Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественно-политическая мысль в России первой половины XIX в. Взгляды П.Я. Чаадаева, западники и славянофилы.

  • Протославяне древнейшие предки славян


    Скачать 360.94 Kb.
    НазваниеПротославяне древнейшие предки славян
    Дата13.04.2023
    Размер360.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Rossii.docx
    ТипДокументы
    #1060307
    страница9 из 17
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

    Движение декабристов.

    Предпосылки

    1.1. Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости, которая все более унижала патриотические чувства духовной элиты.

    1.2. Война 1812 г. продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа. В ходе походов русские дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе.

    Таким образом, с одной стороны, желание помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию, а с другой, предотвратить возможность повторения пугачевщины, угрожающей островкам европейской цивилизации в России, толкали часть дворян к активным действиям. Неслучайно декабристы называли себя детьми 1812-го года.

    Политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, перемежающийся попытками возвратиться к политике реформ.

    Реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений.

    Влияние идей европейского Просвещения (теории естественных прав человека, парламентаризма, демократии, социальной справедливости, разделения властей) и особенно его революционного направления.

    Влияние опыта американской и Великой французской революций, революционного

    2. ОСОБЕННОСТИ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

    Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия – дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы.

    Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в его духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.

    2.3. Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции.

    2.4. Декабристы не опирались на какой либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа.

    2.5. Это было первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества.

    3. ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

    3.1. Артель офицеров Семеновского полка (1815 г.), созданная Н. М. Муравьевым, была малочисленной организацией (15-20 чел) с аморфными и неясными целями. По указанию Александра I она была распущена, но ее члены продолжали собираться и после роспуска, благодаря чему артель стала колыбелью декабристского движения.

    «Союз спасения» (1816-1818 гг.). Первая тайная офицерская организация во главе с полковником Генерального штаба А. Н. Муравьевым. У ее истоков стояли также князь С. П. Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин – все участники Отечественной войны. После прихода в организацию П. И. Пестеля в 1817 г. организация была переименована в «Союз истинных и верных сынов Отечества», что подчеркивало ее патриотическую направленность. В обществе состояло всего лишь около 30 человек.

    Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия. Обсуждалась идея цареубийства во время посещения царем Москвы в сентябре 1817 г., но план был отклонен по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр дал указание разработать проекты конституции и освобождения крестьян.

    «Союз благоденствия» (1818-1821 гг.)

    Структура и деятельность. Общество было организовано теми же лицами, что и Союз спасения. Они образовали Коренную управу, которой подчинялись местные управы в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе. Эта организация была более многочисленной (около 200 человек) и открытой. Так Союз, оставаясь нелегальной организацией, помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, осуществлял и легальную деятельность. Под его влиянием находились легальные литературные общества: «Зеленая лампа», «Измайловское общество», а также Общество для распространения ланкастерских училищ» (для взаимного обучения).

    Цели и средства их достижения. В уставе (Зеленой книге) говорилось, что Союз распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения будет споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия. Однако наряду с мирными задачами в тайной, второй части устава, известной лишь ядру общества, ставились более радикальные цели – введение конституции и ликвидация крепостничества. Вместо самодержавия предполагалось утверждение конституционной монархии, а в 1820 г. выносится предложение об установлении республики. Методами же достижения поставленной цели провозглашались пропаганда, просвещение, формирование общественного мнения в духе просветительских идей, что, как рассчитывали руководители общества, и позволит лет через 10-20 провести мирную революцию.

    Реорганизация общества, проведенная в 1821 г., привела к отстранению крайних сил и победе умеренных (И. Якушкин, П. Граббе, М. и И. Фонвизины). Между тем становилось очевидным, что правительство отказалось от проведения ожидаемых обществом реформ, а это требовало изменений в тактике, программе и организации оппозиционных сил. К тому же власти, как стало известно членам Союза, располагали информацией о его деятельности. В итоге в конце 1821 г. на тайном съезде было принято решение о самороспуске, позволившее всем умеренным и колеблющимся отойти от политической борьбы, а сторонникам активных действий перегруппировать свои силы.

    «Южное общество» (1821-1825 гг.) во главе с П. И. Пестелем, С. Г. Волконским, С. И. Муравьевым-Апостолом, А. П. Юшневским действовало на Украине. Общество в своей структуре имело три управы (Тульчинская, Каменская, Васильковская).

    Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем и включавшая следующие положения:

    – уничтожение самодержавия и установление республики;

    – ликвидация сословий, равноправие всех граждан, введение суда присяжных для всех граждан;

    – введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий;

    – Россия остается единым унитарным государством (а не федерацией). Только Польша получает право на автономию;

    – вводится разделение властей на законодательную власть – Народное вече (парламент), исполнительную – Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) – Верховный Собор;

    – уничтожается крепостное право;

    – земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли, определенного размера;

    – введение в действие Русской правды должно произойти декретом Временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью.

    «Северное общество» (1822-1825 гг.) во главе с Н. М. Муравьевым, С. П. Трубецким, а с 1823 г. – К. Ф. Рылеевым действовало в Петербурге и Москве. Программным документом стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая:

    – введение конституционной монархии;

    – разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную во главе с императором, который выполнял также функции главнокомандующего, судебную;

    – федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей. Столица переносится в Нижний Новгород, который переименовывается в Славянск;

    – ликвидацию крепостного права;

    – обеспечение законом прав и свобод граждан;

    – сохранение собственности помещиков на землю в определенных размерах;

    – наделение крестьян приусадебным участком, а также пахотной землей в 2 десятины, остальная земля должна арендоваться у помещика;

    – рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.

    ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

    Планы заговорщиков. Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом иОбществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели. Выступление намечалось на лето 1826 г.

    Династический кризис. 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного Константину, т. к. у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату – Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии.

    Восстание 14 декабря в Петербурге.

    Планы Северного общества. Появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него. Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным.

    Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат добром или под угрозой оружия издать Манифест к русскому народу, который объявлял об уничтожении самодержавия, ликвидации крепостного права, учреждении Временного правительства, введении свобод и пр. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, планировалось захватить и Петропавловскую крепость.

    Ход восстания. С раннего утра 14 декабря офицеры-члены Северного общества вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина и его жену Конституцию. Им удалось вывести часть Московского, Гренадерский полки и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь (всего около 3,5 тыс. чел.). Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обреченности военного выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий.

    Николай окружил площадь верными ему войсками (12 тыс. чел., 4 орудия). Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховским. После этого в дело была введена артиллерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты.

    Восстание на Украине. На Юге о событиях в столице узнали с опозданием. 29 декабря восстал Черниговский полк во главе с С. И. Муравьевым-Апостолом, но поднять всю армию не удалось. 3 января полк был разгромлен правительственными войсками.

    ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ

    Узкая социальная база, ориентация на военную революцию и заговор.

    Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.

    Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших, скованных понятиями дворянской чести

    Неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества.

    Культурная и отсталость крестьянства и рядового состава армии.

    1. Общественно-политическая мысль в России первой половины XIX в. Взгляды П.Я. Чаадаева, западники и славянофилы.

    В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Сарматин, К.А.Аксаков и многие другие. Представителями славянофилов были П.В.Анненков, В.П.Боткин, А.И.Гончаров, И.С.Тургенев, П.А.Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.Герцен и В.Г.Белинский.

       И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

       Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники – Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право – лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и «образованное меньшинство» страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, у самодержавно-бюрократического строя.

       Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

        Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории,  русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

       Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы – общинники, у нас своя жизнь, вы – власть, у вас своя жизнь. К.Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

       Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. На престол вступил Александр II, К.Аксаков представил ему «Записку о внутреннем состоянии России», в которой упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации. Крайние меры, указывал он, могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление  к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва земских соборов. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

       Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю.

       В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

       При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение  для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

       Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая  является  частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.
    1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


    написать администратору сайта