Главная страница
Навигация по странице:

  • Согласно М. Барретту, когнитивный блок этнической идентичности составляют следующие элементы

  • Аффективный блок этнической идентичности, согласно М. Барретту, состоит из следующих элементов

  • Этническая общность

  • Национальная идентичность

  • 3.Этнические стереотипы

  • Особенности этнических стереотипов

  • ОДНВ. Т. Г. Стефаненко предлагает рассматривать этническую идентичность не только как осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу, но и как переживание отношения Я иэтнической среды своего тождества


    Скачать 18.4 Kb.
    НазваниеТ. Г. Стефаненко предлагает рассматривать этническую идентичность не только как осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу, но и как переживание отношения Я иэтнической среды своего тождества
    Дата29.11.2020
    Размер18.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОДНВ.docx
    ТипДокументы
    #155049

    1. Этническая идентичность является одним из элементов социальной идентичности и представляет собой результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов. Это не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание своей принадлежности к этнической общности.

    Т. Г. Стефаненко предлагает рассматривать этническую идентичность не только как осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу, но и как переживание отношения «Я» и этнической среды — своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

    В современной литературе существует множество взглядов на соотношение этнической идентичности с этническим самосознанием.

    В. Ю. Хотинец рассматривает этническую идентичность как уровень (наиболее зрелый) этнического самосознания или как форму его конечного, наиболее развитого состояния.

    Г. У. Солдатова указывает, что этническая идентичность и этническое самосознание выступают как пересекающиеся понятия. «С одной стороны этническая идентичность уже. Это когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания. С другой — шире, так как содержит в себе также слой бессознательного».

    Структуру этнической идентичности в современной этнопсихологии часто описывают по аналогии со структурой социальной установки, выделяя аффективныйкогнитивный и поведенческий компоненты. Это вполне логично, так как этническая идентичность — это совокупность установок по отношению к собственной этнической группе. Соответственно, ее структура напоминает структуру социальной установки, включая в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. По поводу правомерности выделения поведенческого компонента в структуре этнической идентичности в настоящее время высказываются некоторые сомнения.

    Согласно М. Барретту, когнитивный блок этнической идентичности составляют следующие элементы:

    • 1) знания о существовании этнической группы;

    • 2) категоризация себя как члена этнической группы;

    • 3) знания о национальной территории;

    • 4) знания о национальных эмблемах, символах, институтах, обычаях, традициях, исторических событиях и исторических фигурах, которые символически репрезентируют нацию;

    • 5) вера в общее происхождение и общее родство членов этнической группы;

    • 6) вера в то, что существуют типичные характеристики представителей любой этнической группы: национальные черты и этнические стереотипы;

    • 7) представления о тесной взаимосвязи индивида и этнической группы: ощущаемая степень подобия себя и национального типажа.

    Аффективный блок этнической идентичности, согласно М. Барретту, состоит из следующих элементов:

    • 1) субъективная актуальность этнической идентичности;

    • 2) степень привязанности к этнической идентичности: готовность отказаться от нее и значение, придаваемое членству в данной этнической группе;

    • 3) чувство принадлежности к этнической группе;

    • 4) степень привязанности и чувств по отношению к национальной территории;

    • 5) социальные чувства типа национальной гордости, национального стыда, национальной вины и т.п.;

    • 6) национальное самоуважение.

    Исходя из теоретического представления о том, что этническая идентичность включает в себя когнитивный и аффективный компоненты, которые характеризуются такими характеристиками, как валентность и определенность.

    Валентность (позитивность — негативность) — это знак эмоциональной окрашенности аффективного компонента этнической идентичности

    Определенность — неопределенность этнической идентичности — это, в первую очередь, степень ясности осознания себя представителем этнической группы, степень полноты знаний, представлений о культурных и психологических особенностях собственной группы.

    2.Этнос-(греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.

    Нация-(от лат. natio — племя, народ) — совокупность граждан определенного государства; исторически устоявшаяся политически самостоятельная общность равноправных и полноправных индивидов (граждан), наделённых уникальной национальной идентичностью.

    Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.

    Национальная идентичность - это идентичность человека или чувство принадлежности к одному государству или одной нации . Это ощущение «нации как единого целого, представленного отличительными традициями, культурой и языком». Национальная идентичность может относиться к субъективным ощущениям, которые человек разделяет с группой людей по поводу нации, независимо от своего юридического статуса гражданства. Национальная идентичность рассматривается с психологической точки зрения как «осознание различия», «чувство и признание« мы »и« они ».

    3.Этнические стереотипы - это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене.

    Функции:

    • Экономят усилия при восприятии сложных социальных объектов

    • Ориентируют в потоке информации

    • Объясняют отношения, причины негативных событий

    • Оправдывают действия и отношения к другим этническим группам

    • Защищаю позиции,ценности

    • Сохраняют высокую самооценку

    Особенности этнических стереотипов:

    • 1. отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;

    • 2. предельно устойчивы, но все же изменяемы;

    • 3. не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;

    • 4. могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов

    4. Основными чертами стереотипа русского человека являются гостеприимность, открытость, красота, доброта, лень, простота, щедрость, ум, миролюбие, гордость. Дополнительными качествами русских были названы упрямство, наивность, храбрость, чванливость, верность, медлительность и любовь к Родине.


    написать администратору сайта