Главная страница

Музыка 1-4 кл.. Протокол 321 от 27. 09. 2021 г. Примерная рабочая программа начального


Скачать 200.62 Kb.
НазваниеПротокол 321 от 27. 09. 2021 г. Примерная рабочая программа начального
Дата29.03.2023
Размер200.62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМузыка 1-4 кл..docx
ТипПротокол
#1023901
страница3 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


МУЗЫКА. 1—4 классы

9
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Mодуль 1 «Музыкальная грамота»


Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отры- ве от других модулей Освоение музыкальной грамоты не является самоце- лью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-те- матического планирования возможно по арочному принципу либо на регу- лярной основе по 5—10 минут на каждом уроке Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используют- ся в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом


блока, кол-во часов


Тема


Содержание


Виды деятельности обучающихся

А)

0,5—2 уч часа

Весь мир звучит

Звуки музыкальные и шумовые Свойства звука: высота, громкость, длитель- ность, тембр

Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми Различение, определение на слух звуков различного качества

Игра подражание звукам и голосам природы с исполь- зованием шумовых музыкальных инструментов, вокаль- ной импровизации

Артикуляционные упражнения, разучивание и исполне- ние попевок и песен с использованием звукоподражатель- ных элементов, шумовых звуков


10

Примерная рабочая программа
Продолжениетабл.


блока, кол-во часов


Тема


Содержание


Виды деятельности обучающихся

Б)

0,5—2 уч часа

Звукоряд

Нотный стан, скри- пичный ключ

Ноты первой октавы

Знакомство с элементами нотной записи Различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков

Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до»

Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда

В)

0,5—2 уч часа

Интона- ция

Выразительные

и изобразительные интонации

Определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и др ) и выразительного (просьба, призыв и др ) характера Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражне- ний, песен, вокальные и инструментальные импровиза- ции на основе данных интонаций

Слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций

Г) 0,5—2

уч часа

Ритм

Звуки длинные

и короткие (восьмые и четвертные дли- тельности), такт, тактовая черта

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длитель- ностей и пауз

Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов

Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритми- ческим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры

Д)

0,5—4 уч часа1

Ритмиче- ский рисунок

Длительности половинная, целая, шестнадцатые


МУЗЫКА. 1—4 классы

11









Паузы. Ритмические рисунки. Ритмиче- ская партитура

Слушание музыкальных произведений с ярко выражен- ным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

Навыборилифакультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) попевок, остинатных формул, состоящих из различ- ных длительностей

Е)

0,5—2 уч.

часа

Размер

Равномерная пульса- ция. Сильные и слабые доли. Разме- ры 2/4, 3/4, 4/4

Ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделе- ние сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах).

Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4.

Исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами.

Слушание музыкальных произведений с ярко выражен- ным музыкальным размером, танцевальные, двигатель- ные импровизации под музыку.

Навыборилифакультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере




1 Данная тема в сочетании с другими темами и модулями может прорабатываться в течение значительно более длительного времени зависимости от количества и разнообразия конкретных ритмических рисунков, выбираемых учителем для освоения).


12

Примерная рабочая программа
Продолжениетабл.


блока, кол-во часов


Тема


Содержание


Виды деятельности обучающихся

Ж)

1—4 уч. часа

Музы- кальный язык

Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)

Знакомство с элементами музыкального языка, специаль- ными терминами, их обозначением в нотной записи.

Определение изученных элементов на слух при восприя- тии музыкальных произведений.

Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.).

Исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.

Использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях.

Навыборилифакультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками.

Исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря

З)

1—2 уч. часа

Высота звуков

Регистры. Ноты певческого диапазо- на. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации

Освоение понятий «выше-ниже». Определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров. Просле- живание по нотной записи отдельных мотивов, фрагмен- тов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации.


МУЗЫКА. 1—4 классы

13









(диезы, бемоли, бекары)

Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра.

Навыборилифакультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам.

Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре

И)

1—2 уч. часа

Мелодия

Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки.

Мелодический рисунок

Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движе- нием, скачками, остановками.

Исполнение, импровизация (вокальная или на звуковы- сотных музыкальных инструментах) различных мелоди- ческих рисунков.

Навыборилифакультативно:

Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива. Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся моти- вов, музыкальных фраз, похожих друг на друга.

Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам

К)

1—2 уч. часа

Сопрово- ждение

Аккомпанемент. Остинато.

Вступление, заклю- чение, проигрыш

Определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения. Различение, характери- стика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента.

Различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление нагляд- ной графической схемы.

Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах).


14

Примерная рабочая программа
Продолжениетабл.


блока, кол-во часов


Тема


Содержание


Виды деятельности обучающихся










Навыборилифакультативно:

Импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокаль- но или на звуковысотных инструментах).

Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духо- вых инструментах

Л)

1—2 уч. часа

Песня

Куплетная форма. Запев, припев

Знакомство со строением куплетной формы. Составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы.

Исполнение песен, написанных в куплетной форме. Различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений.

Навыборилифакультативно:

Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне

М)

1—2 уч. часа

Лад

Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор.

Краска звучания. Ступеневый состав

Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра

«Солнышко туча». Наблюдение за изменением музы- кального образа при изменении лада. Распевания, вокаль- ные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора.

Исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской.

Навыборилифакультативно: Импровизация, сочинение в заданном ладу. Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах


МУЗЫКА. 1—4 классы

15



Н)

1—2 уч. часа

Пента- тоника

Пентатоника пятиступенный лад, распространённый

у многих народов

Слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике.

Импровизация на чёрных клавишах фортепиано.

Навыборилифакультативно:

Импровизация в пентатонном ладу на других музыкаль- ных инструментах (свирель, блокфлейта, штабшпили со съёмными пластинами)

О)

1—2 уч. часа

Ноты

в разных октавах

Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ

Знакомство с нотной записью во второй и малой октаве. Прослеживание по нотам небольших мелодий в соответ- ствующем диапазоне.

Сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах.

Определение на слух, в какой октаве звучит музыкаль- ный фрагмент.

Навыборилифакультативно:

Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам

П)

0,5—1 уч.

час

Дополни- тельные обозна- чения

в нотах

Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)

Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присут- ствуют данные элементы

Р)

1—3 уч. часа

Ритми- ческие рисунки в размере 6/8

Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые.

Пунктирный ритм

Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8.

Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструмен- тов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по


16

Примерная рабочая программа
Продолжениетабл.


блока, кол-во часов


Тема


Содержание


Виды деятельности обучающихся










ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры.

Слушание музыкальных произведений с ярко выражен- ным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).

Навыборилифакультативно:

Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8

С)

2—6 уч. часа

Тональ- ность. Гамма

Тоника, тональность. Знаки при ключе.

Мажорные и минор- ные тональности

(до 2—3 знаков при ключе)

Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу».

Навыборилифакультативно:

Импровизация в заданной тональности

Т)

1—3 уч. часа

Интер- валы

Понятие музыкаль- ного интервала. Тон, полутон. Консонан- сы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима

Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон). Различение на слух диссонансов и консонансов, парал- лельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту. Подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов.


МУЗЫКА. 1—4 классы

17












Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выра- женной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия.

Навыборилифакультативно:

Досочинение к простой мелодии подголоска, повторяюще- го основной голос в терцию, октаву.

Сочинение аккомпанемента на основе движения квинта- ми, октавами

У)

1—3 уч. часа

Гармония

Аккорд. Трезвучие мажорное и минор- ное. Понятие факту- ры. Фактуры акком- панемента

бас-аккорд, аккордо- вая, арпеджио

Различение на слух интервалов и аккордов. Различение на слух мажорных и минорных аккордов.

Разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам аккордов. Вокальные упражнения

с элементами трёхголосия.

Определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений.

Навыборилифакультативно:

Сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни

Ф)

1—3 уч. часа

Музы- кальная форма

Контраст и повтор как принципы строения музыкаль- ного произведения. Двухчастная, трёх- частная и трёхчаст- ная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды

Знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо. Слушание произведений: определение формы их строения на слух. Составление наглядной буквенной или графиче- ской схемы.

Исполнение песен, написанных в двухчастной или трёх- частной форме.

Навыборилифакультативно:

Коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной форме.


18

Примерная рабочая программа
Окончание табл.


блока, кол-во часов


Тема


Содержание


Виды деятельности обучающихся










Создание художественных композиций (рисунок, аппли- кация и др.) по законам музыкальной формы

Х)

1—3 уч. часа

Вариации

Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации

Слушание произведений, сочинённых в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы.

Исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций.

Навыборилифакультативно:

Коллективная импровизация в форме вариаций
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта