Главная страница
Навигация по странице:

  • Совесть как одна из наиболее сложных и важных этических категорий и как внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников органов внутренних дел к людям.

  • Долг как внешний регулятор поведения людей.

  • Смысл жизни, счастье и нравственный идеал.

  • Золотое правило нравственности.

  • Основные этические теории Древнего мира

  • Нравственные учения средневековья.

  • Этическая мысль Нового времени.

  • Происхождение и соотношение понятий этика, мораль и нравственность. Этика греч. , от др греч. этос, нрав, обычай


    Скачать 154.13 Kb.
    НазваниеПроисхождение и соотношение понятий этика, мораль и нравственность. Этика греч. , от др греч. этос, нрав, обычай
    Дата03.02.2022
    Размер154.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEkz_etika.docx
    ТипДокументы
    #350653
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Мораль как выбор добра и отвержение зла.

    По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимоопределены и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, утопично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра.

    «Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

    Согласно одной, менее распространенной, точке зрения, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве.

    1. Совесть как одна из наиболее сложных и важных этических категорий и как внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников органов внутренних дел к людям.

    Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести»[источник не указан 1637 дней], то есть связывает воедино разум и эмоции.

    1. Долг как внешний регулятор поведения людей.

    Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

    Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

    1. Честь и достоинство.

    Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность

    личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку

    нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование

    велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в

    понятиях «достоинство» и «честь» .

    Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее

    общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в

    почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее

    личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны

    окружающих, похвалы, известности.

    Достоинство же — это, прежде всего,

    внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения,

    проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою

    индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых,

    достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом,

    механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему

    желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на

    движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

    1. Смысл жизни, счастье и нравственный идеал.

    Смысл жизни человека задает система высших ценностей, куда относят: трансцендентные, социально-культурные, ценности личной жизни человека.

    Обретая смысл жизни человек, получает положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается:

    - целеустремленностью;

    - сознанием своей значимости в отношениях с другими людьми;

    - интересом к другим людям, чувством единения с ними;

    - принятием существующего миропорядка, признанием его как блага;

    - осознанием своего места в мире, своего призвания.

    Одной из важнейших категорий этики является категория счастья. Теоретики морали с различных позиций пытались определить счастье, и именно в этике сформировалось направление эвдемония, представление о единстве счастья и правильного отношения к жизни. Представители эвдемонистического направления этики утверждали, что счастье есть высшее благо, и предлагали условия счастья: добродетель, руководящая роль разума в деятельности человека, приоритет духовного фактора, умеренность.

    Как этическая категория счастье носит следующий характер:

    - оценочный;

    - мотивирующий;

    - императивный.

    1. Золотое правило нравственности.

    «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

    Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии[1] и является основополагающим мировым этическим принципом.

    1. Происхождение морали.

    Добро и зло являются центральными и основополагающими понятиями морального сознания. Моральное сознание не исчерпывается этими понятиями, но они задают его стержень. Во многом вокруг них и по поводу них складываются и остальные понятия морали – дорбодетель и порок, справедливость, долг, совесть, свобода. С развитием содержания этих понятий развивается и сама мораль. Но можно сказать и обратное: с развитием морали, морального сознания, способов морального мышления строже уясняются понятия добра и зла. От того, как понимается этот процесс развития морали, зависит и трактовка понятий добра и зла.

    В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. Чаще же, точнее в подавляющем большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека. Другой подход к вопросу о происхождении морали состоит в том, что она рассматривается как выражение и развитие природных тенденций, как выражение на более высоком уровне тех же самых закономерностей, которые складываются в процессе эволюции в животном мире. Согласно такой, натуралистической точке зрения, мораль иными средствами (социальными, культурными) решает те же задачи, которые решаются благодаря биологическим механизмам на более низких ступенях развития жизни. Продолжение рода, забота о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность, – все эти черты широко встречаются в мире животных, в особенности высших и «общественных» (то есть живущих в стаде, стае).



    1. Основные этические теории Древнего мира

    Этические учения Древней Индии. Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная. Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с варновой (кастовой)социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение варнового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане – тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном – стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности.

    Основные учения в этике Древней Индии.

    1)Буддизм.

    2)Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний.

    Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность.

    Этические учения Древнего Китая. Базовый текст древнекитайской культуры – «Книга перемен»(«И-цзин»)

    Основные учения в этике Древнего Китая.

    1)Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы (Vв. до н.э.). Главный текст – «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).

    2)Даосизм (VI-III вв. до н.э.). Легендарный основатель – Лао-цзы. Главный текст – «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).

    3)Легизм, илишкола «законников»(IV-IIIвв. до н.э.). Основной представитель – Хань Фэй-цзы.

    Этические учения Древней Греции. Основные учения древнегреческой этики.

    1)Софисты, начали этические размышления с того, что усомнились в существовании общезначимой морали. Относительность человеческих суждений о благе, счастье и смысле жизни побудила их перейти к анализу моральных явлений в противовес обыденному некритическому усвоению нравственности как неких очевидных правил. Задача личности– «познать самого себя».

    2)Сократические школы унаследовали от рационалистической этики Сократа идею достижения счастья через мудрость, однако, разошлись в конкретной интерпретации данной моральной программы.

    3)Платон– ученик Сократа, развивший идею своего учителя о существовании абсолютного добра. Согласно Платону, подлинное добро как идеальный образец существует в «мире идей», на земле же – его бледные подобия, копии, тени. Задача личности – познать идею добра с помощью разумной части души, которая припоминает тот образец добра, что когда-то созерцала в «мире идей», когда сама была идеей. Чувственные удовольствия затемняют разумную часть души, поэтому злоупотреблять ими не следует. Индивидуальная этика у Платона дополняется социальной: теорией идеального государства, само устройство которого укрепляет добродетель граждан.

    4)Аристотель– ученик Платона – классифицировал античное знание, выделив при этом учение о добродетелях в особое учение – этику, написал ряд специальных этических сочинений и, таким образом, конституировал этику как философскую дисциплину. В отличие от Платона, Аристотель считает, что этика – это не наука, постигаемая лишь с помощью разумной части души, а практическое знание о том, как стать счастливым благодаря добродетели. Быть добродетельным – значит знать «золотую середину» между крайностями, одна из которых состоит в недостатке какого-либо качества, а другая – в избытке того же самого качества(так мужество является серединой между трусостью и безумной отвагой). Главная же добродетель разумной части души – это мудрость, а интеллектуально-созерцательный образ жизни, жизнь мудреца, представляет собой нравственный идеал.

    1. Античная этика.

    В ранних трудах античных ученых этика была неразрывно связана с философией. Эти труды отдавали большее предпочтение проблемам устройства мира, космичности человека, его места в этом космосе. Затем, когда многие греческие города стали самостоятельными полисами, в которых утвердилось демократическое устройство, ученые стали уделять внимание морально-этическим проблемам поведения человека в обществе и постепенно античная этика стала определяться в самостоятельную науку. Произошло это приблизительно в 4 в. до н. э. Основоположниками этических учений стали софисты. Это были учителя философии, которые провозглашали человека мерилом добра и зла. По мнению софистов, нет в природе законов, ограничивающих волю человека, все моральные и нравственные ценности исходят из интересов его самого. Ярким представителем софистов стал Протагор. С критикой софистов выступил Сократ. Сократ считал, что мораль напрямую связана со знанием, он стал родоначальником этического рационализма. Платон основал системное этическое учение, опираясь на постулат, что душа человека пребывает до вселения в физическое тело в идеальном мире с высокими ценностями. Впервые термин «этика» вводит Аристотель. В противовес Платону, он считал, что морально-этические качества человека формируются не в потустороннем мире, а под действием реальной общественной жизни. Достичь счастья можно, постигнув основные принципы этики. В каждом человеке есть неразумное и разумное составляющее, уравновешивает их разум и его развитие дает правильное направление этим составляющим. Этика по Аристотелю – это опыт общественной жизни. Переломом этических учений, обращенных на общественную жизнь человека, стало появление трудов древнегреческого материалиста Эпикура. Он обосновал учение, направленное на самого человека. Главным в жизни он считал достижение счастья через телесные удовольствия, знание и мудрость. Все это, по мнению Эпикура, должно быть в человеке уравновешенно. Почти одновременно с трудами Эпикура появляется стоицизм, учение разработанное Сенекой и Марком Аврелием. Стоики считали, что человек не должен отрываться от природы. Изменить законы природы он не в силах и счастье каждого зависит от внутреннего отношения к происходящему. Развивая внутренний мир, человек может прийти к гармонии с природой и счастью.

    1. Нравственные учения средневековья.

    Основой этики Средневековья становится Евангелие – Новый завет в библейском изложении, появляется новый нравственный идеал – Иисус Христос, который являл пример идеальной земной жизни. Согласно новой этической доктрине движущей силой духовного развития человека становится не знание, а его морально-нравственные качества. Развитие этих качеств определяет дальнейшее получение человеком знаний. Учение Иисуса Христа основано на том, что главной движущей силой каждого человека должна стать любовь. Высшее ее проявление – любовь к Богу и к ближнему. Качествами, определяющими высокую духовность человека стали считать милосердие, сострадание, способность к покаянию и прощению, кротость. Впервые были высказаны идеи равенства всех людей перед законами Всевышнего. Вместе с тем, несовершенство условий жизни привело развитие этической мысли к кризису. Как можно было объяснить наличие зла и страданий в мире, каково соотношение божественного и свободной воли человека в формировании его нравственности, в чем состоит проблема спасения души. Эти проблемы попробовал разрешить философ Августин Блаженный. По Августину главным источником всего нравственного в человеке является сам Бог. Воля бога и есть нравственность. Бог создал этот мир полным благ, и он самый лучший для человека. Наличие зла и страданий – это испорченное волей человека божественное добро, либо неправильный взгляд человека на страдание, которое в конечном случае оборачивается для него добром. Подчинение своей воли воле Бога является самым верным путем к счастью. Подчинение подразумевало аскетизм и отказ от жизненных удовольствий, так как это не от Бога. Спасение души есть не что иное, как проявление милосердия Господа, не связанное с его земной жизнью. Средневековая этика в эпоху Возрождения – 14-16 в., концепция этических учений от преобладающей божественной идеи обращается к внутреннему миру человека. Началась эпоха гуманизма. Основные этические представления того времени базировались на постулатах, что человек должен выражать себя в творчестве подобно Богу-Творцу, основа нравственности человека – его разум, который подобен Высшему Разуму Бога, мораль регулирует отношения людей, земные удовольствия оправданы тем, что Бог создал нас для счастья. Ярким представителем этических учений эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи. В странах востока этические нормы отношений с Богом и между людьми нашли отражение в Коране.



    1. Этическая мысль Нового времени.

    Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этого и других противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом. Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Над разработкой таких методов-рекомендаций работали великие мыслители Д. Дидро, К. Гельвеций и П. Гольбах. Они наставляли человека избегать излишеств и вожделений и уважать чужие интересы, ибо стремление к удовлетворению «неразумного» интереса рано или поздно обратится вредом для совершившего его. Одним из главных достижений этики Нового времени стала попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании невозможности существования их друг без друга. Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий «мораль» и «счастье». Центральным же достижением Канта является его определение морали как надприродного долженствования, которое связывает ее с душой человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества. Этика Канта и Гегеля истолковывала нравственное совершенствование личности как ее духовное самопринуждение, самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта