Главная страница
Навигация по странице:

  • Этический анализ феномена насилия.

  • Моральное содержание принципа талиона.

  • Этические аспекты применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками оперативных подразделений.

  • Единство нравственного и правового сознания в обеспечении законности.

  • Этическая оценка права на жизнь.

  • Понятие полицейской деонтологии. Деонтологический характер профессиональной этики сотрудников ОВД.

  • Проблема профессионального долга сотрудников полиции в историческом развитии. Категория профессионального долга как сущность и содержание служебной деятельности сотрудника.

  • 36. Категория совести как осознанное чувство моральной ответственности за свои действия и поступки.

  • 37Категории «профессиональная честь» и «достоинство личности» – их взаимосвязь и различия.

  • Происхождение и соотношение понятий этика, мораль и нравственность. Этика греч. , от др греч. этос, нрав, обычай


    Скачать 154.13 Kb.
    НазваниеПроисхождение и соотношение понятий этика, мораль и нравственность. Этика греч. , от др греч. этос, нрав, обычай
    Дата03.02.2022
    Размер154.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkz_etika.docx
    ТипДокументы
    #350653
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Нравственные основы права.

    Нравственный характер права связан прежде всего с его происхождением, с основой и источником формирования.
    В самом зародышевом состоянии возникновение первых социальных норм связано с простыми суждениями о полезности или вредности того или иного поведения для рода или племени. Эти нормы получили различное наименование в научной литературе: нормы морали, обычаи, традиции, нормы права и т.д.
    Представляется более удачным термин “мононормы”, применяемый к самым ранним формам социальных норм. Эти нормы еще не могут быть четко классифицированы как нормы права или нормы морали. По своему характеру это были обычаи, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью.
    Многие исследователи считают, что эти регуляторы отношений людей в первобытных общинах носили нравственный характер, поскольку они содержали в зачаточном состоянии представления о добре и зле и предусматривали правила взаимопомощи, взаимозащиты, эндогамии. Но в целом, это были жесткие предписания, продиктованные необычайно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Отсюда и чрезвычайно жесткие санкции за нарушение данных норм. Серьезные проступки влекли за собой побои, увечья, а в особо тяжких случаях даже смерть или изгнание из рода, что было равноценно смерти.

    1. Этический анализ феномена насилия.

    Насилие – феномен сложный, многоаспектный. Этику оно интересует под углом зрения его морального обоснования и оправдания. Предметом рассмотрения здесь является насилие как морально достойный способ общественного поведения, возможность его интерпретации как акта доброй воли, оправданного и санкционированного в рамках гуманистической морали.

    Мораль и насилие изначально, по определению исключают друг друга. Если мораль утверждает личность как ответственного субъекта действия и понимает пространство межчеловеческой коммуникации как взаимность добра, то насилие означает нечто прямо противоположное. Следовательно, мораль и насилие определяются через противопоставление друг другу.

    Историческое развитие человечества связано с преодолением насилия в процессе сознательной, целенаправленной деятельности. Первая форма нравственного отношения к насилию – его ограничение на основе закона равного возмездия (талиона – «око за око»). Вторая форма сложилась с возникновением государства, где право на насилие закреплено законом, где осуществляются профилактика насилия, воздействие на условия и обстоятельства, способные привести к насилию. Самое сильное и до настоящего времени никем не опровергнутое возражение против насилия заключено в христианской этике.

    Вместе с тем общественное сознание, в том числе и этика, допускает ситуации нравственного оправдания насилия. Считается, что насилие оправдано тогда, когда предотвращает другое насилие, является ответным насилием или осуществляется во благо тех, кто подвергается насилию.

    В настоящее время существует форма легитимного насилия – смертная казнь. Она является одним из наиболее сложных, противоречивых случаев насилия и исключительно парадоксальных феноменов культуры. В современном обществе возникло отрицательное отношение к смертной казни, обоснованное этическими аргументами, как следствие сокращается круг лиц, к которым она может быть применена, уменьшается число стран, где практикуется смертная казнь

    1. Моральное содержание принципа талиона.

    «Око за око, зуб за зуб». Талиона принцип предполагает наказание за преступление, мера которого должна воспроизводить вред, который им причинен. Он может быть материальным и символичным. В первом случае причиненное зло воспроизводится наказанием в точности, а во втором — равенство преступления и возмездия проводится в идее. Появление принципа талиона связывают с ростом правосознания человека, когда неконтролируемая кровная месть уже не соответствует требованиям правосознания. Таким образом, его целью является охрана правонарушителя и членов его рода от попыток причинения им чрезмерного ущерба со стороны потерпевшего и его семьи.
    Считается, что талиона принцип является первым в ряду норм, посредством которых люди задают наиболее общие формулировки о том, как должно регулироваться соотношение добра и зла. Иными словами, он предваряет появление моральных норм. Однако возникновение государства, которое приняло на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток прошлого и вычеркнуло его из списка базовых принципов регуляции на основе нравственности.

    1. Этические аспекты применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками оперативных подразделений.

    - работники полиции (милиции) имеют право выбора при принятии решений относительно жизни, свободы и собственности других граждан;

    - именно на них ложится непосредственная обязанность по поддержанию правопорядка;

    - они обязаны защищать права граждан;

    - как служители и защитники интересов общества, они обязаны демонстрировать лучшие стандарты поведения (рассудительность, честность, объективность, высокий уровень нравственности);

    - полиция (милиция) имеет право использовать непубличные, оперативно-розыскные методы работы, где надлежащее использование конфиденциальной информации полностью зависит от личных качеств сотрудников;

    - для представителей этнических меньшинств работники полиции (милиции) часто являются олицетворением всех органов власти и общества в целом;

    - неквалифицированные и противоправные действия работников полиции (милиции) наносят моментальный и значительный ущерб для имиджа всей правоохранительной системы и органов государственной власти

    1. Единство нравственного и правового сознания в обеспечении законности.

    Сознание - высшая форма отражения общественного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и объективные факторы, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и других условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознание сотрудников ФСКН России.

    Структура профессионального сознания юристов, вообще, и сотрудников органов наркоконтроля, в частности, включает в себя два элемента: профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание).

    Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву.

    Понятие и структура морального (нравственного) сознания как одного из трех элементов, образующих мораль, рассматривались нами в лекции "Мораль: происхождение, структура и основные функции".

    Правосознание, также как и моральное, имеет два уровня отражения действительности (в данном случае - правовой) - эмоционально-чувственный и рациональный.

    Таким образом, при совпадении правового и нравственного сознания обе формы не теряют своего самостоятельного значения, отражают один и тот же объект под различным углом зрения:

    нравственное сознание - при помощи неписаных правил
    поведения и оценочных понятий добра и зла, справедливости и
    несправедливости, долга, совести;

    - правосознание - в категориях законного и незаконного, прав и обязанностей и т.д. под определенным влиянием нравственного сознания.

    1. Этическая оценка права на жизнь.

    Право на жизнь — основное, неотъемлемое (принадлежащее от рождения) и неотчуждаемое право, гарантирующее и защищающее одну из основополагающих ценностей личности и общества — человеческую жизнь, недопустимость ее произвольного лишения. Право на жизнь — это личное, абсолютное, естественное и неотчуждаемое право каждого человека. Согласно международно-правовым документам, в частности принятой 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы Конвенции о защите прав человека и основных свобод , право на жизнь не включает запрещения смертной казни.
    Этическая оценка эвтаназии состоит не в том, каким наиболее благоприятным способом следует умертвить безнадёжно больного человека, а в принятии решения о проведении эвтаназии. Здравый смысл, сострадание к таким людям подсказывают нам поспешное и опасное решение: разрешить медикам при соблюдении соответствующей процедуры, тщательном анализе всех аргументов и контраргументов удовлетворить просьбу больного и лишить его жизни наиболее безболезненным способом. Но существуют разные оценки такового деяния.

    «Эвтаназия как проблема существует только для тех, кто признаёт гуманистический принцип безусловной ценности личности и её жизни, в отношениях между индивидами, которые по характеру личных связей и общественных позиций желают друг другу только блага.

    1. Понятие полицейской деонтологии. Деонтологический характер профессиональной этики сотрудников ОВД.

    Деонтология (греч. deon – должное и logos – учение, слово) – концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга. Термин введен Бентамом в своей работе «Деонтология, или наука о морали» для обозначения теории нравственности как науки о морали.

    Полицейская деонтология –система знаний о полицейской деятельности и профессионального поведения полицейского, оптимальный свод правил дозволяющего, обязывающего, запрещающего и рекомендательного характера, которыми должен овладеть и руководствоваться полицейский в отношениях, возникающих при выполнении служебных полномочий.

    Дозволяющие нормы в своем тексте содержат слова «вправе», «может»; запрещающие – «не может», «не должен»; обязывающие – «обязан», «должен соблюдать»; рекомендательные – «должен» в смысле «желательно» или «целесообразно воздержаться». Имеются нормы, которые содержат в себе и дозволение (до установленного предела), и запрещение (не переходя через установленный предел).

    Деонтология полицейского – целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое, политическое, этическое и эстетическое от юридического, возможно лишь выделить психологическую, политическую, эстетическую, информационную подсистемы культуры личности полицейского, которые находятся в развитии, связи и гармонии. Профессиональный долг полицейского, ответственность за выполнение профессиональных обязанностей – основные морально-правовые ценности профессии, ее каноны.

    Во время осуществления профессиональных полномочий полицейский постоянно сталкивается с необходимостью решать (а порой в считанные минуты) сложные проблемы, за которыми стоит жизнь и честь людей. Принятия решений требует от профессионала – полицейского большого напряжения моральных сил, мобилизацию опыта и знаний, глубокого понимания степени ответственности перед обществом, коллективом, в котором он работает.

    Нравственные аспекты деятельности сотрудников полиции.

    Цель профессии – это защита жизни, здоровья, собственности, прав и свобод граждан от противоправных посягательств. В отличие от других видов юридических профессий, работа полицейского имеет следующие особенности:

    · использование средств принуждения в процессе выполнения профессиональных обязанностей;

    · риск для жизни и здоровья;

    · ограничение собственных прав и общегражданских свобод.

    Профессиональная этика сотрудников милиции имеет характер деонтологии (греч. deontos – должное). Нормы деонтологии более строгие и обеспечиваются административными санкциями; т.е. отступление от требований профессиональной деонтологии является также нарушением юридических норм.

    К личности полицейского предъявляются следующие нравственные требования:

    · отношение к человеку как к высшей ценности;

    · разумное и гуманное использование методов принуждения;

    · безупречность личного поведения;

    · сознательная дисциплина, исполнительность и смелость;

    · совершенствование профессионального мастерства, повышение общей культуры.

    1. Проблема профессионального долга сотрудников полиции в историческом развитии. Категория профессионального долга как сущность и содержание служебной деятельности сотрудника.

    Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

    Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

    Служебный долг сотрудника является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи обеспечению безопасности своей страны. Однако потенциальные возможности служебного долга могут проявиться только в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

    Нравственный долг сотрудников имеет объективную и субъективную стороны. Объективная определяется потребностью защиты безопасности государства и общества. Субъективная представляет четко сформированные задачи, поставленные государством перед органами : сознательность и ответственность сотрудников, готовность и способность каждого осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, предъявить высокие требования к самому себе.

    Специфика требований служебного долга сотрудников органов обусловлена характером задач, особенностям организации, своеобразием условий, в которых протекает их деятельность.

    Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон.

    Важной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Категория моральной ответственности и ее основные значения.

    36. Категория совести как осознанное чувство моральной ответственности за свои действия и поступки.

    Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести»

    В христианстве совесть является одним из даров, данных человеку Богом. Это благо для человека, так как не дает человеку окончательно свернуть на путь греха. Христианам предписывается обучать свою совесть, что значит вести постоянные размышления о соответствии своих поступков с христианской моралью.

    Если неправильное поведение приводит человека к «неспокойной совести», напротив успешное выполнение своих обязанностей, своего долга, реализация всех своих возможностей, приводит к моральному удовлетворению самим собой и особому состоянию, названному, как «чистая совесть».

    Спокойное состояние совести указывает на гармоничность внутреннего состояния человека и предъявляемые ему внешние требования. В такой ситуации человек чувствует себя спокойным и защищенным. Это высшее благо для человека – идеальное духовное состояние

    Являясь внутренним стимулом для развития личности, совесть связана с другими нравственными категориями, такими, как честность, долг, ответственность, благоразумие. Совесть присутствует в человеке с рождения, однако под действием внешних факторов влияние ее со временем может ослабнуть или исчезнуть совсем.

    1. 37Категории «профессиональная честь» и «достоинство личности» – их взаимосвязь и различия.

    Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности.

    Профессиональная честь проявляется у сотрудников правоохранительных органов, прежде всего в выполнении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования.

    Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива - это и его честь. Здоровое честолюбие - не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Правильно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а наоборот, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов использовать самые грязные средства для достижения корыстных целей.

    Достоинство - категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. (Философский словарь)

    Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства. Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности. В данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

    Достоинство выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство - эмоциональное.

    Понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения к личности - в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности - это огромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированнй характер - от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей и т.д. степень этого уважения определяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, авторитетом, в том числе и незапятнанной честью.

    Чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов сложности, трудности и важности для общества своей профессии, чувстве гордости своей профессией.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта