ист.пед. и обр.Просвещение в России в начале XVIII в. Просвещение в России в начале XVIII в Содержание обучения мыслилось им достаточно широко языки латинский, греческий, немецкий, английский, французский
Скачать 21.74 Kb.
|
Просвещение в России в начале XVIII в Содержание обучения мыслилось им достаточно широко: языки — латинский, греческий, немецкий, английский, французский; грамматика русского языка, риторика, поэтика, философия, богословие, общая история; арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статистика, оптика, музыка, скульптура, рисование. Обучение родному языку Ф. Салтыков советовал проводить не по церковным книгам, как это было принято в его время, а используя светскую литературу. Ф. Салтыков считал необходимым развивать и женское образование. Кроме того, он советовал учреждать ремесленные и торговые училища. По мнению Ф. Салтыкова, если в каждой из «академий» будет обучаться по 200 студентов, то через 17 лет Россия сравняется с европейскими государствами во всех «свободных науках» и опередит их в дальнейшем. Особое же место в кругу «ученой дружины» вокруг Петра I занимал Феофан Прокопович (1681-1736). Идеолог и интеллектуальный наставник этой «дружины» Феофан (в миру Елисей) Прокопович родился в Киеве в купеческой семье. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии и коллегии св. Афанасия в Риме. В годы обучения он подолгу жил в университетских городах Швейцарии и Германии, в частности в Лейпциге и Йене. В 1704 г. Ф. Прокопович вернулся в Киев, где в это время ректором академии был его дядя, в честь которого, приняв монашеский постриг, он получил имя Феофан. В Киеве Ф. Прокопович был профессором, проректором, а затем ректором Киево-Могилянской академии. В ней он преподавал поэтику, риторику, философию, этику. Уже в эти годы Ф. Прокопович снискал себе славу великолепного ритора, проповедника, ярого сторонника широкого просвещения. Именно в Киево-Могилянской академии услышал Ф. Прокоповича Петр I, и его идеи просвещения понравились царю. После победы русских войск под Полтавой (1709) Петр I все чаще стал обращаться к Ф. Прокоповичу за советами, а в 1715 г. взял его в Санкт-Петербург, где тот руководил Святейшим Синодом, участвовал в создании Санкт-Петербургской академии наук и Московской духовной академии. В эти годы Ф. Прокоповичем были написаны важнейшие сочинения, ставшие обоснованием идеи просвещенного абсолютизма: «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент». «Гимн просвещению» — так оценивали современники содержание «Духовного регламента» (1721), в котором Ф. Прокопович изложил программу нового школьного обучения. Центром новой образовательной структуры должна была стать академия, как единая и всеобщая школа, многолетняя и многоступенчатая, все ступени которой взаимосвязаны. Академия, как единая и всеобщая школа, мыслилась как общеобразовательная; при ней планировалось создание семинарии по образцу монастыря. Образ жизни воспитанников такой семинарии должен был быть замкнутым, изолированным от окружающей жизни, от влияния родных и привычно» среды. Задолго до эпохи Екатерины II Ф. Прокопович усматривал теснейшую связь между образованием как средством подготовки, формирования нового человека и прогрессом общественного развития, новым устройством государства. Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Сам он видел необходимость в создании различного типа Школ, главной задачей которых была бы профессиональная подготовка. Различные по содержанию обучения — гарнизонные, русские, цифирные, артиллерийские, адмиралтейские, горнозаводские, медицинские, разноязычные или переводческие, архиерейские, типографские и другие школы создавались по указам и даже при личном контроле самого Петра I. Образцом для большинства «петровских школ» служила Школа математических и навигационных наук, открытая в Москве в 1701 г. в помещении Сухаревой башни. Деятельность этой школы находилась под непосредственным контролем и опекой Петра I. Специально для организации работы этой школы в Москву были приглашены профессор Эбердинского университета (Шотландия), математик и специалист в области мореплавания Г. Фарварсон и еще двое преподавателей этого же университета. Здесь же работал и выдающийся деятель отечественного просвещения, выпускник Славяно-греко-латинской академии Л.Ф. Магницкий. Московская славяно-греко-латинская академия, основанная как высшее учебное заведение еще в последней четверти XVII в. под названием эллино-греческой академии, в XVIII в. приобрела новый облик, сближавший ее во многом с Киево-Могилянской. Она была пронизана атмосферой западноевропейской образованности. Преподавание греческого языка было прекращено, резко ослаблено внимание к церковно-славянскому и русскому. Их место занял латинский язык, в школьный обиход были введены схоластические учебники и учебные пособия европейского типа на латинском языке. Московская академия для обновляемой России была не просто традиционным богословским учебным заведением, но прежде всего учреждением, дававшим общее начальное, среднее и высшее образование, местом подготовки учителей практически для всех типов зарождавшейся государственной светской школы. Из ее стен вышли такие деятели отечественного просвещения, как Карион Истомин, В.К. Тредиаковский, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов и многие другие. В первые годы XVIII столетия основатели Академии, выходцы из Греции, братья Софроний и Иоанникий Лихуды были отстранены от преподавательской деятельности в Академии. Они боролись за то, чтобы в сфере российского образования не копировались западноевропейские образцы, а сохранялся православный характер. Однако победа была за сторонниками западноевропейской ориентации, покровителем которой был сам царь Петр I В 1706 г. братьями Лихудами была основана вторая высшая школа в Новгороде, где за 20 лет ими было подготовлено большое количество православной российской интеллигенции, но в 1726 г. она была закрыта. Петровские реформы в области образования проводились выпускниками Киево-Могилянской и Московской академий и людьми, получившими западноевропейское образование. Одним из первых поддержал преобразования Петра I Иван Тихонович Посошков (1652-1726), выходец из семьи зажиточного крестьянина-ремесленника, ставший новгородским предпринимателем, а с 1687 г. — соучастником преобразовательской деятельности Петра I. Свои реформаторские идеи И.Т. Посошков изложил в сочинении «Книга о скудости и богатстве», написанном в 1724 г. как своеобразное завещание потомкам. В этой книге изложены его философско-педагогические идеи, в частности мысль о том, что распространение грамотности среди населения, создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений являются основным путем к просвещению народа и к общему подъему русской православной культуры. Идея организации общедоступных школ для крестьянства нашла отражение в тех проектах, которые были представлены И.Т. Посошковым Петру I. Однако его предложения не были приняты во внимание при осуществлении реформ просвещения, так как носили общегуманистический, идеально просветительский характер, а Петр I, император крепостной России, выдвигал на первое место быструю подготовку людей, достаточно подготовленных к конкретному виду деятельности и обладавших для этого нужными знаниями, сноровкой и деловыми качествами. И.Т. Посошков, как и многие мыслители того времени, пытался соединить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для Руси явлением, как государственная школа. Это отчетливо видно в его произведении «Завещание отеческое к сыну своему» (1705). Это педагогическое сочинение даже названо в духе древнерусской традиции, идущей от Владимира Мономаха. Однако содержание его вполне отвечало духу эпохи Просвещения. Главной задачей он считал «книжное научение», а основными языками обучения называл латинский и польский. В то же время И.Т. Посошков требовал от учащихся критического отношения к латинским учебным книгам. Достижения светской западноевропейской науки он советовал рассматривать с позиций православной традиции, а многое он просто не принимал, например, считая, что Коперник «Богу суперник». Автором еще одного проекта был Федор Салтыков (ум. в 1715 г.) — представитель той части дворянской аристократии, которая поддерживала реформы. Сам Ф. Салтыков был родственником царя Петра, сыном тобольского воеводы, стольником и дипломатом. Он обучался в Голландии и Англии морскому делу. Его перу принадлежал проект учреждения Академии наук и другие проекты развития просвещения в России. Ф. Салтыков исходил из того, что дело организации сети просветительских учреждений должно быть обязанностью царя, руководствоваться его указами. В каждой губернии он предлагал открыть одну или две «академии», использовав для этого доходы монастырей; в эти «академии» пригласить иностранных ученых и набирать учеников дворянского и других сословий, обязав отцов отвечать за образование своих детей от 6 и до 23 лет. Выпускники «академий» должны были переходить на гражданскую или военную службу Содержание обучения мыслилось им достаточно широко: языки — латинский, греческий, немецкий, английский, французский; грамматика русского языка, риторика, поэтика, философия, богословие, общая история; арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статистика, оптика, музыка, скульптура, рисование. Обучение родному языку Ф. Салтыков советовал проводить не по церковным книгам, как это было принято в его время, а используя светскую литературу. Ф. Салтыков считал необходимым развивать и женское образование. Кроме того, он советовал учреждать ремесленные и торговые училища. По мнению Ф. Салтыкова, если в каждой из «академий» будет обучаться по 200 студентов, то через 17 лет Россия сравняется с европейскими государствами во всех «свободных науках» и опередит их в дальнейшем. Особое же место в кругу «ученой дружины» вокруг Петра I занимал Феофан Прокопович (1681-1736). Идеолог и интеллектуальный наставник этой «дружины» Феофан (в миру Елисей) Прокопович родился в Киеве в купеческой семье. Образование получил в Киево-Могилянской коллегии и коллегии св. Афанасия в Риме. В годы обучения он подолгу жил в университетских городах Швейцарии и Германии, в частности в Лейпциге и Йене. В 1704 г. Ф. Прокопович вернулся в Киев, где в это время ректором академии был его дядя, в честь которого, приняв монашеский постриг, он получил имя Феофан. В Киеве Ф. Прокопович был профессором, проректором, а затем ректором Киево-Могилянской академии. В ней он преподавал поэтику, риторику, философию, этику. Уже в эти годы Ф. Прокопович снискал себе славу великолепного ритора, проповедника, ярого сторонника широкого просвещения. Именно в Киево-Могилянской академии услышал Ф. Прокоповича Петр I, и его идеи просвещения понравились царю. После победы русских войск под Полтавой (1709) Петр I все чаще стал обращаться к Ф. Прокоповичу за советами, а в 1715 г. взял его в Санкт-Петербург, где тот руководил Святейшим Синодом, участвовал в создании Санкт-Петербургской академии наук и Московской духовной академии. В эти годы Ф. Прокоповичем были написаны важнейшие сочинения, ставшие обоснованием идеи просвещенного абсолютизма: «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент». «Гимн просвещению» — так оценивали современники содержание «Духовного регламента» (1721), в котором Ф. Прокопович изложил программу нового школьного обучения. Центром новой образовательной структуры должна была стать академия, как единая и всеобщая школа, многолетняя и многоступенчатая, все ступени которой взаимосвязаны. Академия, как единая и всеобщая школа, мыслилась как общеобразовательная; при ней планировалось создание семинарии по образцу монастыря. Образ жизни воспитанников такой семинарии должен был быть замкнутым, изолированным от окружающей жизни, от влияния родных и привычно» среды. Задолго до эпохи Екатерины II Ф. Прокопович усматривал теснейшую связь между образованием как средством подготовки, формирования нового человека и прогрессом общественного развития, новым устройством государства. Все представленные на рассмотрение Петра I проекты организации образования в полной мере реализованы не были. Сам он видел необходимость в создании различного типа Школ, главной задачей которых была бы профессиональная подготовка. Различные по содержанию обучения — гарнизонные, русские, цифирные, артиллерийские, адмиралтейские, горнозаводские, медицинские, разноязычные или переводческие, архиерейские, типографские и другие школы создавались по указам и даже при личном контроле самого Петра I. Образцом для большинства «петровских школ» служила Школа математических и навигационных наук, открытая в Москве в 1701 г. в помещении Сухаревой башни. Деятельность этой школы находилась под непосредственным контролем и опекой Петра I. Специально для организации работы этой школы в Москву были приглашены профессор Эбердинского университета (Шотландия), математик и специалист в области мореплавания Г. Фарварсон и еще двое преподавателей этого же университета. Здесь же работал и выдающийся деятель отечественного просвещения, выпускник Славяно-греко-латинской академии Л.Ф. Магницкий. |