ТЕМА УРОКА: Пространство фактуры.
Цели урока:
Обучающая: сформировать представление о полифонической фактуре музыке
Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать многоголосное звучание произведения
Воспитательная: возбудить интерес к анализу музыкальной фактуры
Задачи:
Знать признаки, раскрывающие смысл понятия «фактура»;
Уметь различать фактуру в музыке, изобразительном искусстве, литературе и применять знания на практике;
Развивать эстетическую культуру, мировоззрение.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
Тип урока: обобщающий.
Методы: по назначению – применения знаний, творческой деятельности;
по типу познавательной деятельности – частично-поисковый, ИКТ.
Оборудование: ПК, мультимедиа
Музыкальный материал: С. Рахманинова - «Весенние воды»; Ж. Бизе «Утро в горах».
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.
- исполнение (попевка, разучивание песни)
- просмотр наглядного материала.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Планируемые результаты
| 1.Организаци-онный момент
|
| Организационный момент
| Личностные результаты
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности,
| 2.Актуализа-ция опорных знаний.
| Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать….
| Музыкальное произведение….Как их много, и как они разнообразны! Но все они «живут» по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?
| художественном и самобытном разнообразии.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
| 3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока
| о музыкальной фактуре.
| Если бы звучание могло материализоваться - оно могло бы стать вот такой тканью - лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.
Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит и отметить в рабочей таблице нужные характеристики.
Итак мы сегодня будем говорить
| Метапредметные результаты
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
| 4. Изучение нового материала
| в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень»
В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствуют мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально-поэтического развития: «Весна идет, весна идет!»
| Слушание
Послушайте еще один романс С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он передает образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
Что изображает?
Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор, движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и веселому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с ее холодной тишиной и бестрепетностью.
Дух жизни, силы и свободы Возносит, обвевает нас!.. И радость в душу пролилась, Как отзыв торжества природы, Как Бога животворный глас!..
Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева – «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.
Необыкновенной выразительности достигает фактура в произведениях, обращенных к сказочно-фантастическим образам. Ведь область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы, причудливое переплетение лирического и таинственного, это мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, подземных пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, их переливах и сочетаниях, в движении фактуры - то оцепенело-неподвижной, то бесконечно меняющейся.
У Рахманинова - живая сила живой воды, несущейся, бурлящей, неудержимой.
Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!
| Предметные результаты
- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
- расширение музыкального и общего культурного кругозора
| 6. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока.
Оценки за урок.
| Мы видим, что в фактуре непременно запечатлевается все, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, щемящий всплеск пережитого чувства или рисунок весеннего цветка, стремительное движение или крайнее оцепенение – все это, как и многое другое, чем вдохновляется и живет музыка, рождает свою собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.
Ответы детей
| Итак, что же мы видим, что связано в фактурой?
1. Назови различные виды фактуры. 2. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, в которых фактура отличалась бы яркой изобразительностью. 3. В каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона? С чем это, по-твоему, связано? 4. Почему слово фактура имеет такие синонимы, как ткань, узор, рисунок? 5. Сравни различные виды фактуры, приведённые в начале данного раздела.
|
| 7. Домашнее задание
|
|
|
| 8. Распевание и разучивание
| Работа над песней « Таинственный остров»
|
|
| |