Пространственное (проксемическое) поведение
Скачать 38.61 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» РЕФЕРАТ По дисциплине: Межкультурные коммуникации На тему: Пространственное (проксемическое) поведение
Омск 2022 Содержание Введение 3 1. Общение и коммуникация 4 2. Межкультурная коммуникация 5 3. Межкультурное общение в современном мире 7 4. Пространственное (проксемическое) поведение 10 Заключение 15 Список используемых источников 16 Введение Ни одна культура не способна полноценно функционировать в изоляции от культурных достижений других народов. В процессе своей жизнедеятельности они вынуждены постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. В настоящее время практически нет совершенно изолированных от мира культурных общностей, кроме небольших туземных племен, затерянных в самых укромных уголках планеты. Сегодня естественна ситуация, когда любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило наименование «взаимодействие культур» или «межкультурная коммуникация». Общение людей безгранично и разнообразно. Разнообразие находит свое отражение в различных формах, типах и видах коммуникации. В современной коммуникативистике выделяются следующие формы коммуникации: межличностная, деловая, социальная, межэтническая, внутригрупповая, массовая и межкультурная. В современной коммуникативистике выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким основаниям, поэтому количество видов коммуникации в различных источниках весьма существенно различается. Цель работы: изучить особенности пространственного (проксемического) поведения. Задачи: 1. Раскрыть сущность межкультурной коммуникации. 2. Рассмотреть особенности межкультурного общение в современном мире. 3. Определить факторы эффективности межкультурного общения. 4. Рассмотреть пространственное (проксемическое) поведение. 1. Общение и коммуникация Общение выступает как взаимодействие субъектов, порождаемое потребностями из совместного существования. В процессе общения происходит взаимный обмен видами и результатами деятельности, идеями, чувствами, установками и т.д. Именно общение организует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нем, координируя свое поведение с действиями и поведением других людей. «Нет сферы человеческой деятельности, которая не могла бы быть рассмотрена сквозь призму общения, не говоря уже о том, что само общение, опосредованное знаками, все более кристаллизуется в самостоятельную деятельность с определенной психологической структурой…». Процесс общения в силу своей практической значимости привлекает внимание специалистов самых разных областей гуманитарного знания: философии, психологии, социологии, культурологи, этнологии, лингвистики. Наряду с понятие «общение» в последние несколько лет в отечественной науке появился и получил широкое распространение термин «коммуникация», который прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания. Понятия «общение» и «коммуникация» - частично совпадают. Они соотнесены с процессами обмена и передачи информации, хотя эти понятия различны по форме и содержанию. Термин "коммуникация" образован от латинского слова «communicatio», имеющего значение «делать общим, связывать, общаться» [5]. Исходя из различных точек зрения и подходов, коммуникация - это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой целенаправленно при помощи различных средств и имеющей своей целью достижение взаимопонимания между партнерами и осуществляемый в соответствии с определенными правилами и нормами. Общение людей безгранично и разнообразно. Разнообразие находит свое отражение в различных формах, типах и видах коммуникации. В современной коммуникативистике выделяются следующие формы коммуникации: межличностная, деловая, социальная, межэтническая, внутригрупповая, массовая и межкультурная. В современной коммуникативистике выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким основаниям, поэтому количество видов коммуникации в различных источниках весьма существенно различается [1, с. 126]. 2. Межкультурная коммуникация Межкультурная коммуникация - связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации. Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых имеет свои цели и средства [6, с. 52]. Определение межкультурной коммуникации, данное А. П. Садохиным: «Межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам». Вопрос, тем самым, заключается в том, что и как соотносит различные культуры. «Межкультурная коммуникация» представляет собой особую форму коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятельности, которая не ограничивается только знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной культуры другого народа, религии, ценностей, нравственных установок, мировоззренческих представлений и т.д. в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации. Изучение иностранных языков и их использование как средства международного общения сегодня невозможно без глубокого и разностороннего знания культуры носителей этих языков, их менталитета, национального характера, образа жизни, видения мира, обычаев, традиций и т.д. Только сочетание этих двух видов знания - языка и культуры - обеспечивает эффективное и плодотворное общение [3, с. 148]. Межкультурная коммуникация может осуществляться либо на групповом уровне, либо на индивидуальном. Но на обоих уровнях основным субъектом межкультурной коммуникации выступает человек. При этом поведение каждого человека определяется ценностями и нормами той культуры, в которую он включен. В связи с этим каждый участник межкультурной коммуникации располагает своей собственной системой правил, обусловленных его социокультурной принадлежностью. Поэтому при непосредственном общении представители разных культур стоят перед необходимостью преодоления не только языковых различий, но и различий социокультурного и этнического характера. В настоящее время изучением межкультурной коммуникации занимается целая группа гуманитарных наук: культурология, коммуникативистика, социология культуры, лингвокультурология, этнопсихология и др [8]. Чтобы поддерживать разнообразные и многоуровневые контакты и формы общения, необходимо не только знание соответствующего языка, но и знание норм и правил иноязычной культуры. Каждый участник международных контактов быстро осознает, что одного владения иностранным языком недостаточно для полноценного межкультурного взаимопонимания, что требуется знание самого процесса общения, чтобы прогнозировать возможности неверного понимания партнеров и избежать его. Человеческое взаимопонимание становится одной из важнейших сторон развития современного общества. Для современного человека характерна нарастающая потребность в полноценном общении, стремление «быть наилучшим образом понятым и оцененным окружающими». Основным средством достижения взаимопонимания людей является их общение, в процессе которого люди проявляют себя, раскрывают все свои качества. В общении человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся общественные нормы, ценности, знания, способы деятельности, формируясь, таким образом, как личность, как носитель культуры. Хотя человек познает мир через себя, проецируя собственный опыт мировосприятия на другого человека, нужно помнить, что «другой» это, прежде всего, означает «отличающийся от меня». Непохожесть людей друг на друга создает благоприятные условия для обретения человеком новых навыков и способностей, совершенствования уже имеющихся, но, с другой стороны, чем больше различий в характерах, воспитании, образовании и уровне культуры у взаимодействующих партнеров, тем больше возможностей для возникновения между ними противоречий и конфликтов [4, с. 112]. 3. Межкультурное общение в современном мире На рубеже второго и третьего тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания [9]. Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Поэтому мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений. Отмеченные процессы в той или иной степени нашли свое проявление и в России. Реформы общества привели к серьезным изменениям в культурном облике России. За несколько последних лет появились совершенно новые общественные группы: предприниматели, банкиры, политические лидеры разных движений, русские сотрудники иностранных фирм и др. Происходит становление совершенно нового типа деловой культуры, формируется новое представление о социальной ответственности делового мира перед клиентом и обществом, меняется жизнь общества в целом. Процесс развивается чрезвычайно трудно и болезненно, поскольку сталкивается с огромным количеством препятствий и ограничений со стороны государства, с недоверием к властям, с некомпетентностью и волюнтаризмом. Одним из путей преодоления существующих трудностей является налаживание эффективной системы коммуникации между различными общественными группами и властью. Эта система должна быть основана на принципах равного доступа к необходимой информации, прямого общения между собой, коллективного принятия решений и эффективной работы сотрудников. К этому нужно добавить, что разносторонние международные контакты руководителей и предпринимателей всех уровней показали, что успех в любом виде международной деятельности во многом зависит от степени подготовки российских представителей в области межкультурной коммуникации. И, наконец, окончание «холодной войны» между Востоком и Западом существенно расширило торгово-экономические отношения между ними, В каждой стране год от года растет число людей, имеющих экономические контакты за пределами своей культуры. В настоящее время в мире насчитывается более 37 тыс. транснациональных корпораций с 207 тыс. филиалов, в которых работает несколько десятков миллионов людей. Для своей эффективной деятельности они должны учитывать особенности культуры своих партнеров и стран пребывания. Убедительным свидетельством взаимосвязи мировой экономики стали кризисные ситуации последних лет в России, Мексике и Бразилии, которые нарушили существовавший экономический порядок и привели к новой расстановке сил на мировой арене. Результатом новых экономических отношений стала широкая доступность прямых контактов с культурами, которые ранее казались загадочными и странными. При непосредственном контакте с такими культурами различия осознаются не только на уровне кухонной утвари, одежды, пищевого рациона, но и в различном отношении к женщинам, детям и старикам, в способах и средствах ведения дел. Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг от друга. Отличия в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишь частные проблемы межкультурных контактов. Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироощущении, то есть ином отношении к миру и к другим людям. Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит в том, что мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мы понимаем значения слов, поступков, действий, которые не характерны для нас самих. Эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться [15]. 4. Пространственное (проксемическое) поведение Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций. Так, если по словесному каналу в основном передается «чистая информация», то невербальным во многом представлено отношение как к партнеру по общению, так и к передаваемой информации. К проксемическим характеристикам общения относятся местонахождение партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения: как для двух партнеров, так и для большой аудитории. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Однако исследования А. Мехрабиана показали, что в процессе общения в среднем до 50% информации от собеседника мы получаем именно за счет невербальных средств (поза, мимика, жесты), 35-40% воспринимаемой информации приходится на звуковые средства (тон голоса, интонации речи) и только 5-10% от общей информации мы получаем за счет вербальных средств, а именно слов. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций. Так, если по словесному каналу в основном передается «чистая информация», то невербальным во многом представлено отношение как к партнеру по общению, так и к передаваемой информации. Человеку иногда свойственно говорить не совсем то, что он хотел бы сказать в данном случае. Свое несогласие с произносимыми словами он так или иначе отражает в характеристике речи и передает невербально. Соответствие вербального сообщения человека его действительным желаниям, ценностям и убеждениям, которые проявляются невербально, принято называть коммуникативной конгруэнтностью. Иными словами, коммуникативная конгруэнтность - это соответствие того, что говорит человек, тому, как он это говорит. Наше подсознание очень точно замечает несоответствие смысла слов собеседника тому, как были произнесены эти слова (интонация, темп, громкость и др.) и какое невербальное сопровождение они имели (поза, жесты, мимика и др.). И хотя сознание при этом главным образом обращено на смысл слов, подсознание может вынести свой вердикт: не верю. В результате человек испытывает противоречивые чувства, не зная, какому из сообщений верить (вербальному или невербальному), а это приводит к замешательству и дискомфорту. Мастера коммуникации в подобных ситуациях советуют лучше доверять информации, передаваемой телом собеседника, поскольку это более надежный источник информации. В профессиональном общении для того, чтобы точнее ориентироваться в ситуации, необходимо уметь замечать и понимать невербальные сообщения, исходящие от партнера по общению, так и контролировать собственные, посылаемые партнеру. При этом не нужно путать конгруэнтность и честность, это не одно и то же [7]. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Эдвард Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся местонахождение партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров, так и для большой аудитории). Существует большое количество информации о том, что животные, птицы и рыбы обозначают свою сферу обитания и охраняют ее, но только недавно было обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории. Несомненно, что на проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы, но общие закономерности при этом сохраняются. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для европейской и американской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями: 1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей. Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. 2) личное (от 46 до 120 см) - общение со знакомыми людьми. Личная зона - это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках. 3) социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении. Социальная зона - расстояние, на котором мы держимся от людей, не очень хорошо нам знакомых. 4) публичное (более 400 см) - при выступлении перед различными аудиториями. Публичная зона - расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей. Скученность людей на концертах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд правил поведения в условиях скученности людей. На практике люди не всегда им следуют, но тем не менее их следует помнить: - не желательно разговаривать, даже со знакомыми; - не рекомендуется смотреть в упор на других; - лицо должно быть беспристрастным - никакого проявления эмоций; - если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение; - чем теснее в транспорте или помещении, тем сдержаннее должны быть ваши движения; - в лифте следует смотреть только на указатель этажей. Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию). Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья - рядом, участники деловой беседы - через угол стола, конкуренты - через стол. Существенное влияние на характер и продуктивность общение оказывает расположение его участников за столом. На создание психологической атмосферы делового общения существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы равноправных партнеров. Прямоугольные столы часто используются для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. В этом случае человек с наиболее высоким статусом обычно располагается во главе стола лицом к входной двери. При этом установлено, что отношения сотрудничества более устанавливаются с теми людьми, которые сидят за столом рядом друг с другом [9, с. 132]. Заключение Межкультурная коммуникация - связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации. Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых имеет свои цели и средства. В общении человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся общественные нормы, ценности, знания, способы деятельности, формируясь, таким образом, как личность, как носитель культуры. Особенности межкультурного общения состоят в том, что каждая культура имеет свою сложившуюся систему планирования производственной/трудовой деятельности, а также нормы коммуникации, которые нужно учитывать при проведении деловых переговоров либо личном общении. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций. Так, если по словесному каналу в основном передается «чистая информация», то невербальным во многом представлено отношение как к партнеру по общению, так и к передаваемой информации. К проксемическим характеристикам общения относятся местонахождение партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения: как для двух партнеров, так и для большой аудитории. Несомненно, что на проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы, но общие закономерности при этом сохраняются. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для европейской и американской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями: 1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей. Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. 2) личное (от 46 до 120 см) - общение со знакомыми людьми. Личная зона - это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках. 3) социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении. Социальная зона - расстояние, на котором мы держимся от людей, не очень хорошо нам знакомых. 4) публичное (более 400 см) - при выступлении перед различными аудиториями. Публичная зона - расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей. Существует ряд правил поведения в условиях скученности людей. На практике люди не всегда им следуют, но тем не менее их следует помнить: - не желательно разговаривать, даже со знакомыми; - не рекомендуется смотреть в упор на других; - лицо должно быть беспристрастным - никакого проявления эмоций; - если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение; - чем теснее в транспорте или помещении, тем сдержаннее должны быть ваши движения; - в лифте следует смотреть только на указатель этажей. Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию). Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Список используемых источников Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 352с. Егоршин, А.П. Деловые коммуникации / А.П. Егоршин. - М.: НИМБ, 2020. - 320 с. Зусман В. Г.. Межкультурная коммуникация. Основная часть. Нижний Новгород, 2020. - 320 с. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. - М.: Наука, 2019. - 315 с. Конушкина, А.О. Современные коммуникации: организационный подход / А.О. Конушкина, А.В. Федорова // Инновационная наука. - 2019. - № 3. - С. 247 - 252. Корнилов, О. А. Контексты межкультурной коммуникации. Учебное пособие / О.А. Корнилов. - М.: КДУ, 2021. - 184 c. Культурная антропология: Учебное пособие / Под ред. Ю.Н. Емельянова, Н.Г. Скворцова. - СПб.: Питер, 2022. – 245 с. Ларина, Т.В. Основы межкультурной коммуникации: Учебник / Т.В. Ларина. - М.: Академия, 2018. - 160 c. Леонтович, О. Введение в межкультурную коммуникацию / О. Леонтович. - М.: Гнозис, 2019. - 368 c. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2018. - 656 с. СоколовА.В. Общая теория коммуникации. - М.: Юнити Дана, 2020. - 312 с. Ричард Харрис Психология массовых коммуникаций. - СПб.: НЕВА, 2021. - 178 с. Ерасов Б. С. Социальная культурология. - М.: Аспект пресс. 2021. – 310 с. Арутюнян Ю. В. и др. Этносоциология. уч. пос. для ВУЗов. - М.: Олма Пресс, 2020. - 271 с. Сайко Э. В. Социокультурное пространство диалога. - М.: Наука, 2020. - 270 с. |