Философия. Философия как наука. Структура философского знания
Скачать 171.67 Kb.
|
14.Крайний сенсуализм Нового времени: Дж. Беркли, Д. ЮмВидными представителями субъективного идеализма в Новое время были епископ Дж. Беркли и Д. Юм. Джордж Беркли (1685- 1753 Он считал, что вещи - это комбинации наших ощущений; они, следовательно, существуют постольку, поскольку человек их воспринимает. Как очевидно, философия Дж. Беркли близка сенсуализму Дж. Локка, Беркли все свойства вещей рассматривает в духе вторичных качеств, исключительно как зависящие от наших органов чувств. Все вещи, все их свойства - лишь наши ощущения, наши восприятия. По Беркли, быть, существовать - значит -«быть воспринимаемым». Огромное влияние на развитие философии Нового времени оказал Д. Юм. Д. Юм (1711- 1776) - английский философ, историк, экономист, публицист. Если Локк видел источник наших ощущений во внешней реальности, а Беркли - в духе воспринимающего субъекта, то Юм рассуждал следующим образом: существует ли внешний мир, материальная природа как источник наших ощущений, этого доказать нельзя. Наш разум имеет дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То, что внешний мир не существует объективно, мы тоже не можем доказать. Наши восприятия также мало говорят нам как о его существовании, так и о его несуществовании. Такую позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм. Все восприятия Д. Юм разделял на два вида по степени силы и живости. Первые - более сильные и более живые - это «впечатления», восприятия, которые осуществляются непосредственно, т.е. когда мы слышим, видим, чувствуем и т.п. Вторые - «идеи» (представления) - более слабые, поскольку они являются копиями «впечатлений». Юм отличал также восприятия, получаемые посредством воздействия внешнего мира, от восприятий нашего внутреннего мира (рефлексия). Что касается разума, то он, по мнению Юма, ко всем этим восприятиям не может ничего добавить; он может их лишь разделять, соединять и т.п. В концепции Юма важное значение отводится опыту. Его трактовка опыта противостоит локковской. Он исключал из опыта весь внешний мир. Опыт относится лишь к освоению восприятий в нашем сознании, к упорядочению впечатлений и представлений. 15. Рационализм нового времениРене ДекартЗначение Декарта для развития современной науки и философии огромно: утвердил " новые принципы философии ", способствовал развитию математики, является творцом аналитической геометрии, занимался проблемами физики. Ко всем наукам Декарт пытался применить особенности математического метода познания, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Рационалистический метод Декарта - философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика. Суть метода - в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция - это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения; разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия.Дедукция - это действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения. 3 основных правила дедуктивного метода: 1. Во всяком вопросе должно содержатся неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного. 3. В вопросе также должно содержатся нечто известное. Дедукция - это определение неизвестного через ранее познанное и известное. К идеалистическому представлению о полной независимости мысли человека от его тела Декарт приходил в результате развития метода, где начало интеллектуальное было, как единственное истинное, противопоставлено началу телесно - чувственному, способному вводить нас в заблуждение. Максимальные обобщения сводятся к положению, согласно которому допустимо существование только двух прямо противоположных субстанций. Одна из них – материальная, её атрибут - протяженность. Другая субстанция – духовная, её атрибут - мышление. Бенедикт Спиноза 1. Вывел единую изостанцию- это природа, которая ни кем не создана, существует по своим законам. 2. Ввел принцип пантеизма - Бог растворяется в природе. 3. Ввел понятие модусы - в примитивном смысле - это отдельные вещи, существующие в природе. 4. Человек - это сложный модус, состоящий из двух простых модусов: тело и души. 5. Атрибуты и субстанции: протяженность, мышление. 6. Вывел 3 ступени познания. Самая простая - это чувственные познания. Вторая - сложные познания, интеллектуальное рассуждение и разум. Высший вид познания - интуиция. 7. Немало важное значение в его учение сыграет этика и свобода: «Свобода - есть осознанная необходимость». Спиноза стремился построить философию на основе достоверных исходных положений. В качестве образца достоверности избрал геометрию с ее аксиомами и строгим выводом теорем. Поэтому он изложил свой основной труд “Этику” геометрическим методом. Сначала в этом сочинении Спиноза дает определения, после этого формирует аксиомы, а затем на базе сделанных ранее определений и аксиом доказывает теоремы. Она - причина самой себя. Природа рассматривается, как “природа творящая” - Бог, и природа сотворенная. Он утверждал, что в природе нет ничего случайного, а есть только необходимость. Второй - знание, продуцируемое умом (характерна ясность и отчетливость, достоверность свойственных ему истин). Третий - знание, которое опирается на ум, но не является опосредованным доказательством (дает истины как плод непосредственного созерцания ума). Этика Спинозы рационалистична. Человеку важно сохранить себя извлечь пользу. Однако на путях к пользе надо не желать зла другим. Необходимо принять, осмыслить и истолковать детерминацию, опосредующую поведение и принять правильное решение. Вильгельм Готфрид ЛейбницРационализм философии Лейбница - стремление выявить и установить принципы методологии: 1) всеобщих различий (обращает внимание на несходство вещей, попадающих в поле зрения человека); 2) тождественности неразличимых вещей (требует допущения наличия в мире тождества между вещами); 3) всеобщей непрерывности (временная и содержательная “взаимосвязь” вещей в смысле логической их взаимосогласованности); 4) монадической дискретности (признание делимости всего сущего в связи с тем, что в основе его лежат особого рода духовные атомы, обладающие самостоятельностью) 5) полноты и всеобщего совершенства. (означают, что познающий субъект в каждый момент своего бытия обладает возможной для этого момента ясностью восприятия и полнотой знания, а в дальнейшем его знания возрастают к абсолютной истине) 6) фиксирующий переход возможного в действительное; 7) базирующийся на законе объединенного тождества, представляющего собой синтез формально-логических законов противоречия, тождества и исключенного третьего; 8) вытекающий из закона достаточного основания (истинность или ложность того или иного утверждения могут иметь место только на определенном основании); 9) принцип всеобщей связи; 10) максимума и минимума (все в мире приходит к максимальным результатам при минимуме средств). Суть принципа в ориентации на то, чтобы при минимуме правильно избранных приемов достичь максимума результатов. Согласно Лейбницу, монады — простые, неделимые субстанции, “истинные атомы природы. Однако монада — нечто нематериальное, она является вечной и неуничтожимой, выступает центром деятельной силы. Уничтожить монаду можно только сверхъестественным путем. Монады отличаются друг от друга и находятся в непрерывном изменении. Делит монады по степени развития на: простые (обладающие лишь смутными представлениями); монады — души (обладающие ощущениями и представлениями); монады — духи (разумные существа — люди). В учении о монадах Лейбниц отразил свое понимание природы диалектики развития всего сущего, не отрицающей ни Божества, ни предустановленной гармонии, ни самодеятельности субстанции. 16.Филомофия французского просвящения |