Главная страница

дикция и произношение и пКозляниновой. Произношение и дикция


Скачать 163.3 Kb.
НазваниеПроизношение и дикция
Анкордикция и произношение и пКозляниновой.docx
Дата21.12.2017
Размер163.3 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладикция и произношение и пКозляниновой.docx
ТипДокументы
#12450
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
глава 2

Особенностью сценической речи является то, что все

ее качества - и хороший, гибкий звучный голос, и чет-

кая, ясная дикция, и точность произношения - органи-

чески вливаются в создаваемый актером образ, явля-

ются непосредственным материалом для его создания.

Это обстоятельство обязывает актера бережно относить-

ся к своему речевому аппарату.

Сложный, хрупкий речевой аппарат человека незаме-

ним, и сохранность его во многом зависит от того, на-

сколько разумно с ним обращаются. Систематиче-

ская тренировка укрепляет, закаляет и предо-

храняет речевой аппарат от срывов, помогает сохранить

на долгое время профессиональные качества речи акте-

ра, подготавливает его к творческому процессу, способ-

ствует большей выразительности слова.

Овладение профессиональным мастерством в области

звучащего слова требует от актера серьезной техниче-

ской подготовки как в постановке дыхания и голоса,

так и в дикции.

Как музыкант постоянной тренировкой поддерживает

подвижность пальцев, артист балета совершенствует лег-

кость, пластичность и точность движений, так и актер

драмы должен ежедневно делать дикционную зарядку,

способствующую развитию эластичности и подвижности

мышц речевого аппарата (губ, языка, челюсти, мягкого

нёба) и сохранению этих качеств.

Какие речевые недостатки мешают ясной, четкой

дикции? Вялая и неточная артикуляция - первый враг

ясной дикции. Быстрое проговаривание слова, <сквозь-

зубость> - делает непонятным смысл текста, произноси-

мого со сцены. Надо приучить себя хорошо открывать

рот, это важно для <посыла> звука и для его форми-

рования. При этом надо следить, чтобы рот не растяги-

вался в стороны, а раскрывался по вертикали (не пе-

реходя, однако, границ естественности); при таком

положении рта звуки будут собранными, тогда как растя-

99

нутые в стороны губы делают речь <открытой>, вуль-

гарной. При неподвижной верхней губе речь становится

неясной, неразборчивой. Стараясь быть понятым, актер

напрягает голос, переутомляет голосовые связки; ему

же надо при разговоре лишь слегка приподнимать верх-

нюю губу так, чтобы были видны кончики верхних пе-

редних зубов, и слова сразу станут более четкими.

Также мешает ясному и четкому произношению соглас-

ных звуков, свистящих и шипящих (с, з, ц, ш, ж, щ, ч),

а также звуков в и ф неподвижная и вялая нижняя

губа.

При быстрой, <пулеметной> речи слова <наскакива-

ют> друг на друга, концы слов, а часто и слоги, стоя-

щие в середине слова, <проглатываются>, речь стано-

вится неразборчивой. Существует хорошая русская пого-

ворка по этому поводу: <За твоим языком не поспеешь

босиком>.

Иногда мы замечаем на сцене <проглатывание>,

<съедание> конечной согласной и в медленной речи.

Это - недостаток внимания к слову, а часто результат

неумения управлять своим дыханием.

Прежде чем приступить к работе над четкой, ясной

дикцией, мы рекомендуем ознакомиться со строением

речевого аппарата, а также с некоторыми функциональ-

ными особенностями его.

Современная техника позволила сделать рентгенов-

ские снимки речевого аппарата в момент произнесения

тех или иных звуков.

СТРОЕНИЕ ГЛОТКИ

Глотка расположена выше гортани, она снабжена

мощной круговой глотательной мускулатурой, которая

способствует подъему вверх подъязычной кости и горта-

ни. Надгортанник не только предохраняет гортань от

попадания в нее пищи, но и участвует в артикуляции

звуков, то прикрывая отверстие гортани, то откры-

вая его.

Иллюстрации на стр. 10.1, 103 и 105 даны по наглядному по-

собию Л. Б. Дмитриева <Голосовой аппарат певца>. М. <Музыка>

1964.

100

СТРОЕНИЕ ГЛОТКИ.

4 _ вид мышц глотки сбоку. Шейные позвонки даны в боковом

разрезе; Б - вид мышцы глотки сзади.

/-соединительно-тканная мембрана; 2- верхний сжиматель глот-

ки; 3-тело шейного позвонка в разрезе; 4 - шилоглоточная мыш-

ца, составляющая часть продольных волокон глотки (перерезана

в "Д); 5-нижняя челюсть в поперечном разрезе; 6-шило-языч-

ный пучок мышц языка (перерезан); 7-средний сжиматель глот-

ки; 8--большие рожки подъязычной кости; 9-подъязычно-языч-

ная мышца языка; 10- подъязычно-щитовидная мембрана; У/-

мышца дна полости рта; 12- нижний сжиматель глотки; 13- бо-

ковая пластина щитовидного хряща; 14 - мышцы стенки пищевода;

/5-трахея; /б-основание черепа в разрезе

СТРОЕНИЕ ГОРТАНИ

Звук зарождается в гортани, которая является ча-

стью дыхательных путей. Гортань представляет собой

сложный, подвижный аппарат, состоящий из хрящей,

мышц, связок. Гортань, как вы видите на рисунке, окру-

жена мышцами шеи, скреплена с подъязычной костью.

Мышцами она соединена с нижней челюстью, основани-

ем черепа и с верхней частью грудной клетки.

101

Положение гортани зависит от движения языка. Ког-

да язык перемещается вперед, гортань поднимается.

При оттягивании языка назад - гортань опускается. От

положения гортани зависит высота звука.

Во время дикционной тренировки перед каждым уп-

ражнением следует брать короткий легкий вдох носом.

При переборе дыхания наблюдается напряжение мышц

шеи, нарушается свободное гармоническое движение

гортани, в результате чего голос звучит напряженно,

резко, возникают мышечные зажимы. При беззвучном

произнесении гласных, которое рекомендуется в упраж-

нениях, выдох должен быть плавным, медленным. При

таком выдохе, поднеся руку к губам, можно почувст-

вовать поток теплого воздуха; при шепотном произне-

сении следует обращать внимание на то, чтобы звук

формировался на губах и при этом в гортани не ощуща-

лось бы напряжения. При произнесении упражнений

вслух голос должен звучать естественно и разнообразно

по высоте и силе, не переходя в крик. Не надо сканди-

ровать, <стучать> словами, отдельными звуками или сло-

гами. Упражнения должны звучать естественно, <разго-

ворно>.

АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Звук, рожденный в гортани, в результате вибрации

голосовых связок, беспрепятственно проходит через по-

лости глотки и рта. Характер каждого гласного зависит

от положения гортани, языка, губ, челюсти, положения

надгортанника.

Гласные составляют мелодию речи, т. к. в них за-

ключены основные качества голоса: высота и сила

звука.

На рисунках (помещенных ниже) видно, как изме-

няется положение внутриглоточной и внешней артику-

ляции при произнесении гласных. Пунктиром отмечено

положение языка в состоянии покоя.

Мы, обычно, контролируем движения губ, языка,

мягкого нёба, челюстей. Артикуляция внутрнглоточная

зависит всецело от движений этих органов речи. Так

например, выдвижение языка вперед способствует от-

крытию глотки, как говорилось выше.

102

СТРОЕНИЕ ГОРТАНИ:

А-профильный разрез гортани и артикуляторных органов; Б-схс

ма этих органов (снята с профильного рентгеновского снимка), и

разрез гортани в профиль.

1-верхняя губа; 2 - верхние зубы; 3 - купол твердого>а4

мягкое нёбо; 5 - язык; 6 - глоточная полость; 7-задняя стенка

глотки- 8 - подъязычная кость; 9 - надгортанник; 10 - вход в гор

тнь 31- ложная голосовая связка; 12 - морганиев УД046".13

истинная голосовая связка; 14 - черпаловидныи хрящ поктьг

мягкими тканями: 15 - мембрана, натянутая "ДУ"0>1"3"4-

костью и щитовидным хрящом; 36-передний """"Р8>,9"84!.

ского конуса (голосовой связки); 17 - голосовая (вокальная) мьшща,

18-задний конец края эластического конуса (голосовой связки),

19 - надсвязочная полость гортани

На фотографиях видно положение губ; справа - про-

фильное изображение артикуляционных органов .

Каждый гласный звук характеризуется своим, толь-

ко ему присущим укладом языка, определенной степенью

открытия рта и раствора губ. Работая над дикцией, мы

познакомимся с артикуляцией гласных, а впоследствии,

согласных звуков, добиваясь точного ее соблюдения и

в то же время помня, что чрезмерная артикуляция так

же вредна, как и недостаточная.

Интересно, что чем шире раствор рта (а), тем уже

глоточная полость; чем уже ротовая щель (и), тем шире

глоточная полость. На звуке и самое высокое положе-

ние гортани, при у- самое низкое.

Природа позаботилась о том, чтобы соразмерить

силу и высоту голоса. Любое нарушение во взаимоот-

ношении силы и высоты звука ведет к неправильной ра-

боте мышц речевого аппарата и различным заболева-

ниям голоса.

Звук И

При произнесении гласного и челюсти сближены,

раствор рта узкий. Губы приоткрыты, слегка растянуты

в стороны, прижаты к верхним резцам, видны кончики

верхних и нижних зубов. Кончик языка касается ниж-

них резцов. Между спинкой языка и передней частью

твердого нёба - узкий канал, по которому течет воз-

душная струя. Глоточная полость наибольшая, гортань

приподнята.

Все профильные изображения языка сделаны по снимкам, взя-

тым из книги М. Е. Хватцева <Логопедия>. М., <Учпедгиз>, 1959.

104

ГЛАСНЫЕ В РЕЧИ

ПОКОЙ

Формирование гласных в речи и их воздействие на

положение и приспособление гортани и надгортан-

ника Для сравнения смещения органов дается по-

койное положение. Все схемы перерисованы с рент-

геновских снимков. Горизонтальная линия, пересе-

кающая каждую схему, проведена на уровне верх-

него края голосовых связок в положении покоя, ина

позволяет судить о смещении гортани в отношении

положении покоя.

Звук Ы

При произнесении гласного

ы кончик языка оттянут от

нижних резцов, средняя и кор-

невая части языка приподняты

к середине нёба. Губы в том

же положении, что и при зву

ке и. Гортань опущена.

Звук Э

При произнесении гласного э уклад языка понижает-

ся, кончик языка лежит свободно у нижних передних

зубов. Раствор рта шире, чем при и, а глоточная по-

лость немного уже. Гортань чуть опускается.

Звук А

При произнесении гласного и язык лежит плоско,

свободно. Корень языка опущен, кончик языка - у ниж-

них передних зубов. Нижняя челюсть опущена, рот ши-

роко открыт, верхняя губа слегка приподнята (видны

кончики верхних передних зубов). Положение гортани

среднее, полость рта наиболее широкая, глоточная-

наименьшая.

Звук О

При произнесении гласного о язык слегка припод-

нимается и отодвигается назад, губы округляются и

немного выдвигаются вперед. Глоточная полость не-

сколько шире, чем при гласном а. Положение гортани

чуть ниже.

Звук У

При произнесении гласного ;/ язык более, чем при о,

отодвинут назад, корневая часть языка приподнята по

направлению к мягкому нёбу. Глоточная полость расши-

107

репа, губы сужены и выдвинуты вперед больше, чем при|

гласном о. Положение гортани наиболее низкое.

Звук И

Звук и занимает особое положение среди других

звуков (в старых пособиях его называли <полуглас-

ным>) . По своему характеру он относится к группе со-

гласных. При его произнесении язык поднят к твердому

нёбу, образуя с ним узкую щель. Губы полуоткрыты.

Звук щелевой, звонкий.

ТРЕНИРОВКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Порядок гласных при тренировке соответствует таб-

лице основных гласных звуков и таблице йотированных

гласных .

1. и, э, а, о, у, ы.

2. е, я, ё, ю.

Упражнение 1. Беззвучное произнесение гласных

(таблицы 1 и 2) на <теплом выдохе>, затем вслух.

<Теплый выдох> - это постепенное выдыхание воз-

духа теплой струёй. Выдох производится замедленно,

гласная как бы <тянется>. Поднеся ладонь ко рту, мож-

но ощутить это тепло. Перед беззвучным произнесени-

ем каждой гласной берется короткий вдох носом.

Вслух звуки всей таблицы произносятся слитно на

одном дыхании.

Упражнение 2. Произносить каждый звук обеих таб-

См. главу 1 <Произношение> - правила произношения е, я,

1

е, то.

108

лиц (кроме а) с гласным а сначала беззвучно, затем-

вслух. При беззвучном произнесении, на <теплом выдо-

хе>, вдох производится после каждой пары гласных.

и-а, э-а, о-а, у-а, ы-а;

е-а, я-а, ё-а, ю-а.

Упражнение 3. Произносить перед каждым звуком

гласный а.

а-и, а-э, а-о, а-у, а-ы;

а-е, а-я, а-е, а-ю.

Дальнейшая тренировка правильного произношения

гласных звуков продолжается в сочетании с согласны-

ми: в упражнениях, словах, фразах, литературных тек-

стах.

АРТИКУЛЯЦИЯ И ТРЕНИРОВКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

При произношении согласных в ротоглоточной об-

ласти создаются препятствия, через которые с силой

проталкивается воздушная струя. Согласные звуки ме-

няют свой характер в зависимости от того, какие арти-

куляционные органы создают препятствие. Когда голо-

совые связки сомкнуты и вибрируют - звуки приобре-

тают звонкость. Когда голосовая щель раскрыта, соглас-

ные формируются при помощи шумов без участия голо-

са и звучат глухо. Если положить на гортань ладонь и

поочередно произносить звонкие и глухие согласные, то

ладонь ясно ощутит вибрацию при произнесении только

звонких согласных.

При смягчении согласных звуков артикуляция не-

сколько изменяется, становится более напряженной.

Поэтому ниже, когда речь идет о группах согласных, для

наглядности даются зарисовки положения языка при

твердом и мягком произнесении звуков.

Взрывные Б - П, В - Ф, Д - Т, Г-К

Звуки б - п (м) \

Звуки б-п губно-губные, образуются путем крепко-

го затвора обеих губ. Выдыхаемая струя воздуха проры-

вает это препятствие, получается характерный <взрыв>.

См. стр. 122.

109

Поэтому эти согласные звуки называются взрывными.

1 убы и язык принимают положение следующего глас-

ного. Звук б - звонкий, п - глухой.

Пунктиром обозначены положение нёбной занавески

при м, а также раскрытая голосовая щель при п

При смягчении б и п (бь, пь) передняя часть спинкц

языка поднимается к твердому нёбу (см. рисунок спра-!

ва). Напряжение губ сильнее.

Упражнение 1. Произнесите б и л в сочетании с и э

а. о, у, ы и с е, я, ё, ю: би-бэ-ба-бо-бу-бы, пи-пэ-па-по

пу-пы, бе-бя-бё-бю, пе-пя-пё-пю.

Упражнение 2. Проверьте четкость произношения

конечных согласных:

бибибип, бэбэбэп, бабабап, бобобоп, бубубуп быбы-

бып (конечные согласные п. т, к, ф часто <проглатыва-

ются> в речи, пропадают, и слова становятся непоняг-

ными).

п -б-м

бь - мь

110

Упражнение 3. Придумайте и произнесите несколько

слов, оканчивающихся на п или б, например: сноп,

столб, лоб,сугроб, топь, дробь .

Двойные взрывные звуки б - п произносятся с боль-

шим затвором, на месте смычки органов речи создается

большее напряжение. Это мы можем ощутить по дви-

жению диафрагмы, которая подталкивает выдыхаемую

струю воздуха к месту затвора и взрыв получается рез-

че, сильнее. Очень внимательно прислушайтесь, зафик-

сируйте разницу в произношении одинарного согласного

звука и рядом с ним - двойного.

В русском языке мы встречаем чаще двойные со-

гласные б и п на стыке двух слов, произносимых слит-

но. В упражнениях для сравнения произношения оди-

нарных и двойных согласных лучше делать ударение

на первых слогах пйби - пйбби.

Упражнение 4. В следующих сочетаниях сравните

произношение одинарных и двойных согласных.

б-бб

пиби-пибби, пэбэ-пэббэ, паба-пабба, побо-

поббо, пубу - пуббу, пыбы - пыббы;

пебе-пеббе, пябя-пяббя, пёбё-пёббё, пюбю-

пюббю.

п- пп

бипи-биппи, бэпэ-бэппэ, бапа-баппа, бопо-

боппо, бупу - буппу, быпы - быппы;

бепе - беппе, бяпя - бяппя, бёпе - бёппе, бюпю -

бюппю.

Упражнение 5. Сравните звучание одинарного и двой-

ного звука б и п в словах и словосочетаниях:
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта