Главная страница
Навигация по странице:

  • Гносеология

  • Социальная философия

  • Этика

  • 3.Философия Древней Индии

  • 4.Древнекитайская философия

  • Конфуцианство

  • Мин цзя, «школа имен» (номинализм)

  • Школа «инь-ян» (натурфилософия)

  • Философия. Философия как наука. Структура философского знания


    Скачать 171.67 Kb.
    НазваниеФилософия как наука. Структура философского знания
    АнкорФилософия
    Дата02.01.2021
    Размер171.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_otvety_k_ekzamenu.docx
    ТипДокументы
    #165519
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Философия как наука. Структура философского знания

    Прежде чем рассматривать вопрос о структуре философского знания, необходимо ввести некоторые понятия - это объект и субъект. Субъект - это тот, кто действует, направляет на что то своё внимание. И поскольку источником активности выступает обычно человек, то его по преимуществу и именуют субъектом. Объект- это то, на что воздействует субъект, это пассивная сторона отношений. Объектом воздействия или познания, наблюдения может быть любой фрагмент мира: природа, другие люди, собственные мысли. Объект и субъект - это понятие соотносительные.

    Существуют ещё два понятия - это объективное и субъективное.

    Объективным называют всё, что не зависит от нашего сознания и воли, то есть от внутреннего мира.

    Субъективное- это прямая противоположность объективному, это обозначение нашего внутреннего мира желаний, мыслей, чувств - всего того, что мы непосредственно переживаем.

    В реальной жизни объективное и субъективное постоянно переходят друг в друга. Главным объектом внимания науки выступает объективный мир, то есть конкретные науки исследуют либо окружающий мир независимо от человека, либо человека независимо от мира. Предметом же Философии является человек в его отношении к миру, то есть какие существуют связи и взаимодействия между человеком и окружающим миром. Мир, который исследует философия - это и окружающий космос, земная природа, сфера человеческой коммуникации, то есть всё многообразие действительности, с которой человек соприкасается, все, что служит объектом для воздействия человека и активно влияет на нас.

    Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные части, различающиеся тематикой. Основными разделами философского знания являются:

    - философская онтология или учение о бытии рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией? Онтология стремится создать определённую картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность.

    Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реальность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафизика – учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающиеся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.Онтология создает философскую картину мира, используя данные науки. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Она стремится заглянуть в подоснову той картины, которую дает наука.

    -Гносеология, или философское учение о познании, - отвечает на вопросы: познаваем ли мир и, если да, то насколько? Как человек познает его?

    -Философская антропология, или философское учение о человеке.

    -Социальная философия, изучающая наиболее общие характеристики общественной жизни.

    -Философия истории  изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории.

    -Этика – учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории – добро и зло.

    2.Философия как мировоззрение

    Мировоззрение – это совокупность представлений человека о мире и месте человека в этом мире. Из определения следует, что всякое мировоззрение есть знание, но не всякое знание есть мировоззрение. Мировоззрение есть знание, которое: является совокупным, то есть формируется в результате обобщения очень широкого круга явления; содержит оценку, выражающую отношения людей к окружающему и происходящему; служит руководством к действию (является мотивацией поведения). Из содержания мировоззрения вытекает его структура, предполагающая: -       знание о конечных причинах сущего; -       оценку окружающего и происходящего; -       действие, основанное на определенной оценке (мотиве).

    Структура мировоззрения определяет его функции.

    1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;

    2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;

    3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).

    Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования. Поскольку основным способом добывания, хранения и обработки знания является наука, постольку типология мировоззрения осуществляется на своеобразии отношения мировоззрения к науке: 1) мифология – донаучное мировоззрение; 2) религия – вненаучное мировоззрение; 3) философия – научное мировоззрение.

    Философия является мировоззрением именно в силу того, что она так или иначе, в конечном счете, вырабатывает картину мира, относящуюся к воображаемым объектам, устанавливаемым посредством рефлексирования. Философия как мировоззрение, от начала до конца, рефлексивно. В философии мировоззрение обретает свою самость.

    Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:  -космоцентризм;  -       теоцентризм;  -       антропоцентризм.  Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов. Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространен в средневековой Европе).  Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). Философия – «любовь к мудрости1». Однако, смысл и назначение философии выходит далеко за пределы «любви к мудрости». Философия есть мировоззрение, поэтому она вооружает человека картиной мира и парадигмой мышления, то есть выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Философия вырабатывает картину мира, служит мировоззрением, и, формируя парадигму мышления, является методологическим ориентиром.

    3.Философия Древней Индии

    Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

    Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).

    Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).

    Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).

    С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

    К основным положениям философии Древней Индии относят:

    совершенствование внутреннего мира человека;

    желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;

    искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;

    восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;

    неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;

    постижение знаний путем длительного сознательного погружения;

    подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

    Философские школы Древней Индии

    В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.

    К ортодоксальным школам относятся:

    Ньия – самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.

    Вайшешика – проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.

    Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа.
    К неортодоксальным школам Древней Индии относят:

    Джайнизм – учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной.

    Главной целю всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.

    Буддизм – согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – не причинение вреда окружающим.

    4.Древнекитайская философия

    В древней китайской философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов: многие из них имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными -- полулюдьми. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения неба и что «воля неба» постигается через гадания, а также через предзнаменования.

    В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

    1. Конфуцианство: 2. Даосизм: 3. Моизм: 4. Школа законников5. Школа имён (мин цзя). 6. Школа «инь-ян»

    Конфуцианство

    Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы, живший в 551 - 479 гг. до н.э.

    Главными проблемами учения Конфуция являются нравственная природа человека, жизнь государства, семьи, принципы управления. Что же представляют собой ключевые моменты учения древнего мыслителя, ставшие впоследствии краеугольным камнем конфуцианства - идеологической системы, господствовавшей в Китае на протяжении многих столетий?

    Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли - «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли объединяет традиционные установления и этические нормы, существовавшие в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу. «Без соблюдения ли ничего не смотреть и ничего не слушать; без соблюдения ли ничего не говорить и ничего не делать», - поучал Конфуций своих учеников. философия китай конфуцианство даосизм

    Особое значение Конфуций придавал категории сяо («сыновней поч-тительности»), в которой он видел моральную опору для осуществления своего учения. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), которому должен следовать всякий, желающий жить в согласии с самим собой и другими.

    Даосизм

    Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), имевший многочисленных учеников и последователей. Учение мудреца распространялось вначале устно, а в дальнейшем было изложено в книге «Дао дэ цзин», составленной, вероятно, в IV в. до н.э. Даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в абстрактно-философском категориальном аспекте - проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Отсюда делались выводы относительно человека и общества.

    Основная философская идея «Дао дэ цзина» состоит в том, что много-образный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути - дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств. Дао - это «глубинная основа всех вещей». Оно - внутренняя сущность материального мира, невидимое начало.

    Моизм

    Третьей крупной философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы) (479-400 гг. до н.э.).

    Центральное место в этическом учении Мо-цзы занимает идея «всеобщей любви» цзяньай, противостоящая конфуцианскому принципу жэнь. Он считал, что смуты и распри в стране произошли оттого, что люди перестали любить друг друга.

    Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Отсюда следовало, что подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ.

    Центральное место в теории Мо-цзы занимает тезис о «трех критериях» (сяньбяо). Философ считал, что суждение об истине и лжи, о пользе и вреде каких-либо деяний нужно сопоставить, во-первых, с «делами мудрых правителей прошлого»; во-вторых, с «действительностью, воспринимаемой глазами и ушами»; в-третьих, «с той пользой, которую эти дела приносят стране, народу». Таким образом, исходным пунктом процесса познания рассматривается опыт, добытый предками и накопленный современниками.

    Легизм

    Легизм - учение школы фацзя («законников») - послужил мощной идеологической опорой крупных земельных собственников и городских богачей, то есть новой имущественной знати, усилившейся в Китае в IV-III вв. до н.э. Законники были сторонниками установления государственных законов ради преобразования общества. К представителям легизма относятся Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 гг. до н.э.) - создатель теории государственного управления. Законники противопоставили конфуцианскому ритуалу «ли» закон «фа». Отказавшись от метода убеждения, они целиком положились на правовое принуждение и наказание, совесть заменили страхом.

    В своем мировоззрении Хань Фэй-цзы опирается на даосизм. Дао рассматривается им как юридический закон, которому подчиняется само небо. Все подчинено законам - небо, вещи, человек. Исключению подлежат только дао и правитель, являющийся государственным воплощением дао. Мыслитель указывает на две стороны закона - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных. Он приводит многочисленные примеры для подтверждения своего положения о том, что в управлении страной государь должен опираться на следующие факторы: 1) фа - закон, 2) ши - силу власти, 3) шу - искусство управления людьми.

    Особое значение легисты уделяли хозяйственной функции государства, его регулирующей роли в экономике, в поддержании цен на рынке и т.д. Для укрепления власти правителя они предлагали ввести государственную монополию на разработку естественных богатств и передачу доходов в государственную казну.

    Мин цзя, «школа имен» (номинализм)

    Эта школа (ее представителей называли также номиналистами, искателями истины) сложилась в IV - III вв. до н. э. Основная идея этого философского направления заключалась в следующем. В обществе происходят изменения, старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию, в результате чего «начинают враждовать между собою названия и сущность вещей».

    В школе мин цзя сложились два направления. Первое (его главным представителем был Хуэй Ши (ок. 370-310 гг. до н. э.)) делало основной акцент па относительности различии между предметами. Второе (главный представитель Гунсунь Лун (ок. 325-210 гг. до н.э.))абсолютизировало различия в вещах. Акцентирование внимания па отдельных противоположных качествах явлений и предметов приводило к софистическим утверждениям.

    Школа «инь-ян» (натурфилософия)

    В начале I тысячелетия до н. э. в Китае складывается натурфилософская концепция, основные идеи которой надолго сохранили свою значимость. Из мифологии заимствуются понятия Инь и Ян, которые получают более широкую трактовку. Инь и Ян противостоят друг другу, но одновременно и зависят друг от друга, взаимопроникают друг от друга, что находит выражение в известной эмблеме.

    Считалось также, что существует эфир, состоящий из материальных частиц - ци. Взаимодействия этих частиц порождают пять первоначал: воду, огонь, дерево, металл, землю. Среди пяти стихий особо выделялась земля, что подчеркивало важность сельского хозяйства. Первоначала имели свойство переходить друг в друга: дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода опять порождает дерево и т. д.

    Уже на ранней стадии развития китайской философии проявляется её специфическая направленность - подчиненность философии политической практике, вопросы управления страной, отношении между различными группами в обществе, вопросы этики, ритуала стояли па первом месте. Натурфилософские представления использовались как рекомендации для организации общественной жизни.

    В книге «Щу цзин» говорится о трех моральных качествах и использовании их в управлении. «Первое (качество) - (умение делать вещи) правильными и прямыми, второе - (умение) быть твердым, третье - (умение) быть мягким.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта