Главная страница

Психологические характеристики


Скачать 312.83 Kb.
НазваниеПсихологические характеристики
Дата16.02.2022
Размер312.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаYagupov2 (1).docx
ТипДокументы
#364663
страница2 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава 1. Теоретические основы социально-психологических характеристик активных пользователей социальных сетей




    1. Понятие социальная сеть в современных источниках




В современном мире огромное количество контактов осуществляется через Интернет. Благодаря социальным сетям люди с разных частей мира получили возможность общаться друг с другом. Социальные сети становятся пространством формирования и закрепления различных культурных стереотипов. В конце прошлого века принципиально изменился стиль жизни человека, которая получила возможность налаживать те контакты, которые являются важными и ценными для нее, в наибольшей степени отвечают ее интересам. Теперь для того, чтобы взаимодействовать с представителями других культур, ему не обязательно даже выходить из дома.

В Интернет-среде формируется своя специфическая среда, которая изменяет характер взаимодействия между индивидами. Социальные сети практически не поддаются внешнему контролю, не имеют единого центра, а поэтому каждый в праве действовать в них так, как считает нужным. Интернет как современное средство массовой коммуникации формирует из пассивного слушателя в активного соучастника. Современный человек не просто стремится узнавать о событиях, он стремится их создавать.

Феномен Интернета и социальной сети рассматривали в своих исследованиях Н. Кастельс, А.В. Назарчук, И.А.Ачкурин. вопросу коммуникации в Интернет-среде посвящены труды С.В. Палия, А.А. Шапиро. При анализе социальных сетей нами было использовано также взгляды, освещенные в трудах А.Е. Жичкиной, И.Л. Мясникова

Социальная сеть является структурой, которая отражает отношения индивидов и связи между ними через разнообразные социальные взаимоотношения.

Термин «социальная сеть» в контексте информационной среды впервые использовал в 1954 году социолог Джеймс Барнс. Сегодня под этим термином чаще всего понимают виртуальную платформу, Интернет-сайт, веб-сервис, портал в Интернете, цель которого объединить как можно большее количество людей, предоставив им максимум возможностей коммуникации между собой [7, 153].

Социальные сети существовали всегда, однако последние технические разработки в сфере коммуникации сделали их доминирующей формой социальной организации. Мы стали свидетелями прихода новой, информационной эры, для которой характерной является самостоятельность культуры по отношению к материальной основе нашего существования.

Истоки онлайновых сообществ можно проследить, начиная с 1970-х годов. По своей сути они были близки к альтернативным движениям, которые начали зарождаться в конце 1960-х. По мнению исследователя Кастельса, такие первые онлайновые конференции возникли вследствие потребности в создании определенной коммунальной атмосферы после неудачных экспериментов на почве контркультуры в материальном мире [4].

Вследствие изменения социокультурной ситуации и расширения сферы влияния виртуальных сообществ их первоначальные связи с контркультурой становятся заметно слабее. Социальные сети становятся источниками самых разнообразных ценностей и интересов. Они функционируют, основываясь на двух принципах: свободной коммуникации организации сети.

Согласно первому принципу, общему для всех пользователей социальных сетей являются фундаментальная ценность свободы слова и свободного выражения мнения. Следующий принцип провозглашает возможность каждого найти собственное место в сети. В Интернете вы будете тем, кем себя называете, поскольку именно на основе этого ожидания со временем формируется сеть социального взаимодействия.

Исследователь И.А. Ачкурин выделяет следующие архетипические характеристики, которые использовались при построении виртуального мира:

        1. основное отличие в мире разделение на «наших» и «не наших»;

        2. нежелание отсрочить удовольствие;

        3. выдвижение на передний план личностных отношений;

        4. амбивалентное отношение к власти;

        5. плохое знание реальности не мифов о ней);

        6. враждебное отношение ко всему новому;

        7. фатализм;

        8. вера в ограниченность каких-либо благ;

        9. неумение представить и оценить перспективы;

        10. плохое чувство эмпатии [1, 17].

Человеческая коммуникация все в большей степени охватывается сетью технических стандартов, которые опосредуют все социальные взаимодействия и замыкают их в специфический технологический каркас, который можно назвать сетевой моделью [6, 65].

Общение людей сегодня является организованным через программу сетевых процессов. Основной характеристикой социальной сети является многоканальность. Если один из элементов выпадает из процесса коммуникации, она находит альтернативные пути передачи информации.

Сеть полимагистральная структура, в которой две точки всегда связываются множеством магистралей, а каждая магистраль состоит из множества отрезков и путей. Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно распространяться путем включения новых узлов, если те склонны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды (например, ценности).

Сеть имеет ячеистую структуру. Эта структура сводится к повторению одного и того же элемента. Благодаря этому принципу становится возможно охватить как можно большее пространство.

Согласно статистическим данным, среди рожденных в конце ХХ века, 96% людей зарегистрированы хотя бы в одной социальной сети.

Социальные сети никогда не сводятся к коммуникационным сетям, к перемещению имеющейся информации. Любой социальный субъект может свободно обрабатывать, накапливать, создавать новую информацию, быть субъектом свободного волеизъявления и действия.

Социальные сети представляют собой сложную проекцию общества на интернет-пространство, основанное на началах публичности, общедоступности, всеобщего равенства. Социальные сети нивелируют ролевые характеристики адресата и адресанта, каждый участник коммуникации имеет равное право голоса.

Теория сетей определяет понимание социальности, трактуя социальный контакт как бинарную коммуникацию, коммуникацию между тем, кто передает, и тем, кто принимает информацию [6, 67].

Социальные сети представляют собой пространство виртуальной коммуникации и является механизмом сетевой трансляции информации с такими характерными особенностями, как многослойность коммуникативных и метакоммуникативных актов, с размыванием границ между типом высказываний и коммуникативных действий и действенным механизмом преобразования авторских высказываний на общие интернет- мемы [8, 58].

Личные данные пользователей социальных сетей (их фотографии, биографические данные и предпочтения) становятся почвой для их интерпретации коммуникативных актов. Коммуникации в социальных сетях могут осуществляться несколькими способами: при помощи личных сообщений, комментариев, общение в группах и записей на «стене», а также косвенным, пассивным путем: в виде распространений и «лайков».

Характерной для общения в социальных сетях является значительная визуализация текста, то есть использование разнообразных «смайликов», картинок и «гифок» которые отражают эмоции или отношение человека,

частично или полностью заменяющие текст. Используется также употребление акронимов – сокращенных фраз или слов, образованных путем упущения гласных или аббревиатур. Это все объясняется тем, что главным в общении – донести свою мысль, передать эмоции. Традиционные правила грамматики и нормы общения отходят на второй план.

Важным способом общения в социальных сетях является обмен ссылками. Вместо того, чтобы рассказывать что-то своему оппоненту достаточным становится просто отправить ему ссылки на тот сайт или пост в социальной сети, где об этом говорится.

Особенностями социальных сетей является то, что информационное наполнение является неструктурированным, дискуссии возникают спонтанно. Продолжительность хранения информации является неопределенной, поскольку ее носитель или модератор группы может удалить ее в любой момент.

Общение в социальных сетях вызывает изменение восприятия времени и пространства. Если раньше основой человеческого общества была привязанность человека к конкретному месту работы и среды обитания, то сегодня, в силу новых коммуникативных возможностей, связь с локальным средой заметно ослабевает. Географически удаленные друг от друга регионы могут быть в плане поведения значительно ближе друг к другу, чем соседние. Люди стремятся реализовать, прежде всего, личные потребности, они имеют возможность строить группы, согласно собственных интересов и цели, без учета определенных географических границ.

Социальные сети помогают человеку не привязываться к той культурной среде, в которой он находится непосредственно. Даже попадая в инокультурную среду, человек получает возможность поддерживать постоянные связи с представителями своей культуры, оставаясь в пределах привычного ему дискурса. Таким образом, социальные сети могут замедлять или нивелировать процессы ассимиляции.

Обмен информации происходит практически моментально, причина и следствие реализуются практически одновременно. Однако информация попадает к получателю не тогда, когда непосредственно ему направлено, а тогда, когда есть прочитанной.

Сущность сети целесообразно описать через понятие ризомы, разработанного в трудах Ж. Делеза и Ф. Гватари. Социальные сети построены по ризоматичному принципу и их характеристики соответствуют основным характеристикам ризомы. Согласно этой концепции, ризома не имеет исходной точки своего развития, она принципиально децентрована. Любая точка может быть объединена с любой другой, ни одна из них не имеет преимуществ над другими. Разрыв в ризоме может произойти в любом месте, при чем, это происходит без всякого вреда для системы [2].

В ризоме каждая черта не отсылает с необходимостью к лингвистической черте: семиотические звенья любой природы сочетаются здесь с самыми различными способами кодирования. Ризома соединяет семиотические звенья, организации и обстоятельства, отсылающие к искусству, науке или социальной борьбе.

Понятие единства появляется только тогда, когда в множественности власть захватывает означаемое или, когда в ней происходит определенный процесс, который отвечает субъективизации.

В ризоматичной системе коммуникация осуществляется от одного соседа к другому, все индивиды взаимосвязаны и определяются только по состоянию в конкретный момент, так что локальные операции координируются, а глобальный конечный результат синхронизируется независимо от центральной инстанции. Ризома является ацентрированной, неирархичной и неоднозначной системой, без организаторской памяти или центрального автомата, уникально определяемых только циркуляцией состояний.

Структура социальных сетей соответствует структуре и запросам современного общества, которое является таким же децентрализованным и

ризомным. Изменение в обществе было обусловлена потребностью получать сегментированную информацию. Публичность становится интерактивной, люди перестают быть просто пассивными слушателями, собственно поэтому принцип социальных сетей сегодня является как никогда актуальным.

В виртуальном мире центр есть везде, тогда как окраина вообще отсутствует. Как отмечает Н. Маклюэн: «С появлением спутника, планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры [...]. На космическом корабле «Земля» нет пассажиров, здесь каждый является членом экипажа» [5, 28]. Люди сегодня больше занимаются производством, чем потреблением, особенно это касается информации, они стремятся создавать события, чем быть их свидетелями.

В основе социальной сети лежит коммуникация индивидов. Современный человек окружен сетью социальных контактов, которые становятся все более безличностными и мимолетными. Контакт должен легко завязываться и быстро завершаться. Социальные сети создают пространство, в котором человек может наиболее полно реализовать свои потребности в такой образ, которого требует современное общество. Интернет сделал возможным придания устойчивости межличностным, часто случайным контактам.

В общении в социальных сетях реализуются несколько видов коммуникации: межличностная, межгрупповая, межсоциумная, коммуникация между собой и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом [3, 132].

В коммуникативной ситуации сетевого общения существуют такие формы речи: монолог, диалог и полилог, в условиях общения в Интернет- среде приобретают новых специфических признаков.

Монологическую речь в условиях общения в социальных сетях приобретает направленности на диалог. Монолог как подвид диалогической речи, поскольку он является репликой большого диалога, а, следовательно, является ориентированным на ответ. Сочиняя сообщения, статусы или посты

человек осознает, что они будут прочитаны другими, а потому использует различные риторические вопросы, обращения к потенциальным собеседникам.

Такие сообщения, а также сообщения с цитатами или ссылками является подвидом монологического вещания, однако направлены на стремление поделиться информацией, а, следовательно, имеют потенцию к превращению в диалог или полилог, при условии заинтересованности со стороны других и их замученности путем комментирования или распространение.

Отличием от диалога полилога является то, что он направляется не на конкретного адресата, а на широкую аудиторию. Диалогические сообщения могут направляться частно, оставаться на персональной странице или создаваться с указанием конкретного адресата [3, 136].

Аллюзией на невербальное общение в социальных сетях могут выступать «лайки» и «распространение», а также замена вербальных сообщений картинками или «гифками». Своеобразным привлечением других к общению является загрузка новых фотографий или замена главной фотографии профиля.

В полилогическом общении все участники являются равноправными, каждый имеет право высказать свое мнение и быть услышанным. Такое общение инициируется адресатом, который создает сообщение, которое имеет формальную структуру монологического вещания. Если эта тема интересна другим, они высказывают свое мнение, комментируют, в процессе комментирования могут зарождаться споры, в рамках полилога могут формироваться диалоги, если двое из участников коммуникации имеют противоположные мнения и разворачивают тему в интересном для них направлении.

Жизнь индивидов состоит из сообщений, которые становятся основными в социальных сетях. Не важно, кто является носителем сообщения, главное информация, которая в нем содержится.

Социальные сети в большой степени обусловливают процессы глобализации, поскольку лежат в основе сжатия пространства, увеличения взаимозависимости между различными частями мира.

Особенностью социальных сетей является их относительная закрытость относительно общей Интернет сети. Она заключается в том, что доступ к информации в социальной сети может получить только ее участник и лишь тогда, если ее владелец откроет к ней доступ. В таких сообществах основным объектом является не информация, а люди. Поэтому проанализировать структурированность информации, ее адекватность и сохранность трудно. Рядом с закрытыми социальными сетями существуют также открытые, доступ к которым является открытым для пользователей Интернета не зависимо от того, есть в них зарегистрированными. Примером такой социальной сети может считаться TWITTER.

Итак, социальные сети являются способом организации межчеловеческих контактов, минимально зависимым от времени и пространства. Для них характерно отсутствие четкой структуры и единого центра. Каждый участник социальной сети является соавтором общей Интернет-среды.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта