Главная страница

Происхождение дипломатии как категории исторической диплом


Скачать 402.9 Kb.
НазваниеПроисхождение дипломатии как категории исторической диплом
АнкорIDSh.pdf
Дата04.10.2018
Размер402.9 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIDSh.pdf
ТипДиплом
#25475
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИПЛОМАТИИ КАК КАТЕГОРИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ
Дипломатия появилась с возникновением родового общества, появлением племен, первого обмена продуктами, товарами, первыми проблемами, связанными с территориями для охоты, земледелия, рыболовства и их границами. Там, где появились первые группы людей, возникли и проблемы взаимоотношений между ними, разгорались споры, даже конфликты. Изначально они разрешались силой, но очень быстро люди пришли к выводу, что часто разногласия выгоднее разрешать не силой, не дракой, не сражениями, а договоренностью. Тем более что урегулирование споров по принципу: кто силен, тот и прав - приводило не к урегулированию, а к ожесточению и новым, более глубоким конфликтам. Споры возникали часто и внутри одного племени, внутри семьи, и люди постепенно научились их разрешать не оружием, а словом старейшего, который и выступал в роли своеобразного дипломата. Это были лишь первые несовершенные, примитивные зачатки будущей дипломатии. При урегулировании споров появились и зародыши соглашений. Эта "дипломатия" не опиралась еще на науку и искусство. Она была сугубо дипломатией практики, "дипломатией здравого смысла". Она в значительной степени диктовалась вынужденным стремлением избежать племенных войн, исход которых - победу или поражение - далеко не всегда можно было предугадать. Это была еще "примитивная дипломатия".
Дипломатия в том смысле, в каком мы понимаем ее сейчас, появилась лишь с развитием производительных сил, с появлением общественного сознания и первых, сначала зачаточных, юридических норм. К сожалению, мало известно о деятельности дипломатии в древние времена, да и сведения эти отрывочны. До наших дней, например, дошло упоминание, что уже в XV в. до нашей эры, то есть три с половиной тысячи лет назад,
Египет заключал международные договоры, причем по правилам дипломатического
Таким образом, дипломатия появилась в глубокой древности. Зачатки ее имелись уже в родовом обществе. Однако о дипломатии в подлинном смысле этого слова можно говорить лишь с развитием государства. Характер дипломатии определяется общественными отношениями и природой того государства, которому она служит.
Дипломатия является одним из средств внешней политики государства. В древнем мире дипломатия выполняла внешнеполитические задачи государств, экономическую основу которых составляло рабовладение.
Рабовладение лежало в основе государственных образований древнего Востока — египетской деспотии, месопотамских государств, царства хеттов, Ассирии, Персии, древних государств Китая и Индии. В военно-теократических державах древнего Востока, опиравшихся на силу внеэкономического принуждения, внешняя политика диктовалась главным образом завоевательными интересами: захват земель, скота, грабеж соседних стран составляли главную цель. Международные споры разрешались обычно вооруженной силой. Но в то же время государства древнего Востока развивали также и оживленную дипломатическую деятельность. Дипломатические сношения велись от лица царей. Властелины древнего Востока почитались как боги, воплощая в своем лице все государство. Они имели в своем распоряжении особых «царских слуг» — чиновников, писцов, гонцов. В соответствии с основными задачами завоевательной внешней политики военно-теократических царств Востока их нейтрализованная дипломатия разрешила сравнительно ограниченный круг вопросов. Однако уже тогда появились различные типы договоров, сложился обычай направлять посольства для урегулирования различных проблем международной жизни, возникли военно-политическая разведка.

2. РОЛЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДРЕВНЕГО МИРА (ЕГИПЕТ, КИТАЙ,
ВАВИЛОН, ИНДИЯ)
Китай. Первые рабовладельческие государственные образования в Восточной Азии, возникшие на среднем течении реки Хуанхэ еще в начале II тысячелетия до нашей эры, с течением времени (XII в. до нашей эры) слились в единое большое царство. В I тысячелетии единое рабовладельческое древнекитайское государство распалось на ряд крупных и мелких царств, которые с VIII в. до нашей эры стали совершенно самостоятельными. Эти государства, то враждуя между собою, то вступая в дружественные переговоры и заключая союзы, находились в тесных взаимоотношениях. Они образовали комплекс культурных областей, окруженных на севере, северо-западе и юге племенами, находившимися на стадии родового строя.
Древнекитайские государства неоднократно подвергались опустошительным набегам кочевых племен центральноазиатских степей, которых в Китае называли «юн-ну» или «хун-ну» (гунны). Для защиты от набегов гуннов правители древнекитайских государств вынуждены были объединяться в союзы, а в середине VI в. до нашей эры заключили соглашение, предусматривавшее отказ от разрешения спорных вопросов с помощью военной силы и обязательное обращение обеих конфликтовавших сторон к третейскому суду. Этот первый из известных в истории дипломатии «договор о ненападении» оказался скоро нарушенным. Правители отдельных китайских государств вновь вступили между собою в напряженную борьбу, которая завершилась в середине III в. до нашей эры победой Чжэня, повелителя царства Цинь. Он разгромил военные силы всех своих соперников и воссоздал единую древнекитайскую рабовладельческую деспотию.
Объединив под своей властью всю центральную часть современной территории Китая по течению рек
Хуанхэ и Янцзы, Чжэн, принявший титул Цинь-ши (Цинский великий желтый царь), организовал ряд экспедиций для покорения соседних племен и народностей. Однако и после его смерти (209 г. до нашей эры) на юге в бассейне реки Жемчужной и на побережье Южно-Китайского моря еще сохранялись независимые от правителей китайской империи небольшие рабовладельческие государства. При царях династии Хань (206 г. до пашей эры — 220 нашей эры) китайская рабовладельческая деспотия превратилась в мощное централизованное государство, правители которого располагали крупными военными силами и хорошо организованной системой бюрократического управления.
В эту эпоху в китайских царских канцеляриях тщательно записывались все важнейшие события виутрениой и внешнеполитической жизни. Руководители китайских посольств обязаны были давать подробные письменные отчеты о выполнении поручавшихся им миссий, сведения о которых сохранились до нашего времени в передаче историков.
Индия. Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются древнеиндийские законы Ману. Подлинный текст законов Ману до нас не дошел. Сохранилась лишь его позднейшая (стихотворная) передача, по всей вероятности, относящаяся уже к I в. нашей эры. Законы Ману были в этой редакции открыты в XVIII в. Написаны они на классическом санскрите. В XIX — XX вв. они были переведены на ряд европейских языков, в том чпсле и на русский. Согласно индийскому преданию, законы Ману — божественного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, почитавшегося родоначальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, международного права, торговли и военного дела.
Эти правила складывались на протяжении всего I тысячелетия до нашей эры.
С формальной стороны законы Ману являются сводом законов древней Индии. Но содержание памятника значительно шире и разнообразнее. Он богат философскими рассуждениями; много внимания уделено в нем религиозным и нравственным правилам. В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рассматривается и дипломатия. Центр внимания переносится на личные качества дипломата, от которых зависит успех дипломатической миссии.
Дипломатическое искусство, согласно учению Ману, заключается в умении предотвращать войну и укреплять мир. Мир и его противоположность (война) зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война.
Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей. Тем самым он предохраняет государство от грозящих ему опасностей. Поэтому дипломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей. Он должен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их словам пли действиям, но даже по жестам и выражению лица.
Главе государства рекомендуется назначать дипломатов с большим выбором и осторожностью. Дипломат должен быть человеком почтенного возраста, представительным, смелым, красноречивым, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памятью, «знающим место и время действия». Самые сложные вопросы международной жизни должны разрешаться прежде всего дипломатическим путем.
Таковы основы учения Ману, касающиеся дипломатии и роли дипломата.
Законы Ману свидетельствуют о том, что среди представителей индийских господствующих классов в древности были выработаны определенные взгляды на искусство ведения дипломатических переговоров.

Египет. Одним из крупнейших государств Древнего Востока был Египет. Уже в III тысячелетии до нашей эры египетские цари делали попытки завязать отношения с соседними странами. В эпоху правления царей VI династии (XXV в. до нашей эры) египтяне снаряжали посольские экспедиции в страну Пунт, находившуюся на южном побережье Красного моря. Египетские посланцы приплывали на кораблях и вели переговоры с вождями местных племен. К началу II тысячелетия до нашей эры сношения Египта с соседними государствами, сложившимися в Азии, сделались более частыми. В Египте при царском дворе появилась особая категория служителей, которых посылали гонцами к азиатским народам. Древний Восток знал практику дипломатических переговоров перед открытием военных действий, В XVI в. до нашей эры в момент крайнего обострения отношений между захватившими северную часть Египта кочевниками- гиксосами и фиванокими царями вождь гикоосов предъявил правителю Фив невыполнимое требование, угрожая в случае отказа начать войну. Это древнейший из известных в истории международных отношений случай предъявления ультиматума. После напряженных войн, закончившихся изгнанием гиксосов из
Египта, и ряда походов царейXVIII династии в соседние азиатские страны между правителями Египта и другими древневосточными государствами установился систематический обмен посольствами. В середине II тысячелетия до нашей эры Египет играл первенствующую роль в международной жизни древнего Востока. Египтяне поддерживали оживленные торговые, культурные и политические связи со всем известным им миром. Дипломатической перепиской в Египте заведовала особая государственная канцелярия по иностранным делам. Из многочисленных памятников древневосточной дипломатии наибольший интерес по объему и богатству содержания представляют эль-амарнекая переписка и договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1296 г. до нашей эры.
Инициатива мира и дружественного соглашения исходила от хеттского царя. После долгих предварительных переговоров Хаттушиль послал Рамсесу проект договора, начертанный на серебряной доске. Рамсес принял условия мира, предложенные ему хеттским царем, и в знак согласия отправил
Хаттушилю другую серебряную доску с начертанным на ней текстом мирного договора. Оба экземпляра были скреплены государственными печатями и подписями. Договор сохранился в трех редакциях
(надписях) — двух египетских, и одной хеттской. Это было первое исторически засвидетельствованное дипломатическое свидание правителей двух крупных государств. Для истории дипломатии договор Рамсеса с Хаттушилем имеет большое значение. Это древнейший из известных памятников международного права подобного рода. В договоре Рамсеса — Хаттушиля нашла свое отражение характерная черта государственного строя стран древнего Востока — полное отождествление государства с личностью носителя верховной власти. Все переговоры велись исключительно от имени царя. Отдельные статьи договора содержат обязательства о ненападении и взаимной помощи. Эти понятия уже начинали складываться. Достойно внимания, что помощь предусматривается также в виде обусловленного сторонами обоюдного содействия для подавления внутренних восстаний.
Ассирия и Вавилон
В последующие столетия Египет и царство хеттов слабеют и постепенно утрачивают руководящую роль в международных отношениях Востока. Первенствующее значение приобретает государство Передней Азии
— Ассирия, с главным городом Ашур на среднем течении реки Тигра в Месопотамии. Первоначально
Ассирия представляла небольшое княжество, но приблизительно с XIV века (до нашей эры) Ассирия превращается в одно из самых сильных государств Древнего Востока. В ранний период своей истории
Ассирия входила в состав Вавилонского царства, и царь Ашура подчинялся царю Вавилона. Но эта зависимость постепенно исчезала, и ассирийские цари становились самостоятельными. Первое упоминание об Ассирии как самостоятельной державе находим в Телль-Амарнской переписке, где говорится о прибытии ассирийских послов в Египет. Против принятия их египетским фараоном Аменофисом IV решительно протестовал вавилонский царь Бурнабуриаш, который считал себя главой Ашура. Своего наибольшего могущества Ассирийское царство достигает при Саргонидах (VIII—VII века до нашей эры). Большое значение имеют найденные архивы, часть которых относится ко времени царя Ашурбанипала. Все царствование Ашурбанипала проходит в напряженной борьбе с антиассирийскими коалициями, которые возникали на разных границах страны. При Ашурбанипале "наместником Бела" (Вавилона) сделался младший брат царя Шамаш-Шумукин. Он изменил Ашурбанипалу, провозгласил независимость
Вавилонского царства, а себя объявил вавилонским царем. Из Вавилона во все страны, ко всем царям и народам были отправлены посольства с целью вовлечения их в общий союз против Ассирии. На призыв
Шамаш-Шумукина откликнулись многие цари и народы от Египта до Персидского залива. Узнав об этом
Ашурбанипал объявил брата узурпатором и стал готовиться к войне. Он немедленно обратился к городам с дипломатическим посланием, текст которого сохранился в царском архиве. Обращение Ашурбанипала к населению Вавилона и обещание сохранять впредь вольности города имели решающее значение для всей последующей истории отношений с вавилонским царем. Города отпали от Шамаш-Шумукина и перешли на сторону Ашурбанипала. Сохранение союза Вавилона с Ашурбанипалом нанесло удар всему движению, поднятому Шамаш-Шумукином. Другим источником для знакомства с ассирийской дипломатией служат тайные донесения царских уполномоченных. Во всех городах "царь вселенной" имел своих людей. Из этих донесений видно, с каким вниманием ассирийские уполномоченные следили за всем, что происходило в пограничных областях и соседних государствах. О всех замеченных ими переменах: (приготовлениях к войне, передвижении войск и т д) они немедленно ставили в известность царя и чиновников.

3.ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО МИРА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИПЛОМАТИИ
Из истории древнего мира известно, что дипломатия хотя и занимала серьезное место в международных отношениях, тем не менее не была ведущим способом осуществления внешней политики рабовладельческого государства. Ведущими средствами осуществления внешней политики древних государств являлись насильственные, военные средства, то есть в осуществлении внешней политики государств того времени доминировала война.
Это значение войны определялось в конечном счете самим рабовладельческим способом производства, его потребностями в систематическом пополнении резервов рабской рабочей силы путем ведения войн. Однако при всем этом не могла не развиваться и оформляться и своеобразная военная дипломатия, являющаяся в условиях эксплуататорского строя неизбежным средством подготовки войн и их прекращения, неизбежной спутницей са-мих войн, во время которых отношения между союзниками оказывались даже более тесными, чем в мирное время.
Из истории таких древних государств, как Китай, Вавилон, Египет, известно, что дипломатическая деятельность имела довольно сложную и вполне определенную форму; не только посылались представители государства для переговоров, но и заключались соответствующие договоры, соглашения, имевшие ту же силу дипломатических документов, какую они имеют и сейчас.
Характер и формы дипломатии были тесно связаны с характером и формами государств данной эпохи. В теократических государствах Востока дипломатические сношения велись от лица царей и руководились ими.
В рабовладельческих демократиях Древней Греции послы, посылавшиеся со специальными миссиями в отдельные страны, избирались на народных собраниях, а по выполнении своих миссий отчитывались перед ними. В Древнем Риме народные собрания решали общие вопросы войны и мира, а сенат — орган римской знати — являлся повседневным руководителем внешней политики и дипломатии. В императорском Риме дела внешней политики и дипломатии вершили императоры.
Во внешней политике греческих государств-городов (полисов) преобладала борьба за расширение территорий, за приобретение рабов, за новые рынки. Дипломатия греческих полисов стремилась к заключению оборонительных и наступательных союзов. Идеи защиты национальной независимости получили свое признание в эту эпоху.
Такие видные представители Древней Греции, как Фемистокл, Перикл, Филипп Македонский, боровшиеся за объединение Греции, а затем за ее расширение, руководившие как военными действиями, так и ведшие дипломатические переговоры, широко пользовались искусством дипломатии.
В последние века Римской республики и первые века Римской империи во внешней политике и дипломатии преобладали цели захвата новых земель и создания централизованной мировой державы. В дальнейшем римской дипломатии пришлось перейти к маневрированию с целью ослабить давление «варваров» и в то же время укреплять целостность империи путем различных соглашений с отдельными ее провинциями. С распадом рабовладельческого строя и зарождением феодального общества стала изменяться и его дипломатия.

4. ДИПЛОМАТИЯ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ
Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных лиц, или послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос), в классической Греции — старейшинами (пресбейс). В государствах Греции, как, например, в Афинах, Спарте, Коринфе и др., послы избирались Народным собранием из лиц почтенного возраста, не моложе 50 лет. Отсюда и происходит термин "старейшины".
Обыкновенно послы избирались из состоятельных граждан, пользовавшихся авторитетом, имевших проксенов в других городах, степенных, рассудительных и красноречивых. Чаще всего посольские поручения давались архонтам данного города и в особенности архонту-полемарху
(военачальнику). Известны случаи, когда послами назначали актеров. Избрание актеров для выполнения высокой и почетной миссии посла находит свое объяснение в большом значении, какое в античных обществах имели красноречие и декламация. Искусство актера придавало большой вес и убедительность словам делегата, выступавшего на многолюдном собрании, на площади или в театре. Число членов посольства не было установлено законом: оно определялось в зависимости от условий данного момента. Все послы считались равноправными. На содержание послов за время их полномочий отпускались некоторые денежные суммы ("дорожные деньги"). К послам назначался определенный штат прислуги. При отправлении им давались рекомендательные письма (симбола) к проксенам города, в который выезжало посольство. Цель посольства определялась вручаемыми старейшинами инструкциями, написанными на грамоте, состоявшей из двух сложенных вместе листов. В них указывалась цель посольства, однако в пределах данных инструкций послы пользовались известной свободой и могли проявлять собственную инициативу. Послы, прибывшие на место своего назначения, одни или вместе с проксеном направлялись к должностному лицу данного города, ведавшему дипломатическими делами. Они предъявляли ему свои грамоты и получали от него соответствующие указания и советы. В ближайшие после регистрации дни послы выступали в Совете или Народном собрании с объяснением цели своего прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же дело передавалось на рассмотрение специальной комиссии. Одной из главных обязанностей послов в
Греции, как и вообще в античных государствах, было заключение союзов с другими государствами и подписание договоров. На договор в древнем мире смотрели, как на нечто магическое. Нарушение договора, по суеверному убеждению людей древности, влекло за собой божественную кару. Поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров в
Греции были обставлены строгими формальностями. Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели сверхъестественную силу, якобы освятившую подписанный договор. Клятвы давались обеими сторонами в присутствии магистратов того города, где подписывался договор. К клятве присоединялось еще проклятие, падавшее на голову нарушителя договора. Возникавшие на почве нарушения договора споры и столкновения передавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на виновников нарушения денежные пени, которые вносились в казну какого-либо божества — Аполлона Дельфийского, Зевса
Олимпийского и др. Из надписей известны такие взыскания, равнявшиеся десяти и более талантам, что в то время составляло очень крупную сумму. В случае упорного нежелания подчиняться требованиям третейского суда против непокорных городов предпринимались принудительные меры, до священной войны включительно. После принятия соглашения каждой стороне вменялось в обязанность вырезать текст договора и клятвы на каменном столбе-стеле и хранить в одном из главных храмов. Копии наиболее важных договоров хранились в национальных святилищах — Дельфах, Олимпии и Делосе. Договоры писались на нескольких языках, по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан договорной текст, разбивалась, и тем самым договор расторгался.

5. МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ ГРЕЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ-ПОЛИСОВ
Аничная Греция
  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта