Главная страница

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Физ. Протокол 4 От 13 февраля 2023 г. Утверждаю директор маоу до ддт Искорка г. Томска О. В. Кириченко


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеПротокол 4 От 13 февраля 2023 г. Утверждаю директор маоу до ддт Искорка г. Томска О. В. Кириченко
Дата15.05.2023
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Физ.docx
ТипПротокол
#1131775
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

1.2. Цель и задачи программы


Цель программы: обучение навыкам шахматной игры, формирование умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

Задачи.

Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- научить играть шахматную партию с записью;

- обучить решать комбинации на разные темы;

- обучить обучающихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Воспитательный компонент программы:

В программе используются важнейшие принципы обучения:

  1. Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения.

  2. Принцип сознательности и активности. Изучение обучающимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе.

  3. Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание обучающихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего обучающиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания.

  4. Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков.

  5. Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности.

  6. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В программе сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний. Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий обучающихся. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания обучающихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а так же приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность.


1.3. Содержание программы



1.3.1.Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2




Фронтальный опрос

2

Шахматная доска

2.1. Знакомство с шахматной доской.

2.2. Расположение доски между партнерами

2.3.Диагональ, горизонтали и вертикали.

6

4

2


2



2

2

Индивидуально-

групповой

3

Шахматные фигуры

3.1. Белые и черные.

3.2. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

3.3. Первый шаг в мире шахмат

6

4

2

2

2


2

Индивидуально-

групповой

4

Начальная расстановка фигур

4.1. Место ладьи. Место слона

4.2. Место ферзя. Место коня

4.3. Место пешки. Место короля

12



4

2

2

8

2

2

4

Индивидуально-

групповой

5

Ходы и взятие фигур

5.1. Ладья против слона

5.2. Ферзь против ладьи и слона

5.3. Конь против ферзя, ладьи и слона

5.4. Пешка против коня, ферзя, ладьи и слона

5.5. Король против других фигур

16

4

2
2



12

2

4

2
2
2

Индивидуально-

групповой

6

Цель шахматной партии

6.1.Игра всеми фигурами

6.2. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

6.3. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

6.4. Отличие пата от мата.

20

4

1

1
1
1

16

5

3
3
5

Турнир

7

Тренировочные и турнирные партии

8




8

Турнир

8

Краткая история шахмат

2

2




Фронтальный опрос

9

Шахматная нотация.

2.1. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.

2.2. Краткая и полная шахматная нотация.

2.3. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

6

2

1

1

4

1

1
2

Индивидуально-

групповой

10

Ценность шахматных фигур

3.1.Ценность фигур.

3.2. Сравнительная сила фигур.

3.3. Достижение материального перевеса.

3.4. Способы защиты.

8

2

1

1

6

1

1

2
2

Индивидуально-

групповой

11

Техника матования одинокого короля

4.1.Две ладьи против короля

4.2. Ферзь и ладья против короля

4.3. Король и ферзь против короля

4.4. Король и ладья против короля

8

2
1

1

6
1

1

2

2

Индивидуально-

групповой

12

Достижение мата без жертв материала

5.1. Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начале игры).

5.2. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле (середине игры).

5.3. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле (конце игры).

5.4. Защита от мата.

10




10
2
2

2

4

Групповой

13

Шахматная комбинация

6.1. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации).

6.2. Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения.

6.3. Типы матовых комбинаций: темы завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.

6.4. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

6.5. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.)

14




14

2

2

2


4

4

Индивидуально-

групповой

14

Повторение программного материала

8




8

Индивидуально-

групповой

15

Тренировочные и турнирные партии

10




10

Турниры. Соревнование.

16

Итоговое занятие

4




4

Контрольные зачеты




ИТОГО:

142

30

112






1.3.2. Содержание учебного плана
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).»Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.”Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Теория: белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практика: дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика: дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Теория: правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Практика: дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

Теория: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Практика: дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Теория: Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Практика: дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

  1. Тренировочные и турнирные партии.

Практика: Проведение соревнований различного уровней, турниры, блиц – турниры и т.д.



  1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Теория: рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

  1. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Теория: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практика: дидактические игры и задания

Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).»Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ е1 – а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы обучающихся.

  1. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Теория: ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Практика: дидактические игры и задания

«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

  1. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Теория: две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практика: дидактические игры и задания

«Шах или мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

  1. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Практика: дидактические игры и задания

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

  1. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Практика: дидактические игры и задания

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. «Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.


  1. Повторение программного иатериала.

Практика: проводятся упражнение на закрепление пройденного материала.


  1. Тренировочные и турнирные партии.

Практика: проведение соревнований различного уровней, турниры, блиц – турниры и т.д.


  1. Итоговое занятие. Проводится итоговая контрольная работа.



1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта