современном понимании. Церковь объявила, что она является независимой, иерархической, публичной властью. Ее глава имел право издавать законы, и преемники Григория VII действительно породили целый поток новых законов, издаваемых либо их собственной властью, либо с помощью созываемых ими церковных Соборов. Церковь проводила свои законы через административную иерархию, толковала их и применяла через судебную иерархию, вершиной которой была папская курия в Риме. К тому же Церковь придерживалась рациональной системы юриспруденции, канонического права. Она облагала своих подданных налогом в форме десятины и других повинностей, вела записи о крещении и смерти. При этом крещение предоставляло своего рода гражданские права, которые закреплялись требованием исповедоваться в грехах и принимать святое причастие, по меньшей мере, раз в году, на Пасху. Этих прав можно было лишиться через отлучение от Церкви. В период раннего Средневековья (5-10 вв) в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации. Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией. Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. В период классического Средневековья (11-15 вв) укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты. Также этот период характеризуется борьбой светских и духовных властей за власть и влияние. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендо- вала на то, чтобы управлять обществом-, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в европейском обществе культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской государственной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и да ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивили- зации от цивилизаций других континентов той же эпохи. Таким образом, церковь является прообразом средневековых государств. 16. СТАНОВЛЕНИЕ ПАПСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В средневековой системе, где судьбы государства вершила католическая церковь, а последнее слово принадлежало Святому престолу, развитие папской дипломатической службы получило значительные импульсы, С самого начала ее характерной чертой стала двойственность, обусловленная действенностью власти самого папы как главы католической церкви и главы папского государства. С одной стороны, перед папскими дипломатами встали сугубо религиозные и церковные задачи: евапгелизация, возведение в сан, церковные реформы, строительство монастырей и культовых сооружений, разрешение догматических споров, С другой — их предназначение вполне светское: коронация правителей, решение проблем внешней политики, сбор средств, исполнение надзорных и судебных функций. Уже в эпоху раннего Средневековья сформировалась разветвленная система папской дипломатии, которая, выйдя далеко за пределы Европы, учредила свои представительства на территориях, захваченных крестоносцами, направляла миссии к нехристианским народам -- татарам, персам и внушительное посольство — даже в далекий Китай. Однако в центре внимания папской дипломатии неизменно оставались страны Европы, К исходу Средневековья унитарные и иерархические структуры папской дипломатии вступили в полосу кризиса, Святой престол с трудом приспосабливался к новой, родившейся в эпоху Возрождения системе, при которой независимые суверенные государства поддерживают отношения друг с другом на основе взаимного дипломатического представительства, носящего постоянный характер. В этой повой системе Ватикан утрачивает прерогативы верховного суверена, вершившего судьбы правителей и контролировавшего развитие международных отношений и союзов. Роль арбитра, в которой папа выступал в Средние века, все чаще сменяется ролью посредника. Подчиняясь требованиям времени, Святой престол пытается строить отношения с главами суверенных государств на равноправной основе. Это требует приведения системы папской дипломатии в соответствие со светской: папа направляет своих послов исключительно к светским правителям, легаты превращаются в постоянных представителей, их деятельность охватывает всю сферу отношений между Святым престолом и принимающим государством. 17 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВ НОВОГО ТИПА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Варварские государства, возникшие на основе завоеваний, оказались непрочными. Господство натурального хозяйства, слабость экономических связей между отдельными хозяйственными районами, отсутствие экономической базы для больших политических организаций — все это неизбежно приводило к распадению крупных государственных объединений и на Западе и на Востоке. Не избегли этой судьбы и самые крупные среди них — империя Карла Великого и Киевская Русь. Завершение процесса феодализации варварских обществ, превращение землевладельцев в самостоятельных государей в своих вотчинах сопровождалось политическим распадом Европы. Держава Карла Великого не надолго пережила своего первого императора. Приближение распада чувствуется уже в последние годы Карла. Разложение империи быстро прогрессирует в царствование Людовика Благочестивого. Людовик делит империю между сыновьями, сохраняя за собой верховную власть. Сыновья начинают войну против отца. После его смерти (840 г.) они воюют между собой. Карл Лысый и Людовик Немецкий заключили в Страсбурге договор против старшего брата Лотаря, к которому перешла императорская корона, и который хотел на деле осуществить свои императорские права. Страсбургская присяга — это первый дипломатический документ, составленный не по-латыни и не по-гречески, а по-немецки и по-французски (романски). В 843 г. в Вердене был заключен знаменитый договор о разделе империи между тремя братьями. Земли империи были разделены на три части линиями, идущими с севера на юг. Запад — "королевство западных франков", то, что потом стало называться Францией, — получил Карл, восток — "королевство восточных франков", которое потом стало называться Германией, — получил Людовик, Лотарю досталась часть между владениями Карла и Людовика, обширная полоса земель от устья Рейна до устья Роны, и Италия. Раздел был совершен чисто механически и очень неудачно. Особенно это относится к части Лотаря, она была легкой приманкой для соседей, и ее слишком трудно было защищать. За Верденским договором последовали новые столкновения и новые договоры. Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию. Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая раздробленность. Обладая правом суда и управления, сбора налогов и чеканки монеты, располагая военной силой, каждый достаточно сильный сеньер мог чувствовать себя самостоятельным государем, мог воевать с кем хотел (даже со своим сюзереном), мог заключать с кем хотел мирные договоры и союзы. Понятие о международных отношениях запутывается еще тем, что при крайней феодальной раздробленности, при множестве мелких границ, деливших Европу, стирались рубежи между крупными государствами. Многие феодалы владели землями в разных государствах — во Франции и в Германии, в Германии и Италии — и были вассалами нескольких государей. Понятие сеньерии вытесняет понятие государства. Крупный землевладелец является государем, государство является вотчиной. Его делят, завещают, отдают в виде приданого. Путем браков создаются новые государства, иногда очень странного и пестрого состава, часто случайные и недолговечные. Англии, во Франции, в Испании, в Северо-Восточной Руси постепенно укреплялась феодальная монархия, по мере роста экономических связей и, отчасти, под ударами внешних военных сил объединявшая разрозненные феодальные области. Перед монархической властью в складывающихся национальных государствах Европы стояли сложные задачи как внутренней, так и международной политики. Для разрешения этих задач феодальным монархам приходилось вырабатывать свои приемы войны и дипломатии. В противоположность мечтам о всемирном господстве папы или императора их цели были реальны и осуществимы. Усвоив многие из приемов, переданных византийской, императорской и папской традицией, они выработали свою гибкую и трезвую дипломатию, сыгравшую немалую роль в создании национальных государств нового времени. 18 ТЕОРЕТИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ О ДИПЛОМАТИИ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ С новым возрожденческим правосознанием связано появление значительного числа научных работ, посвященных дипломатии и правовой организации дипломатической службы. Такие гуманисты, как Донато Аччайуоли, Никколо Макиавелли, Франческо Гвиччардини, Альберико Джентили, Гаспаре Брагачча разрабатывают концепции суверенитета, дипломатического иммунитета и привилегий. В своих трудах они обосновывают необходимость тайны дипломатической переписки, обучают искусству дипломатических переговоров, технике сбора информации, правилам составления и написания дипломатических документов. Остановимся более подробно на одном из видных политических деятелей и дипломатов Италии эпохи Возрождения — Николо Макиавелли (1469—1527 гг.) Он известен как искуснейший дипломат своего времени, правда, дипломат со всеми отрицательными чертами, свойственными дипломатии той эпохи. Опираясь на свой пятнадцатилетний политический опыт, Н. Макиавелли превзошел в своих размышлениях уровень конкретно-исторического анализа и создал подлинно классические произведения политической философии. Объясняя логику межгосударственных отношений, он констатировал, что государства различны по своей форме и между собой они находятся в естественном, природном состоянии, в котором нет ни законов, ни силы, которые стояли бы над государством. Тем самым Н. Макиавелли первым в Новое время изложил два коренных принципа, лежащих в основе "реалистической" теории: принцип отсутствия международной власти или иерархии, развитый в XVIII веке английским мыслителем Т. Гоббсом в теорию "естественного состояния" международного сообщества, и принцип верховенства государства. Н. Макиавелли считал определяющим в межгосударственных отношениях фактор силы, состояние войны, а не мира. Макиавелли вовсе не был апологетом войны, но, будучи реалистом в истинном смысле этого слова, он был убежден в неизбежности войн и не видел перспективы их искоренения. Неточно и несправедливо упрекать Н. Макиавелли в апологии войны и потому, что в его рассуждениях о внешней политике бесспорно начертаны основные принципы "равновесия сил". Несомненно, что в эпоху Возрождения Макиавелли изложил идеи, на которых основана "классическая" школа, или школа "политического реализма" в теории международных отношений. 19 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ, ПОСТОЯННЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИПЛОМАТОВ Как известно, дипломатия нового типа впервые зародилась в эпоху Возрождения в ходе развития отношений между итальянскими городами-государствами, когда и появились первые постоянные дипломатические представительства. По некоторым историческим источникам, первое постоянное представительство было учреждено в 1446 г., когда миланский герцог Сфорца направил Никодемо де Понтремоли в качестве своего постоянного представителя при дворе флорентийского герцога Козимо Медичи. Известно также, что в 1455 г. миланский постоянный посланник был представлен неаполитанскому двору. Миланскому герцогу Сфорца принадлежит первенство в направлении постоянного посольства в заальпийскую Францию в 1463 г. Таким образом, миланского посла Амброджо Малетта можно считать первым постоянным дипломатическим представителем за границами Апеннинского полуострова. Со временем постоянные представительства учреждаются итальянскими правителями в Лондоне и при дворе Карла V. Важно подчеркнуть, что постоянные посольства были учреждены только правителями итальянских государств, они действовали на взаимной и регулярной основе. Наиболее важный аспект ренессансной дипломатической революции — радикальный пересмотр самой концепции международных отношений. Идея единства и взаимозависимости мира, явленная Римской империей, была унаследована христианской церковью, определявшей в средние века направление жизни европейских народов. Выборы императора Священной Римской империи и других европейских правителей, их инвеститура и смещение происходили при непосредственном участии Св. Престола. Предложенный церковью идеал — создание единой «Res Publica Christianorum» — проявился в том, что отношения между различными герцогствами, королевствами, графствами поддерживали прежде всего дипломатические посланники церкви — папские нунции и легаты. В течение столетий международные отношения в Европе регулировались каноническим правом, единственным верховным сувереном и арбитром в европейских конфликтах выступал римский папа. Эпоха Возрождения завершила этот этап развития европейской жизни. Значительное воздействие на формирование основы дипломатических отношений имело наличие в ренессансном обществе развитой правовой базы. В сфере международных отношений в эпоху Возрождения действовало еще в основном каноническое право, созданное на принципах римского права. В XIV и XV вв. появляется «Usua Modernus Pandectarum», то есть, по сути, «возрожденное» римское право, хотя и несколько видоизмененное под воздействием канонического права. Результатом этого возрождения было прежде всего восстановление гражданского правосознания, уважения права и соблюдения законности как способа обеспечения общественного прогресса. По сути дела, была возрождена римская правовая концепция, считавшая закон единственной основой гражданского мира. Впервые внешнеполитическими делами, направлением и приемом послов, подготовкой дипломатической документации начинают заниматься специальные ведомства — канцелярии, прообраз министерства иностранных дел. По мере развития дипломатической системы совершенствуется также и архивное дело, возникают новые формы верительных грамот, инструкций послам, все более профессиональными становятся регулярные посольские отчеты- реляции. Итальянские дипломаты начинают получать жалованье из казны, превращаясь, таким образом, в государственных чиновников. Осознав себя суверенами, правители стремились создать новую систему международных отношений. При этом они обращались к античным теориям и практике средневековой церковной дипломатии. Политическая наука Возрождения разработала теорию «равновесия» как основу нового международного порядка. В XVI-XVII вв. «итальянская модель» дипломатии распространилась и на другие страны. 20 ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА ДИПЛОМАТИИ Исследователи дипломатии сходятся во мнении, что именно «итальянская модель» дипломатии стала прообразом современной дипломатической службы. Важным моментом в становлении этой модели стало формирование государств нового типа, чему значительный импульс был придан так называемой «папской революцией» начала XI в., положившей начало четкому разделению светских и церковных властей. Утверждение светского подхода в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, но и мно- жество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета. Возрождение античной теории равновесия как основы отношений между государствами потребовало превращения посла в постоянного представителя, способного квалифицированно информировать своего правителя о состоянии дел в другом государстве. В XVI—XVII вв. поиски равновесия становятся основным содержанием внешней политики практически всех ведущих европейских государств. Соблюдение равновесия требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями. Политика равновесия, таким образом, с одной стороны, стимулировала появление организованной и постоянной дипломатической службы, а с другой стороны, именно эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия. Дипломатическая служба итальянских республик, монархий, герцогств и синьорий питалась богатыми традициями дипломатии Ватикана, а также свидетельствами о дипломатической практике древнегреческих полисов, Римской империи, Византии и арабских эмиратов. С развитием межгосударственных отношений появляются так называемые «канцелярии», в недрах которых разрабатываются методы осуществления внешней политики. Начиная с XII—XIV вв. в хрониках содержатся упоминания об избранных в городах-коммунах Италии посланниках-нунциях, сведения о появлении нового образца отчетов-реляций, верительных грамот и инструкций. Все чаще в документах фигурируют одни и те же лица, занимающиеся внешнеполитической деятельностью, что свидетельствует о появлении дипломатов-профессионалов, гарантирующих большую компетентность и преемственность политики. Утверждается система оплаты дипломатов из государственной казны. Это способствует появлению класса чиновников-профессионалов. Не случайно итальянские дипломаты приглашаются на службу различными правителями Европы. Среди многочисленных послов, прибывших в Рим на юбилейные торжества 1300 г., было 12 флорентийцев, которые, помимо Флоренции, представляли Францию, Англию, Чехию и ряд других стран. Взаимные постоянные представительства в 1375 г. открывают Милан и Мантуя, за ними следуют постоянные представительства Флоренции, Венеции, Генуи, Неаполя и других итальянских государств. Если в средние века наиболее распространенной дипломатической фигурой были нунции («озвученные письма») и прокураторы (уполномоченные вести переговоры)1, то в эпоху Возрождения появляется ambasciatore, посол-резидент с самыми широкими полномочиями. Ученые-гуманисты и дипломаты-практики разрабатывают теоретические основы внешнепо- литической службы и дипломатического права. Н.Макиавелли, Ф.Гуиччардини, А.Джентили, Г.Брагачча, Т.Тассо исследуют искусство дипломатии, анализируют права и обязанности посла, всесторонне изучают проблемы иммунитета и привилегий, появление особого типа дипломатической корреспонденции и дипломатических архивов. 21 ФРАНЦУЗСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА Рождение французской дипломатии связано с началом процесса создания централизованного государства и подключением Франции к международным делам. С избранием в конце X веке Гуго Капета королем Франции в стране воцаряется династия Капетингов. Она втягивается в затяжную борьбу с феодалами, стремясь к объединению французских земель. Король Людовик XI (1461- 1483 гг.) превращает дипломатию в важный рычаг государственной политики. При нем феодалы лишаются права самостоятельно выступать на международной арене; и ведение отношений Франции с другими странами становится исключительной пререгативой королей. Людовик XI широко практиковал направление за границу своих полномочных представителей и считал важным превращение временных миссий в постоянные. Долгое время французские короли непосредственно руководили внешнеполитическими делами. В их окружении не было ответственного уполномоченного по осуществлению внешней политики. Такое лицо появляется при Генрихе III, который поручил указом 1589 года ведение иностранных сношений Франции статс-секретарю Луи Револю. Для этих целей создается специальный департамент. Луи Револь значится первым в списке министров иностранных дел Франции. На протяжении столетий французы зарекомендовали себя мастерами дипломатического искусства, умением использования возможностей дипломатии для увеличения веса и влияния своей страны на международной арене. Известный исследователь Г.Никольсон писал, что в XVII-XVIII столетиях французы в дипломатии «дали пример, которому последовали все другие европейские государства». Французская дипломатическая служба, была в те времена самой разветвленной по сравнению с дипломатическими службами всех других стран, а французский язык стал, в то время, общепринятым языком дипломатического общения, заменив в этом латынь. С момента рождения дипломатической службы во Франции придавалось большое значение разработке и совершенствованию принципов ее организации, шлифовке дипломатического искусства, определению и воспитанию качеств, необходимых дипломату. Французскую дипломатию формировала большая плеяда выдающихся личностей – государственных и политических деятелей, видных ученых, писателей, поэтов. Со свойственной французскому складу ума критичностью, с укоренившейся во французском типе мышления декартовской логикой, со смелым полетом воображения они решительно отбрасывали устаревшие схемы и штампы дипломатической деятельности, выдвигали взамен им новые. Не раз на протяжении истории французская дипломатия показывала пример высокой маневренности. Неоднократно она оказывалась способной круто менять курс, мобилизуя максимум своих ресурсов для минимизации ущерба от неудач внешней политики или для развития успеха. Теоретические разработки, мемуары, высказывания наиболее видных представителей французской дипломатии, отмеченные печатью глубокого профессионализма и элегантностью подачи материала, во многом стали источниками и основой дипломатической науки и искусства. «Французская дипломатии, пишет российский исследователь, посол В.И.Попов, одна из основоположников современной мировой дипломатии; она оказала огромное влияние на дипломатию сегодняшнего дня». 22 РОЛЬ КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ В СТАНОВЛЕНИИ ФРАНЦУЗСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В первой половине XVII века кардинал Ришелье – выдающийся государственный деятель Франции, премьер-министр короля Людовика XIII – долгое время (с 1624 по 1642 гг.) фактически управлявший страной, внес столь значительный вклад в теорию и практику дипломатии, что это позволило Г.Никольсону говорить о «французской системе» организации и осуществления дипломатической деятельности, как о ведущей дипломатической школе в мире в XVII-XVIII веках. Ришелье первым пришел к выводу, что дипломатия должна быть предметом постоянной деятельности, а не усилий, предпринимаемых от случая к случаю. Он считал, что целью дипломатии должны быть не случайные или конъюнктурные соглашения, а создание прочных взаимоотношений между государствами. При этом Ришелье исходил из принципа, что интересы государства всегда должны стоять на первом месте и оставаться незыблемыми. Они не должны приноситься в жертву сентиментальным, идеологическим и доктринальным предрассудкам и привычкам. В моменты опасности, полагал Ришелье, союзников следует выбирать не за их порядочность и привлекательность, а исходя из их военной и даже географической полезности. Весьма примечательно, что в эпоху набиравшего силу абсолютизма этот государственный деятель подчеркивал, что никакая политика не может увенчаться успехом, если ее не поддерживает национальное общественное мнение. В связи с этим он ввел отвечавшую тем временам систему пропагандистского обеспечения своих политических мероприятий. Из всех компонентов серьезной дипломатии наиболее существенным Ришелье считал элемент определенности. Он исходил из того, что международный договор является очень серьезным делом. Заключать договоры, отмечал он, следует при соблюдении крайней осторожности, а после заключения – соблюдать «с религиозной скрупулезностью». Ришелье был убежден, что дипломатия не принесет успеха, если руководство внешней политикой и контроль за действиями послов не будут сосредоточены в одном министерстве. До этого во Франции несколько различных министерств, считали себя вправе вмешиваться в осуществлении внешней политики и получать отчеты от французских послов. Специальным декретом 1626 года Ришелье возложил всю ответственность за ведение внешних дел на министерство иностранных дел, а само это министерство «никогда не выпускал из своего поля зрения». Он также установил правило, по которому важные дела решались между ним и королем. Со времени Ришелье французская дипломатическая служба приобретает стройную систему, состоящую из двух основных компонентов – центрального аппарата в виде департамента внешних сношений и заграничного аппарата – сети постоянных дипломатических представительств. Центральный аппарат был немногочисленным: имеются свидетельства, что в 1661 году, например, он состоял всего из пяти сотрудников. В то же время сеть зарубежных представительств была весьма разветвленной. В 1685 году Франция располагала постоянными посольствами в Риме, Венеции, Константинополе, Вене, Гааге, Лондоне, Мадриде, Лиссабоне, Мюнхене, Копенгагене и Берне. Специальные миссии находились в Вюртемберге, Пфальце и Майнце, а министры-резиденты – в Мантуе, Генуе, Гамбурге, Женеве и Флоренции. Французские представители делились на категории чрезвычайных послов, ординарных послов, посланников и резидентов. В ходе эволюции дипломатической службы всем послам стал присваиваться титул «чрезвычайных». 23 ВЗГЛЯДЫ НА ДИПЛОМАТИЮ ЛЮДОВИКА XI Людовика XI нередко называют родоначальником современного дипломатического искусства. И действительно, этот король был непревзойденным дипломатом не только для своего времени. Ни один государь до Людовика XI не относился столь презрительно к рыцарской военной славе. Людовик XI не любил войны: он не доверял военному счастью, страшась потерять в случае неудачного сражения в один день плоды долголетних усилий. Дипломатия была излюбленным орудием Людовика XI, В борьбе со своими многочисленными врагами он по возможности старался избегать лобовой атаки, будучи глубоко убежден в том, что хитрость лучше, чем сила. Одной из основных черт Людовика XI была склонность к интриге. Ссорить своих врагов, создавать им тысячу препятствий, неожиданно выступить в роли арбитра между ними и добиться таким образом в нужный момент перемирия или мира — такова была тактика Людовика XI. Еще будучи дофином и непрерывно интригуя против своего родного отца, Людовик в течение ряда лет вел тайные переговоры с Венецией, Флоренцией и Франческе Сфорца, герцогом Миланским. Благодаря этому постоянному общению с итальянцами и особенно с Франческо Сфорца, которого Людовик считал образцом дипломатического искусства, этот способный ученик в совершенстве усвоил манеры и методы итальянских дипломатов и в первую очередь их гибкость, умение приспособляться к обстоятельствам, их склонность к сложной интриге, коварству, обману. Людовик XIбыл в курсе всех государственных дел, вникал во все и понимал, что в политике нет ничего неважного. Он тратил большую часть своего времени на то, чтобы разузнать нужную информацию, находил время для оживленной переписки со своими «добрыми и верноподданными городами» и целой массой как высокопоставленных, так и совсем незнатных людей. Любопытно, как вел себя Людовик со своими дипломатами. Он делал вид, что дает им полную свободу при ведении пере- говоров, просил их не спрашивать у него слишком часто советов и лишь держать его в курсе всего, что они предпринимают. Но особенно настаивал король на исчерпывающей информации, когда дела шли негладко. Особенно советует Людовик своим послам подкупать слуг своих врагов. Он считает даром неба искусство преуспевать в этом деле. Людовику было 38 лет, когда он вступил на французский престол. Серьезнейшим испытанием дипломатических талантов Людовика в первые годы его правления была его борьба с образовавшейся против него обширной коалицией феодальной знати, так называемой Лигой общественного блага. Душой Лиги был Карл Смелый, который использовал недовольство крупных феодальных владетелей Франции абсолютистскими тенденциями Людовика. Чтобы справиться с этой опасностью, Людовик уступил Геную Франческо Сфорца и приобрел в нем хитрого и ценного союзника. Теми же методами — золотом, подкупами, шпионажем и нескончаемой сетью интриг, которую так искусно умел плести этот, по выражению хрониста, «всемирный паук», - Людовик пользовался в борьбе с другими своими противниками. Так, он сумелтвлечь от чрезвычайно опсного для него союза с Карлом Смелым ленивого и всецело поглощенного развлечениями английского короля Эдуарда IV, купив его щедрой ежегодной рентой. Такими же путями Людовик купил себе союз швейцарцев, заключив так называемый «вечный союз» с восемью кантонами, из которых тогда состояла швейцарская федерация. Обеспечив себе нейтралитет Англии и натравив на Карла Смелого швейцарцев, Людовик добился гибели своего главного соперника и крушения бургундского могущества. Путем интриг, вероломства и частью открытой войны Людовик завладел значительной частью бургундского наследства. Таков был финал франко-бургундской тяжбы, в которую втянута была почти вся Европа. Правление Людовика XI, имевшее столь важные последствия для объединения Франции, оказало огромное влияние на развитие европейской дипломатии. Методы Людовика XI совершенно изменили весь характер и формы европейской дипломатии. Известны имена свыше 70 лиц, являвшихся дипломатами Людовика XI.Число же его тайных эмиссаров, которые сыпали пригоршнями золото повсюду, где можно было получить информацию или всякую иную помощь, было огромно. Людовик не только сильно расширил число дипломатических миссий, которые направлялись им в различные страны, но и сделал их пребывание там более длительным. Особенно стремился Людовик превратить временные дипломатические сношения в постоянные" "представительства при дворах, в которых был наиболее заинтересован, как, например, в Бургундии и Англии. Следует отметить, что тенденция Людовика XI сделать ведение дипломатических сношений монополией государства и лишить своих могущественных вассалов права дипломатического представительства была усвоена у него и другими европейскими государями. 24. ТАЛЕЙРАН И ЕГО ВЗГЛЯДЫ НА ДИПЛОМАТИЮ Во время Французской революции для наблюдения за деятельностью дипломатической службы Учредительное собрание создало в июле 1790 года постоянный дипломатический Комитет во главе с маркизом Мирабо. Ранг послов был упразднен. Французские представители за рубежом стали называться «нунциями Франции». В департаменте внешних сношений вместо двух политических департаментов было создано, также по географическому признаку шесть политических отделов. Была учреждена должность генерального директора иностранных дел, который должен был обеспечивать преемственность при смене руководивших департаментом статс-секретарей. При правительстве Директории пост министра внешних сношений занял Шарль-Морис Талейран. Он сыграл большую роль в период смены дипломатии абсолютистской монархии дипломатией буржуазной Франции. Сильными качествами Талейрана были здравый смысл, реалистический подход к делам и особый дар предвидения. Эти качества в сочетании со многими другими талантами, необыкновенной изворотливостью и мастерством интриги позволили Талейрану оставаться на поверхности политической жизни Франции и европейской дипломатии с начала Французской революции в 1789 году до середины тридцатых годов XVIII столетия. Его высшим дипломатическим достижением стала деятельность на Венском конгрессе 1815 года, когда он – представитель страны побежденной сумел добиться практически равных условий участия в конгрессе с державами-победительницами Россией, Великобританией, Пруссией и Австрией и оказать выгодное для Франции влияние на его итоги. Рассуждая о качествах, необходимых для успеха в дипломатической деятельности, Талейран, в докладе правительству в марте 1800 года сгруппировал их в двух категориях: «Первая категория: 1. осмотрительность; 2. скромность; 3. полное бескорыстие; 4. наконец, известная возвышенность чувств, которая заставляет ощущать все величие обязанности представлять нацию вовне и следить внутри страны за сохранением ее политических прав. Вторая категория: 1. духовная склонность и изучению политических отношений; 2. способность хорошо и быстро схватывать существо вопросов, ибо ни одно занятие не требует более срочной и зачастую мгновенной реакции; 3. известная широта мысли, ибо в данной области все детали должны обобщаться в единое целое… Все перечисленные качества, взятые вместе и развитые путем практики, составляют дух и честь дипломатической карьеры». Следует оговориться, что сам Талейран, отличавшийся невероятной жадностью и занимавшийся вымогательством взяток, был далек от соответствия всем этим критериям. Это, однако, не лишает интереса его суждения о дипломатической карьере. Тайлерану принадлежит также описание примерного руководителя политического отдела министерства иностранных дел. Поведение этого работника, по мнению Талейрана, «должно быть простым, правильным, скромным; чуждаясь светской суеты, он должен посвящать себя всецело делам, храня их в абсолютном секрете; всегда готовый дать справку о событиях и людях, он – обязан постоянно иметь в памяти все договоры, знать их хронологический порядок и даты, правильно оценивать сильные и слабые стороны договоров, их предысторию и их последствия. В департаменте внешних сношений Талейран вернулся к схеме двух основных территориальных управлений – северного и южного и создал управление торговых отношений, или консульское бюро. Талейран был инициатором учреждения в 1800 году степеней старшинства работников дипломатической службы, которые в основном сохранились до настоящего времени. Это были: аспирант, секретарь-экспедитор, референт, секретари миссии 2 и 1 классов, посланник, посол и министр. Министру при назначении на пост присваивался ранг посла. С именем Талейрана связано и принятие на Венском конгрессе 1815 года регламента, определившего в международном плане старшинство дипломатических представителей за границей. |