Главная страница
Навигация по странице:

  • Киевская Русь в периоды княжения Владимира I и Ярослава Мудрого.

  • Ярослав Мудрый

  • Время и причины политического дробления древнерусских земель. Распад Древнерусского государства

  • Раннефеодальные монархии на юге Руси (Киевское и Галицко-Волынское княжества­). Деспотические монархии на северо-востоке Руси. Города-республики на северо-западе Руси.

  • Образование державы Чингисхана и завоевания монголо-татар.

  • Протославяне древнейшие предки славян


    Скачать 360.94 Kb.
    НазваниеПротославяне древнейшие предки славян
    Дата13.04.2023
    Размер360.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Rossii.docx
    ТипДокументы
    #1060307
    страница3 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Первый период политической истории Киевской Руси. Взаимоотношения Древнерусского государства с Византией.

    Здесь невозможно охарактеризовать всю многовековую историю взаимоотношений Руси и Византии, начиная с хождения в Константинополь первого (правившего на рубеже VIII— IX вв.) киевского князя Кия, который, по летописи, "велику честь приял" от византийского императора. Остановимся только на первом военном столкновении русских и византийцев. 18 июня 860 года войско Руси осадило Константинополь (сведения о более ранних подобных атаках недостоверны). Новейшие исследования показали, что этот поход был совершен под диктатом Хазарского каганата. Это неоспоримо явствует, в частности, из того факта, что в том же 860 году Византия отправила посольство во главе со святыми Кириллом и Мефодием не в Киев, а в тогдашнюю столицу Хазарского каганата — Семендер на Северном Кавказе (есть, правда, серьезные основания полагать, что на обратном пути это посольство посетило и Киев). Отмечу еще, что в одном из позднейших византийских сочинений предводитель похода на Константинополь (это был, очевидно, киевский князь Аскольд) точно определен как "воевода кагана" (то есть властителя Хазарии).

    Особенное, даже исключительное значение имеют для нас рассказы непосредственного свидетеля и прямого участника событий — одного из наиболее выдающихся деятелей Византии за всю ее историю, константинопольского патриарха св. Фотия (он, кстати сказать, называет русских "рабствующим" народом,— имея в виду, как полагают, тогдашнюю подчиненность Руси Хазарскому каганату; именно по его инициативе и было отправлено к хазарам посольство его великих учеников св. Кирилла и Мефодия).

    Св. Фотий свидетельствовал, что в июне 860 года Константинополь "едва не был поднят на копье", что русским "легко было взять его, а жителям невозможно защищать", что "спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия... город не взят по их милости" и т. п. Фотия даже уязвило, как он отметил, "бесславие от этого великодушия". Но так или иначе 23 июня жители Константинополя неожиданно "увидели врагов... удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения".

    Впоследствии, в XI веке, византийские хронисты, не желая, по всей вероятности, признавать это русское "великодушие", выдумали, что будто бы буря по божественной воле разметала атакующий флот (эта выдумка была воспринята и нашей летописью). Между темочевидец событий Фотий недвусмысленно сообщает, что во время нашествия русских "море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плавание".

    Позже патриарх Фотий писал, что "россы" восприняли "чистую и неподдельную Веру Христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей, вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго"3.

    Правда, это свершившееся в 860-х годах приобщение русских христианству не было широким и прочным; действительное Крещение Руси совершилось только через столетие с лишним. Но речь сейчас идет о другом — о том, что можно назвать "архетипом", изначальным прообразом отношения Руси к Византии. Нелегко или даже невозможно дать вполне определенный ответ на вопрос, почему в 860 году русские, уже почти захватив Константинополь, по своей воле сняли осаду и вскоре — пусть пока в лице немногих — обратились к религии византийцев. Но во всяком случае ясно, что в IX веке русские вели себя в отношении Второго Рима совершенно иначе, чем западные народы в V веке в отношении Первого и в ХIII-м — Второго Рима.

    Могут напомнить, что после 860 года Русь не раз вступала в военные конфликты с Византией (походы Олега и Игоря, затем Святослава и, наконец, в 1043 году — Владимира, сына Ярослава Мудрого); однако новейшие исследования доказали, что каждый раз дело обстояло гораздо сложнее, чем это представлялось до недавнего времени (так, и Святослав, и Владимир Ярославич отправлялись в свои походы по приглашению определенных сил самой Византии). В дальнейшем еще будет идти речь об этих многообразных исторических ситуациях и их истинном значении.

    1. Киевская Русь в периоды княжения Владимира I и Ярослава Мудрого.

    После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, аВладимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы Владимир Святославичотстоял свои права на престол (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

    При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племён. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигахбогатырей.

    В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноимённые соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

    После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба иСвятослава. Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.

    Правление Ярослава Мудрого (1019–1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12-летнего обособления и смерти князя, не оставившего наследника, под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав перебрался из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились (1036).

    Ярослав Мудрый Основал Юрьев (ныне Тарту) в 1030 году был отвоёван эстами, Ярославль в Поволжье, Юрьев Русский, Ярославль в Прикарпатье и Новгород-Северский.

    Титмар Мерзебургский считал уже в это время Киев чрезвычайно большим и крепким городом, в котором около 400 церквей и 8 рынков. Другой западный хронист того же века, Адам Бременский, называл Киев соперником Константинополя, «блестящим украшением».

    При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначилмитрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг нацерковнославянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост[72][73]. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава.

    Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Эта плата была малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель.

    М. Д. Присёлков трактовал один из переводов титула Ярослава как «император»[74]. Митрополит Иларион называл его «каганом»[75][76], а в фреске на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о смерти князя, Ярослав Владимирович назван кесарем.


    1. Время и причины политического дробления древнерусских земель.

    Распад Древнерусского государства — процесс политического дробления Древнерусского государства (Киевской Руси), которое к середине XII века разделилось на независимые княжества. Формально оно просуществовало вплоть до монголо-татарского нашествия (1237—1240) и Киев продолжал считаться главным городом Руси.

    Эпоху XII—XVI веков принято называть удельным периодом или (с подачи советской марксисткой историографии) — феодальной раздробленностью. Рубежом распада считается 1132 — год смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Его окончательное завершение приходится на 2-ю половину XIII века, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель и они утратили династическое единство[1].

    Итогом распада стало возникновение на месте Древнерусского государства новых политических образований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских, украинцев ибелорусов.

    Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения[2]. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. В современной историографии господствует мнение, что на первом этапе (в домонгольский период) раздробленность не означала прекращение существования государства.

    Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава[3].

    После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром иТмутаракань, Всеволоду — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь[4]. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название«лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.

    В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою»[5]. Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

    Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.

    Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132—1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская»[6].

    К середине XII века Древнерусское государство фактически разделилось на 13 (по др. оценкам от 15[2] до 18[7]) княжеств (по летописной терминологии «земель»)[8]. Княжества различались как по размеру территории и степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

    Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в «чужих» землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.

    В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившемся от него Муромском княжествеправил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество[9]. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество[10]. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежапрекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.

    Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века — XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.

    Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181—1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.

    Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславичбыл изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода (окончательно с1348 года).

    После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич Волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями[11], победителем из которой вышел сын Романа Даниил.

    В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли были несравнимо слабее и в той или иной форме зависели от них


    1. Раннефеодальные монархии на юге Руси (Киевское и Галицко-Волынское княжества­).

    2. Деспотические монархии на северо-востоке Руси. Города-республики на северо-западе Руси.

    3. Образование державы Чингисхана и завоевания монголо-татар.

    Монгольские племена в 12 в. занимались скотоводством и охотой на зверя; жили они тогда в кошемных кочевых кибитках. Кочевать заставляет их необходимость перемены пастбищ для их скота.

                Монголы живут родовым бытом. Делятся на рода, племена и улусы (народы). Монгольское общество 12в. делилось на 3 класса: степную аристократию, простолюдинов и рабов, которых, однако, не продавали. В то время монголы исповедовали шаманизм; в буддизм в толковании Зонкавы (ламаизм) они перешли окончательно во второй половине 16в. при Алтан-хане, начало же проникновения относится ко времени Кубилай-хана, внука Чингисхана.

                Громадное пространство, состоящее из Восточного Туркестана, большей частью Джунгарии и Семиреченской области, также из района озера Балхаш, составляло государство под названием Хара (Кара) Китай, населенное тюркскими племенами. Кары-Китайцы были вероятно, монгольского происхождения и переселились на запад в 1 половине 12 века.

                О них говорили: «Это раса, состоящая исключительно из воинов несравненных и никем непревзойденных». Еще за много веков до Чингисхана эта степная раса из Средней Азии, составлявшей ее колыбель, распространилась по широкой полосе материка, от Ляодунского залива до Дуная, по временам образуя обширные государственные образования, впоследствии распадавшиеся. Одним из таких образований на крайнем Востоке явилось в 1125г. могущественное государство Цзинь – Золотое царство, в состав которого входила современная Манчжурия и завоеванный северный Китая.

                Мы  впервые узнаем о монголах из истории Цзинь, но эти сведения о них, предшествующие появлению на сцене Чингисхана, имеют характер легенд, не поддающихся точной расшифровке. В биографии самого Чингисхана, как она изложена в различных сохранившихся первоисточниках, встречается довольно много противоречий, и полную историческую достоверность события его эпохи приобретают лишь со времени провозглашения его императором на Курултае 1206г. Основными племенными объединениями, на которые делились монголы, были татары, тайчжиуты, кереиты, найманы и меркиты.

    Создание первой государственной организации монголов связано с деятельностью Темучина, сына батыра Есугея, владельца крупного улуса, кочевавшего в долине Онона.

                Со смертью Есугея (1164г) созданный им улус распался. Различные родовые группы и нукеры, входившие в этот улус, покинули семью умершего повелителя. Темучину было в это время 9 лет. Имя Темучина начинает вновь упоминаться в источниках лишь в конце 90-х гг. 12в., когда ему удалось найти поддержку у повелителя кереитов Ван-хана, с помощью которого военные силы Темучина стали постепенно расти. К Темучину стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои богатства, стада. В поисках сторонников Темучин принимал на службу людей из разных родов и племен, щедро одаривая каждого за верную службу из богатой добычи.

                Так постепенно складывался улус Темучина, мощь которого возрастала; становилось ясно, что он претендует на власть всей Монголией. Это встретило решительное сопротивление других претендентов на роль всемонгольских повелителей. Первыми серьезными противниками Темучина оказались меркиты, действовавшие в союзе с тайчжиутами. Темучин с помощью Ван-хана и кереитов, а также батура Джамухи из рода джаджиратов разгромил меркитов. Эта победа, однако, рассорила Темучина с Джамухой.

                Первым крупным военным предприятием Темучина была война против татар, начатая совместно с Ван-ханом около 1200г. Татары в то время с трудом отюивали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Используя благоприятную обстановку, Темучин и Ван-хан нанесли татарам ряд сильных ударов и захватили богатую добычу. В 1202г. Темучин самостоятельно выступил против татар. Перед этим походом он сделал попытку реорганизовать и дисциплинировать войско. Согласно изданному приказу категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследования неприятеля: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя.

                Победы Темучина вызвали сплочение сил его противников. Сложилась целая коалиция, включавшая татар, тайчжиутов, меркитов, ойратов и другие племена, избравшая своим ханом Джамуху. Весной 1203г. произошло сражение, закончившееся полным разгромом сил Джаймухи. Эта победа еще больше усилила улус Темучина. Началось соперничество между ним и кереитским Ван-ханом, переросшее вскоре в открытую вражду. Война между бывшими союзниками стала неизбежной. Осенью 1203г. войска Ван-хана были разбиты. Его улус перестал существовать.

                После этой победы владения Темучина вплотную приблизились к границе найманов, повелитель которых был последним соперником, способным оспаривать у Темучина власть  во всей Монголии. Обе стороны начали усиленно готовиться к войне. В лагере найманов собрались значительные силы, но Темучин осуществил ряд мер, направленных к укреплению внутреннего порядка в его улусе и к увеличению численности и боеспособности войск.

    Вся деятельность Темучина отражала интересы нойонов. Стремясь обеспечить себе полную их поддержку, он учредил своеобразный двор с многочисленным штатом придворных чинов, назначавшихся из нойонов разных родов и племен. Так появились заведующие ханскими табунами, ханскими стадами, ханскими кибитками, кравчие, носители ханского стула и т. п. Темучин узаконил институт дарханов – лиц, за особые заслуги освобождавшихся от всех поборов и повинностей, а также от наказания за девять самых серьезных проступков.

    Темучин силой оружия боролся за внутреннее  укрепление  своего улуса, добиваясь прекращения самовольных откочевок лиц и групп, не желавших ему подчиняться. Эти меры были не случайными. Власть его еще далеко не была укреплена. источники сообщают, что, готовясь к походу, ему приходилось выделять специальные отряды и особо преданных ему военачальников в арьергарды, чтобы «быть безопасну сзади от племен монгольских, кереитских, найманских и других, которые большей частью были покорены, ...да не случится, что вторично некоторые племена из рассеянных опять стакнутся и замыслят сопротивление».

    Но особенно много внимания уделил Темучин своему войску. Он решительно отказался от организации войск по родовому и племенному принципу, разделив свои формирования на десятки, сотни, тысячи и тумены. Командирами назначались специально подобранные люди  из приближенных и нукеров. Эти воинские подразделения могли комплектоваться из самых различных родов и племен. Таким образом войско было оторвано от старой родо-племенной основы. Это дало новый толчок к перемешиванию родов и племен, к их слиянию в единую народность.

    Специально сформированный вооруженный отряд личных телохранителей, так называемый кэшик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался главным образом для борьбы против внутренних врагов хана. Кэшиктены подбирались из нойонской молодежи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Для начала в отряде числилось 150  кэшиктенов. Кроме того, создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей.

    Осенью 1204 г. войска Темучина нанесли жестокое поражение найманам и их союзникам к западу от Орхона. Улус найманов перестал существовать, а родовые и племенные группы, ранее подчинявшиеся им, выразили покорность Темучину. Некоторые найманы бежали на запад. Воины Темучина преследовали их, настигли и нанесли несколько поражений. Только немногим удалось переправиться через Иртыш и уйти в Семиречье. После этих побед власть Темучина распространилась на все монгольские родовые и племенные группы. В Монголии не было улусов, которые могли бы соперничать с его силами.

    В 1206 г. в местности Дэлюнь-булдак на правом берегу Онона, на курултае (съезде), куда прибыли все сородичи Темучина, а также его сподвижники и приближенные, он был провозглашен всемонгольским повелителем под именем Чингисхана. Так завершился процесс образования монгольского государства во главе с единым государем.

    После того как Темучин стал всемонгольским повелителем, его политика еще ярче стала отражать интересы нойонства. Хищным и алчным нойонам нужны были такие внутренние и внешние мероприятия, которые способствовали бы закреплению их господства и увеличению их доходов. Новые завоевательные войны, ограбление богатых стран должны были обеспечить расширение сферы феодальной эксплуатации и укрепление классовых позиций нойонов.

    Административная система, созданная при Чингисхане, была приспособлена к осуществлению этих целей. Низшей административной единицей была признана группа аилов, могущая выставить десять воинов. Далее шли группы аилов, выставлявшие по 100 воинов, по 1000 воинов и, наконец, по 10 тыс. воинов. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность увеличить свои вооруженные силы примерно до 95 тыс. воинов.

    Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. По своему характеру это было таким же феодальным пожалованием, какие еще до образования государства стали обычными во взаимоотношениях между нойонами и нукерами. Но теперь это превратилось в государственную систему. Великий хан, считая себя собственником всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием,  что те будут за это исправно выполнять определенные повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своем уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своем хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. Так при Чингисхане были заложены основы военно-ленной системы в Монголии.

    Чингисхан разделил страну между членами своего рода. Он выделил в удел своей матери и младшему брату в совместное владение 10 тыс. аилов, другому брату – 4 тыс., третьему – 1,5 тыс. аилов; сыновьям своим он дал, Джучи – 9 тыс. аилов, Джагатаю –,8 тыс., Угэдэю и Толую – по 5 тыс. аилов. Подобные же уделы хан выделил всем своим ближайшим сподвижникам.

    При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов, запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал уже формальное прикрепление аратов к земле нойонов – за откочевку из владений  арату  грозила смертная казнь.

    Став великим ханом, Темучин превратил маленький гвардейский отряд (кэшик) в десятитысячный гвардейский корпус, сохранив при этом в неприкосновенности все его привилегии и аристократический принцип .комплектования. Этот корпус всегда находился при особе великого хана, признавал и выполнял лишь те приказы, которые исходили лично от него: хан был непосредственным командующим кэшика.

    Чингисхан разделил страну на два ««крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого – Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников – сотников, тысяцких и темников – он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.

    Осенью 1236 г. войска Батыя разорили Волжскую Булгарию, а в течение 1237 г. нанесли несколько поражений половцам. Русские князья, зная о военных действиях, идущих около границ их земель, вели между собой переговоры о совместных действиях. Однако к какому-либо решению они не пришли, а с окончанием осени совсем успокоились.

    В декабре 1237 г., неожиданно для русских, войска хана Батыя (фактическим руководителем военных сил монголов являлся Субедей) вступили в пределы Рязанского княжества.

    Рязань героически оборонялась, но, не получив помощи от других княжеств, через пять дней пала. По замерзшей Оке (русла рек и служили кочевникам дорогами в зимнее время) воины Батыя вышли к Коломне, где встретились с остатками рязанской рати и дружиной владимирского князя во главе с его сыном, шедшим на помощь Рязани. Битва была ожесточенной, чему свидетельство гибель одного из чингизидов – хана Кулькана, но все же русское войско, значительно уступавшее по численности монгольскому, потерпело поражение.

    После этого была взята и сожжена Москва, а в начале февраля 1238 г., по Клязьме, войска Батыя подошли к Владимиру. 7 февраля столица Северо-Восточной Руси пала, а 4 марта на р. Сити, где Юрий Всеволодович попытался собрать все силы своей земли, в ожесточенном сражении было разгромлено войско владимирского князя, а сам он погиб в злой сече.

    Многие города и селения Владимиро-Суздальской княжества оказались разорены или сожжены завоевателями.

    Затем, захватив после двухнедельной осады небольшой пограничный Торжок, монголы двинулись на Новгород, но, не дойдя 100 верст, повернули на юг. Видимо, понеся большие потери и учитывая наступление весенней распутицы, монголы решили не рисковать, что и спасло самый богатый город Руси от разорения.

    Отдохнув и набрав силы, весной 1239 г. монголы обрушились на Южную, а затем и Юго-Западную Русь. Пал до этого неприступный форпост южных рубежей Руси Переяславль, был захвачен Чернигов, а в декабре 1240 г. после ожесточенной осады Батыю удалось взять Киев. После этого монголы покорили Галицко-Волынскую Русь.

    После нашествия Русь на 240 лет попала в зависимость от монгольского государства, получившего в дальнейшем название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей был основанный Батыем в низовьях Волги город Сарай. Монголы были обессилены, а кроме того, русские земли, покрытые лесом, казались кочевникам дикими и непригодными для скотоводства. Поэтому Русь сохранила свои внутренние порядки.

    После нашествия Русь попала в зависимость от монгольского государства, получившего в дальнейшем название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей был основанный Батыем в низовьях Волги город Сарай. Монголы были обессилены, а кроме того, русские земли, покрытые лесом, казались кочевникам дикими и непригодными для скотоводства. Поэтому Русь сохранила свои внутренние порядки.

    Ее экономическая зависимость ограничивалась выплатой дани (т. н. ордынского выхода, который до начала Х1У в. собирали специальные уполномоченные хана – баскаки), чрезвычайных поборов, а также назначением великого князя владимирского ханом, который становился для русских князей верховным сюзереном – царем по терминологии того времени. От налогов освобождалось только духовенство, а также ученые, врачи и нищие. Монголы провели перепись русского населения число, чтобы иметь возможность учитывать подворную дань.

    Кроме того русские воины по приказу верховного правителя вынуждены были участвовать в военных действиях на стороне монголов, зачастую далеко за пределами Руси. Лишь Александру Невскому удалось добиться от хана уступки, освобождающей от этой повинности кровью.

    Русь, сохраняя свою государственность, стала частью Золотой орды сначала западного улуса монгольской империи, а к 80-им гг. XIII в. самостоятельного государства. Вассальная зависимость русских князей от ордынского хана проявлялась в получении старшего русского князя ярлыка на Великое княжение Владимирское.

    Первым князем, получившим в Орде ярлык на великое княжение стал брат погибшего Юрия – Ярослав Всеволодович, вскоре отравленный в Каракоруме из-за политических интриг.

    К середине Х111 в. среди русских князей сложились две группировки. Одна во главе с Андреем Ярославичем (великий князь владимирский с 1249 по 1252 гг.) и Даниилом Романовичем Галицким, поддерживаемая князьями западных наименее пострадавших от нашествия земель, выступила против признания зависимости от Орды. Другая, куда входили в основном князья северо-восточной Руси, склонялась к соглашению. Эту позицию поддерживала и церковь, получившая от завоевателей ряд привилегий и подозрительно относящаяся к расчетам представителей антимонгольской группировки на соглашение с западными странами и папской курией. Политику компромисса с Ордой стал активно проводить в жизнь Александр Невский. Считая гибельным открытое противостояние монголам, он надеялся использовать их мощь для борьбы с западной католической опасностью, которая в сознании людей той эпохи воспринималась как более серьезная угроза православной вере, а следовательно, и существованию самой Руси. К тому же и Запад подталкивал Русь к борьбе, способной полностью истощить ее силы, из-за опасений новых походов монголов, не собираясь при этом оказывать ей реальную военную помощь.

    С помощью татар Александр сверг своего брата Андрея и получил ярлык на великое княжение (1252-1263).

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта