Главная страница
Навигация по странице:

  • КРИЗИСНЫЙ КУЛЬТ

  • МИЛЛЕНАРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

  • задание на 01.03.2023. Психокульт организация, практикующая психологический тренинг или психотерапию (психотехники), деятельность которой принимает формы влияния на участников, характерные для сектантства


    Скачать 26.2 Kb.
    НазваниеПсихокульт организация, практикующая психологический тренинг или психотерапию (психотехники), деятельность которой принимает формы влияния на участников, характерные для сектантства
    Дата01.03.2023
    Размер26.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазадание на 01.03.2023.docx
    ТипДокументы
    #963421

    ПСИХОКУЛЬТ

    Психокульт — организация, практикующая психологический тренинг или психотерапию (психотехники), деятельность которой принимает формы влияния на участников, характерные для сектантства. Понятие «психокульт» имеет негативный характер и используется, как правило, с целью критики, борьбы или для дискредитации, также в контексте с антикультовым движением.

    Понятие было введено на несколько лет раньше (1978), с выходом книги американского социолога Бейнбриджа «Власть сатаны: необычный психотерапевтический культ», в которой он описывал свой опыт включённого наблюдения в отколовшейся от «Церкви саентологии» «Церкви процесса последнего суда».

    Врачи-культисты используют различные комбинации принудительных, косвенных и обманных психологических техник, чтобы контролировать своих клиентов. Таким образом, эти врачи нарушили этические запреты против формирования зависимых и двойных отношений с клиентами, неправильного использования терапевтических методов и терапевтических отношений, приводящих к выгоде врача. Терапевтические культы могут быть результатом искажений или коррупций долгосрочной индивидуальной терапии, групповой психотерапии, массово-групповых тренингов осознания, групп личностного развития, или любое другое множество групп во главе с неспециалистами.

    Среди российских авторов психокульты описывал специалист по психологии влияния Евгений Волков: «Организаторы этих тренингов используют те же методы скрытого психологического насилия, какие используют сектанты».

    Психолог М. Вершинин в интервью «Первому каналу» определял психокульты так: «Виды сект, которые не используют религиозной риторики, но применяют техники, которые позволяют в течение трёх занятий сделать из вас полностью контролируемого человека, без наркотиков, без гипноза…»

    Александр Дворкин давал определение: «Психокульт — это разновидность тоталитарных сект». «Секты, организованные в виде психологических курсов или семинаров».

    Как решаются вопросы психотерапевтической этики. В частности, рассматривались вопросы информированного согласия, двойственных отношений (ситуаций, когда терапевт имеет какие-либо ещё отношения с клиентом помимо терапевтических), автономии и независимости, компетентности терапевта и ограничений, финансовых практик, а также вопросов разрыва отношений и завершения работы. Противоречия с принятыми в профессиональной среде этическими нормами в тех сведениях, что сообщали наблюдатели, как правило выходили далеко за рамки спорных областей в этике. Авторы сочли, что в этих группах формируется структура практик и убеждений, полностью противоположных заложенным в основу традиционной психотерапевтической этики положений о защите автономии и частной жизни.
    Психокульты в России

    Дианетика, ЛайфСпринг, Академия Тренингов Ляховицкого, Институт саморазвития человека Норбекова, «Дети Солнца» Глеба Александрова, Центр «Вдохновение», Московский тренинговый центр "АватарГрупп", ТК Авита, Роза Мира, Мастер Кит, РТЦ ФОКС.
    КРИЗИСНЫЙ КУЛЬТ

    Кризисные культы - представляют собой идеологическую попытку объяснить проблемы внутри своего общества как следствие «злокозненности» неких демонизированных, деперсонализированных внешних акторов (против которых легко направить недовольство масс), устранение которых приведет к преодолению кризиса. Процесс «устранения» первоначально не предполагал физической расправы, по крайней мере, со стороны адептов культа. Если массовое применение насилия и рассматривалось как неизбежный способ выхода из кризиса, то в ранних вариантах кризисных культов (XIX - первая половина XX века) его осуществление возлагалось на «мессию», а направлено оно было исключительно против чужаков. Ситуация принципиально изменилась только в конце ХХ века.

    Термин «кризисный культ» ввел в начале 70-х годов У. Ла-Барр - известный американский этнограф, долго работавший, в частности, среди индейцев Боливии. Он предложил обозначить так самые разные мессианистские и милленаристские (т. е. стремящиеся к созданию «тысячелетнего» царства благоденствия) движения от культа карго в Меланезии до раннего христианства и от «Пляски Духов» у индейцев прерий до нацизма.
    Кризисные культы представляют собой массовые аффективные, иррациональные движения, ставящие себе целью преодоление трудностей, выход из тупика в условиях, когда решение задачи разумными способами невозможно или же требует от общества таких усилий и самоограничений, на которые оно пойти не готово. Адепты кризисных культов не в состоянии избавить людей от раздражающих негативных явлений, но создают иллюзию избавления. Как правило, кризисные культы претендуют на способность преодоления не только частных трудностей (непосредственных причин, породивших то или иное из подобных движений), но и на решение основных проблем бытия, открытие смысла жизни и победу над смертью. Они сулят вечное счастье и благосостояние своим сторонникам и гибель всем, кто противостоит движению или равнодушен к нему. Только постановка подобных «сверхзадач» и дает возможность мобилизовать множество сторонников, на время забыть о реальных страданиях и потерях, масштабы которых во ввергнутом в пароксизм обществе лишь возрастают. Адепты кризисных культов всегда борются, таким образом, за иллюзорную цель, но против конкретного врага.
    МИЛЛЕНАРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

    Милленаризм и Милленаристское движение - тип религиозного движения, часто политико-религиозного, основанного на вере в неминуемость радикального социополитического преобразования сверхъестественным вмешательством - например, возвратом Мессии и наступлением нового тысячелетнего (отсюда и термин) золотого века. В средние века и в ранний период нового времени в Европе такие движения объединяли главным образом обездоленных и неимущих. Все подобные движения можно считать предполитическими ответами на культурное разрушение. В равной мере многие современные политические движения интерпретировались как содержащие элементы милленаризма, обещая коренные социальные и экономические преобразования, для немедленного выполнения которых нет никаких средств.
    Милленаризм (лат. millenium – тысячелетие), учение о «тысячелетнем царстве» – периоде в тысячу лет, в продолжение которого сатана будет скован, а святые мученики будут царствовать вместе с Христом, в награду за свою святость став участниками «первого воскресения». В эпоху Реформации и позднее милленаристские взгляды были распространены достаточно широко, однако они так и не были закреплены в официальном вероучении основных христианских церквей и деноминаций. Множество раз назывались конкретные даты второго пришествия Христа и начала тысячелетнего царства, однако все они оказывались ложными. Основной причиной называлась то, что для Христа 1000 лет как один день, а один день как 1000 лет.
    В социологии милленаристское движение рассматривается как движение коллективное, основывающееся на обещании всеобщего социального изменения сверхъестественным путем. Милленаристские движения появляются как значительная антропологическая проблема в период после Второй Мировой войны одновременно с неотложными проблемами социального изменения, экономического и политического развития в послевоенное время. Этот термин оказался полезным при антропологической попытке осмыслить человеческие реакции на колониальную политику и расширение глобальной экономической системы, которая обещала развитие и «модернизацию». Антропологи и другие ученые рассматривали милленаристические и другие социальные движения как потенциальное разрушение социального порядка, искали общую теорию, которая могла бы объяснить политическую революцию или предупредить ее возникновение.
    Также существует психологический подход, в рамках которого обсуждаются феномены потери доверия к существующему режиму и безоговорочной веры в обещания великих социальных изменений. Милленаризм же призывает к полному уничтожению всего социального и упорядоченного, практически эти движения носят анархический характер. С одной стороны, милленаризм во многом обусловлен эволюционизмом, в основе которого лежат идеи естественного развития, но с другой стороны он выбирает путь уничтожения социального порядка, что ведет за собой разрушение существующих ценностей и по сути своей является деградацией, пользуясь терминами эволюционизма.


    написать администратору сайта