Теория социальных технологий Учеб. пособие. Протокол 9 от 28. 10. 03) Гриф присвоен Министерством образования и науки Украины (письмо 22075 от 27. 12. 01)
Скачать 4.13 Mb.
|
Глава 5 Обновление общественных систем – ключевое звено социальной модернизации 5.1. Основные факторы обновления общественных систем Технологии социальной модернизации общественных систем играют ключевую роль во всей многоуровневой системе технологизации современного общества. От уровня реализации социальных технологий во многом зависит как глобальная модернизация, так и трансформация всего современного общества, его подсистем и разнообразных трудовых ассоциаций. И наоборот, неэффективность функционирования общественных систем существенно тормозит результативность и продуктивность осуществляемых реформ, сдерживает общемировые тенденции социального прогресса. При решении задач выработки технологии социальной модернизации возникает острая необходимость в обосновании системы показателей или индикаторов (критериев) развития современного общества. Наиболее глубокое понимание сущности этих критериев характерно для концепции "постиндустриального Общества" Д. Белла, теории "открытого общества" К. Поппера, доктрины "глобального общества" И. Валлерштайна, концепции "коммуникативного общества" Н. Лумана, а также для теории "информационного общества" А. Тоффлера. По сути, взгляды этих ученых можно считать весьма серьезной научной основой для выявления характерных признаков и показателей уровня развития современного общества. Однако сформулировать достаточно однозначные индикаторы постиндустриального общества в наше переходное время пока крайне затруднительно, так как постоянно происходит качественное обновление как самих механизмов общественного развития, так и общества в целом. В этом контексте можно согласиться с выводами Ю. Яковца, который считает, что на современном этапе общественного развития наблюдается тенденция возрастания роли человека и его сознания в системе источников саморазвития общества, а также закономерностей циклической динамики, социогенетики, эволюции общества, кризисов, переходных процессов и трансформаций [38,с. 204-206]. В этой связи представляет интерес сравнительная шкала индикаторов, сформулированная Ю. Волковым и И. Мостовой [8] для характеристики общественных систем нового и новейшего времени (табл. 9). Таблица 9 Сравнительная характеристика общественных систем нового и новейшего времени
Современная цивилизация представляет собой довольно противоречивое и неоднородное явление. Наша планета совмещает в себе как аграрные, индустриальные, так и постиндустриальные общественные системы. Поэтому для нее свойственно несколько основных переходных процессов общественного развития: процессы перехода от аграрного общества к индустриальному и от индустриального – к постиндустриальному дополняются еще двумя промежуточными процессами: переходом от аграрно-индустриального общества к индустриальному и от индустриально-аграрного – к индустриальному. Возможны также процессы ускоренного или форсированного развития общественных систем, когда переход происходит, минуя индустриальную стадию или некоторую ее часть. При этом можно выделить следующие три процесса: переход от аграрного общества к постиндустриальному, от аграрно-индустриального – к постиндустриальному, от индустриально-аграрного – к постиндустриальному. Каждый из указанных переходных процессов, которые определяют динамику развития современного мира, имеет свои особенности, масштабы и социальную базу, свои трудности и перспективы. Эти переходные процессы развития общественных систем являются объективной основой для построения социальных технологий развития современной цивилизации. В качестве примера обратим внимание на особенности некоторых видов переходных процессов. Переход к постиндустриальному обществу качественно отличается по сравнению с переходом от аграрного общества к индустриальному, а именно:
Украина как поставторитарное государство оказалась в настоящее время среди индустриально-аграрных стран, которые осуществляют переход к постиндустриальному обществу как своей исторической перспективе. Вместе с тем, на ее "технологическую схему" переходного периода накладывают существенный отпечаток несколько дополнительных и весьма специфических процессов, наиболее характерны среди которых следующие: 1) комплексный, структурный и глубокий кризис украинского общества, ставящий под сомнение существование не только общества, но и государства; 2) разбалансированность внутренних связей, недостаточная определенность функций, а также размытость общественных целей и ценностных ориентации;
Необходимость трансформации общественной системы возникает там и тогда, где и когда ощутимо снижается ее эффективность, а также проявляется несоответствие этой системы новым требованиям и представлениям людей о таких базовых ценностях, как свобода, благополучие, демократия, справедливость и т. п., что свидетельствует об ее устаревании и неспособности решать новые задачи общественного развития. В этой связи возникает вопрос о критериях эффективности общественной системы, так как без них невозможен процесс трансформации и обновления общества. Поэтому целесообразно охарактеризовать критерии эффективности общественной системы (табл. 10). Таблица 10 Критерии эффективности общественной системы
Ни один из указанных критериев не является абсолютно самодостаточным для определения и оценки эффективности общественной системы. Более того, каждый из них содержит в себе своеобразную "теневую" сторону, или негативный аспект. Так, высокая производительность общественного труда может достигаться за счет структурной диспропорции экономики или посредством эксплуатации людей, а результаты экономической деятельности (в виде огромного арсенала опасных вооружений) могут использоваться и для уничтожения людей. Подобная противоречивость свойственна и принципу гуманизма, который интерпретируется весьма неоднозначно. Поэтому необходимо комплексно и согласованно использовать эти критерии при определении эффективности общественных систем. 5.2. Характеристика способов обновления общественных систем В истории человечества было выработано несколько основных способов обновления общественных систем: эволюционный, революционный и реформистский, – которые разнятся кардинальностью и скоростью общественных перемен; социально-классовыми параметрами и поддержкой тех или иных социальных сил или групп; целями и задачами общественных изменений; характером и масштабами общественных перемен, а также степенью их социальной напряженности и конфликтности. Революционный и эволюционный пути обновления общественной системы (противоположные по сути) порождаются различными общественными условиями. Так, революционный путь (от лат. "revolutio" – переворот) – это коренное и качественное изменение общества, резкий, скачкообразный переход его от одного качественного состояния к другому, от старого к новому, составляющий одну из закономерностей развития явлений природы, общества или познания. Одним словом, революция – это коренной переворот в жизни общества, приводящий к ликвидации отжившего общественного строя и утверждению нового, более прогрессивного общественного устройства. Революция существенно отличается от эволюции и реформы как перерыв постепенности и качественный скачок в общественном развитии. Между тем революции еще не гарантируют торжества нового, так как они нередко завершаются контрреволюциями, связанными с возрождением на новой основе прошлых форм социальной жизнедеятельности. Исторический опыт общественного развития показывает, что революции во все времена завершались тем, что они "съедали своих детей". Эволюционный путь (от лат. "evolutio" – развертывание), в отличие от революционного, представляет собой постепенное и непрерывное изменение общественной системы, осуществляемое без резких скачков и перерывов при сохранении ее качественной определенности. Коротко говоря, эволюция – это различные социальные движения, связанные с перемещением и перестройкой определенных элементов (единиц) общественной системы. Между тем эволюции (как и революции) не являются универсальным способом "лечения" человечества, так как нередко они превращаются в длительные "хождения по мукам". Что же касается реформистского пути (от лат. "reformaге" – изменение, преобразование, переустройство), то он, в отличие от двух рассмотренных, представляет собой преобразование общественных порядков, институтов или учреждений, которое не уничтожает основ существующей структуры общественной системы, а способствует лишь обновлению ее каких-либо сторон с помощью эффективных нововведений. В специальной литературе социально-философский смысл термина "реформа" обычно рассматривают на контрасте с термином "революция". Реформа и революция – это важные средства обновления. Но они довольно сильно разнятся, хотя их и нельзя противопоставлять друг другу, считая реформу менее прогрессивной, как в социологии марксизма. Так, для революции свойственны значительные разрушительные составляющие, что может быть совсем не характерно для реформ, которые больше обновляют, чем разрушают общественную систему. Кроме того, реформы проходят медленнее, спокойнее и естественнее для социума. Однако с точки зрения кардинальности реформы отнюдь не уступают революциям. Поэтому при рассмотрении сущности реформы как вида технологической модернизации общества следует учитывать такие факторы: во-первых, цели и задачи преобразований; во-вторых, реализацию интересов соответствующих социальных групп; в-третьих, степень кардинальности осуществляемых преобразований; в-четвертых, их преемственность с достижениями прошлого; в-пятых, реалистичность общественных преобразований. И еще один аспект. Довольно часто в общественной практике используют термин "коренная реформа". Обычно его применяют в тех случаях, когда реформы в обществе осуществляются слишком медленно и словно скользят по поверхности реформируемых социальных объектов и процессов, не затрагивая их сущностной стороны. Поэтому желание ускорить реформу, придать ей некоторый динамизм революционности вызывает к жизни этот несколько противоречивый термин, который соответствует случаю, когда между двумя крайностями не существует резкого "водораздела". Принимая во внимание, что реформистский путь обновления общественной системы в последнее время завоевывает все более широкое признание в мировой общественной практике, подробнее остановимся на классификации реформ и характеристике их видовых особенностей (табл. 11). Таблица 11 Классификация социальных реформ
Эту классификацию можно успешно применять при описании реальных социальных реформ, осуществляемых в различных странах. Каждый элемент того или иного типа может быть составляющей целостной реформы, которая представляет сложное и многовекторное исследование. В этой связи, по мнению российского исследователя А. Бузгалина, можно выделить три варианта кризисов в реализации экономических реформ в бывших социалистических странах (рис. 7). Вариант а характерен для стран, где до реформ были относительно развиты рыночные отношения (Польши, Венгрии, Словакии, Чехии); вариант б – для стран с экономикой, в которой практически не было признаков рынка (России, Украины и других стран СНГ); вариант в – для Китая и Вьетнама, где преобразования в экономике осуществляются без реальной либерализации общественно-политической системы и происходит нелинейный рост в их экономическом развитии. Обратим внимание на форму графиков. В странах Центральной Европы экономический кризис представлял собой плавное падение социальных характеристик общественной системы. Рис. 7. Варианты кризисов и реформ в бывших социалистических странах а – страны Центральной Европы; б – Россия, Украина и другие страны СНГ; в – Китай и Вьетнам Там в процессе экономического спада вырабатывались и внедрялись эффективные мероприятия по реформированию, что обеспечило довольно быстрый подъем экономики, а затем и социальной сферы. Кризис в Китае и Вьетнаме можно рассматривать как процесс торможения социальных характеристик развития общества. Внедрение активных реформ в сфере экономики на базе сохранения прежней политической системы обеспечило в этих странах довольно быстрый подъем в развитии общества. В России и Украине дела обстоят не так гладко, как у европейских и азиатских соседей. Здесь, по сути дела, произошло почти полное разрушение социально-экономической подсистемы общества, а технологии реформ явно запоздали, что привело к длительному спаду и медленному "выползанию" из кризисной ситуации. Однако достоинством этого исторического пути, которое может проявиться в будущем, является утрата старых форм жизни и более кардинальное обновление общества. Здесь может сработать старый "закон пепелища", который гласит: сгоревший дом не восстанавливают, а строят заново. 5.3. Технологизация процессов обновления общественных систем Рассмотрев факторы и способы обновления общественных систем, можно дать развернутую характеристику содержания процессов обновления, или модернизации, общества, которые включают в себя формирование рыночных отношений, структурную перестройку экономики, кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей. При этом нужно иметь в виду несколько весьма важных методологических положений.
3. Общественным реформам свойственна некоторая вариативность, т.е. в обществе почти всегда имеется не одна "жесткая" модель модернизации общественной системы, а несколько таких моделей или их вариантов в зависимости от объективных условий и факторов развития той или иной страны. Реформы должны соответствовать природе преобразуемых социальных объектов, поэтому для их характеристики довольно часто используют термины "органичная модернизация", "неорганичная модернизация", "цена реформ" и т. п. Проясним суть этих категорий. Под органичной модернизацией понимают процесс преобразования общества, который учитывает его реальное состояние и возможности. Органичная модернизация плавно переводит общество из одного состояния в другое. Она словно вытекает из органики общества, обеспечивая его качественный рост. Неорганичная модернизация представляет собой определенное навязывание обществу тех качеств, институтов и ценностей, которые не обеспечены его материальными, политическими, информационными, интеллектуальными и другими ресурсами. Идеалом как органичной, так и неорганичной модернизации является то, что не свойственно данному этапу развития общества, поскольку общественный идеал – это какое-то более высокое качество по сравнению с тем, что уже существует. Однако органичная модернизация, в отличие от неорганичной, более реалистична, так как она не теряет опоры на реальную социальную почву. Идеал в этом случае всегда конкретизируется, выделяются некоторые ступени или этапы продвижения к нему. Все это делает процесс обновления общества более естественным. При неорганичной модернизации общество стараются подтянуть к идеалу чаще всего либо силовыми методами, либо с помощью "шоковой терапии". Реформы в этом случае не имеют под собой реальной социальной почвы и как бы "провисают", т. е. превращаются в нечто идеологическое и виртуальное, напоминающее молитву или заклинание. При этом всячески создается видимость реформ и их достижений. Общество, таким образом, попадает в ситуацию самообмана. Идеал будущего становится все более абстрактным и недостижимым, а естественная жизнь людей – противоестественной и временной, как бы подготовкой к светлому будущему и ожиданием его, когда, наконец, можно будет пожить по-настоящему, по-человечески. Что касается понятия "цена реформ", то оно является показателем степени их органичности. Ведь практически невозможно провести ту или иную социальную реформу однозначно эффективно. Это связано с тем, что процесс внедрения социальных инноваций неизбежно сопряжен с разрушением старых социальных норм и ценностей, старых социальных институтов и организаций, т. е. с потерями и разрушениями. Зачастую невозможно определить меру этих потерь, так как она складывается из взаимодействия многих социальных факторов и действий различных субъектов реформирования. Цена реформ, таким образом, всегда зависит от меры "насилия" над людьми по принципу: "Лес рубят – щепки летят!". При этом наиболее значимый индикатор цены социальных реформ – с одной стороны, отставание общества от достижений мировой цивилизации, а с другой – осознание этого отставания элитой общества и властью, а также желание преодолеть этот разрыв. Чем он больше, тем выше цена реформ, ибо реформы при значительном историческом отставании в общественном развитии, вероятнее всего, не будут органичными. Многое, хотя далеко не все зависит от субъектов реформ и их способности осуществлять преобразования, а также от того, обладают ли они необходимыми знаниями, умом и политической волей. Заметим, что цена всех социальных реформ, проводимых в России (и Украине как ее части), начиная с реформ Петра I, всегда была очень высокой. В задачу этих реформ входило преодоление колоссального исторического отставания; реформы были неорганичными и никогда не приводили к полному преодолению этого разрыва, а зачастую оборачивались огромными потерями общества. Украина, имплантированная на длительный исторический этап в российский организм, получив независимость, еще не утратила прежний "генотип". Имея к тому же свое собственное отставание от достижений социального прогресса, она, по всей видимости, неизбежно заплатит высокую цену за нынешние реформы, как и за прошлые. 4. Реформирование украинского общества происходит в условиях системного кризиса, поэтому возникает довольно сложная проблема соотношения между выходом из кризиса и трансформацией общества. Как выход из кризиса следует рассматривать не возвращение к прежнему уровню и качеству общества, а принципиальное обновление общественного организма. Отсюда следует, что программа реформ нашего общества должна, прежде всего, содержать эффективные антикризисные меры или, еще лучше – серьезную антикризисную программу. 5. Реформирование любой общественной системы предполагает очень тесное взаимодействие двух видов технологий: реформирования и функционирования. Они различаются между собой тем, что технологии реформирования предполагают преобразование общества и его отдельных элементов в направлении общественного идеала, достижений цивилизации, а технологии функционирования представляют собой технологии данного общества и его составляющих. Нередко путают эти технологии и пытаются сразу же навязать обществу модель функционирования идеала, что отрицательно сказывается на реализации реформ и способствует провалу реформистских усилий. В ходе реформирования общества наиболее целесообразно использовать несколько технологий функционирования, которые органично дополняют друг друга. Схематично это можно представить в виде модели (рис. 8). Процесс социального реформирования, как видим из рис. 8, происходит, начиная с некоторого уровня деградации общественной системы – уровня нецивилизованности общества, когда используются технологии, которые противоречат природе современного общества и достижениям современной цивилизации. Процесс обновления общества состоит из трех этапов социального реформирования: первый этап связан с переходом к 1-й промежуточной технологии функционирования; второй этап приводит ко 2-й промежуточной технологии функционирования, а третий этап, завершающий реформирование, – к утверждению конечной социальной технологии, которая соответствует потребностям общества, его ценностным ориентациям и идеалам, достижениям современной цивилизации и критериям эффективности общественной системы. Рис. 8. Модель использования различных видов технологий в процессе общественных реформ Однако реальная картина реформирования общества оказывается более сложной, чем та, которая отображена на рис. 8. Выделенная там линия реформирования на самом деле представляет собой совокупность линий, относящихся к отдельным сферам или подсистемам общества. Эти линии имеют различные ступеньки, и нередко их пытаются миновать или пропустить, что, естественно приводит к довольно неоднозначным социальным последствиям. Поэтому при общественной модернизации посредством реформ неизбежно рассогласование технологий функционирования отдельных подсистем или сфер общества, а также нарушение принципа органичности общественных реформ. |