Главная страница

древние языки и культуры (курс лекций). Происхождение латинского языка. Италия и ее древнейшее население


Скачать 419.5 Kb.
НазваниеПроисхождение латинского языка. Италия и ее древнейшее население
Анкордревние языки и культуры (курс лекций).doc
Дата29.05.2018
Размер419.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файладревние языки и культуры (курс лекций).doc
ТипЛекция
#19779
страница3 из 5
1   2   3   4   5

Лекция 10. О ЛАТИНСКОМ ПРОИЗНОШЕНИИ
Всякий язык на протяжении своего развития претерпевает изменения. Особенно наглядно это видно на примере современных романских языков. В их основе лежит латинский язык и латинская лексика, но правила произношения в каждом из этих новых языков отличны от латыни и от правил другого романского языка.

Существуют ли возможности выяснить, какова была норма высокой классики, т.е. образцовые грамматические и риторические каноны литературного и разговорного языка? Да, существуют. Во-первых, это сохранившиеся надписи, в которых написание слов иногда приближено к их произношению; во-вторых, это игра слов в сочинениях римских писателей; в-третьих, наконец, сочинения древнеримских ученых, которые специально описывали произношение тех или иных букв и их сочетаний.

Нужно иметь в виду, что наряду с нормой классики существовал бытовой разговорный язык повседневная латынь, несколько отличная по произношению от нормативной классической латыни. Например, из писем Цицерона известно, что в домашнем кругу и частной переписке он позволял себе отступать от тех строгих норм, которыми, безусловно, руководствовался, произнося речи в сенате.

Таким образом, параллельно с нормативным языком, сложившимся в 1 веке до н.э., издавна существовал живой разговорный язык. Именно в результате развития бытовой латыни, которая видоизменялась к тому же сообразно языковым и национальным особенностям различных регионов и провинций, возникла поздняя латынь, которая и легла в основу позднейших романских языков.

Но в это время на классической латыни давно уже никто не говорил. Она оставалась известной лишь как "мертвый язык", язык римской литературы, не являющийся более живым разговорным языком. "Правильное" произношение также было забыто как вещь, не имеющая принципиального значения. Это не значит, что "мертвая" латынь совершенно не служила в качестве средства общения. В течение последующих времен латинский язык использовался людьми литературы, науки, философии как специфический язык общения, который помогал преодолеть межнациональные языковые барьеры.

Кроме того, все школьное и университетское образование (особенно в Средние века и даже в Новое время) было построено на использовании латинского языка, — но с теми особенностями произношения, которыми отличалась именно поздняя разговорная латынь. Все новоевропейские языки (как романские, так и не-романские) переняли чтение латинских терминов и имен как раз в таком виде. Иными словами, от классической латыни остались грамматические, стилистические и прочие нормы, а от поздней — произношение.

Другое дело — специфическое отношение к языку изучающих его специалистов, в данном случае — филологов-классиков. Среди них в настоящее время принято пользоваться исключительно восстано­вленным, или формально реконструированным произношением "мертвого языка". Это произношение является безусловно обязательным в замкнутой научной среде филологов, используется на Всемирных конгрессах латинистов, на семинарах некоторых организаций.

Лекция 11. ЭЛЕМЕНТЫ ЛАТИНСКОЙ СТИЛИСТИКИ

Античная культура вообще и греко-римская культура в частности совершенно справедливо характеризуется как риторическая культура. Греческие и римские писатели придавали огромное значение стилистической отделке своих произведений; более того, само отношение к жизни весьма часто рассматривалось сквозь призму риторики. Понятно, что культуре слова, умению обращаться с языком, использовать различного рода выразительные средства придавалось самое первостепенное значение. Стилистические средства литературного языка включают в себя фоны, фигуры речи и фигуры мысли, а также неправильности речи.

Тропами обыкновенно называют слова и выражения, используемые в образном, переносном смысле (сюда относятся аллегория, гипербола, метафора, ирония и т.п.). Фигурамиречиназывают обороты, которые в целях выразительности и образности нарушают привычный порядок и привычное соединение слов (удвоение, сокращение, антитеза, перестановка и т.п.). Аналогичным образом фигурымысли содержат необычный ход мысли (риторические вопросы, умолчания, олицетворение и т.п.). Наконец, к сознательным неправильностямречиотносятся нарушения грамматической конструкции в предложении или избыточность выражения.

Основные положения античной стилистики были окончательно оформлены в эллинистическую эпоху. Большой вклад был сделан римскими авторами — в частности, Цицероном и Квинтилианом. Тем не менее, поскольку первенство в этой области (как и во многих других областях) принадлежало грекам, основная терминология оставалась греческой. От греческих и римских авторов до наших дней дошло немало трактатов, посвященных общим и специальным вопросам риторики и стилистики.

Под аллегорией понималось изображение какого-либо понятия или образа, связанного с этим понятием по принципу аналогии или сходства. Гипербола — преувеличение или преуменьшение характерных свойств предмета или субъекта. Метафора— заключается в перенесении свойств одного предмета на другой предмет на основании сходства каких-либо общих признаков. Большая роль тропов состоит в том, что они способствуют обогащению смысла слов, придавая им новое значение, которое во многих случаях устойчиво сохраняется.

К числу тропов относятся широко употребляемые стилистические средства: метонимия(замена одного понятия родственным ему другим понятием), эвфемизм(замена неприятных для слушателя или читателя слов и выражений другими — нейтральными или приятными, — сохраняющими, однако, приблизительно тот же смысл), антономасия(замена имени собственного именем нарицательным, отражающим, характерные свойства этого субъекта) и др.

Фигуры речи и фигуры мысли представляют собой чрезвычайно широкий класс самых разнообразных риторико-стилистических средств. Наиболее употребимыми фигурами речи были удвоение(состоявшее в повторении одного и того же слова ради усиления эмоционального воздействия), сокращение, или "эллипсис" (нарочитый пропуск одного или нескольких слов), противопоставление, или "антитеза" (соединение в одном контексте контрастных по смыслу утверждений) и т.п.

Столь же разнообразными были и фигуры мысли, к которым относится риторический(т.е. не требующий ответа или уже содержащий его) вопрос, нарочитое умолчание(как правило, о чем-то хорошо известном или очевидном), олицетворениеи т.д.

В качестве образца стилистической фигуры, которую можно отнести и к фигурам речи, и к фигурам мысли, выступает т.н. парадокс, заключающийся в неожиданном сочетании двух или нескольких противоположных по смыслу тезисов, например: "Если хочешь мира, готовь войну!".

Наконец, неправильности речи придавали тексту особую выразительность и колорит.
Лекция 12. ЛАТЫНЬ - ЯЗЫК ВЕЛИКИХ ПОЭТОВ

Латинская поэзия является одним из величайших достижений мировой словесной культуры. Вне её традиций непредставимо поэтическое творчество последующих эпох европейской литературы. Сочинения великих латинских поэтов во все времена служили хрестоматийными образцами в процессе обучения основам словесной культуры. Знание латинской поэзии издавна считалось непременным условием гуманитарной образованности.

Подлинным началом и вместе с тем расцветом латинской поэзии был 1 век до н.э. Единственными поэтами 1 половины 1 века до н.э., сочинения которых дошли до нас почти полностью, являются Лукреций и Катулл.

ТитЛукрецийКар(ок. 96-55 до н.э.), автор философской поэмы "О природе вещей", стремился создать в нарочито архаизированных, эпических формах оптимистический гимн познанию. Философию Эпикура он считал верным путем к примирению с жизнью и к счастью. Язык поэмы чрезвычайно богат, насыщен образами и неожиданными сравнениями, но при этом торжественно возвышен.

ГайВалерийКатулл(ок. 87-54 до н.э.) — поэт лирического направления; мир Катулла — мир чувства, мир внутренних переживаний. 116 стихотворений Катулла объединены в сборник, составленный по определенному плану. Стиль Катулла основан на контрастном противопоставлении высокого и грубого, изысканно-поэтического и простонародного.

Самыми известными римскими поэтами традиционно считаются поэты середины 1 века до н.э. и эпохи Августа — Вергилий, Гораций и Овидий.

ПублийВергилийМарон(70-19 до н.э.) считается крупнейшим представителем эпического и буколического жанров. К последнему относятся "Буколики", или "Эклоги", описывающие прелесть и естественность пастушеской жизни. Более дидактический характер имеют "Теоргики" — поэма о земледелии и скотоводстве, прославляющая повседневные заботы и воспевающая труд на природе. Главное произведение Вергилия, "Энеида", стало национальным римским эпосом (как "Илиада" и "Одиссея" Гомера стали таковым у греков); она почиталась в веках как самое полное и законченное поэтическое выражение римской культуры, римского мироощущения и национального сознания.

КвинтГорацийФлакк (65-8 до н.э.), представитель лиро-эпического и сатирического жанров, автор нескольких сборников стихотворений. Чрезвычайное богатство тематики стихотворений Горация имеет общую основу: поэт занят поисками меры, равновесия в неустойчивой и бурной жизни. Стиль Горация необычайно разнообразен. Теория и практика стихосложения была для него специальной темой, которой посвящена поэтическая "Наука поэзии", излагающая правила построения поэтического произведения.

Вергилий и Гораций в основном завершили оформление поэтического латинского языка (как в прозе это сделал Цицерон). Однако завершающую точку поставил их младший современник — Публий ОвидийНазон(43 до н.э. — 18 н.э.), представитель элегического и эпического жанров.

Творчество Овидия обычно рассматривают в рамках "эпохи Августа". Однако перед Овидием уже не стояла задача оформления латинского поэтического языка, которую выполнили Вергилий и Гораций. Поэтому он чувствует себя свободнее и смело пускается на эксперименты в области поэтических сюжетов, мотивов и образов. Это в немалой степени объясняет специфику чрезвычайно разнообразного поэтического наследия (любовная лирика, элегии, монументальные поэмы).

Лекция 13. ЛАТЫНЬ - ЯЗЫК ВЕЛИКИХ ОРАТОРОВ.

РИМСКАЯ РИТОРИКА
Античность превыше всего ценила слово, которое, по мысли античных писателей и философов, было тем средством, которое позволяло свободному и образованному человеку полностью раскрыть свою разумную природу и свои дарования перед другими людьми и перед самим собой. Словесность, то есть умение сочетать и правильно произносить слова, сообщать смысл и быть правильно понятым, — это единственная область, которая способна объединить людей. Именно поэтому все античное (и римское в том числе) образование строилось на основе словесности, и было подчинено ей: любые специальные науки (точные, естественные и прочие) могут лишь разобщить людей. Понятно, какое значение придавалось высшей форме словесности — риторике; она выступала как универсальное средство обращения со всеми явлениями жизни.

Искусство риторики было высшей ступенью античного образования; учили ему в гимнасиях и риторских школах. В числе трех главных источников риторического умения выделяли природную одаренность, собственно теоретическое обучение и, наконец, практическое упражнение. Насчитывалось 5 этапов подготовки и произнесения речи: нахождение материала, правильное его расположение, придание ему надлежащего словесного выражения, заучивание или запоминание и произнесение.

В смысле формальной классификации в Риме различались 3 вида риторики.

1) Торжественное красноречие для выступлений на праздниках с показательными хвалебными или порицательными речами.

2) Совещательное, или политическое красноречие, предназначенное для государственных деятелей, задача которых состояла в том, чтобы убедить слушателей в пользе или вреде того или иного дела.

3) Судебное красноречие, к которому прибегали обвинители и защитники, обосновывающие свою позицию.

В области риторики римляне так же зависели от греков, как и во многих других областях. Величайшим и непревзойденным оратором Греции считался Демосфен, современник Александра Македонского и Аристотеля, написавшего специальный трактат о риторике. С конца 3 века до н.э. греческая система образования, а вместе с ней и система красноречия начала проникать в Рим. До этих пор римские ораторы руководствовались скорее интуицией и полагались более на природный дар убеждения, чем на изощренную риторическую методику.

Греческая система укоренилась в Риме не без труда и не сразу. В патриотически настроенных кругах были сильны недоверие и даже враждебность к иноземному искусству. Главой этого движения был Катон Старший (2 пол. 3 — 1 пол. 2 в. до н.э.), политический деятель и едва ли не крупнейший оратор эпохи возвышения Рима. Катон оставил для своего сына несохранившееся руководство по риторике. Однако уже во 2 половине 2 века, после присоединения Греции, греческая риторика окончательно утвердилась в Риме, где вскоре появился достойный соперник Демосфена,

Им стал МаркТуллийЦицерон(106-43 до н.э.), выдающийся оратор, писатель и политический деятель. Блестяще одаренный от природы, Цицерон уже в детстве выказывал такие способности, что на него приходили смотреть как на чудо. Весьма рано он в совершенстве овладел греческим языком и мог произносить на нем речи. Политическая карьера, избранная Цицероном, способствовала совершенствованию его мастерства. Будучи консулом в 63 году, Цицерон раскрыл заговор аристократа Катилины и разоблачил его в публичной речи, которая стала классическим примером его красноречия. Еще один цикл речей он произнес впоследствии против Марка Антония, стремившегося узурпировать власть. Язык Цицерона энергичен и естественен, чрезвычайно богат стилистическими и риторическими средствами, четок, ясен и классически правилен.

Цицерон был не только непревзойденным оратором, без колебаний выступавшим в сенате, на площадях, перед самыми разными аудиториями. Он был также блестящим теоретиком риторики и оставил целый ряд специальных риторических сочинений, например, "Оратор", "Об ораторе", "Брут" и другие.

Другим известнейшим теоретиком риторического искусства был МаркФабийКвинтипиан(35-100 н.э.), написавший обширный и знаменитый впоследствии трактат "Наставление оратору". Эта книга имеет не только сугубо теоретическую, но и педагогическую направленность. Воспитывать оратора, по Квинтилиану, нужно с самого раннего возраста, последовательно проходя элементарные основы и продвигаясь к вершине риторического искусства.
Лекция 14. ЯЗЫК РИМСКОГО ПРАВА

Право и юридическая наука — одна из немногих областей, в которых римляне превзошли греков. Создание универсальной, разветвленной и четко зафиксированной системы правовых норм оказало решающее влияние на юридическую мысль Средних веков и Нового времени. Все правовые системы в Европе восходят к римскому праву.

Римскими национальными ценностями издавна были уважение к обычаям и традиции, культ гражданских добродетелей, рассудочность и практицизм. Превыше всего римляне ценили умение использоватьвещи и придавать окружающему миру порядок. Порядок для них означал торжество закона, который должен был гарантировать индивидуальную свободу всякого гражданина, интересы которого сосредоточены в повседневной практической деятельности.

Римское общество не навязывало своим членам обязательный образ мыслей; римляне всегда считали, что убеждения — личное дело человека. Поэтому праводля римлян обозначал упорядоченную совокупность норм, действующих в определенном общественном устройстве, призванных обеспечить такие внешние условия, при которых свобода одного гражданина не противоречит свободе любого другого гражданина и благосостоянию общества в целом. Этим внешним характером право отличается от морали и религии, которые в Риме испытали сильное влияние права.

История римского права начинается с Законов XII таблиц, где впервые были закреплены существовавшие правовые нормы. В этом процессе важную роль играло комментирование законов, которое с 3 в. до н.э. осуществлялось профессиональными юристами. Область права, как никакая другая, требует четких формулировок. Понятно, что высокое развитие литературного языка в 1 веке до н.э. оказало самое благотворное влияние на разработку римского права. Римские юристы использовали высшие достижения литературной прозы, что помогло им создать тот ясный и точный юридический язык, которым написаны юридические произведения эпохи империи и который впоследствии служил непререкаемым образцом для подражания.

Система римского права отличается простотой и ясностью замысла и включает двеосновныеобласти:публичное, или государственное и гражданское право. Первая область отражает те юридические нормы, которыми регулируются интересы всего государства как совокупности свободных граждан: основы законодательной и исполнительной власти, общие принципы судопроизводства и т.п. Вторая область, в разработке которой и состоит важнейшая заслуга римлян перед мировой цивилизацией, регламентирует интересы и отношения отдельных граждан, т.е. свободных субъектов как частных лиц и владельцев собственности. К этой области относится вся сфера вопросов, связанных с собственностью и имущественными отношениями (владение, приобретение, наследование, и т.д.), семейными отношениями, соответствующими судебными процедурами и т.д.

В своем развитии римское право прошло дваосновныхпериода. Ранний период (до сер. 3 века до н.э.) — период национального римского права, субъектами которого были только римские граждане. Объединение Италии и расширение границ римского государства привело к появлению т.н. общенародного права, которое регулировало отношения между полноправными гражданами и прочим населением, права которого были существенно ограничены.

Расцвет римского права приходится на конец республики и эпоху империи. В первые века н.э. активно проводится кодификациясоставление нормативных собраний законов, которая продолжалась в Византии и после падения Западной Римской империи. Особое значение для истории римского права имеют "Дигесты" сборник римских юридических формул, составленный по инициативе византийского императора Юстиниана (1 пол. 6 века) на основе высказываний крупнейших юристов. Этот сборник является важной составной часть корпуса римского права, составленного при Юстиниане и призванного подвести итоги всего развития римской юриспруденции.

Римские императоры всегда поощряли деятельность юристов, профессия которых пользовалась большим почетом. Рим никогда не знал недостатка в юридических авторитетах. В "Дигестах", например, использовано около 2 тысяч сочинений более чем 40 известных юристов. Но, как и во всякой области знания, первостепенный авторитет принадлежит все же немногим. Наиболее выдающимисяримскими юристамисчитались Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестин, относящиеся к "золотому веку" римской юриспруденции (2 — 3 века).
1   2   3   4   5


написать администратору сайта