Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Международное право Древней Греции

  • Происхождение и историческое развитие международного права 5


    Скачать 71.31 Kb.
    НазваниеПроисхождение и историческое развитие международного права 5
    Дата31.03.2021
    Размер71.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya_Ismailov.docx
    ТипРеферат
    #190103
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Глава 2. Международное право в Древней Греции и Древнем Риме

    2.1 Международное право Древней Греции


    Как отмечает своей статье М. И. Ростовцев: «Греция и ее города приняли полностью наследие восточной культуры, но развили ее по-своему. Восприняли они и традиционные формы международных отношений, но придали им иной характер и взяли в них иное содержание. За союзами и договорами начинает мерцать свет рождающегося международного права»19. Таким образом, большое внимание при рассмотрении данной темы работы необходимо уделить анализу международного права Древней Греции.

    Пока Персия занята была созданием своего мирового государства, в Греции постепенно развивалась целая система мелких самостоятельных государств. Колонизация значительно увеличила число этих государств, создав группы греческих городов-государств на островах Эгейского моря, на западном берегу Малой Азии, на восточном берегу Балканского полуострова, на берегах проливов и Мраморного моря, на северном, южном и восточном берегах Черного моря, в южной Италии, Сицилии, Франции и Испании, на северном берегу Африки. Велика была расщепленность и разбросанность греческого мира20.

    Везде города-государства эволюционировали по одному общему пути. От царской племенной власти они переходили к аристократическому или олигархическому управлению, затем все, в большей или меньшей степени, иногда через стадию тирании, приближались к  одной или другой форме демократического строя. В истории греческой жизни мы сталкиваемся с двумя основными тенденциями, с двумя основными силами: одна сила — центробежная, другая — центростремительная. Одна ведет к упрочению мелких городов-государств и к постоянным военным конфликтам между ними, другая, вопреки расщеплению, сумела создать единую греческую нацию, единый греческий язык, единую греческую религию, единую греческую культуру. Остановимся на некоторое время на этих центростремительных или лучше объединительных стремлениях. В них - ключ к пониманию той системы междугосударственных отношений, которая ближайшим образом нас здесь интересует.

    Шестой век до Рождества Христова был великой эпохой в истории Греции. Развиваясь без помех извне, Греция в это время заложила базы своего национального и культурного единства. В политическом отношении это был период фактического равновесия сил. Правда, Спарта в эту эпоху играла выдающуюся роль в междугосударственной жизни континентальной Греции, но о ее гегемонии в этот период не может быть речи. Её внешнее развитие приняло формы довольно слабой военной федерации некоторых государств, главным образом, Пелопоннеса, под руководством Спарты. Федерация эта, однако, не нарушала основ политической самостоятельности ее членов21.

    Таким образом, формирование в Древней Греции международного права было обусловлено развитием социальных, политических и культурных элементов.

    Главным центром жизни Греции был город-государство, который назывался полисом. Именно в полисах формировались особенности правового и социально политического устройства Греции. В результате вступления в контакт с соседними городами-государствами и с гостями из дальних стран в полисах вырабатывались правила и нормы международного права.

    К формам международного права в Древней Греции можно отнести следующие понятия:

    1. Симмахия – военно-политический союз в Древней Греции.

    Такой союз происходил на основе заключения соглашения полисами. Само слово «симмахия» в переводе с древнегреческого означает «сражаюсь», что отвечало смыслу такого союза. Поскольку такой союз был направлен против внешнего противника. Примером такой симмахии является наиболее ранняя симмахия Пелопоннесская, во главе с Аргосом. Она возникла в VI в. до н. э. Наиболее же крупными и влиятельными военно-политическими союзами стали симмахии во главе со Спартой (Пелопоннесский союз) и с Афинами (Делосский союз). Развитие таких союзов привело к крупным кровопролитным Пелопоннесским войнам, которые подорвали могущество противоборствующих между собой Спарты и Афин22.

    1. Проксения.

    Проксения - как одна из основ международного права, является одной из древнейших его форм. В основе такого условленного общественного взаимодействия было то, что человек, несколько людей, а то и племя, или же целое государство могли пользоваться некоторыми привилегиями в полисе в купеческих делах и в суде перед другими иноземцами. Взамен, такие люди, их и называли проксены, должны были помогать уже в интересах самого полиса, оказавшего им гостеприимство.

    Проксены, в частности, могли заниматься некоей дипломатической деятельностью от лица полиса и вести переговоры с представителями других полисов и государств. В свою очередь, приезжавшие в город посольства, направлялись первоначально к проксену, через которого велись переговоры.

    1. Амфиктионии - религиозные объединения, возникшие вокруг какого – либо святилища чтимого ими бога.

    Амфиктионы, в переводе с древнегреческого языка означает «вокруг живущие». Изначальная цель такого союза была в умилостивании богов приношениями различных жертв. А также устраивали различные религиозные празднества. Однако постепенно амфиктонии превратились в религиозно-политический институт международного характера. Они могли запрещать войны и провозглашать божественный мир (иеромемия).

    Наиболее древней амфиктонией была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Она была образована из двух таких образований: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры. Дельфийско-Фермопильская амфиктиония имела в своём составе 12 племен. При этом каждое из них каждое имело по два голоса.

    Верховная жреческая верхушка Дельфийско-Фермопильской амфиктионии имела большое влияние на международные отношения и политику Древней Греции. Используя религиозное и сакральное значение святилищ, право заключать мир и объявлять «священные войны» своим противникам Дельфийско-Фермопильской амфиктионии сосредоточивала в своих руках светскую и духовную власть.

    Таким образом, в Древней Греции получили распространение основы будущего международного права. Полисы могли устанавливать границы, между собой заключая договоры. Иные договоры регулировали торговлю, положение приезжих иноземцев. Посольства носили временный характер и имели неприкосновенный статус. В случае возникновения международных споров мог использоваться арбитраж.

    Со времен Древней Греции прошло более двух тысяч лет и современная Греция мало чем похоже на свою античную прародительницу. Однако, посеянные в глубокой древности семена знаний о международном праве взошли. И теперь Греция, как и весь остальной мир, пользуется благами международного права, в основе которого лежат древние античные традиции.


    1   2   3   4


    написать администратору сайта