древние языки и культуры (курс лекций). Происхождение латинского языка. Италия и ее древнейшее население
Скачать 419.5 Kb.
|
Лекция 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА. ИТАЛИЯ И ЕЕ ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ Латинскийязыкнаряду с древнегреческим принадлежит к числу древнейших языков культурного населения Европы. Согласно общепринятой лингвистической классификации, латинский язык относится к группе "мертвых" италийских языков. В свою очередь, италийские языки относятся к индо-европейской группе языков, охватывающей также греческий язык, языки Индии, иранские, славянские, балтийские, германские и другие языки. Латинский язык получил свое название от древнего италийского племени латинов, населявших Лациум—историческую область в нижнем течении реки Тибр. Центром Лация был городРим, основанный племенем латинов в 8 веке до н.э. Существуют различные версии происхождения латинского алфавита и письма. Согласно наиболее распространенной версии, непосредственным прототипом латинского письма было греческое алфавитное письмо, сложившееся около 9 века до н.э. Поскольку в южной части Италии издавна существовали многочисленные греческие города и поселения, культурные связи между греками и латинами установились рано и были достаточно устойчивыми. Разумеется, не следует думать, что латинская письменность возникла "мгновенно". Латинский язык и латинская письменность развивались медленно и постепенно, и латинский алфавит в его привычном для нас виде окончательно сформировался только на рубеже 4-3 веков до н.э. Особым и весьма интересным вопросом истории латинского языка и всей древнейшей истории Рима является взаимоотношение латинов с этрусками—культурными предшественниками и политическими соперниками Рима. Происхождение этрусков и их языка до сих пор не выяснено. Этрусский язык относят к группе так называемых Средиземноморских языков. Этрусский алфавит возник, вероятно, на основе греческого. В 18 веке появилась теория этрусского происхождения латинского языка, но подтвердить ее практически невозможно из-за скудости сведений об этрусском языке (сохранилось лишь небольшое число надписей, в которых до сих пор расшифровано всего около 150 слов). Этруски населяли Этрурию — область к северо-западу от Рима — и обладали высокой культурой. Римляне немало заимствовали у этрусков — в области искусства, политической культуры и в области религиозных обрядов. В 6 веке до н.э. в результате продвижения этрусков на юг Рим попал под власть царей из этрусской династии Тарквиниев. После изгнания последнего Тарквиния (около 510 г. до н.э.) влияние этрусков постепенно ослабевает. В 5-4 веках они почти полностью утрачивают политическую самостоятельность и попадают под власть Рима. К началу н.э. этруски были окончательно романизированы, а их язык постепенно забыт. Борьба с этрусками и победа над ними были первым этапом оформления гегемонии Рима в Италии; с начала 3-го века до н.э. происходит экономическое и политическое возвышениеРима. К концу 3 века центральный город Лациума объединяет под своей властью большую часть италийских городов и областей. В ходе трех Пунических войн (сер. 3 в. — сер. 2 в.) римляне одержали победу над своим сильнейшим соперником в западном Средиземноморье — Карфагеном. К концу 1 века до н.э. под властью Рима оказывается все культурное Средиземноморье от Испании до Греции, М. Азии и Египта, территория современной Франции, частично — Англии, Германии, а также и другие земли. В последующую эпоху империи Римское государство достигло наивысшего могущества. В результате объединения Италии латинский язык стал официальным языком римской государственности. Латинский язык из небольшого Лациума распространился на весь Апеннинский полуостров, а затем был воспринят населением Галлии и Испании. Лекция 2. РИМ В ЭПОХУ ЦАРЕЙ И РЕСПУБЛИКИ История Рима начиналась как история небольшой общины, объединенной вокруг племени латинов. Сам город Рим по преданию был основан в 753 г. до н.э. Реально город возник в результате объединения отдельных поселений, располагавшихся на 7 холмах по левому берегу Тибра — Палатине, Эсквилине, Авентине, Квиринале, Виминале, Целии и Капитолии. На заре своего существования будущая столица мирового государства была довольно скромным поселением, расположенным в очень удобном месте (на возвышенности, у реки и не очень далеко от моря). Не следует думать, что первоначальное население Рима состояло исключительно из представителей племени латинов. В Риме и ближайших окрестностях издавна жили сабины (италийская народность), а также этруски. Таким образом, древнейшее население Рима, объединявшееся вокруг племени латинов и говорившее на латинском языке, в этническом отношении не было вполне однородным. Его объединяло нечто иное — принадлежность к "римскомународу", которым считались все полноправные граждане Рима, первоначально жители Лациума. Весь "римский народ" делился на тритрибы. Первоначальные трибы были учреждены по родовому признаку и отражали объединение 3-х этнических элементов: латинов, сабинов и этрусков. Каждая из трёх триб разделялась на 10 курий, которые представляли собой промежуточную социально-государственную ячейку римского общества. В свою очередь, каждая из 30 курий делилась на 10 родов. Полноправные члены римской общины, объединенные в роды, постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались "патрициями" и первоначально только они и составляли "римский народ". Патрициям противостояли "плебеи" — масса неполноправного населения, "чернь". Основную часть плебеев составляли представители завоеванных или присоединенных к Риму областей. Для разрешения важнейших вопросов, имеющих государственное значение, "римский народ" собирался по куриям. Эти собрания назывались комициями, на них в процессе голосования определялись действия всего общества. В собраниях принимали участие все взрослые мужчины. Комиции ведали делами культа и вопросами семейных отношений. Здесь оглашались завещания, происходили усыновления и принятие новых родов в общину. Комиции могли также судить граждан, виновных в нарушении законов. Царь являлся выборным главой римского общества, исполнявшим, кроме того, обязанности верховного жреца. При царе действовал совет старейшин, иначе именуемый "сенатом". Первоначально он состоял из 100 человек, а затем число его членов было увеличено до 300. В раннюю эпоху римской истории в состав сената входили старейшины родов. Все решения комиций должны были получить одобрение сената. Лекция 2. РИМ В ЭПОХУ ЦАРЕЙ И РЕСПУБЛИКИ_проверочная_1 1. Почему место расположения Рима было признано удачным по меркам периода его основания? Как часто называют Рим в связи с его расположением на холмистой местности? 2. Из представителей каких племён состояло первоначальное население Рима? 3. Дайте определение понятия «римский народ». 4. Опишите систему территориально-административного деления Рима (от меньшей по количестве членов единицы до самой крупной). 5. На какие сословия делился «римский народ»? Дайте определения этих понятий. 6. Как назывался совет старейшин, действующий при царе? Чем определялось количество его членов и чему оно ровнялось? Лекция 2. РИМ В ЭПОХУ ЦАРЕЙ И РЕСПУБЛИКИ_проверочная_2 1. Почему место расположения Рима было признано удачным по меркам периода его основания? Как часто называют Рим в связи с его расположением на холмистой местности? 2. Из представителей каких племён состояло первоначальное население Рима? 3. Дайте определение понятия «римский народ». 4. Опишите систему территориально-административного деления Рима (от меньшей по количестве членов единицы до самой крупной). 5. На какие сословия делился «римский народ»? Дайте определения этих понятий. 6. Как назывался совет старейшин, действующий при царе? Чем определялось количество его членов и чему оно ровнялось? Лекция 3. РИМ - НАСЛЕДНИК ГРЕЦИИ: КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ, ИСКУССТВО Трудно даже представить себе, какая область известной нам культуры не имеет отношения к тому, что было создано гением римлян. Римская цивилизация может рассматриваться как нечто самостоятельное и самодостаточное. Однако эта культура возникла не на пустом месте. Римляне многим обязаны своим соседям и соперникам — этрускам. Но гораздо большим обязаны они грекам, которые издавна населяли города Южной Италии. Более высокий уровень развития греческой культуры способствовал тому, что римляне охотно усваивали её достижения. Между греческой и римской культурами существует определенная преемственность, что то позволяет объединить их под одним понятием — понятием античной культуры. Античностьбуквально обозначает "древность"; в специальном смысле этот термин обозначает историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Процесс проникновения греческого языка и греческой культуры в Рим особенно усилился после того, как Рим объединил под своей властью всю Италию, а вскоре (в середине 2 века до н.э.) и всю Грецию. С этих пор греческаякультура наримскойпочве— высшие достижения литературы, искусства, науки —становится неотъемлемым достоянием собственно латинской культуры. Национальная латинская литература началась как подражание греческим образцам. Большая часть поэтических произведений классической эпохи римской литературы создается с оглядкой на греческие образцы и на те жанры, которые давно были разработаны греческими поэтами. Римский пантеон в основных чертах был скопирован с греческого: Юпитер был тождествен Зевсу, Юнона — Гере, Диана — Артемиде, Венера—Афродите и т.д., хотя это совпадение не было полным, да и культовая сторона римская религии имела весьма значительные особенности. В области искусства влияние греков было столь же велико. Римские храмы строились по образцу греческих; римские скульпторы ориентировались на знаменитые греческие модели. Еще большая зависимость от греческих образцов существовала в таких отвлеченных областях, как философия и наука. Здесь римляне шли буквально по стопам греков, тщательно изучая терминологию, методику и возможности применения философских и научных исследований. Римляне с большим почтением относились к греческой культуре, но вместе с тем, римляне обладали выдающимся национальным самосознанием, которое не позволяло им довольствоваться копированием чужих образцов. Охотно признавая превосходство греков в сфере наук и искусств, свое предназначение они усматривали в сфере практической — прежде всего, политической и военной — деятельности. Римляне усвоили лучшие достижения греческой культуры, относящиеся к различным эпохам её развития. Однако непосредственное влияние на развитие римской культуры оказала культураэпохиэллинизма—специфическая форма греческой культуры послеклассической эпохи (с 3 века до н.э.). Начиная с 1 века до н.э. развитие культуры в Греции и Риме приобрело одинаковые темпы и направление. Единство культурных форм, сглаживание различий в темпах и формах культурного развития позволяет говорить о существовании в определенный период времени единой греко-римскойкультуры. Этим понятием (которое не следует полностью отождествлять с понятием "античная культура") обозначается общность культуры Греции и Рима, особенно в эпоху Римской империи. Лекция 4. В РИМСКОЙ СЕМЬЕ: РОДОВОЕ И ЛИЧНОЕ ИМЯ РИМЛЯНИНА Жизнь римлян начиналась и по большей части проходила в стенах родного дома. Культ предков был составной частью римской религии. Чрезвычайная важность родовых и семейных отношений в Древнем Риме сказывалась во многих областях жизни и культуры. В полной мере это относится и к римской системе имен, которая отличается большим своеобразием. Полное имя римского гражданина состояло из трех основных частей: личного имени, родового имени и прозвища. Собственно "имя" — родовое имя, передающееся от поколения к поколению.. Происхождение и этимология римских "имен" неясны; весьма часто для них предполагают этрусские источники, но доказать это практически невозможно. Римский потепвсегда оканчивается на — us . Понятно, что количество родовых имен было исторически ограничено количеством родов. Личноеимя стояло перед родовым именем, их было не более двух десятков. В большинстве своем они также оканчивались на — usили — is. Писались они обыкновенно в сокращении (только начальная буква). Третьей составной частью имени было семейноепрозвище, принадлежавшее, как правило, отдельной ветви рода. Прозвища могли возникать по самым разным поводам, а потому были весьма разнообразны. Обычно поначалу прозвище выражало или подчеркивало какую-то характерную черту его обладателя. Со временем оно утрачивало этот сугубо индивидуальный характер и сохранялось в качестве отличительного имени целого семейства. Для обозначения индивидуальных качеств часто использовалось еще одно дополнительноепрозвище. Оно присваивалось за выдающиеся деяния или способности в той или иной области, а также в ознаменование важных биографических обстоятельств. Нужно отметить, что описанная выше система римских имен в полной мере действительна только для лиц мужского пола, полноправных потомков своего рода, которые не меняли родовой и семейной принадлежности. Во всех других случаях действовали иные правила. Если человек переходил из одного рода в другой (в результате усыновления), он приобретал полный "набор" новых родовых имен. Вместе с тем в качестве второго прозвища он сохранял свое прежнее родовое имя с окончанием — anusили — inis, которое присоединялось к полному имени усыновителя. Получивший свободу раб, имевший правовой статус вольноотпущенника, носил личное и родовое имя своего бывшего господина, а в качестве прозвища сохранял то имя, которое носил, будучи рабом. Женщины по римской традиции не имели особого личного имени; вкачестве такового выступала женская форма родового имени. Если дочерей с одним именем было две или несколько, к имени прибавлялось прозвище "Старшая" или "Младшая", "Третья" и т.д. Имущественные, наследственные и прочие отношения внутри римской семьибыли с давних пор строго регламентированы, что нашло свое выражение уже в Законах XII таблиц. Глава семьи обладал преимущественными правами перед прочими свободными домочадцами. Различались два основных вида семьи: та, к которой человек принадлежит по рождению, иприемная семья, в которую вступают по усыновлению. Для обозначения "усыновления" применялся специальный юридический термин "адапцио", обозначавший юридический акт ритуального "принятия" в семью. При изменении родовой и семейной принадлежностивступавший в чужой род неизбежно терял часть своих прав до известного времени. То же самое происходило в результате процедуры, именуемой "конвенциоинманум",- юридического акта, фиксирующего заключение брака и переход невесты в семью тестя. Существовали процедуры обратного свойства, например, т.н. "эманципацио"—юридический акт, фиксирующий освобождение от власти отца (т.е. главы семейства) при его жизни. Лекция 4. В РИМСКОЙ СЕМЬЕ: РОДОВОЕ И ЛИЧНОЕ ИМЯ РИМЛЯНИНА_проверочная_1 1. Назовите основные части имени римлянина и охарактеризуйте каждую из них: a) Marcus Tullius Cicero Arpinum б) Lucius Iulius Caesar Vipsanianus 2. Какие трансформации происходили с именем усыновленного ребёнка? В чем состояло отличие имени женщины от мужских имен? 3. Какие трансформации происходили с именем раба, получившего статус вольноотпущенника? В чем состояло отличие имени женщины от мужских имен? 4. Что обозначает термин adaptio и для чего он использовался? 5. Что обозначают термины conventioinmanum и emantipatio? Лекция 4. В РИМСКОЙ СЕМЬЕ: РОДОВОЕ И ЛИЧНОЕ ИМЯ РИМЛЯНИНА_проверочная_2 1. Назовите основные части имени римлянина и охарактеризуйте каждую из них: a) Marcus Tullius Cicero Arpinum б) Lucius Iulius Caesar Vipsanianus 2. Какие трансформации происходили с именем усыновленного ребёнка? В чем состояло отличие имени женщины от мужских имен? 3. Какие трансформации происходили с именем раба, получившего статус вольноотпущенника? В чем состояло отличие имени женщины от мужских имен? 4. Что обозначает термин adaptio и для чего он использовался? 5. Что обозначают термины conventioinmanum и emantipatio? Лекция 5. РИМСКИЕ СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ. КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА Римская система измерения во многих областях совершенно не похожа на то, к чему мы привыкли. Начальной меройдлины в Риме служил фут, равнявшийся 29,6 см. Полтора фута составляли локоть, пять футов — двойнойшаг. Понятно, что эти единицы измерения тесно связаны с повседневными реалиями жизни и устроением человеческого тела. Для измерения больших расстояний служила римскаямиля, равная тысяче шагов, или 1478,8 м. Там, где подсчитать расстояние в милях было невозможно, оно измерялось днямипути. Начальной единицей измерениявеса был фунт, ок. 327 гр., делившийся на 12 унций)—ок. 27,2 гр. Кроме того, в более поздние времена римляне использовали и греческие весовые единицы. Единицей объема служил "конгий" ( 3,3 литра). Шестая часть его носила название "секстарий"; 24 секстария составляли "урну" (меру жидкостей), а 16 секстариев — "модий" (меру сыпучих тел). Римская системалетосчисления была ориентирована на конкретное событие — основание Рима легендарным Ромулом, которое традиционно относили к 753 г. до н.э. Ромулу приписывается также разделение года на 10 месяцев (так называемый Ромуловгод), начиная с марта. Этот десятимесячный год, просуществовал, впрочем, недолго, и был заменен 12-месячным. Начало года было перенесено на 1 января и приурочено к вступлению консулов в должность. При Цезаре было проведено уточнение календаря и установлена продолжительность месяцев, принятая ныне. Этот календарь, именуемый юлианским, использовался в России вплоть до 1918 г. Дни недели (в эпоху империи) обозначались по названиям планет: Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна и Солнца, причем неделя начиналась с субботы. Отдельные дни месяца выделялись особыми названиями. Так, 1 день месяца назывался "календы", 5 или 7 день — "ноны" , 13 или 15 — "иды". Остальные дни обозначались посредством отсчета назад от основных дней месяца. Римляне не имели также твердо фиксированной системы измерения суток. Римскиесуткиделились на две части: день (от восхода до захода солнца) и ночь (от захода до восхода). По идее, каждая часть суток должна разделяться на 12 часов, но ясно, что это деление было достаточно условным, поскольку в разное время года протяженность дня и ночи неодинакова. В течение ночи время также измеряли стражами(всего их было 4, каждая по 3 часа). Это измерение отражало практику организации караульной службы в городе. В самом начале римской истории и римского государства в качестве денег использовались грубые слитки меди. Во 2 половине 4 века до н.э. из меди (поскольку серебра в Риме тогда почти не было) стали чеканить круглые деньги. Впоследствии все металлические деньги получили собирательное название монеты— от монетного двора, который первоначально был расположен при храме богини Юноны-"Монеты" ("Предупредительницы") в Риме. Первой римской монетой был т.н. либральныйасе, весивший 1 римский фунт. Со временем асс "измельчал" и стал (к началу 1 века до н.э.) весить всего 1/24 фунта, превратившись в самую мелкую римскую монету. Самой ходовой денежной единицей в последние десятилетия республики и в эпоху империи стал сестерций, равный 4 ассам и чеканившийся уже из серебра. Менее ходовыми монетами были квинарийи денарий— равные, соответственно , 8-и и 16-ти ассам. Эти монет чеканились из серебра. Во времена императора Августа в обращение была введена золотая монета ауреус, которая равнялась 25 денариям. В начале 4 века н.э. был введён золотой солид, достоинством приблизительно в 13-14 денариев; который стал основной денежной единицей в эпоху поздней империи. Денежная система Римской империи оказала сильное и непосредственное влияние на формирование денежных систем и денежного обращения различных государств эпохи Раннего Средневековья (первыми из них были, разумеется, старинные римские провинции). |