Главная страница
Навигация по странице:

  • Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады.

  • Внешняя политика Ивана IV Грозного.

  • Введение опричнины и её основные события. Краткая характеристика ведущих концепций опричнины в трудах историков XIX – XX вв.

  • Протославяне древнейшие предки славян


    Скачать 360.94 Kb.
    НазваниеПротославяне древнейшие предки славян
    Дата13.04.2023
    Размер360.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Rossii.docx
    ТипДокументы
    #1060307
    страница5 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Московское государство при Иване III и Василии III. Эволюция государственного строя Русского государства.

    Иван III (1462-1505гг.)

    Слепой отец Василий II рано сделал своего сына Ивана III соправителем государства. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. Иван III первым принял титул «Государя всея Руси». При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. При нем был возведен, сохранившейся до наших дней, красный кирпичный Московский Кремль.При нем было окончательно свергнуто ненавистное золотоордынское иго. При нем в 1497г. был создан первый Судебник стали формироватьсяобщегосударственные органы управления страной. При нем в только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. При нем в отношении нашего государства стали использовать термин Россия.

    Объединение земель Северо-восточной Руси.

    Ивану III, опираясь на мощь Москвы, удалось практически бескровно завершить объединение северо-восточной Руси. В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество, чьи князья стали служебными князьями Ивана III. В 1472 г. началось присоединение Перми Великой. Еще Василий II Темный купил половину Ростовского княжества, а в1474 г. Иван III приобрел оставшуюся часть. Наконец, Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после того как ее бояре принесли присягу Ивану III. В1489 г. в состав государства вошла Вятская земля, важная в промысловом отношении. В Новгороде в 1410 г. произошла реформа посаднического управления: усилилась олигархическая власть боярства. Василий Темный в 1456 г. установил, что князь является высшей судебной инстанцией в Новгороде (Яжелбицкий мир). Опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве, часть новгородского боярства во главе с посадницей Марфой Борецкой заключила соглашение о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Узнав о сговоре бояр с Литвой, Иван III принял решительные меры к подчинению Новгорода. Окончательно Новгород был присоединен к Москве через семь лет, в 1478 г.Из города в Москву был увезен вечевой колокол. Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока расширило многонациональный состав Российского государства.

    После объединения двух крупнейших русских центров- Москвы и Новгорода следующим шагом Ивана 3 было свержение монголо-татарского ига:

    - в 1478г. Иван3 отказался платить дань Орде

    - хан Ахмат вместе с золотоордынской армией выступил на русские земли

    - в октябре- ноябре 1480г. русская и золотоордынская армии стали лагерями на реке Угре, что получило название «стояние на реке Угре».

    - постояв на Угре месяц, 11 ноября 1480г. хан Ахмат собрал свое войско и ушел в Орду

    Данное событие считается моментом окончания монголо-татарского ига. длившегося 240 лет. Однако стояние на реке Угре является символом свержения ига, но не его причиной.

    Главная причина достаточно легкого свержения ига- фактическая гибель Золотой Орды в 1480-1481г.

    Геополитическую ситуацию в мире изменили пришедшие из Азии турки:

    - в 1453г. турки сокрушили 1000-летнюю Византию и взяли Константинополь

    - в 1480г. турки и крымские татары открыли для Руси «второй фронт», начав вторжение в Золотую Орду

    - хан Ахмат был вынужден срочно уходить с Угры, чтобы вести борьбу с вторгшимися с юга завоевателями

    - в 1481г. армия Ахмата была разгромлена, Ахмат- последний хан Орды убит, а Золотая Орда прекратила свое существование и распалась на мелкие ханства- Астраханское, Казанское. Ногайское и др.

    Московское государство набирало силу и международный авторитет. Иван3 женился на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии. Поэтому молодое Московское государство было объявлено политическим и духовным правопреемником Византии. Это нашло свое выражение как в лозунге: «Москва- третий Рим», так и в заимствовании византийской символики и символов власти:

    - Герб Византии -двуглавый орел был взят в качестве герба вновь образованного Русского (Московского) государства

    - постепенно у Византии было заимствовано новое название страны – Россия.

    - русские византийские символы власти как скипетр и шапка Мономаха.

    В честь свержения монголо-татарского ига при Иване3 началось строительство нового символа власти- Московского Кремля. За основу был взят проект итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти, по которому, вместо белокаменного, была построена основная часть современного московского Кремля из красного кирпича.

    Также при Иване 3 в 1497г. был принят Судебник- первый свод законов независимого русского государства. Данный Судебник узаконил:

    - единую систему государственных органов

    - единую систему государственного устройства

    - ограничение права крестьян менять помещиков («Юрьев день»).

    Судебник Ивана III 1497 г. :

    В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства - Судебник Ивана III. Судебник включил 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Ст. 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26.11). За уход крестьянин должен был платить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохранили право перехода от одного землевладельца к другому.

    Система управления:

    - князья в присоединенных землях становились боярами московского государя («обояривание князей»)

    - эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы

    - наместники назывались также «боярами- кормленщиками», так как за управление уездами получали корм- часть налога, величина которого определялась прежней платой за службу в войсках

    Местничество—это право занятия той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг.

    Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Начал складываться аппарат управления.

    Боярская дума---состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничьих (бояре и окольничьи- два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины 15 века в думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская Дума имела совещательные функции о «делах земли»

    Будущая приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казнаведала финансами, государственной печатью, архивом.

    2. Василий III (1505-1533гг.) присоединил к Москве:

    - Псков 1510г

    - великое княжество Рязанское 1517г

    - княжества Стародубское и Новгород – Северское 1517-1523гг

    - Смоленск 1514г

    Василий 3 фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство.


    1. Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады.

    После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически гос-вом управляла его мать, Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. Пост. велась борьба за власть м/у боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук моск. митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и др. знаки царской власти. Отныне великий князь Моск. стал наз. царем.

    Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового гос. органа - Земского собора. Земские соборы собир. нерегулярно и занимались решением важнейших гос. дел, прежде всего вопросами внешней пол-ки и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Сост. более 50-ти Земских соборов; последние Земские собирались в России в 80-е годы XVII века. В их состав вход. Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства; также присутств. представители дворянства и верхушки пасада. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял реш. сост. новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и составил программу реформ середины XVI в.

    Избранная Рада (1549 г.) Отражением этих настроений стало образо­вание

    при дворе Ивана IV в 1549 г. нового пра­вительства, получившего

    название Избранная Рада. В него входили: князья Д. Курлятев, А.

    Курбский, М. Воротынский, Н. Одоевский, А. Серебряный, А. Горбатый-Шуйский,

    бояре Шереметевы. Важную роль играл митрополит Макарий и дьяк

    Посольского приказа И. Висковатый. Лидерами Рады стали священник

    Благовещенского собора Кремля Сильвестр и спальник царя Алексей

    Адашев. Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением,

    но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению

    основательных структурных реформ, направленных на образование

    сословно-представительной монархии.

    Реформы середины XVI века.

    Земский собор (1549 г.)

    Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного

    органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства,

    купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней

    политики, финансов, выслушива­лись жалобы. Собор принял решение о созда­нии

    на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу

    реформ.

    Реформа центральных органов государственного управления

    В результате этой реформы была создам новая система центральных органов

    управле­ния - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине

    XVI в. в России дей­ствовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил

    Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль;

    И. Висковатый - Посольский приказ, регули­ровавший отношения с зарубежными

    страна­ми; Большой приказ ведал финансами; Поместный -

    распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию

    дворян­ского ополчения; Разбойный - за охрану пра­вопорядка. Каждый

    приказ возглавлял знатный боя­рин, которому подчинялись дьяки и подьячие.

    Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением

    специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.

    Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г.,

    который подтвер­дил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в

    Юрьев день и увеличил пла­ту за «пожилое».

    Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к

    централизации страны привела к видоизменениям в системе налогооб­ложения, что

    также было закреплено юриди­чески в Судебнике 1550 г. Была установлена единая

    для всего государства единица взима­ния налогов - большая соха.

    В зависимости от плодородия почвы, социального положения со­ха могла составлять

    от 400 до 600 га земли.

    Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система

    кормле­ний. Служилые люди стали получать вознаг­раждение в виде помочи,

    которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и

    судебные функции возлагались на губных старост, изби­равшихся из

    местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые

    избира­лись черно-тягловыми крестьянами и горожа­нами. Губным и земским

    старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки

    (сек­ретари). Эта реформа обеспечила приток дополни­тельных средств в казну,

    укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.

    Военная реформа. В 1550 г. из пищальников в Москве было со­здано

    постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и

    холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану ца­ря обеспечивал специальный

    отряд в 3000 че­ловек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла

    25 тыс. человек. Войско дели­лось на московские и городовые приказы. Стрельцы

    были обязаны участвовать в бое­вых действиях, в мирное время заниматься

    во­енной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось

    заниматься ремеслом и торговлей. Постоянное стрелецкое войско стало мощ­ной

    боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе»

    - первый военный устав, по которо­му устанавливались две формы прохождения

    военной службы: по отечеству, то есть по про­исхождению; по

    прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571

    г. был составлен первый Устав по органи­зации сторожевой и станичной

    службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек.

    Проведенные реформы укре­пили вооруженные силы страны.

    Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что

    его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были

    приняты важные реше­ния, отразившие изменения в общественно-по­литической

    ситуации в Русском государстве:

    • одобрены реформы Избранной Рады;

    •проведена унификация святых, религиоз­ных обрядов, канонов;

    • приняты меры по ограничению монастыр­ского землевладения и установлен

    царский контроль над монастырскими владениями.

    Итоги реформ:

    Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:

    •Усилилась централизация государства и личная власть царя;

    • Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;

    • Выросла военная мощь страны;

    • Произошло дальнейшее закрепощение рус­ского крестьянства;


    1. Внешняя политика Ивана IV Грозного.

    Укрепление Российского государства в результате реформ, проведенных в 50-е гг., позволило приступить к решению неотложных внешнеполитических проблем. Основными задачами в это время были: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана. 
    Восточное направление внешней политики: присоединение Казанского, Астраханского и Ногайского ханств. С 1545 г. по 1552 г. состоялись несколько походов на Казань и Астрахань, в результате которых к Русскому государству были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Причинами борьбы с этими ханствами были: 1) коалиция Казанского, Астраханского, Крымского и Ногайского ханств, находившихся под влиянием Османской (Турецкой) империи; 2) развитие экономики страны остро ставило вопрос о включении в состав Российского государства всего волжского торгового пути плодородных земель Поволжья. В 1552 г. русскими войсками была взята Казань, а в 1556 г. к России было присоединено Астраханское ханство. На верность Ивану Грозному присягнула Ногайская Орда. 
    Западное направление. В 1558 году Иван начал войну за выход к Балтийскому морю (Ливонская война), закончившуюся в 1583 году потерей части русских земель. При нем к России Ермаком была присоединена Сибирь. Таким образом, территория страны существенно расширилась на восток. (См. историческую карту «Российское государство во второй половине 16 века»). 

    1. Введение опричнины и её основные события. Краткая характеристика ведущих концепций опричнины в трудах историков XIXXX вв.

    Иван IV, борясь с мятежами и изменами феод. знати, видел в них глав. причину неудач своей политики. Он твердо стоял на необх-ти сильной самодержавной власти, осн. препятствием к установлению кот. б. боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, напр. духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин “опричнина” происходит от слова “опричь” – кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращ. к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом реш. и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

    Так, используя веру народа в царя, Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои усл.: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину вх. наиболее важные земли Центра, Юго-Запада и Часть Севера (поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом и экон. положении районы). Здесь поселились дворяне, вход. в опричное войско. Содержать войско должно было население земщины. В опричнине царем оставался Грозный, в земщине правила Боярская дума. И в опричнине, и в земщине сущ. свои приказы, казна, армия, но земщина должна была платить опричнине большой налог. В опричнине бояр начинают сгонять со своих земель, делить их земли, отправляя бояр за Казань. Происх. размельчание боярских земель (подрыв с/х). Гвардия опричников состояла из дворян. Они были одеты в рясы, под кот. скрывалась богатая одежда и острые ножи. Когда они соверш. набеги, к их седлам привязывали собачьи головы и метлы. Опричники много молились и убивали людей.

    Опричнина – форсированная централизация без достаточных для этого экон. и соц. предпосылок. В этих усл. власть пыталась компенсировать свою слабость террором. Опричнина способствовала усилению самодержавного правления, подрыву роли боярской аристократии, ухудшению пол-я крестьянства, к его большему закрепощению, окончанию боярского сепаратизма, она вызвала структурный кризис в стране (затрагивались все области).В 1572 году опричнина была преобразована в “Государев двор”.

    По мнению большинства дореволюционных историков, опричнина была проявлением болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей[25] [46]. В историографии XIX века, этой точки зрения придерживались Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский, отрицавшие в опричнине всякий политический и вообще рациональный смысл.

    В противоположность им С. М. Соловьёв старался рационально осмыслить учреждение опричнины, объясняя его в рамках теории борьбы государственного и родового начал, и видя опричнину направленной против второго, представителями которого считает боярство. По его мнению: «Опричнина была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними». Мнение С. М. Соловьёва разделяет К. Н. Бестужев-Рюмин.

    Сходно глядел на опричнину и В. О. Ключевский, считавший её результатом борьбы царя с боярством — борьбы, которая «имела не политическое, а династическое происхождение»; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину.

    Е. А. Белов, являясь в своей монографии «Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.» апологетом Грозного, находит в опричнине глубокий государственный смысл. В частности, опричнина способствовала уничтожению привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства.

    Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплёку опричнины, ставшие магистральными в XX веке. По мнению К. Д. Кавелина: «Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства.»

    По мнению С. Ф. Платонова[47],опричнина нанесла ощутимый удар по оппозиционной аристократии, и тем самым укрепив русскую государственность в целом. Похожего мнения придерживается Н. А. Рожков,[48] называя опричнину выражением победы «самодержавной власти царя над олигархическими тенденциями боярства». В завещании царь написал: «А что если учинил опришнину, и то на воле детей моих, Ивана и Фёдора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинил готов».

    С конца 1930-х годов в советской историографии возобладала точка зрения о прогрессивном характере опричнины, которая, согласно этой концепции, была направлена против остатков раздробленности и влияния боярства, рассматривавшегося как реакционная сила, и отражала интересы служилого дворянства, поддерживавшего централизацию, что, в конечном счёте, отождествлялось с общенациональными интересами. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны — в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции. Концепция эта восходила к дореволюционным историкам и прежде всего к С. Ф. Платонову, и вместе с тем насаждалась административным путём.

    Р. Ю. Виппер считал, что «учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой», и видел в нём опыт создания дисциплинированной, боеспособной и преданной царю армии[51]

    В 1946 году вышло Постановление ЦК ВКП(б), в котором говорилось о «прогрессивном войске опричников». Прогрессивное значение в тогдашней историографии Опричного войска состояло в том, что его образование было необходимым этапом в борьбе за укрепление централизованного государства и представляло собой борьбу центральной власти, опиравшейся на служилое дворянство, против феодальной аристократии и удельных пережитков,[52] сделать невозможным даже частичный возврат к ней — и тем самым обеспечить военную оборону страны.[53] .

    И. И. Полосин предполагает:[54] «Может быть, метла и пёсья голова опричников Грозного были обращены не только против боярской измены внутри страны, но и против… католической агрессии и католической опасности». По мнению историка Фроянова:[55] «Исторические корни Опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основыправославной веры, апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И Опричнина стала совеобразной формы его защиты».

    Положительного мнения об опричнине придерживается И. Я. Фроянов: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах… с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновлённая Опричниной…».

    По мнению В. Б. Кобрина, опричнина объективно укрепила централизацию (что «Избранная рада пыталась сделать методом постепенных структурных реформ»), покончила с остатками удельной системы и независимостью церкви. При этом опричные грабежи, убийства, вымогательства и прочие бесчинства привели к полному разорению Руси, зафиксированному в переписных книгах и сравнимому с последствиями вражеского нашествия. Главный результат опричнины, по Кобрину, это утверждение самодержавия в крайне деспотических формах, а опосредованно также утверждение крепостничества. Наконец, опричнина и террор, по Кобрину, подточили нравственные устои русского общества, уничтожили чувство собственного достоинства, самостоятельности, ответственности.

    С начала «Перестройки» второй половины 80-х годов начинается переоценка исторических событий, в том числе и опричнины. В основном не научные исследования, а больше популистские рассуждения[63].

    Наиболее заметным событием в оценке опричнины стало художественное произведение Владимира Сорокина «День опричника». Его издало в 2006 году издательство «Захаров». Это фантастическая антиутопия в форме романа одного дня. Здесь причудливо переплетены быт, нравы и технологии абстрактной «параллельной» России в XXI и XVI веках. Так, герои романа живут по Домострою, имеют слуг и лакеев, все чины, титулы и ремёсла соответствуют эпохе Ивана Грозного, однако они ездят на автомобилях, стреляют из лучевого оружия и связываются по голографическим видеофонам. Главный герой, Андрей Комяга, является высокопоставленным опричником, одним из приближённых «Бати» − главного опричника. Выше всех стоит Государь-самодержец.

    Сорокин изображает «опричников будущего» как беспринципных мародёров и убийц. Единственные правила в их «братстве» — верность государю и друг другу. Они употребляют наркотики, занимаются мужеложством из соображений сплочения коллектива, берут взятки, не гнушаются нечестных правил игры и нарушений законов. И, конечно же, убивают и грабят тех, кто впал в немилость к государю. Сам Сорокин оценивает опричнину как максимально негативное явление, которое не оправдывается никакими позитивными целями:

    Опричнина больше ФСБ и КГБ. Это старое, мощное, очень русское явление. С XVI века оно, несмотря на то что официально было при Иване Грозном всего в течение десяти лет, сильно повлияло на русское сознание и историю. Все наши карательные органы, да и во многом весь наш институт власти — результат влияния опричнины. Иван Грозный разделил общество на народ и опричных, сделал государство в государстве. Это показало гражданам государства Российского, что они обладают не всеми правами, а все права у опричных. Чтобы быть в безопасности, надо стать опричным, отделиться от народа. Чем у нас на протяжении этих четырёх веков чиновники и занимаются. Мне кажется, что опричнину, её пагубность, по-настоящему ещё не рассмотрели, не оценили. А зря.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта