Теория социальных технологий Учеб. пособие. Протокол 9 от 28. 10. 03) Гриф присвоен Министерством образования и науки Украины (письмо 22075 от 27. 12. 01)
Скачать 4.13 Mb.
|
Классификация социальных технологий
Итак, в процессе разработки и внедрения социальных технологий разного уровня, класса, типа или вида, создается определенная интеллектуальная атмосфера, в которой всем есть место для самореализации. Ключ при этом сокрыт в переходе к информационному обществу, а также в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования (согласимся с тем, что нельзя построить "золотое" общество из "оловянных" людей). Если же социальный процесс можно расщепить, измерить и описать, а затем осуществить его на основе этого описания (например, теории человеческих отношений), то, значит, мы располагаем социальными изобретениями в сфере социальных технологий. Речь здесь идет о способах разрешения возникающих социальных проблем на принципах гуманизма, духовности, диалога, сотворчества, свободы выбора, ответственности, независимого поиска истины, первенства морального и духовного начал, равноправия мужчины и женщины, единства чувства и разума, внешнего и внутреннего, гармонии материального и духовного, личностного и общественного. Социальная технология при этом представляет собой систему инновационных способов и средств оптимизации социального управления. Социотехнология – это стержень социологии управления. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то для социального прогресса таковыми являются новые технологии жизнедеятельности людей, создания благоприятных условий для воспроизводства жизни, реализации творческого потенциала каждой личности [25, с. 98]. Все сказанное подчеркивает значимость принципа единства знаний, усилий, практических навыков и действий в технологизации социального пространства. 1.3. Основные свойства и функции социальных технологий В связи с вышеизложенным целесообразно раскрыть основные свойства или характерные черты социальных технологий, их эффективность и научную емкость, а также показать, чем различаются между собой новаторские и рутинные технологии. Немаловажно также выявить время жизни социальных технологий и другие их свойства, которые всегда интересуют разработчиков или социальных инженеров. Среди характерных свойств социальных технологий (табл. 4) можно выделить масштабность, новизну, эффективность, наукоемкость, сложность, время жизни, адаптивность, надежность и валидность. Эти свойства можно использовать для построения дополнительной классификации социальных технологий. Таблица 4 Основные свойства социальных технологий
Среди приведенных свойств социальных технологий наиболее важным, на наш взгляд, является эффективность. Под эффективностью социальных технологий понимают соотношение между позитивной отдачей от технологии и затратами на ее проектирование, проверку и внедрение, а также негативными последствиями от ее внедрения. По сути, эффективность устанавливает взаимосвязь между целями, результатами применения социальной технологии и затратами на ее реализацию. По отношению к социальным технологиям можно говорить о предполагаемой и реальной эффективности. Первая разновидность эффективности технологии основана на предварительных экспертных оценках результата и затрат, а вторая строится на аудите, т. е. реальном подсчете затрат и анализе результата. Заметим, что социальный прогресс общества основан на том, что каждая последующая социальная технология должна быть эффективнее предыдущей, т. е. достигаемый результат всегда должен быть как можно выше при наименьших затратах. Таким образом, эффективность социальной технологии – одно из важнейших ее свойств, рядоположное другим. Она обеспечивается масштабностью, новизной, наукоемкостью, сложностью, временем жизни и адаптивностью технологии. Эти показатели эффективности технологии очень противоречивы и содержат в себе целый ряд определенных парадоксов. Например, парадокс масштабности заключается в том, что любую технологию рассчитывают на вполне определенные масштабы, изменение которых приводит к росту затрат. Высокая степень новизны технологии порождает значительные парадоксы сопротивления среды, что тоже чревато ростом затрат при ее внедрении, а жизненный цикл такой технологии также значительно больше. Парадокс наукоемкости заключается в том, что чем больше в технологию "вложено" науки, тем тяжелее и сложнее ее обслуживать. Еще более серьезен парадокс сложности, который выражается в том, что сложные технологии дают возможность реализовывать более разнообразные и сложные потребности людей, отличаются научной новизной (т. е. "впитывают в себя науку"), но в то же время характеризуются неустойчивостью к деструктивным факторам социальной среды и плохой адаптивностью. Что касается времени жизни технологии, то и этот параметр весьма неоднозначен. Классический подход к успешной технологии (как технологии-долгожительнице) довольно часто не оправдывает себя. Парадокс эффективности заключается в том, что эффективной можно считать лишь такую технологию, которая может "исполнять свои обязанности" до той поры, пока не появится новая технология. Но, устарев, эта технология должна обладать еще свойством глобальности, чтобы ее можно быстро "демонтировать" и заменить более новой. Для преодоления этих парадоксов необходимо разработать критерии оценки эффективности технологий, чтобы соизмерять их параметры относительно конкретных условий, а также целей и задач развития социума. При построении таких критериев оценки нужно широко использовать результаты научных социологических исследований проблемы социальной эффективности, а также результаты экспертных опросов, экспериментов, прогнозов и т. п. Процедура анализа эффективности социальной технологии состоит в сопоставление целей и задач социальной технологии с ее ресурсами, а также сравнении с полученными результатами и достигнутым эффектом (рис. 1). При этом выделяют две линии анализа эффективности: сравнение целей и задач с результатами и сопоставление ресурсов с полученным эффектом. В этой процедуре анализа важно также сопоставить цели и задачи с ресурсами и соизмерить эффект с результатом. Какой же должна быть политика в отношении социальных технологий с точки зрения выделенных параметров? В традиционном обществе социальные технологии имели небольшие масштабы (не путать с масштабами распространения той или иной технологии, которые нередко оказывались огромными: например, крестьянская община сравнительно мала, но существовала в масштабах стран и континентов), так как они были построены в основном на практическом опыте и, естественно, не отличались новизной. Эффективность этих традиционных технологий была невысокой, устройство – довольно простым, а время жизни охватывало нередко целые столетия. Стабильность и устойчивость были девизом эпохи традиционализма. Рис. 1. Процедура анализа эффективности социальных технологий Что же касается современного постиндустриального общества, то оно коренным образом меняет социально-технологическую политику, ориентируя технологии на новизну, высокую эффективность и быструю их смену. Современные социальные технологии не живут долго, а в ходе своей жизни претерпевают постоянные усовершенствования. Им свойственна тенденция не ко всеобщности, а к индивидуальности. Кроме того, они отличаются гибкостью и адаптивностью к постоянно изменяющимся внешним условиям. Следует также отметить непрерывное усложнение современных технологий, а также насыщение их сложными техническими, информационными, коммуникативными и другими системами. На широкое использование социальных технологий в современном обществе и повышение их роли в общественном развитии в XXI в. оказывают существенное влияние не только их важнейшие свойства, но и многообразие функций социальных технологий. Под функциями подразумевают общественное предназначение социальных технологий или совокупность тех ролей, которые они выполняют в обеспечении устойчивого функционирования и развития общественного организма. Одним словом, под функциями социальных технологий подразумевают тот конкретный результат, который получается при их практической реализации в обществе. Совокупность основных функций социальных технологий представлена в табл. 5. Таблица 5 Основные функция социальных технологий
Итак, среди важнейших функций социальных технологий можно выделить регулятивно-управленческую, нормативную, рационалистическую, систематизирующую, стабилизационную, а также функцию саморазвития. Регулятивно-управленческая функция заключается в том, что социальная технология является важнейшим средством регуляции социальных процессов и управления ими. Важно, что процесс управления при этом осуществляется на основе ранее разработанной рациональной модели, которая соответствует научно обоснованной системе социальных нормативов. Социальный процесс здесь систематизируется, вводится в русло определенных социальных норм и приобретает, таким образом, стабильный характер. Особенно важно, чтобы социальные технологии способствовали мобилизации всего внутреннего потенциала социальных объектов и направляли их деятельность на устойчивое функционирование и позитивное развитие. В общественной жизни и деятельности все эти функции "работают" в диалектическом единстве и пронизывают все направления и уровни социальной технологизации общественных систем. Кроме того, в силу специфики своих функций социальные технологии тесно связаны с теорией и практикой социального управления обществом. Они также могут быть мощным орудием научно-практического преобразования общества и его подсистем. Но возможно ли реализовать такой потенциал социальных технологий? Это зависит от многих факторов, в частности состояния общественного организма, уровня развития научных основ социально-технологической деятельности, методологической, теоретической и методической подготовленности социологов, социальных менеджеров и социальных инженеров, их нравственных и гражданских позиций. 1.4. Характеристика методологических принципов социальных технологий Термин "принцип" в переводе с латинского означает основу, начало. Обычно под принципом подразумевается основное, исходное положение какой-либо теории или учения. В технике под принципом понимают некоторую основу устройства, действия механизма или прибора, в обыденной жизни людей его рассматривают как внутреннее убеждение, определяющее норму их поведения и деятельности. Как бы там ни было, но во всех смысловых контекстах принцип – это сущностная основа строения чего-либо. При этом особенность принципа состоит, прежде всего, в том, что он является активной движущей силой всякой человеческой деятельности. Таким образом, под методологическими принципами социальных технологий следует понимать наиболее общие правила осуществления социально-технологической деятельности. В этой связи принцип представляет собой исторически выработанное и обобщенное требование к человеческой деятельности, придающее ей определенную направленность, а также указывающее рациональный путь осуществления той или иной деятельности, но отнюдь не сам ее алгоритм. В человеческой деятельности принципы выполняют несколько весьма важных функций. Во-первых, они указывают на результат деятельности, который должен быть достигнут при ее реализации, выполняя тем самым некоторую программно-целевую функцию. Во-вторых, принципы формируют обобщенные нормативные требования к самой человеческой деятельности, выполняя нормативную функцию. В-третьих, они обеспечивают методологическое содержание человеческой деятельности, выполняя методологическую функцию. Все многообразие методологических принципов социальных технологий можно подразделить на две группы. Первая группа принципов определяет отдельные этапы жизни социальных технологий, а вторая группа характеризует их содержание. Речь здесь идет о том, что социальные технологии в своем развитии проходят несколько этапов – проектирование, конструирование, проверка, внедрение и функционирование. Вместе с тем содержание технологий предопределено целым комплексом принципов их построения, в составе которых выделяют принципы строения общества и принципы строения собственно технологий. Как видно из рис. 2, принципы строения социальных технологий можно подразделить на два вида: принципы строения социума и собственно принципы технологий. В индустриальном обществе его принципы подчинения социальной сферы производству предопределяют не только масштабы и сущность, но и основные черты социально-технологической деятельности. Например, в авторитарном обществе, которое определяется принципами централизации и иерархии, господствуют централизованные технологии с жестким иерархическим подчинением их звеньев. Принципы же демократического общества ориентируют технологии на децентрализацию, многообразие, укрепление прав человека и т. п. Что касается принципов различных этапов жизни социальных технологий, то они складываются из принципов проектирования и конструирования, определяющих появление технологий, принципов проверки и внедрения, регулирующих процессы легитимизации технологий, их вхождение в широкую социальную практику, и, наконец, принципов функционирования, представляющих основные правила их текущего функционирования на определенном этапе общественного развития. Рис. 2. Система методологических принципов социальных технологий Социальные технологии должны быть выражением таких основополагающих принципов жизнедеятельности общества: эффективности и оптимальности; системности и целеполагания; саморазвития; синергизма и гуманизма. Принимая во внимание особую важность принципов строения социальных технологий (табл. 6), остановимся на прояснении их сути более подробно. Так, принцип эффективности и оптимальности определяет необходимость технологии, ее социальную сущность и ценность, которые заключаются в том, чтобы сделать социальную жизнедеятельность людей более рациональной и менее затратной. При этом каждая новая технология должна быть более совершенной и оптимальной системой по сравнению с предшествующей. Принцип целеполагания предполагает не только формулирование обобщенной цели-миссии социальной технологии, ориентированной на решение конкретной социальной проблемы, но и применение своеобразной интеллектуальной технологии, состоящей в декомпозиции цели на подцели, построении дерева целей и экспертном "взвешивании" всех ветвей этого дерева. Этот принцип, таким образом, сводится к целевой проработке технологии, причем не только при ее разработке, но и при диагностике, в процессе которой выясняется расхождение между реальной социальной проблемой и целями социальной технологии. В последнем случае (т. е. при расхождении между проблемой и ее целями) технология перестает решать проблему, реализуя совсем иные цели, а проблема, которую она должна разрешать, начинает накапливаться и деформировать социум. Именно такие люфты между целями и социальными технологиями возникли в бывшем СССР, когда разработанные в 50-х годах XX в. социальные формы перестали отражать реальные проблемы, которые модифицировались и постоянно нарастали. В конечном итоге это предопределило бурные 90-е годы с их революционными потрясениями, изменившими систему целеполагания и ликвидировавшими многие устаревшие формы социальной жизнедеятельности людей. Таблица 6 Характеристика принципов строения социальных технологий
Принцип системности в социальном познании и преобразовании социального пространства предполагает, прежде всего: 1) рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т. е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов; 2) определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения основных связей между ними; 3) выявление внешних связей системы, выделения из них главных; 4) определение функций системы и ее роли среди других систем; 5) анализ диалектики структуры и функции системы; 6) обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций, путей и направлений развития системы. Поскольку любая технология представляет собой системное образование, этот принцип просто незаменим при создании социальных технологий. Принцип синергизма (или мультипликационный подход) был выделен из системного подхода к 80-м годам XX ст. В последнее время он выходит на первый план среди других методологических принципов благодаря тому, что научно-техническая революция и социальные преобразования потребовали расширения исследований проблемы эффективности. Перед учеными и практиками в этой связи стали все чаще возникать проблемы надежного обеспечения эффективности познавательной или практической деятельности. В основе этого принципа лежит достижение мультипликационного, или синергетического, эффекта умножения. Один из разработчиков этого принципа Н. Стефанов [36], характеризуя его как новое явление в инструментарии человеческой деятельности, обладающее огромными возможностями повышения эффективности производства и других сфер общественной деятельности, выделил следующие важнейшие особенности мультипликационного эффекта: во-первых, это эффект постоянного нарастания и умножения; во-вторых, он несравнимо больше, чем суммарный эффект отдельных частей системы; в-третьих, он является интегральным, т. е. охватывает не только какую-либо сферу, но и "соседние" с ней познавательные или практические пространства. Исходя из этого смысл принципа синергизма заключается в разработке конкретного и действенного механизма получения высокого и постоянно нарастающего эффекта, что весьма важно для создания социальных технологий. Исследование механизмов принципа синергизма дает возможность выделить в нем такие важные звенья, как эффект диффузии, т. е. проникновения идеи в соседние области; эффект резонанса, когда идея или нововведение стимулирует изменения в других объектах, а не просто усваивается ими; эффект стартового взрыва, т. е. своеобразной реакции; эффект акселерации, т. е. ускоренного роста; эффект сопутствующих изменений – промежуточных и побочных результатов. Наконец, принцип синергизма предполагает лавинообразный и умноженный эффект от внедрения социальных технологий. Принцип проблемности включает в себя два подпринципа. Первый гласит: социальная технология должна решать реальную социальную проблему; нет проблемы – нет и технологии. Второй подпринцип ориентирует на то, чтобы сама технология не создавала проблем. Если это происходит, то мы сталкиваемся с самым верным индикатором неэффективности социальной технологии. Современная социальная технология должна быть также надежной. Поэтому принцип надежности означает: во-первых, способность социальной технологии и ее подсистем выдерживать значительные нагрузки, прежде всего связанные с катастрофами и бедствиями, т. е. не разрушаться и сохранять свою стабильность в экстремальных условиях; во-вторых, социальные технологии должны обладать потенциалом саморазвития и адаптации в зависимости от изменения социальной ситуации; в-третьих, надежность также связана и с эффективностью подсистемы управления социальной технологией. Сущность принципа инновационности варьируется в зависимости от характера эпохи, переживаемой обществом. Для эпохи стабилизации характерна выработка потенциала инноваций, и этот принцип превращается в призыв повышать эффективность имеющихся нововведений, доводить их до проектной мощности. В эпоху реформ, когда только накапливается инновационный потенциал общества, этот принцип акцентируется на поиске и разработке эффективных социальных технологий. Социальные технологии становятся такой сложной и многоаспектной сферой деятельности людей, что в ближайшем будущем ни одна страна мира не сможет обеспечить успешное социальное развитие только за счет своих собственных национальных средств и ресурсов. Это обусловлено тем, что социальная технология – не только результат научной деятельности, но и следствие накопления практического опыта. В связи с этим принцип обоснованного использования социального опыта предполагает рациональное и обдуманное использование достижений, накопленных другими регионами и странами. Это также означает, что социальный опыт нужно постоянно обобщать и накапливать в специальных информационных центрах. Анализ опыта состоит в решении целого комплекса исследовательских задач: выяснения общего содержания опыта, его специфики, распространенности, ограниченности и т. п. Поэтому возникает необходимость в рассмотрении обоснованного использования передового опыта как принципа технологической деятельности. Особо важную роль играют в обществе принципы кардинальности, предела и саморазвития. Так, принцип кардинальности предусматривает создание таких социальных технологий, которые бы качественно отличались от имеющихся. Это особенно важно для современного этапа реформирования украинского общества. Исторический опыт Украины свидетельствует, что многие ее трагедии и проблемы обусловлены тем, что реформирование носило половинчатый, частичный и волнообразный характер. Украинские политики и управленцы довольно часто пасовали в "критических точках" истории, когда нужно было разрабатывать и внедрять кардинальные технологии. Вместо этого они продолжали бессмысленно совершенствовать прежние технологические схемы, которые уже выработали свой исторический ресурс. При этом не учитывался и принцип предела, заключающийся в том, что совершенствование социальной технологии в пределах прежнего качества имеет свой "потолок". Принцип саморазвития акцентирует внимание на том, что социальные технологии не должны быть слишком жесткими; в них всегда должна быть заложена способность к гибкости и саморазвитию. Наиболее актуальным и в то же время весьма противоречивым и сложным является принцип гуманизма, который предполагает совокупность ценностных ориентации, направленных на уважение достоинства человека, заботу о его благе. Связь этого принципа с моралью делает его довольно неоднозначно трактуемым. Совершенно справедливо утверждение о том, что нет такого зла, которое невозможно было бы обосновать человеколюбием. Поэтому необходимы более конкретные интерпретации указанного принципа, среди которых наиболее важны такие: профессиональная ответственность социального технолога за судьбы людей, т. е. его деятельность должна соответствовать тезису: "Не навреди!"; гласность социоинженерной деятельности и ее подконтрольность обществу; внедрение социальных технологий в общественную жизнь только после определения всех возможных негативных их воздействий на людей и сведения к минимуму степени влияния этих воздействий. Не может быть абсолютно позитивных технологий. Всякий раз, когда кто-то пропагандирует такие технологии, их заказчики и разработчики просто маскируют их негативные последствия для общества, чтобы избежать компенсации возможных потерь от негативных остаточных деформаций, вызванных социоинженерной деятельностью. В заключение подчеркнем, что методологические принципы отнюдь не являются какими-то искусственными препятствиями на пути разработки и внедрения социальных технологий. Их следует рассматривать как эффективные ментальные регуляторы, приводящие социальные технологии в соответствие с природой общества уже на этапе их замысла. Кроме того, принципы дают возможность предвидеть проблемы будущего развития социума, а также не допускать общественных потерь от бездумной и безнравственной технологизации социальной деятельности. 1.5. Содержание социально-технологического уклада общественных систем Для любого типа общества на определенном этапе его исторического развития характерен свой набор тех или иных конкретных видов социальных технологий, которые различаются между собой как по концептуальным основам, так и по принципам их построения. Иными словами, социальные технологии, имеющие родственную природу, составляют определенный социально-технологический уклад общества. При этом если ученые-экономисты Дж. Доси, Ш. Перес, С. Глазьев и другие научно осмыслили производственно-технологический уклад общества, то теоретические основы социально-технологического уклада еще до конца не сформулированы представителями социологического знания. Вместе с тем, каждому типу общественно-экономической системы присущ свой тип не только производственно-технологических, но и социально-технологических укладов. Например, если основное содержание экономико-технологического развития общества – смена производственно-технологических укладов, то стержнем социальных перемен в обществе является либо подготовка, либо реализация смены его социально-технологических укладов. В этой связи в структуре социально-технологического уклада общества выделяют, как правило, три основные составляющие (рис. 3):
Рис. 3. Структура социально-технологического уклада общества На рис. 3 не только отражена структура социально-технологического уклада общества, но и показано воздействие на него таких важных факторов, как социологическая наука, социальная инженерия и социальная практика. Эти факторы неизбежно вызывают определенные противоречия внутри социально-технологического уклада. Начинается все с появления новых потребностей людей либо повышения качества удовлетворения прежних потребностей. Это приводит к снижению эффективности базовых социальных технологий, в которых может развиться кризис. И чем глубже кризис базовых технологий, тем в большей степени он воспринимается как стилевой, т. е. кризис методов, способов, форм и приемов преобразования общества, регулирования происходящих в нем процессов. Наконец, через некоторое время начинает ощущаться кризис технологической парадигмы. В ее недрах появляется и формируется принципиально новая система взглядов или новая технологическая парадигма, которая начинает изменять весь стиль технологической деятельности. Методологические перемены являются, таким образом, надежной основой возникновения технологических нововведений, развитие которых неизбежно приводит не только к формированию новых базовых технологий, но и к обновлению всего технологического уклада общества. Например, основная технологическая парадигма индустриального общества – детерминизм, который является основным принципом построения социальных технологий. При этом социальную технологию, как правило, рассматривают в качестве дополнения к производственным технологиям. Социальная сфера в индустриальном обществе рассматривается лишь как среда восстановления рабочей силы, затраченной при взаимодействии человека с производственно-техническими системами, поэтому базовыми социальными технологиями являются технологии рекреации. Дальнейший прогресс общества приводит к тому, что социальная сфера все больше приобретает преимущественное значение в обществе по сравнению с производственной. Это ведет к появлению потребностей в новых технологиях, что вызывает изменение в технологическом стиле. Последнее, в свою очередь, приводит к смене технологической парадигмы. Происходит, таким образом, переход к идеям системности, индетерминизма, что является причиной определенной ментальной революции и качественных изменений во всем социально-технологическом укладе общества. Социально-технологический уклад общества не вечен, так как рано или поздно происходит его существенное обновление. Дело в том, что со временем он теряет свою эффективность и перестает удовлетворять запросы и потребности людей, и тогда объективно его начинает сменять другой, более совершенный и эффективный социально-технологический уклад. Рис. 4. Динамика социально-технологического уклада общества Как видно из рис. 4, жизненный путь новой социальной технологии довольно часто складывается не столь блестяще как хотелось бы ее "родителям" – ученым и социальным технологам. Для ее внедрения зачастую нужны значительные материальные затраты, так как сам механизм внедрения еще до конца не отработан. Поэтому в первый период после внедрения новой технологии наблюдается так называемый "кризис внедрения", характеризующийся спадом ее эффективности, уровень которой иногда бывает даже ниже уровня эффективности прежней технологии. Затем, по мере совершенствования и накопления опыта реализации новой технологии, наблюдается рост ее эффективности. Через некоторое время обнаруживается, что потенциал новой технологии еще не реализован. Разработчики и практики начинают совершенствовать технологию и доводят это совершенствование до такого предела, который в принципе нельзя преодолеть, опираясь на старую технологическую парадигму. Происходит смена технологических парадигм, обнаруживающая появление качественно новых технологий и усиливающая кризис прежних технологий, которые на определенном среднем уровне эффективности сходят с арены. И все опять начинается сначала. Так и продолжается технологический круговорот в человеческом обществе. |