Главная страница
Навигация по странице:

  • Марк Порций Катон Старший

  • Крупнейшими латинскими историками

  • Лекция 16. ЯЗЫК РИМСКОГО ВОЕННОГО ИСКУССТВА

  • Лекция 17. НОВАЯ ЖИЗНЬ ЯЗЫКА. ЛАТЫНЬ ХРИСТИАНСКИХ АВТОРОВ И ВАРВАРСКАЯ ЛАТЫНЬ

  • Крупнейшими

  • Лекция 18. МОНАСТЫРСКАЯ И СВЕТСКАЯ ЛАТЫНЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ЯЗЫК СХОЛАСТОВ И ЯЗЫК ВАГАНТОВ

  • Квадривиум

  • Каролингское

  • Лекция 19. СУДЬБЫ ЛАТЫНИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ

  • Латынь

  • Научная

  • древние языки и культуры (курс лекций). Происхождение латинского языка. Италия и ее древнейшее население


    Скачать 419.5 Kb.
    НазваниеПроисхождение латинского языка. Италия и ее древнейшее население
    Анкордревние языки и культуры (курс лекций).doc
    Дата29.05.2018
    Размер419.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файладревние языки и культуры (курс лекций).doc
    ТипЛекция
    #19779
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Лекция 15. ЛАТЫНЬ - ЯЗЫК НАУКИ И ФИЛОСОФИИ

    В области научного знания (точные и естественные науки, философия), римляне оставались прилежными учениками греков, хотя и в этой области Рим не был лишен значительного национального своеобразия.

    Вначале римская наука имела откровенно практический характер и ограничивалась прикладным естествознанием, национальным правом и риторикой. Её главной задачей была систематизация необходимых в повседневной жизни навыков — врачебного, сельскохозяйственного, политического, военного и иного характера. Характерной особенностью ранней римской науки был примитивный энциклопедизм. До конца 2 века до н.э. все отвлеченные и специальные области знания были для римлян предметом совершенно закрытым. Прикладной характер в сочетании с энциклопедической широтой и в дальнейшем оставался специфической чертой римской науки.

    Патриархом римского естествознания считается Марк Порций Катон Старший (234-149 до н.э.), автор трудов по сельскому хозяйству, медицине, риторике, военному делу. Из них полностью сохранился лишь трактат "О сельском хозяйстве", в подробностях описывающий все труды и заботы сельской жизни.

    Ученым, который испытал уже сильное влияние греческой науки, был Марк Теренций Варрон (116-27 до н.э.), крупнейший римский энциклопедист, автор ряда обширных трудов по различным областям истории и науки. В 47 году Цезарь поручил Варрону устроение римских библиотек. Труды Варрона (включавшие сочинения по юриспруденции, искусству, литературе и т.д.) очертили тот круг интересов и знаний, который и в дальнейшем был характерен для римской науки.

    Младшим современником Варрона был Витрувий, автор энциклопедического архитектурно-инженерного трактата "Об архитектуре".

    Естествознание в эпоху империиразвивается в трудах авторов 1 века н.э. Цельса, Сенеки и Плиния Старшего. Авл Корнелий Цельс составил энциклопедию под названием "Искусства", сохранившиеся разделы которой посвящены преимущественно медицине. Утраченные части повествовали о сельском хозяйстве, риторике и военном деле. Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.), знаменитый философ, писатель и драматург, имел также значительный интерес к естествознанию. Сочинение Сенеки "Естественно-научные вопросы" суммируюет представления его времени о метеорологии, небесных и погодных явлениях. Самым значительным естественно-научным сочинением латинской литературы 1 в. является "Естественная история" Плиния Старшего (ок. 23 — 79). Энциклопедическая "Естественная история" наиболее полно воплощает традиции римского естествознания. Здесь собраны сведения, почерпнутые из более чем 400 различных литературных источников и собственных наблюдений автора. Тематика сочинения чрезвычайно обширна: география, геология, зоология, ботаника, медицина, искусство и т.д. Плиний не был узким исследователем-профессионалом, и тщательно собранный материал предназначал для образовательных и справочных целей.

    Если в области точных и естественных наук латинские авторы были на вторых ролях, то в области истории их достижения вполне сравнимы с достижениями греков. Крупнейшими латинскими историками по праву считаются Тит Ливии, Тацит и Светоний. Ливию (ок. 59 до н.э. — 17 н.э.) принадлежит фундаментальная и грандиозная "История Рима от основания города", задача которой состояла в том, чтобы объяснить закономерность возвышения Рима от маленького города-государства до мировой державы. Главные труды Корнелия Тацита (ок.55 —120) "Анналы" и "История" посвящены истории императорского Рима в 1 веке. Гай Светоний Транквилл (ок. 70 — 140) прославился сочинением "Жизнь 12 цезарей", содержащим биографии римских императоров начиная с Цезаря.

    В области философии латинские авторы не создали почти ничего оригинального. Основным и самым значительным их достижением было формирование латинского философского языка на основе греческих прототипов. Латинская философская терминологиясодержится в сочинениях Цицерона, Сенеки.
    Лекция 16. ЯЗЫК РИМСКОГО ВОЕННОГО ИСКУССТВА
    Военное искусство наряду с правом и юриспруденцией принадлежит к числу высших достижений древнеримской цивилизации. Римляне были народом-воином; вся римская история может быть представлена как непрерывная череда оборонительных и завоевательных войн. Благодаря непревзойденной организации военного дела Рим одержал целый ряд блестящих побед и объединил под своей властью значительную часть культурного мира той эпохи.

    Военному делу всегда придавалось в Риме первостепенное значение. Прекрасные римские дороги строились с расчетом на военные цели. Римская армия по своей организации и оснащению справедливо считалась лучшей во всем древнем мире.

    В период ранней республики устройство и комплектование римского войска напоминали ту систему, которая применялась в греческих городах-государствах. Армия фактически сводилась к народному ополчению, и её боевые качества оставляли желать лучшего. В ходе многочисленных войн римская армия постепенно обретала боевое мастерство. В начале 1 века до н.э. знаменитый римский военачальник Гай Марий провел серию военных реформ, в результате чего римская армия окончательно стала профессиональной.

    Основу армии составляла тяжеловооруженная пехота. Минимальной тактической единицей был центурия— отряд из 60 человек во главе с центурионом. 2 центурии составляли манипул, которым командовал один из центурионов. До реформ Мария центурии и манипулы были единственными структурными подразделениями легиона. С начала 1 века на первое место выдвигается новая тактическая единица — когорта, состоявшая из 3 манипул, или 6 центурий. Когорта была достаточно крупной единицей, способной выполнять самостоятельные задачи.

    Легион— крупнейшее структурное подразделение римской армии, — состоял из 10 когорт, или 30 манипул. В эпоху республики легионом командовали военные трибуны (6 человек, по 2 месяца каждый). В эпоху империи легионом командовал легат. Легион эпохи империи насчитывал 6000 человек пехоты и 120 всадников.

    Римская армия имела четкую тактическую организацию. В бою легион первоначально строился по манипулам, а впоследствии — когортами в три линии (4-3-3),причем не единой плотной массой, а в "шахматном" порядке с равномерными внутренними интервалами. Гибкость этой организации позволяла римским войскам совершать сложные и вместе с тем точные маневры и перестроения, что во многом обеспечивало успех в отдельном сражении. Передвижения могли совершаться отдельными манипулами, когортами или же целыми легионами. Ориентироваться помогали специальные значки. Манипулы и когорты имели значок в виде раскрытой ладони.

    Важнейшей особенностью римской военной организации была отлично налаженная система продовольственного снабжения, а также технического обеспечения и транспорта. Эта организация, а также густая сеть хороших военных дорог, позволяла вести длительные и сложные военные кампании.

    Особое значение имела организация укрепленного лагеря, который обязательно разбивался на каждой стоянке по определенному хорошо усвоенному плану. Лагерь крупной армии представлял собой миниатюрный город и был снабжен всем необходимым для жизни, а в случае необходимости — для продолжительной обороны. Лагерь окружался рвом, валом и частоколом.

    Длительные стоянки легионов в одном месте иногда продолжались несколько десятилетий. В подобных случаях лагерь постепенно превращался в настоящий город, наделенный всеми благами цивилизации, но сохранявший вместе с тем четкую лагерную планировку. Многие европейские города первоначально были римскими лагерями, например, Вена.

    Лекция 17. НОВАЯ ЖИЗНЬ ЯЗЫКА.

    ЛАТЫНЬ ХРИСТИАНСКИХ АВТОРОВ И ВАРВАРСКАЯ ЛАТЫНЬ
    Выше уже говорилось о том, какое направление получило развитие латинского языка в результате сложных культурных процессов, связанных с обособлением отдельных провинций, с одной стороны, и появлением самостоятельной христианской литературы, — с другой. В течение первых веков н.э. классические нормы латинского языка все более и более становились отвлеченными формальными правилами, которым следовали только немногочисленные образованные люди. Вместе с тем, простонародная латынь все более и более отдалялась от классических норм, эволюционируя к тем формам, которые непосредственно предшествовали стадии формирования самостоя­тельных романских языков.

    Использование латинского языка христианскими авторами имеет тем большее значение, что после 2 в. сложно найти крупных языческих авторов, писавших по-латыни

    Крупнейшимипредставителямихристианскойлатыни 2-5 вековсчитаются Тертуллиан, и Августин. Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160-220) является первой яркой авторской индивидуальностью в истории христианской литературы. Это писатель мирового масштаба, поражающий как необычностью мысли, так и необычностью стиля. Речь его образна, энергична, склонна к броским внешним эффектам, парадоксам и гиперболам, выражающим страстную натуру писателя. Вместе с тем, язык его наполнен неправильностями, свойственными простонародной речи Северной Африки, где Тертуллиан родился и прожил всю жизнь. Противоположностью ему выступает классически правильный язык Цецилия Фирмиана Лактанция (3 — нач. 4 в.), который служил воспитателем при дворе великого императора Константина и придал христианству статус государственной религии. Из всех авторов своей эпохи Лактанций ближе всего подошел к воспроизведению классической "цицероновской" латыни с её чистотой, благородной простотой выражения, стройностью и непринужденностью композиции.

    Софроний Евсевий Иероним (ок. 347-420) был одним из самых образованных людей своего времени. Непоследовательная, но эмоциональная и впечатлительная натура Иеронима металась между восторгами перед древней культурой и её неприятием во имя подлинной веры. Основной заслугой Иеронима перед европейской культурой считается латинский перевод Библии, который католическая церковь признает единственно каноническим и которым до сих пор пользуется.

    Аврелий Августин (354-430) традиционно признается наиболее выдающимся христианским латинским автором эпохи патристики и раннего Средневековья. Он начинал свою карьеру как профессиональный ритор, но затем стал ревностным христианином. Как мыслитель он оказал универсальное влияние на развитие всей европейской культуры.

    Вместе с тем, отношение христианской церкви к языку было принципиально иным, чем у языческих авторов. Формальная, стилистическая сторона была для христианских авторов значительно менее важна, чем выражаемый смысл. Ради простоты и доходчивости, ради доступности текста даже самым малообразованным людям христианские авторы были готовы пожертвовать литературной стороной своих произведений. Эту позицию окончательно оформил римский папа Григорий Великий (6 век), говоривший, что слова Божьи нечестиво подчинять каким-то грамматическим и стилистическим правилам.

    В провинциях, как уже говорилось, разговорный, простонародный язык, т.н. вульгарнаялатынь, сильно отличался от классических образцов уже в начале н.э. К 5 веку это расхождение стало особенно заметным. Процессу обособления простонародного языка способствовали нападения варваров— так собирательно назывались малокультурные, не причастные к греко-римской цивилизации народы. К их числу относили не только пришлых кочевников (гунны), но и близких соседей империи — германские племена вандалов, готов и другие. В начале 5 века нападения варваров приобрели такую силу, что противостоять им было трудно, и в 410 году город Рим был взят и разграблен готами. Наконец, в конце 5 века Западная Римская империя погибла под ударами различных варварских племен. Наследие греко-римской цивилизации отныне и на довольно долгое время сосредоточилось в Восточной Римской империи, известной также под названием Византия. Но здесь государственным и литературным языком был греческий. Последующая эпоха (6-8 века) в истории Западной Европы обычно называется "темными веками". В это время происходит формирование новых государств и народов на территориях бывших римских провинций. Латинский язык, все более и более неузнаваемый, остается здесь важным средством общения. Эта варварскаялатыньтакже легла в основу будущих новоевропейских языков, процесс формирования которых в основном завершился только в 9 веке, когда появляются предпосылки для возрождения интереса к классической латинской словесности.

    Лекция 18. МОНАСТЫРСКАЯ И СВЕТСКАЯ ЛАТЫНЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА.

    ЯЗЫК СХОЛАСТОВ И ЯЗЫК ВАГАНТОВ
    Средние века — это обширная эпоха европейской истории, формально занимающая целую тысячу лет (5 - 15 в.в.). Понятно, что столь значительный отрезок времени не может быть однороден в культурном отношении, а также в отношении развития национальных языков и литературы. Однако этот период все же может рассматриваться как единое целое благодаря нескольким главным особенностям. В первую очередь, благодаря безусловному главенству христианской религиозной культуры во всех областях жизни. Немаловажной особенностью данной эпохи является также и то, что латыньвСредниевекаслужит универсальным языком общения между народами новой Европы, возникшей на развалинах Западной Римской империи. Кроме того, это язык общения определенных культурных групп населения — священнослужителей католической церкви, людей науки и литературы. Культурных людей того времени объединяла духовная принадлежность к высочайшим достижениям античной культуры.

    Новая художественная, научная и философская литература средневековой Европы долгое время писалась на латинском языке. Не зная латыни, невозможно было войти в круг культурных и образованных людей. Соответственно, латинский язык служил непременным элементом и основой основ средневекового образования. В 9 веке образовательная система уже сложилась. Циклобучения в школе состоял из двух связанныхэтаповтривиума и квадривиума. Тривиум включал три основные дисциплины — грамматику, диалектику и риторику, — которые преподавались в начальных классах. Квадривиум — арифметика, геометрия, астрономия и музыка — изучался в старших классах. В совокупности обе части составляли "семь свободных искусств".

    Главнейшими центрамисредневековойученостибыли монастыри и университеты. Монастыри были естественными средоточиями культурной жизни того времени. Многие выдающиеся деятели науки и культуры Средних веков были монахами. При монастырях существовали школы начального образования, и в известный период монастыри были единственными распространителями грамотности, а до возникновения университетов — и единственными хранителями высокого знания.

    Университеты были новой организацией, призванной соединить в своих стенах обучение всем видам существовавшего тогда теоретического знания. Первые университеты возникли в 12 веке. Подлинным центром средневековой образованности был Парижский университет, объединявший лучшие умы своего времени. В 12-13 веках появились также университеты в Испании, Италии, Англии. С течением времени именно вокруг университетов сосредоточилась интеллектуальная и духовная жизнь эпохи. Общий рост уровня европейской культуры предопределил её расцвет в эпоху Возрождения.

    В эпоху самого раннего средневековья (6-7 века) культурный упадок был весьма значительным. Новый подъем культуры начался лишь в конце 8 века. Знаменитой эпохой является т.н. Каролингскоевозрождение — культурный подъем при франкской династии Каролингов, основанной Карлом Великим. Карл Великий издал специальный указ об открытии школ при монастырях. В целях обучения были созданы специальные пособия, часто написанные в форме диалога наставника и ученика. При дворе была создана Академия, в которой преподавались свободные науки и богословие.

    Каролингское возрождение дало мощный толчок развитию средневековой учености, расцвет которой приходится на 12-14 века. Средневековая культура была культурой религиозной и, более того, культурой церковной. Поэтому вершиной средневековой учености была теология — учение о Боге и мире, основанное на отвлеченном философском рассуждении, а главной формой теоретизирования — схоластика, религиозная философия, использовавшая латинский язык для выражения сложных отвлеченных смыслов. Крупнейшим представителем схоластики был ФомаАквинский(1225-1274).

    Однако латынь была языком не только священников и теологов. В конце 18 века были обнаружены средневековые поэтические рукописи, содержание которых резко отличалось от ученых теологических текстов того времени. Главной особенностью этих стихов был их светский, антицерковный характер. В них, по образцу античных римских поэтов, говорилось о любовных утехах, о винопитии, о прелестях окружающего бренного мира, о человеческих пороках и слабостях и т.д. Создателями этих стихов были бродячие школяры, клирики и студенты, переходившие из города в город в поисках нового места службы или учебы и потому называвшиеся вагантами.

    Расцвет поэзии вагантов приходится на 12-13 века. В стихах вагантов античные образы и сюжеты перемешаны с библейскими мотивами и фольклором, а любовная лирика — с пародией и сатирой. Ваганты справедливо считаются предшественниками позднейшей светской и любовной поэзии — французских труверов и немецких миннезингеров, писавших уже на национальных языках. Латынь вагантов ориентируется на лучшие образцы римской поэзии; вместе с тем, ваганты черпали многие мотивы, размеры и композицию из народной поэзии. Наиболее известными вагантами являются Гуго Орлеанский, Архипиита Кельнский и Вальтер Шатильонский.

    Лекция 19. СУДЬБЫ ЛАТЫНИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОЕ ВРЕМЯ
    В 14 веке уже вполне проявились все тенденции развития, которые назревали в течение всего средневековья. После того, как варварские племена погрузили Европу во мрак бескультурья, единственными очагами образованности надолго оставались монастыри. Рукописи античных авторов, сохраненные в монастырских библиотеках и размноженные монастырскими переписчиками, составили драгоценную основу культурного достояния будущих столетий. В эпоху университетов эти знания были систематизированы и приумножены. Конечно, от былого богатства оставались только жалкие крупицы, но и они давали представление о былом величии.

    Накопление знаний и стремление освободить культуру от обязательной теологической оболочки нашло свое завершение в эпохе Возрождения (14-16 века), которая стала одновременно новой эпохой европейской культуры, основанной на греко-римском культурном наследии и отличавшейся светским характером.

    Первой задачей, которая встала перед Возрождением, была задача поиска, систематизации и издания сочинений греческих и латинских авторов. Многие деятели культуры этой эпохи посвятили всю свою жизнь этой благородной задаче (Марсилио Фичино, Лоренцо Медичи, Поджо Брачоллини, Леонардо Бруми, Анжело Полициано). С конца 15 века задача издания неизмеримо облегчилась благодаря изобретению книгопечатания Гутенбергом.

    В числе первых собирателей древних манускриптов был знаменитый поэт Франческо Петрарка, писавший, однако, на итальянском языке, как и Данте. Особой любовью Петрарки пользовался Цицерон. Во всех своих поездках он искал древние книги, расспрашивал друзей и знакомых, неутомимо посещал монастырские книгохранилища. Петрарка составил полный список известных произведений Цицерона и нашел немалое их количество.

    Известнейшим собирателем был также автор "Декамерона" Джованни Бокаччо, который обнаружил неизвестные дотоле рукописи сочинений Тацита. В результате этих поистине титанических усилий были найдены и впоследствии изданы сочинения Плавта, Лукреция, Цицерона, Квинтилиана, Тацита и других выдающихся представителей латинской словесности. Основной массив известной нам латинской литературы был введен в обиход именно деятелями эпохи Возрождения. Более тщательное знакомство с выдающимися образцами латинской поэзии и прозы способствовало обогащению латыни эпохи Возрождения. Кроме того, эпоха Возрождения — это время не только собирания и издания латинской классики, но и время интенсивного её изучения. Тщательно выполненные издания снабжались исчерпывающими комментариями самого разнообразного характера.

    Все это способствовало поддержанию и даже превознесению статуса латинского языка. Несмотря на то, что многие литературные произведения писались уже на национальных языках (итальянском, французском, немецком), латыньэпохиВозрожденияоставалась международным языком деятелей науки и культуры, причем языком, ориентированным на классические нормы "золотой латыни".

    Новое время (17-19 века) унаследовало от Возрождения латинский язык как международный язык науки и культуры. Многие исследования, начатые в эпоху Возрождения, нашли свое продолжение в трудах ученых Нового времени. ЛатыньНовоговремени— международный язык дипломатов, философов и ученых.

    В течение нескольких веков латинский язык, основанный на лексике римского права, служил рабочим языком правоведов и юристов. Дипломаты также предпочитали изъясняться по-латыни.

    В гуманитарных и естественных науках латынь продолжала жить своей особой жизнью, оставаясь универсальным международным "языком учености". В эпоху Возрождения и в Новое время многие тексты греческих авторов были переведены на латынь. По-латыни написаны многие произведения таких выдающихся философов Нового времени, как, например, Декарт и Лейбниц. Превосходным знатоком латыни и римской литературы был известный философ и писатель Монтень. В сочинениях Канта и даже более поздних мыслителей мы встречаем массу латинских терминов, которые призваны придать выражаемой мысли дополнительную строгость. В личной переписке также часто использовали именно латинский язык.

    Латынь оставалась рабочим языком в области точных и естественных наук. Знаменитый ученый Исаак Ньютон часто прибегал к латинскому языку, считая его наиболее адекватным средством для выражения точных суждений. Вообще, знание латыни и умение четко выражать свои мысли при помощи латинской терминологии было свойственно всем крупным ученым этой эпохи. На латыни написаны многие труды Ломоносова. НаучнаятерминологияНовоговременипостроена на основе латинского языка (точнее, на сочетании латинских слов с греческими, которым придавалась "латинизированная" форма). Именно такую терминологию использует всеобщая классификация растительного и животного мира, созданная великим шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем в 18 веке и лежащая в основе всех современных классификаций в области ботаники и зоологии. В такой области, как медицина, латынь всегда оставалась важным рабочим языком, а также источником терминологии.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта